Omega

Omega
Накануне золотого юбилея

28.01.2011

Архив интервью | English version

Честно говоря, до декабря 2010 года мы были убеждены, что рок из Восточной Европы не представляет интереса для отечественных лейблов, потому как сегодня только горстка «ветеранов» помнит отличные рок-группы из Венгрии, Польши и Югославии, которые гремели в нашей стране в 70-х – 80-х. Но совершенно неожиданно на нашу почту поступил пресс-релиз лейбла Soyuz Music, в котором говорилось, что компания готовит к выходу новый альбом Omega – пожалуй, лучшей рок-группы Венгрии всех времен, которая, к тому же, является и одной из наших любимых команд. Практически без надежды мы запросили интервью – побеседовать с кем-нибудь из Omega до того момента казалось нам чем-то недостижимым, особенно учитывая их статус национальных героев у себя на родине, и наш статус узкоспециализированного сайта с российской пропиской. Но через некоторое время, к нашему огромному удивлению, мы получили письмо с датой интервью и телефонным номером самого Яноша Кобора – бессменного вокалиста Omega, образовавшего группу почти 50 лет назад. За этот огромный отрезок времени Omega пережила практически все, с чем могут столкнуться музыканты – возникновение и падение политических режимов, взлеты и падения разных музыкальных стилей и рока в целом, релизы, взлетевшие на вершины чартов, и уход ключевых участников. Более того, одна из их песен, “Gyonghaju Lany” с альбома “Tizezer Lepes” (1968), стала всемирным хитом, правда, спустя целых 25 лет после своего создания, под другим именем (“White Dove”) и в другом исполнении (Scorpions). На последнем альбоме Omega, “Rhapsody”, вы не найдете “Gyonghaju Lany”, но, если вы являетесь убеленным сединами меломаном, вы услышите там множество хорошо знакомых мелодий, потому что этот диск составлен из хитов Omega за последние четыре десятилетия, сыгранных с симфоническим оркестром. Замечательное дополнение для тех, у кого есть все винилы группы, и кратчайший путь познакомиться с ней для тех, кто ее никогда прежде не слышал.

Давай для начала проясним такой вопрос: “Omega Rhapsody” – это твой сольный релиз, или же альбом Omega? В его записи приняли участие не все музыканты группы, но все песни взяты с альбомов Omega…

Первоначально идея сыграть наши песни с оркестром принадлежала не мне, но осуществить это раньше не представлялось возможным – ни технически, ни в плане времени. У нас никогда не было возможности сделать полноценную запись с симфоническим оркестром. Только однажды, в середине 70-х, мы выпустили “Suite”, но она не имела особого успеха. Фанаты, конечно, были довольны, но мы поняли, что у нас нет достаточной технической базы для осуществления подобного проекта. И где-то около года назад я подумал, что настало время предпринять еще одну попытку. Но я не знал, что из всего этого получится, удастся ли мне добиться желаемого результата или нет. Поэтому первоначально я решил выпустить этот диск в качестве моего сольного альбома, но позже, когда он уже был готов, и мы показывали его английским продюсерам и звукоинженерам, они сказали нам, что альбом соответствует самым высоким британским стандартам, и в этот момент он перестал быть моим сольным альбомом. Безусловно, это продукт Omega, просто первоначально я немного опасался за конечный результат.

А как ты выбирал песни для этого альбома? Какими критериями руководствовался?

Песни, которые я выбрал, не являются нашими самыми известными хитами. Когда я слушаю старые песни Rolling Stones, мне хочется услышать их именно такими, какими они были написаны, например, “Satisfaction” 1965 года – она пробуждает эмоции и чувства именно в том виде, в котором была изначально записана. Песни, которые я выбрал, большей частью принадлежат нашему «прогрессивному» периоду, который продолжается с середины 70-х по сегодняшний день, и мне показалось, что именно они идеально подходят для того, чтобы сыграть их с большим симфоническим оркестром. Сначала я отобрал 30 песен, но в итоге их осталось 18.

Над этим альбомом ты снова работал с Эдвином Балохом. Впервые ваше сотрудничество возникло в 1996 году во время работы над альбомом “Transcendent”, и тогда мы были немало удивлены, услышав Omega с другим ведущим вокалистом. Не расскажешь в двух словах, как вы с ним познакомились, и как возникла идея пригласить его в качестве англоязычного вокалиста?

За те почти 50 лет, что мы играем вместе, мы постоянно стремились как-то менять свой стиль, не дать ему закоснеть, где-то каждые лет пять старались придумать что-то новое. В самом начале мы играли бит, позднее – хард-рок, потом спейс-рок, потом так называемый «total rock», так что мы всегда менялись, как только нас начинало утомлять то, что мы играли. Например, в середине 90-х мне показалось, что после спейс-рокового периода, когда мы выпустили такие альбомы как “Csillagok Utjan” (1978) и “Gammapolisz” (1979), нам нужно играть немного тяжелее. Не хэви-метал, конечно, но немного тяжелее, чем мы играли на тот момент. Я слышал, что у Тамаша Шекереша, который тогда уже несколько лет играл с нами в качестве гитариста, есть группа, в которой поет Эдвин. Сначала мы записали демо, чтобы просто посмотреть, как будут звучать наши песни на английском. Мне все очень понравилось, и тогда мы записали английскую версию нашего альбома, который в оригинале назывался “Trans And Dance” (1995). Но для остальных членов группы это была уже не настоящая Omega, так что на тот момент мы решили не продолжать работу в этом направлении. Но мне всегда хотелось сделать что-то под эгидой Omega вместе с Эдвином, Тамашем Шекерешем и другими замечательными музыкантами.

Мы слышали, что ты планируешь представить “Rhapsody” на сцене. Это будет с составом Omega или же с другими музыкантами?

Конечно, я хочу делать все вместе с Omega, потому что я не представляю, как вообще играть концерт с кем-либо другим. Так что это будет обязательно под эгидой Omega, хотя в этот раз все будет намного сложнее, чем обычно, потому что нам будет нужен большой оркестр, ведь такой проект невозможно осуществить впятером. С другой стороны, мне не хочется бросать ребят, которые принимали участие в записи этого альбома, потому что они отлично выполнили свою работу. Так что, я думаю, Тамаш Шекереш и Жолт Гомори (клавишные) также не останутся в стороне. В то же время, двое из участников Omega не принимали участие в этой записи – Тамаш Михай (бас) работал над новым мюзиклом, Дьордь Мольнар (гитара) также был чем-то занят, и поэтому мы решили, что с “Rhapsody” оригинальный состав берет перерыв, потому что нам нужно время, чтобы подготовиться к концертам, посвященным нашему 50-летнему юбилею, и, конечно, заняться работой над новым альбомом.

“Rhapsody” вышел на немецком лейбле Edel. Означает ли это, что в его поддержку вы дадите больше концертов вне Венгрии?

Мы планируем большой юбилейный тур, посвященный нашему 50-летию, во время которого планируем проехать по всему миру, побывать везде, где только будет возможность. Мы сыграем там, где не выступали уже лет 20, что означает, что мы планируем выступить в Германии, Нидерландах, Франции, Скандинавии, конечно, в соседних странах, и, надеюсь, что все-таки доберемся до России. Ведь мы еще никогда там не играли.

Это было бы просто великолепно! Ждем с нетерпением!

Два или три года назад мы были буквально в шаге от этого. Мы были приглашены в Москву, чтобы выступить на Дне Города 2 сентября, но из-за каких-то технических накладок этого так и не случилось. Вообще-то, они слишком поздно начали все организовывать. Насколько мне известно, тогда за всем этим стоял Лужков, который больше не является мэром Москвы, что может означать невозможность реализации подобного проекта сегодня. Но, так или иначе, сейчас мы пытаемся организовать наше выступление с “Rhapsody” у вас в каком-нибудь крупном театре наподобие Будапештской оперы. Не думаю, что это будет возможно осуществить в Большом, но, может быть, в каком-нибудь другом аналогичном театре.

Около 10 лет назад вся Москва была завешана афишами, из которых следовало, что Omega, Locomotiv GT и еще несколько групп приедут в Москву, но не для того, чтобы играть музыку – чтобы сыграть в футбол на некоей благотворительной акции. Ты можешь как-нибудь это прокомментировать? Вы вообще были в курсе этого?

(Смеется). Что касается Omega, я еще могу представить нас играющими в футбол, но что до Locomotiv GT, не уверен, что они вообще умеют в него играть. Разве что Тамаш (Шомло, бас, вокал).

Вообще вокруг Omega существует множество неясностей, некоторые из которых, вероятно, просто слухи. Поэтому мы хотели бы задать несколько вопросов как раз такого плана – чтобы опровергнуть или подтвердить эти неясности. Например, ты только что сказал, что Omega никогда не были в России. Но в России многие считают, что песня “Lena” (с альбома 1978 года “Csillagok Utjan”) была написана во время ваших гастролей по Сибири. А как все обстояло на самом деле?

Мы всегда чувствовали некую связь с Россией. Конечно, для нас это все в диковинку, ведь ваша страна настолько больше нашей. Сибирь я видел только однажды, когда летел из Москвы в Токио, и это было что-то невероятное. Но некое ощущение России все-таки осталось, и поэтому у нас родилась идея написать такую песню… Мне сложно описать это словами, но мы играем ее всегда с каким-то особенным чувством. Первоначально она называлась “Russian Winter”, но венгерские «должностные лица» сказали нам: «Что это значит – Русская Зима? Такого не может быть. Должно быть – Советская Зима! (Дружный смех). Название «Русская Зима» неприемлемо». Поэтому нам пришлось сменить название на “Lena”, и только в английской версии оно осталось оригинальным.

Мы видели ваш DVD, снятый в 2004 году, и были просто поражены: как тебе удается держать себя в такой великолепной форме, как физической, так и вокальной?

Вокальной – это не проблема (смеется), потому что я не обладаю каким-то особенным уникальным голосом, но то, что у меня есть, мне удается пока сохранять. Что касается физической формы – это уже другое дело. Честно говоря, у меня нет каких-то особенных рецептов, но, полагаю, причину следует искать в том, что в молодости, когда мне было 15-16 лет, я был спортсменом и бегал на 100 метров с препятствиями. Я относился к этому очень серьезно, хотел стать Олимпийским чемпионом, но позднее понял, что мне светило стать разве что чемпионом Венгрии. Этого мне было недостаточно, и поэтому я решил прекратить занятия, но тот базис, который у меня был, помогает мне до сих пор.

Omega не меняли свой состав уже на протяжении почти четырех десятилетий. В чем секрет вашей стабильности? Как вам удается избегать конфликтов на личном и музыкальном уровне?

Мы их не избегаем, мы их решаем. Это не всегда бывает легко, но пока нам это как-то удается. Мы стали старше, и проблемы подчас бывают нешуточные, но пока нам как-то удается все  разрулить.

Когда и как вы познакомились со Scorpions? Мы слышали, что у вас было совместное турне – когда это было?

В первой половине 70-х мы много гастролировали по Европе – Франция, Бельгия, Нидерланды, Германия, Швейцария. И мы отыграли… если не 100, то уж точно 60 концертов вместе. Тогда и возникла наша дружба, и позднее мы нередко встречались на различных фестивалях. Мы с радостью приглашали друг друга на крупные концерты. Они сделали кавер на одну из наших песен, мы тоже планируем сделать нечто подобное. А главное различие между нами состояло в том, что с Западной Германии они лишь начинали свой путь, а нам же всегда нужно было возвращаться обратно в Венгрию. Поэтому о том успехе, которого они добились в Японии и США, мы даже не могли мечтать. Для нас это было невозможно.

Какие чувства у тебя возникают в связи с тем, что песня “White Dove” в исполнении Scorpions стала мировым хитом, но при этом не так уж много людей знает, что эта песня – ваша?

Поскольку Scorpions гораздо более широко известны, чем мы, мы были этому рады, потому что рассчитывали, что это сделает и нас немного более известными, позволит продать больше дисков. Когда Клаус Майне (вокалист Scorpions) сказал, что они хотят ее сделать, мы согласились – почему нет? Мне их версия не кажется неудачной, но некоторым участникам группы, в особенности Габору Прессеру (в то время клавишник и автор песни) она не понравилась.

Да, в их исполнении она звучит намного проще, чем в оригинальном…

Да, но хорошая песня останется хорошей, даже если ее исполнять под гитару, а не только в иной аранжировке. Мне кажется, что “White Dove” или “Gyonghaju Lany” – одна из таких песен. На мой взгляд, это просто немного другая версия, но мне она тоже нравится.

Тебе, скорее всего, уже миллион раз приходилось отвечать на этот вопрос, но скажи, почему в середине 70-х группа рассталась с Габором Прессером и Йожефом Лауксом (ударные), которые вскоре собрали Locomotiv GT? Мы слышали множество самых невероятных версий относительно этого разрыва…

Все очень просто. Omega изначально была образована как обычная школьная группа, ее создали пятеро школьников, которые не так уж серьезно увлекались музыкой. Ни я, ни другие ребята не учились музыке, группа была лишь нашим хобби. Позднее, лет через пять или шесть, когда мы стали уже известны, и когда от нас уже ждали все больше и больше наших собственных песен, нам потребовалась помощь профессионалов. Тамаш Михай и Габор Прессер присоединились к нам в 1966-1967 гг., и это очень помогло нам улучшить качество нашей музыки, но что касается стиля, тут у нас всегда было совершенно разное видение. Им хотелось играть более сложную, разнообразную музыку, мы же всегда хотели играть просто рок. Это не было проблемой в первые четыре-пять лет сотрудничества, но когда мы уже стали довольно широко известны за рубежом, наши взгляды с Габором Прессером окончательно разошлись. Мы хотели играть в духе того, что делали в то время Deep Purple, Uriah Heep и Pink Floyd, они же были ближе к американской музыке, практически джаз-року…

В России мы слышали совершенно иную и гораздо более странную историю. Утверждалось, что правительство Венгрии хотело создать идеальную рок-группу, для чего по всей Венгрии были собраны лучшие музыканты, и в числе оказались Габор Прессер и Йожеф Лаукс, которых для этого забрали из Omega…

Действительно, Omega никогда не находили понимания – правда, не столько у правительства, сколько у так называемых «деятелей культуры». (Смеется). Мы им никогда не нравились. Может, они и не хотели разваливать группу, но когда они услышали, что Габор захотел осуществить определенные перемены в Omega – а изначально план был именно таков: поменять ситуацию в Omega – они решили собрать лучших музыкантов в отдельную группу. Это означало, что в следующие три года нас не пускала к себе на порог ни одна венгерская студиях звукозаписи. Именно поэтому свой четвертый, пятый и шестой альбом мы записывали сами у себя дома на кассетные магнитофоны.

Над альбомом “Trans And Dance” вы снова работали с Габором Пресcером. Как это происходило, и почему он не остался в Omega?

Мне кажется, Габор – очень крупная фигура в музыке. Еще с 80-х было понятно, что он будет делать что-то сольно. Это произошло не только с Locomotiv GT, так происходило со всеми большими группами, кроме Omega – лидер группы, будь то вокалист, композитор или еще кто-то, начинает строить карьеру вне группы. Так случилось и с Габором, и Демьеном, и с Зораном, и с прочими. Но это не наш случай, потому что никто из нас не хотел строить карьеру в одиночку. Мы всегда были одной командой.

А чем сейчас занимаются Анна Адамиш (автор текстов на первых трех альбомах группы) и Йожеф Лаукс? Они занимаются чем-нибудь, связанным с музыкой с тех пор, как ушли из Locomotiv GT?

Первым Locomotiv GT покинул Тамаш Барта (гитара). Что же до Йожефа, то он всегда хотел жить на Западе, так что для него это был логичный следующий шаг. После его ухода из Locomotiv GT стало понятно, что и Анна Адамиш там не останется (она была замужем за Йожефом – прим. ред.). С тех пор Йожеф не участвовал ни в одной большой группе. Он выпустил несколько сольных альбомов, но серьезного успеха так и не добился. Анна писала песни для других музыкантов и групп, но также не снискала славы. В последний раз я ее видел в июне на нашем концерте в Будапеште, где мы выступали вместе с Deep Purple и The Animals. Она зашла к нам с гримерку и была очень счастлива нас видеть, но сообщила, что последние пять или шесть лет она не пишет песен. Йожеф сейчас живет в Будапеште, выпускает какие-то книги, но никаких подробностей его жизни я не знаю.

Кстати, Omega всегда сотрудничали с авторами текстов, которые не были членами группы – Анна Адамиш, Петер Сильи, Габор Варшеги. Не расскажешь о них поподробнее? Они поэты? Чем они еще занимаются, не считая сотрудничества с Omega?

Ну, с Анной Адамиш, думаю, все более-менее понятно. Габор Варшеги был басистом в группе Gemini. А позднее стал одним из самых богатых людей Венгрии, что-то типа Романа Абрамовича. (Дружный смех). Нет, конечно, он не настолько богат, разница примерно как между футбольными клубами «Челси» и «MTK-Hungaria». Но он действительно очень богатый человек, настоящий бизнесмен. Для него работа над альбомом “Omega Rhapsody” была приятным воспоминанием о тех днях, когда он написал для нас несколько текстов, потому что сейчас он от всего этого очень далек и полностью погружен в бизнес.

В твоем недавнем интервью мы читали, что ты никогда не летаешь на самолетах и передвигаешься только по земле. В чем причина? У тебя был какой-то негативный опыт, связанный с полетами?

Да, конечно! В 70-х я много летал в Англию, Японию, и хотя я не могу сказать, что полеты мне нравились, но каких-то особых проблем я не испытывал. Переломный момент, после которого я решил, что больше не буду летать, наступил, когда мы летели через Москву в Токио. Примерно в середине пути из Будапешта в Москву, где-то в районе Киева, произошла авария. На наше счастье, это был не венгерский, а русский самолет, и русскому пилоту все-таки как-то удалось его посадить. И тогда я решил, как сказал в свое время Чарли Чаплин в фильме “Великий диктатор”, что «это слишком далеко от совершенства». И с тех пор, если я могу добраться куда-то по земле, я не летаю.

Мы заметили одну интересную вещь – когда Венгрия была социалистической страной, на рок-сцене кипела активность. Было бы вполне логично предположить, что когда упадет Железный Занавес, венгерские группы станут намного более известными по всему миру. Но этого так и не произошло. Наоборот, многие группы практически прекратили деятельность или вовсе распались в 90-е. Как ты считаешь, почему так произошло?

Сложно сказать. На мой взгляд, венгерские группы были нисколько не лучше, чем другие европейские группы. Возможно, в Венгрии у нас было немного больше свободы, чем, например, у рок-групп Чехословакии, России или Польши. В Чехословакии, к примеру, у музыкантов фактически не было возможности играть рок. Я знал много хороших групп оттуда, но у них не было возможности выступать перед более-менее большими аудиториями и т.д. У нас, конечно, было больше возможностей, но я не считаю, что венгерские группы были лучше, чем множество других групп на этом континенте, просто у них было немного больше возможностей. И когда эти возможности стали доступны всем, им пришлось столкнуться с суровой реальностью. Например, венгерские группы раньше много выступали в Польше, но в 90-х, когда любая английская или польская группа могла организовать там концерт, интерес к венгерским группам резко упал. Лучшие группы к тому времени уже практически свернули свою деятельность, а молодые были ничем не лучше остальных европейских групп.

Что ты думаешь о сегодняшней венгерской рок-сцене? Ты можешь назвать несколько молодых групп, которые тебе нравятся?

Я не хожу на концерты, но иногда слушаю венгерское радио. Да, конечно, есть несколько интересных групп, но, должен сказать, что такие группы существуют по всей Европе. Я не могу выделить кого-то по-настоящему оригинального и выдающегося.

Мы слышали, что помимо “Omega Rhapsody”, ты планируешь выпустить и диск “Omega Symphony”. Не расскажешь об этом поподробнее?

“Rhapsody” звучит всего 70 минут, потому что продолжительность диска ограничена, для полноценного концерта же нам необходима программа длительностью два-два с половиной часа. “Symphony” будет первой частью этого концерта Omega с оркестром, в ней не будет ни вокала, ни ударных, и главные хиты Omega прозвучат в симфонических версиях. А с середины этого концерта мы перейдем к “Rhapsody”.

У тебя есть какие-нибудь конкретные даты записи и выхода “Symphony”?

“Rhapsody” сейчас вышла в международной версии, где половина песен исполняется на венгерском, а другая половина – на английском. Полностью венгерская версия выйдет в ближайшее время в виде двойного альбома, куда также войдет “Symphony”, и который будет называться “Omega Philharmony”. Она должна появиться на прилавках где-то в конце февраля – начале марта.

У вас есть уже какие-то конкретные планы, касающиеся празднования 50-летнего юбилея группы? Как насчет совместного юбилейного концерта с Rolling Stones (которые также отмечают в 2012 году свой 50-летний юбилей – прим. пер.)?

(Смеется). Мы бы с удовольствием, но у них тоже есть свои проблемы как в группе, так и вне ее. Хотя совершенно очевидно, что они тоже готовят юбилейный тур, и было бы здорово где-нибудь с ними пересечься. Но тут уж ничего нельзя сказать наверняка. Сейчас наш продюсер летит в Лондон, чтобы пригласить нескольких наших друзей «из прошлого» для записи нового альбома - не “Symphony”, а специального юбилейного альбома. Сейчас ведутся переговоры об участии Кена Хенсли из Uriah Heep, Кита Эмерсона, Брайана Мэя и, конечно же, Scorpions. Запись планируется провести в период с марта по июнь. Летом мы планируем несколько крупных концертов с программой “Rhapsody”, так что когда у вас появится возможность, приезжайте!

Большое спасибо! Янош, для нас было огромной честью сделать это интервью!

Не стоит благодарности! Есть только одна проблема – мой русский не настолько хорош, как был во времена моей юности. Я тогда отлично говорил по-русски. Сейчас же, когда я читаю текст, я по-прежнему все понимаю, но когда нужно говорить, мне приходится думать над каждым словом. Та же проблема у меня и с английским, потому что мне чаще приходится общаться на немецком, и когда у меня возникает какая-то мысль, она сначала возникает на венгерском, потом на немецком, и потом мне уже приходится формулировать ее на английском.

Официальный сайт Omega: http://www.omega.hu/ 

Выражаем благодарность Максиму Былкину (Soyuz Music) за организацию этого интервью

Интервью - Роман Патрашов, Наталья “Snakeheart” Патрашова
Перевод с английского - Наталья “Snakeheart” Патрашова
13 декабря 2010 г.
© HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker