Catharsis

Catharsis
Мы хотели создать гитарную пластинку

02.03.2011

Архив интервью

Когда группа после успешного релиза довольно продолжительное время не выпускает новый альбом, публика очень остро реагирует на получившийся результат, разбирая его по косточкам. Может, в этом и есть причина столь неоднозначной реакции на новый «Светлый Альбомъ» группы Catharsis. Все-таки пять лет ожидания – это очень долгий срок, и в жизни поклонников, равно как и в их восприятии музыки неизбежны определенные изменения. Однако  у музыкантов есть наготове обстоятельные ответы на все вопросы, связанные с последними событиями вокруг группы. Расположившись в уютном ресторане близ метро «Сокол», мы подробно обсудили различные аспекты создания нового альбома, перипетии в стане группы и грядущие планы коллектива с основным идеологом и гитаристом Catharsis Игорем Поляковым и менеджером группы Андреем Максимкиным.

Почему релиз «Светлого Альбома» столь сильно задержался?


Игорь: Действительно, выпустить альбом планировалось раньше - год или два назад. Но на тот момент атмосфера в группе была не самая лучшая. Можно было выпустить альбом «для галочки», но это было бы неправильным. У нас уже были периоды в истории группы, когда в ходе конфликта велась творческая работа, но, как показывает практика, ничего хорошего из этого не получалось. Поэтому мы ждали подходящего момента, когда ситуация внутри коллектива несколько стабилизируется. И когда мы пришли ко взаимопониманию, вот тогда мы и приступили к записи полноценного альбома.

Альбом оправдал ваши ожидания? Хочется ли что-нибудь изменить в проделанной работе?

Игорь: Это не нам судить. Люди начинают трезво оценивать материал по истечению какого-то промежутка времени: через год или два. Сейчас мы не сможем адекватно оценить эту пластинку, так как недавно ее записали. И это вполне нормальная ситуация. А вот когда по истечении времени в голове все уляжется – вот тогда об этом можно будет говорить. Сейчас же мы воздержимся от каких-либо комментариев. Альбом нам всем нравится. Андрей вообще считает, что это лучшая пластинка группы за всю ее историю. Да, мы довольны результатом, но на 100% сказать, что альбом получился реально сильным, не можем. Хотя все эксперименты и задумки, которые первоначально для нас ставились – они, наверное, получились. Что касается изменений – да, сейчас я хотел бы кое-что изменить или доработать. Так всегда бывает. Если бы я был сейчас всем доволен – значит, я окончательно отупел, и мне стало на все наплевать.

Какая из песен на новом альбоме создавалась дольше всего, а какая, наоборот, на одном дыхании?

Игорь:
На самом деле, тяжелее всего делалось интро “A{O}MEN”. Композиция рождалась в муках творчества - изначально задумывалось одно, а в итоге получилось совершенно другое. Но все остались довольны полученным результатом. Остальные песни «прошли» достаточно быстро: некоторые из них были готовы 3 - 4 года назад, а какие-то создавались буквально за месяц до записи. Для примера приведу композиции «Иной» и «Детям Вольного Ветра», которые были написаны еще в далеком 2007 году. А композиция “Catharsis” была готова в инструментальном виде 2,5 года назад и дожидалась своего часа в ящике стола.

Судя по названию студийника, в альбоме заключена некая концепция о чем-то «светлом  и добром». В чем его концептуальность? И какова его основная идея?

Игорь: Мы всегда старались нести в песнях какой-то позитив, чтобы люди, послушав пластинку и сходив на наш концерт, получили массу положительных эмоций. Светлый альбом, светлые эмоции, светлые чувства. Сейчас и так в жизни все дерьмово вокруг, так зачем музыкой толкать какие-то идеи и решать проблемы глобального масштаба? А главная «фишка» в названии альбома – это твердый знак на конце. Мы любим играть в подобные штучки: Свет и Тьма, Добро и Зло. Здесь все то же самое: «АльбомЪ» с твердым знаком – тяжелый, «темный» по названию. Но в тоже время он и «Светлый». Как Инь и Янь.

Смысл ваших текстов достаточно сложно понять даже при повторном прослушивании. Откуда берутся подобные темы?

Игорь: Бывает так, что идеи приходят от увиденного, прочитанного, от личных переживаний, или же возникают прямо из воздуха. К примеру, Олег Мишин мне присылает какую-то музыкальную концепцию, и у меня тут же рождается некая идея. Я не знаю, откуда она берется, честное слово! Далее - дело техники: ты ее прописываешь, правишь, что-то добавляешь, и получается песня. Но автор музыки обязательно должен быть близок к идее, а не притянут к ней за уши. Вот тогда получается по-честному.

Было ли желание написать более приземленный и, может быть, банальный текст?

Андрей: Мы, кстати, недавно с Сашей Тимониным обсуждали, что в плане эксперимента стоит выдать текст на более бытовую тему. Ну, например, рассказать историю, как мальчик встретил девочку, как девочка кинула мальчика, мальчик пошел и прыгнул из окна. Но только нормальными, человеческими словами. Без всяких там абстрагизмов и игр со словами.

Игорь: Но тогда и песня должна быть соответствующая. С соответствующей музыкой. Если сделать композицию именно в нашем музыкальном формате про то, как мальчик кинул девочку, девочка кинула мальчика, и все прыгнули из окна – думаю, выйдет не лучший вариант логичного сочетания музыки и текста. Но стоит обдумать этот вариант…

Согласно буклету, в создании песен принимали участие не только музыканты группы Catharsis. Александр Дронов, Сергей Кудряшов, Сергей Скрипников - это ваши друзья или же коллеги по музыкальному цеху?

Игорь: Да, ты прав, это наши близкие друзья. Мы привлекли для работы над нашей пластинкой людей, которые являются профессионалами в каких-то музыкальных областях. Саша Дронов – это всем известный и многоуважаемый клавишник Всея Руси. Когда мы работали над созданием клавишных тем для пластинки, была идея сделать в некоторых местах не совсем стандартные клавишные проходы. А лучше Саши это сделать не смог бы никто. Я ему позвонил, предложил скрестить умы. Он сразу же согласился. У него тоже были свои идеи и мысли, и главной задачей было гармонично наложить эти идеи друг на друга, тем самым придя к компромиссу. С Сережей Скрипниковым получилось то же самое – у него были определенные музыкальные наработки, с которыми я предложил Сереже поработать. В итоге после долгих трансформаций получилась композиция “A{O}MEN”. Сергей Кудряшов тоже внес свою лепту – подкинул много музыкальных идей, которые мне понравились, в результате чего идеи путем доработок вылились в музыку таких песен, как «Верный Ангел Мой», «Вечный Странник» и «Семь Дорог». Мы всегда поддерживаем подобные эксперименты, привлечение новых людей, которые вносят что-то свежее со стороны, получается что-то новое, интересное. На будущее хочется сказать, что в плане работы над новым альбомом мы также будем привлекать много новых товарищей со стороны.

Работая над этим альбомом, представляли ли вы, как должен выглядеть следующий релиз, либо это на данный момент было столь не важно?

Игорь: Нет, не представляли, есть лишь далекие, условные мысли. Скажу больше – у нас уже готовы в черновом варианте 3 или 4 песни, но общей концепцией они не объединены. Это обычные идеи, наработки, но что из них через год получится – я не знаю. Мы только начинаем работать над альбомом.

Андрей: Опять же, мы пока не представляем, каким будет новый материал в плане звука. Например, наметки на звук для нашего последнего альбома были представлены аж в 2007 году, когда появилась композиция «Возьми Меня К Воротам Вавилона». Именно в ней появились тяжелые вставки, качевые риффы, которые и обозначили направление к более тяжелому, грязному звуку.

Игорь: «Светлый Альбомъ» только вышел, ажиотаж относительно альбома еще не утих. Мы всегда стараемся здраво оценивать критику, учитывать комментарии на форумах. И только получив объективную картину по альбому в целом, мы будем прикидывать, в каком направлении нам двигаться дальше. Может быть, к лету, когда мы начнем наметочную студийную работу, будем иметь более полное представление о его желаемом конечном звучании.

Были ли у вас какие-либо принципы, планы при создании этого альбома?

Андрей: Очень хотели уложить альбом в 40 минут. Чтобы у слушателя снова и снова появлялось желание нажать кнопку “Play”, а не слушать альбом 80 минут и ждать, когда он, чёрт возьми, закончится, как, для примера, в очередной раз сделали Iron Maiden.

Игорь: Мы действительно хотели создать «гитарную» пластинку, максимально тяжелую, максимально живую по звуку, чтобы присутствовали «грязные» моменты. И те песни, которые втиснулись в эту концепцию, туда вошли. А ежели бы мы планировали звучание больше с симфоническими аранжировками, то, конечно, туда бы вошло больше баллад, нежели боевиков. В итоге у нас осталась пара песен, не вошедших в релиз. Одна из них сейчас переделывается и войдет в следующий альбом, а вторая, скорее всего, пропадет. Можно было сделать гораздо больше песен, но мы сознательно от этого отказались. Соглашусь с Андреем - лучше еще раз прослушать альбом, чем делать 80-минутные полотна.

Андрей: В момент мастеринга нам пришлось укоротить некоторые вступления у песен. Например, на одной из песен Саша Дронов немного развернулся, создав клавишное полотно длительностью больше минуты, но в итоге нам пришлось эти полотна «почикать»: альбом только начинает набирать скорость, а тут начинаются клавишные завывания…

И как на это отреагировал Александр? Не обиделся?

Игорь: Нет, Саша никогда не обижается, к тому же изначально многие клавишные партии записывались в качестве эксперимента. Ему самому жутко понравилось с нами работать. Мы дали ему полную свободу действий, лишь указав «правильность» звучания. И Саша развернулся по полной программе. Профессионал, что еще сказать.

Андрей, в одном из прошлых интервью вы сказали, что альбом будет "бомбой" на российском «тяжелом» рынке, а группа по звучанию отойдет от так называемого пауэр-метала. В отношении нового релиза так сказать крайне трудно... Ваши комментарии.

Андрей: Я являюсь ярым сторонником грязного гитарного звука, который и присутствует на новом альбоме. Ну и альбом получился достаточно современным, динамичным. Я абсолютно всем доволен. Это далеко не пауэр Отличное молотилово! И кстати, первый альбом Catharsis, который я могу слушать дома. (Смеется).

Кстати, да, это «бомба»! Пойми, что «Крылья» стали тем самым «Крыльями» в сознании людей далеко не через месяц после выхода, и даже не через год. По нашим ощущениям, он «дошёл» до слушателя году этак в 2007-м. Нет сомнений, что также будет и со «Светлым Альбомом». У нас бомбы такие… замедленного действия!

Игорь:
Соглашусь с Андреем, стопроцентной пауэрной пластинкой альбом никак назвать нельзя. Мы сами изначально не хотели делать тупо пауэр-метал, потому что нам самим это не настолько интересно.

Насколько «честно» вы записываетесь в студии? Особенно в плане вокала, ведь некоторые моменты на альбоме запишешь далеко не с первого дубля.

Игорь: Олег Жиляков у нас достаточно сильный вокалист, он вполне сможет записать все с первого дубля. Но он как профессионал, как музыкант, понимает, что в какой-то момент он мог бы спеть лучше, с первого раза не поймав нужную эмоцию или «съев» необходимую динамику. Все это делается в несколько дублей - пишем несколько вариантов, выбираем лучший, и этот лучший вариант еще раз прописываем, но уже с максимум драйва и эмоций.

Андрей:
Весьма удачно получилось с записью песни «Верный Ангел Мой». С первого дубля Олег прописал вокал в куплете немного с хрипотцой, в результате чего он хотел все переделать. Но Саша с Игорем его отговорили: «Ты что? Офигенно получилось! Уйди от микрофона!».

Игорь: И это притом, что текст песни я ему продиктовал ночью по мобильному телефону, а утром мы уже ехали на студию. Олег снова наорал, что у нас ничего не готово. Но вот мы приезжаем в студию, и он с первого дубля дает эту эмоциональную запись. Яркий пример того, что можно записать все с первого раза.

Что касается гитар: все по тому же принципу – записал, прослушал. Можно лучше? Пишем лучше. Но здесь мы писались совершенно по новой, модной за рубежом, системе «реампинг». Гитара пишется чистым звуком на какой-нибудь домашней студии, без обработок. А потом этот чистый сигнал отправляется продюсеру, в нашем случае продюсером выступал Саша Пэт, известный по работам с такими группами, как Edguy, Avantasia, Kamelot, Angra и множеством других. А уж он, в свою очередь, прогоняет запись через кучу комбиков и усилителей, получая необходимый металлический звук.

Как вы оцениваете его работу? Воплотил ли он в реальность ваши идеи в плане звучания альбома?


Игорь: Мы, мягко говоря, обалдели, когда получили от него первый микс. До отъезда в тур мы отправили все записанные партии Саше. Уже во время тура он нам присылал свои мысли и видения композиций. И мы, находясь на концертной площадке на саундчеке в одном из городов, прослушали первый микс. Андрей от услышанного был просто в поросячьем восторге!

Андрей: Я был в восторге из-за того, что человек моментально понял, что мы хотим получить. Поймал идею в отношении самого звучания альбома.

Игорь:
Я, конечно, представлял, каким в итоге получится звук. Но такого результата я никак не ожидал. Изначально Саша сказал так: «Парни, если я буду работать над этим альбомом, то его финальное звучание будет именно таким, каким я его себе представляю. Я, безусловно, выслушаю все ваши пожелания и замечания, но он будет таким, каким я вижу его себе сам. Если доверяете мне – окей, работаем! Не доверяете – давайте лучше не будем начинать». Я говорю – Саша, давай! Сначала было сложно для себя пойти таким путем, но прослушав несколько раз полученную запись, понимаешь основную идею альбома. После этого, как правило, вопросов не возникает. У нас таких продюсеров, к сожалению, нет. Саша – профессионал с большой буквы!

Из альбома в альбом прослеживается некая тенденция: вклад Маргариты Пушкиной в альбом как автора текстов сводится к минимуму. Почему это происходит? Означает ли это, что в скором времени ваше сотрудничество сойдет на «нет»?

Игорь: С Ритой мы вряд ли прекратим сотрудничество, она всегда будет с нами. У нее сейчас много работы – это группы Кипелов, Ария и другие. Все будет зависеть от ее загруженности. Конечно, мы смогли бы обойтись собственными силами, но нам комфортно работать друг с другом, поэтому наше сотрудничество будет продолжаться. А вот сколько текстов песен Риты будет в нашем новом альбоме – никто пока не знает.

Ваш концертный тур в поддержку нового альбома большей частью прошел без Олега Мишина. В чем причина его отсутствия?

Игорь: Причина банальна и проста – у человека нет временной возможности ездить в столь длительные туры. В первую очередь, это связано с его работой. Вместо него поехал Володя Лицов из группы Легион, который прекрасно справился с поставленной задачей. Был вариант сделать тур не таким глобальным, а давать по 2-3 концерта в месяц вместе с Мишиным, но мы решили так не делать. В итоге на концертах, где Олег не может принять участие, играет Володя.

Кандидатура Володи Лицова была выбрана не случайно?

Игорь: Нет, конечно, Вована мы в первую очередь знали как замечательного, веселого и позитивного человека, это самое важное, на мой взгляд, а уж когда возник вопрос «кого берем с собой» - он был фактически самой первой кандидатурой. Позвонил, предложили, услышали в ответ его коронное «не вижу препятствий!» - всё, он с нами!

Владимир оказался весьма неплохой заменой Олегу. Оправдал ли он ваши ожидания как музыкант?


Игорь: Да, оправдал. Отличный гитарист, отличный музыкант, все схватывает на лету. Он наш «Катарик», как он говорит. С ним очень легко, удобно и приятно работать. Программу в 20 с лишним песен он разучил буквально за неделю. У нас была всего одна репетиция, после которой мы поехали в тур. Отыграв пять концертов, он уже играл так, как будто он является давним участником группы. Спасибо ему большое!

Означает ли это, что Владимир в скором будущем может стать постоянным участником группы?

Игорь: Не люблю вести разговоры на подобные темы… Вряд ли это произойдет. Может, да, может, нет. Время покажет. Здесь, в первую очередь, все будет зависеть от желаний Олега Мишина и Володи. Но на данный момент гитаристом группы является Олег.

Давайте вернемся к альбому. Какова основная причина смены лейбла? Почему выбор пал именно на Mazzar?

Игорь: Здесь все просто – кто делает наиболее интересные финансовые предложения, тот, как говорится, и пляшет. Нам нужен был определенный бюджет на эту пластинку, потому что мы нашли западного продюсера. Mazzar сделал нам наиболее интересное предложение, поэтому мы решили поработать с ними. Но не исключено, что на следующем альбоме мы вернемся на прежний лейбл или заключим контракт с кем-то новым.

На самом деле, в России нет правильно работающих лейблов: они принимают минимальное участие в промоушене и пиаре, этим  приходится заниматься самим музыкантам, будь они совсем начинающие или же профи. У нас нет западной практики, нет продюсирования со стороны лейбла, как и нет серьезных промо-компаний. Скорее всего, это связано с тяжелой ситуацией на рынке компакт-дисков. Под каким значком вышел альбом – значения как такового не имеет.

Официальная "раздача" нового альбома в Интернете - весьма рискованный ход. Чем вы руководствовались, принимая такое решение? Ваше отношение к пиратству?

Андрей:
Инициатива была моя. Как мы уже сказали, выход альбома задержался. Нам всем хотелось как можно скорее дать людям послушать новый материал и получить отзывы о проделанной работе. К тому же хотелось, чтобы люди заранее знали наши песни во время тура, поэтому в сеть мы его выбросили прямо во время гастролей. Кстати, тот вариант альбома, который мы выложили в сети Интернет, несколько отличается от финального мастеринга. И лишь по приезду в Москву из тура мы спокойно сели в студию, подобрали тайминг и зачистили огрехи.

Игорь: Альбом – это твоя визитная карточка. И чем масштабнее ты эту визитную карточку распространишь, тем, соответственно, больше будет успех на твоих концертах. Вот мы и выпустили свою визитную карточку как на физическом носителе, принципиально пренебрегая пластиковой коробочкой и выпустив альбом в формате диджибук, так в электронном виде, выложив альбом в Интернет.

А по поводу пиратства… Здесь больше плюсов, чем минусов. Опять же, у нас нет такой серьезной структуры лейблов, которые бы плотно распространяли альбом по всей стране, поэтому до многих дальних точек альбом не доходил. «Пираты» же в этом нам помогли: они где-нибудь в Сибири «пиратили» нашу пластинку, распространяя ее у себя в городах и близлежащих областях, в результате чего больше людей могли ее услышать. Приезжая туда с концертом, понимаешь, что тебя уже встречают и ждут, знают новый материал. НО! «Пиратство» -  это, конечно же, очень нехорошо! (Дружный смех). Это отвратительно и мерзко!

В этом году вы собираетесь выпустить сразу два релиза - альбом кавер-версий и полноформатный студийник. Расскажите о каждом более подробно.


Игорь:
Вторым релизом, намеченным на этот год, будет полнометражный альбом, который мы постараемся сделать к концу этого года. О нем пока что сложно говорить, всё в работе. А то, что должно появиться буквально через месяц – это такая шутейная пластиночка, которую мы обещали выпустить в далеком прошлом. Но по некоторым причинам нам пришлось отложить эту затею до сегодняшнего дня. Официальная презентация этого безобразия намечена на 6 марта: выйдет некая пластинка в двух частях. В первой части будут акустические варианты наших собственных песен, а во второй части – кавер-версии композиций отечественных групп-друзей с необычными музыкальными решениями. Я не буду сейчас «продавать» названия групп и песен. Будет много интересных штук, но как серьезную пластинку ее рассматривать нельзя.

Не так давно вы объявили весьма необычный конкурс среди девушек в качестве моделей на обложку нового альбома. Что сподвигло вас на проведение подобного конкурса?

Игорь: Я не знаю что именно сподвигло Андрея на этот конкурс, так как идея принадлежит ему. Наверное, отсутствие постоянного партнера. (Дружный смех). Но мне все это очень нравится: такого веселья и угара я, честно говоря, не ожидал.

Андрей: Идея была проста – почему бы не поместить на обложку девушку из рядов наших поклонниц? Весьма неплохой подарок! Девушки сразу же начинают делиться своими фотографиями, чаще всего раскованного вида. На страницу с фотографиями тут же заходят смотреть мальчики. Соответственно, посещаемость сайта увеличивается, пиар растет, и что самое главное – всем интересно! То есть, не мы одни делаем эту пластинку, а ее делают все.

Игорь: Изначально я не верил, что будет такой ажиотаж. Наш журнал “Dark City” со своим конкурсом здесь просто отдыхает. Мы получили более 400 фотографий. Девушки молодцы, спасибо им за это.

Будут ли в будущем английские варианты песен? Ведь в ваши планы входило переиздание альбома "Крылья" в англоязычном варианте. Или вы теперь позиционируете именно как русскоязычная группа?

Игорь: Возможно, будут записи на английском языке, но с участием западных гостей. Но так чтобы сделать англоязычную пластинку – нет, наверное, такого уже не будет. В России ее никто не оценит. А что касается Запада – я сомневаюсь, чтобы там кому-то это было бы нужно. У нас есть своя база слушателей в Японии, в Южной Корее, и им наоборот интересно, что мы поем именно на русском языке.

Вы практически на каждом концерте исполняете такие композиции, как «Песня Про Зайцев» и «Песня Бременских Музыкантов». Не возникало желание выпустить их в качестве бонуса на новом релизе?

Игорь: Студийно эти песни мы выпускать не будем, так как для этого нужно решить множество вопросов, касающихся авторских прав. Да, была такая затея, я даже общался с несколькими композиторами и владельцами авторских прав. Но это настолько все сложно, муторно и недешево, что… ну на фиг!

Извечная проблема практически каждой отечественной метал-группы - съемка постановочного клипа. Ваша группа – не исключение. Стоит ли ожидать от группы в будущем первый постановочный клип?

Игорь: Мы вчера по этому поводу с Андреем в очередной раз поругались. Я считаю, что в первую очередь нужно отталкиваться от бюджета. Постановочный клип не должен быть снят в каком-нибудь подвале двумя камерами, чтобы потом на него было смешно смотреть. Он должен быть сделан по всем стандартам и правилам. Для этого нужен определенный бюджет. Мы на данный момент таким бюджетом не располагаем, но идея у нас такая есть. Мы хотим снять клип, и мы его снимем в ближайшее время, но отталкиваться будем, в первую очередь, от своих финансовых возможностей. Если мы не потянем Гошу Куценко, то мы и не будем на него замахиваться. Но и приглашать дядю Степу из соседнего подъезда тоже не станем.

Выход очередного DVD также под вопросом?

Игорь: Мы серьезно обдумываем этот вопрос. В этом году нам исполняется 15 лет, и осенью этого года в Москве состоится основной базовый концерт, приуроченный к нашему юбилею. Сейчас мы решаем, насколько необычным и интересным его сделать. Идей очень много. И если действительно получится реализовать хотя бы половину от всего задуманного, то мы обязательно будем снимать этот концерт для нового DVD. А уж для бонусов у нас материала предостаточно.

В конце этой беседы хотелось бы услышать ваши пожелания поклонникам.

Игорь: От лица всей группы хочется всем пожелать быть позитивными, не париться и не заморачиваться по пустякам. Дружите друг с другом, не ругайтесь, и все будет хорошо! Потому что геморроя и так предостаточно, и не нужно его «выливать» друг на друга.

Игорь, и напоследок вам несколько шуточный нестандартный вопрос... Некоторые ваши поклонники просили узнать, каким именно шампунем вы пользуетесь, и на сколько вам его хватает? Ведь ухаживать за такой гривой волос весьма проблематично. (В это время Андрей чуть не поперхнулся бокалом вина)

Игорь: Скажу честно – голову я мою раз в неделю, потому что часто мыть голову вредно.

Андрей:
Потому что за неделю там накапливаются соли и грязь, получается настоящее удобрение, отчего волосы начинают просто «переть»! (Хохот).

Игорь: Поэтому шампуня мне хватает, как и всем нормальным людям. Моя подруга, к примеру, моет голову каждый день, я считаю это сумасшествием. А по поводу марки шампуня – раньше я пользовался дорогим профессиональным шампунем, даже не помню, как он называется. А сейчас я выбираю «Syoss»! (Смеется).

Официальный сайт Catharsis: http://www.catharsis.ru

Интервью - Александр “SUMRAK” Нефедов, Антон Чугунов
Фото - Александр “SUMRAK” Нефедов
6 февраля 2011 г.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker