James LaBrie

James LaBrie
Над голосом нужно постоянно работать

03.01.2011

Архив интервью | English version

Сорокасемилетнего Джеймса ЛаБри, вокалиста Dream Theater - едва ли не самой известной прог-металлической группы мира, - можно смело назвать легендарной личностью. А потому интервью с ним не требует длинного и обстоятельного вступления. Отмечу только, что оно было приурочено к выходу второго сольного альбома Джеймса “Static Impulse”, который довольно сильно отличается от музыки, привычной для вокалиста. К тому же, состоялось оно одним темным ноябрьским вечером, когда отношения Dream Theater и их бывшего барабанщика Майка Портного дошли до критической точки, и организующий интервью лейбл строго предупредил журналистов, что в общении с Джеймсом категорически запрещены все вопросы о его основной группе. Зато все остальные темы он с удовольствием готов осветить…

Давай начнем с названия альбома – почему “Static Impulse”?


Ну, “Static Impulse” («движение в покое») – это такое метафорическое обозначение человеческой природы. Человек - очень сложное, непредсказуемое и противоречивое существо. Мы импульсивны, эмоциональны и совершенно уникальны. И мне кажется, что в текстах и музыке, в их внутренней динамике, мы постарались передать такие чувства, которые давали бы представление обо всем эмоциональном спектре человека. А в названии мы как бы свели их все воедино.

Глядя на обложку вашего нового диска, так сразу и не скажешь, какая музыка за ней скрывается, – она не похожа на обложку метал-альбома в «классическом» представлении. Расскажи, как она создавалась?

Она, опять же, взаимосвязана с тестами песен и названием альбома… В мире существует много разных организаций, объединенных религиозной или какой-либо другой идеей, которые оказывают влияние на наше восприятие себя и своей общественной роли, - и они во многом способствуют тому, что люди не понимают и чуждаются друг друга. Так вот, на обложке вы видите разные группы людей, или людей разного «типа», и все они находятся в своих ограниченных зонах. Так называемых «зонах комфорта» (психологический термин, обозначающий привычный человеку круг людей и занятий – прим. авт.). Все мы существуем только в том кругу, с которым нас что-то связывает. Пожалуй, эта картинка и правда не такая яркая и броская, как те экстремальные рисунки, которыми оформляют большинство метал-альбомов.

На главной странице твоего сайта можно прочитать сообщение, в котором ты призываешь своих фанатов поделиться с тобой впечатлениями о новом альбоме. Уже получил какие-нибудь интересные мнения?

По-моему, повсюду реакция на “Static Impulse” была просто невероятно хорошей. Очень-очень позитивной. Альбом привлек внимание критиков со всего мира, и большинство из них написали благожелательные рецензии и поставили отличные оценки. И фанатам диск тоже понравился. Я еще ни разу не слышал что-то вроде: «Лучше бы вы сделали вот так или эдак…» Я получаю только восторженные отзывы. Так что реакция просто отличная.

Песни для этого альбома ты писал со своим давним другом и соавтором Мэттом Гиллори. Работа с ним отличается от работы с твоими товарищами по Dream Theater?

О да, отличается! Мы с Мэттом пишем все. Мы двое делаем все от и до: пишем музыку, продюсируем альбомы, обсуждаем их оформление и то, как их нужно раскручивать. Поэтому, конечно, разница есть. В Dream Theater этим всем занимаются не два, а пять человек. А над моим соло-проектом работаем только я и он, и мы вдвоем все сами решаем.

Все партии скриминга для “Static Impulse” были исполнены ударником из Швеции Питером Вильдоером. Почему ты сам их не спел?

Сперва мы так и хотели сделать. Планировалось, что я спою все то, что сейчас поет Питер. Я собирался петь хриплым, агрессивным голосом – примерно как на “Wake Up”. Но потом мы с Мэттом решили, что нам нужно привнести в музыку больше черт классического металла, а потому мы заставили петь Питера, голос которого для этих целей подходил больше.

У тебя такая интернациональная команда: Питер из Швеции, гитарист у вас из Италии… Как вы все познакомились?

Ну, что касается Питера… Когда мы искали барабанщика для этого альбома, мы решили, что нам нужен настоящий метал-ударник. И тогда Йенс Борген, который впоследствии занимался сведением нашего альбома, предложил нам Питера. Он сказал: «Знаете, этот парень офигенный ударник, а еще он может настоящий дэт-метал-вокал изобразить…», - тут-то мы и узнали, что он еще и поет. Марко Сфольи (гитарист) работал со мной над “Elements of Persuasion”, моим предыдущим соло-альбомом. Он был приятелем одного клавишника, с которым, в свою очередь, общался Мэтт. И когда мы искали гитариста, этот знакомый посоветовал Мэтту Марко. Мы пригласили Марко на прослушивание, и стоило нам услышать его игру, как мы сразу поняли, что он отличный гитарист и именно его нам и надо. Так он оказался в нашей группе. А Рей Рьендо, басист… Мы его еще в свой коротенький тур с “Elements of Persuasion” хотели взять. Впервые мы услышали о нем, когда его пригласил в свою команду Роб Хэлфорд, и потому мы давно знали, что он прекрасный басист – невероятно талантливый и очень музыкальный. Вот и вся история о формировании группы. Ты права, она у нас очень интернациональная. Роб, кстати, из США, а сам я канадец…

Ты можешь назвать этих ребят «командой мечты»? Тебе хотелось бы работать с ними и дальше?

Да, без всяких сомнений! Они все феноменально одаренные, невероятные музыканты – каждый из них хорош в своем деле. Поэтому, ясное дело, я хочу и дальше с ними работать – я очень надеюсь, что когда я возьмусь записывать новый сольный альбом, все эти ребята снова на нем сыграют. Они, ко всему прочему, еще и очень приятные люди: здравомыслящие, интеллигентные, адекватные… Да просто хорошие ребята. Так что я совершенно точно хотел бы с ними еще поработать.

Ты говоришь, что твои тексты в основном написаны с позиции «наблюдателя». Почему? Такая отрешенность – это свойство характера, или, может, богатый жизненный опыт дает о себе знать?

На написание лирики меня часто вдохновляют простые вещи, которые мне приходится наблюдать изо дня в день. Это может быть что-то, что я увидел по телевизору: новости, фильм или какая-нибудь передача, или книга, которую я читаю, или какая-нибудь история, произошедшая с моими друзьями, родными или коллегами… Все это подкидывает мне идеи, из которых потом вырастают мои тексты. Это и есть основа моей лирики.

Ты не только записал и исполнил песни, вошедшие в этот альбом, но еще и выступил в роли продюсера. А заняться продюсированием других групп ты не подумывал?


Да, я бы очень хотел продюсировать другие группы. Я очень надеюсь, что когда-нибудь займусь этим. Было бы здорово продюсировать какую-нибудь крутую русскую группу. (Смеется). У вас там много хороших музыкантов и талантливых людей. Им просто нужно заявить о себе и найти кого-то, кто сможет их объективно оценить, когда дело дойдет до работы в студии. Я сам спродюсировал все свои сольные альбомы, и мне бы очень хотелось поглубже вникнуть в это дело и серьезно им заняться в будущем, но пока это совершенно нереально.

Раз уж ты сам упомянул Россию, я не могу не поговорить с тобой о ней. Ты недавно был здесь с Dream Theater – как впечатления?


О, это было что-то потрясающее! Мы так долго собирались приехать, обсуждали возможности, взвешивали все, - и вот это случилось. И фанаты там оказались прекрасные, и принимали нас отлично… Все пели наши песни, бодро на все реагировали… (смеется) Да, впечатления остались замечательные. Мы здорово провели время… Мы, в общем-то, предполагали, что так оно и будет. Мы были уверены,  что все пройдет замечательно. Так и получилось. Все было круто.

А как прошла автограф-сессия здесь в Москве? Вам удалось пообщаться с местными фанатами?

Да, автограф-сессию я тоже помню. Было любопытно. Сначала мы дали большое интервью, а потом подписали кучу всего для поклонников… Было так приятно оказаться рядом со своими фанатами, в такой интимной обстановке. Мы смогли даже немного поболтать. Мы почувствовали, как сильно они нас любят и с каким восторгом воспринимают наше творчество. Так что эта встреча принесла массу положительных эмоций. Здорово, что у нас была такая возможность: по-настоящему «разглядеть» своих поклонников, понять, какие они.

Честно говоря, я все подвожу к одному вопросу, который меня попросили задать ваши московские поклонники… Почему получить автографы могли только те фанаты, которые купили диски в магазине, в котором проходила автограф-сессия? Это было решение группы, или во всем винить российских промоутеров? Просто дело в том, что у многих уже были ваши альбомы, но им пришлось купить еще один экземпляр, чтобы попасть на автограф-сессию…

Вау, ты не поверишь, но я об этом первый раз слышу! Я понятия не имел, что там такое происходило и что людей заставляли покупать наши альбомы по второму разу… К группе это не имело никакого отношения. Могу предположить, что причина в том, что магазин хотел заработать побольше денег… Может, и промоутеры здесь руки нагрели. Не знаю. Мне даже нечего сказать. Конечно, это несправедливость. Я считаю, что, раз у человека уже был альбом, нужно было его к нам подпустить. И не надо было заставлять его покупать еще один. Но это только мое мнение.

Насколько я знаю, раньше ты часто брал уроки вокала. А сейчас? Ты все еще стараешься как-то улучшить свой голос?

Да, я тебе так отвечу: Лучано Паваротти как-то сказал, что «над голосом нужно постоянно работать, чтобы он становился все более и более хорошим инструментом». И я сам искренне верю в это – иными словами, что посеешь, то и пожнешь. Поэтому я продолжаю учиться, по мере сил и возможностей. В прошлом году со мной занимался педагог по имени Джейми Вендера, сам замечательный вокалист, - он мне показал много всего полезного, научил, как сохранять голос в хорошей форме во время тура. Еще я работал с дамой по имени Виктория Томпсон, потрясающей певицей. Кстати, у нее же учится моя дочь – она тоже занимается вокалом. Виктория многому меня научила: как поддерживать работоспособность голоса, как сделать его более выразительным и сильным. Так что всем, кто хочет петь, я настоятельно рекомендую этому учиться – причем учиться всю жизнь, все время расширять диапазон и возможности своего голоса. Нет предела совершенству, я так считаю.

Ты исполнил главные роли для записей таких «рок-опер», как “The Human Equation” или  “Leonardo – the Absolute Man”. Работа над рок-оперой и работа в группе – есть ли между ними какие-то различия для тебя как для вокалиста?

Ну, когда ты записываешь альбом вроде “Leonardo – the Absolute Man”, ты перевоплощаешься в своего героя. Ты должен показать, каким был этот человек (или, хотя бы, каким мы его себе представляем), и как можно искреннее передать его эмоции своим голосом. Вот этим я и занимался при записи “The Absolute Man” или “The Human Equation”… старался влезть в шкуру своего героя. Для этого нужно… Ну, лично я для этого стараюсь узнать как можно больше о своем герое, о его жизни, и поставить себя на его место. Все это непременно отражается на голосе, на его эмоциональной окраске. Когда же я работаю над альбомами Dream Theater или своим сольным проектом, в каждой песне надо становиться отдельным героем. У каждой песни есть свой характер, а потому для каждой из них я должен подобрать подходящий голос. И каждый раз я должен показать себя с новой стороны. Вот в этом и заключается разница между работой над моими сольными альбомами или альбомами Dream Theater и работой над рок-оперой.

Тебе никогда не хотелось принять участие в постановке какого-нибудь мюзикла или рок-оперы? Или самому что-нибудь подобное написать…


Да, было бы неплохо… Мне нравится все театрализованное и драматичное, поэтому я бы с удовольствием принял участие в постановке «Призрака оперы» (“The Phantom of the Opera” – знаменитый мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера, основанный на одноименном романе Гастона Леру). Вот в нем я бы действительно хотел спеть. Или в «Отверженных» (“Les Miserables”- мюзикл Клода-Мишеля Шонберга и Алана Бублиля по роману Виктора Гюго)… Или в «Джекилл и Хайд» (“Jekyll & Hyde” – мюзикл Фрэнка Уайлдхорна и Лесли Брикасса по мотивам романа Роберта Льюиса Стивенсона) – было бы здорово. Но для этого надо отложить все дела и посвятить себя целиком и полностью одному делу на полгода, а то и больше. Это меня и останавливает – пока что я не могу найти столько свободного времени. Но на каком-то этапе своей карьеры я все-таки попробую себя в этом жанре.

В детстве ты играл на барабанах. Сейчас ты хоть изредка возвращаешься к этому инструменту?


(Смеется). Нет, должен сказать, что в последний раз я по-серьезному играл на барабанах в семнадцать лет. Давненько это было. (Смеется). Сейчас я с трудом представляю себя за ударной установкой. Думаю, это было бы жалкое зрелище. Я не смогу играть даже так, как играл в юности. Но знаешь, что интересно? Мой сын сейчас берет уроки игры на барабанах и уже очень прилично играет. Пару раз я попытался постучать по его барабанам и могу с уверенностью сказать, что совсем потерял все свои навыки. Но этот инструмент мне по-прежнему нравится. К тому же, игра на ударных не прошла для меня даром: благодаря ей я смог оценить значимость ритма, на котором основана музыка любого рода, без которого музыки не может быть в принципе. Понимание роли ритма дало мне большое преимущество как вокалисту и позволило мне создавать ту музыку, которую мы играем. Так что я очень рад, что стучал по барабанам с пяти лет. Мне это очень помогло.

В свое время ты записывался для трибьют-альбомов, посвященных множеству знаменитых групп. Остались ли какие-нибудь команды, песни которых ты бы с удовольствием перепел для очередного трибьюта?

Честно говоря, хотя я и люблю петь песни других групп… но, по большому счету, нет, нет таких групп. Я с гораздо большим удовольствием пою песни Dream Theater, потому что в них весь я, и это то, чем я хочу заниматься. Я люблю создавать собственную музыку, поэтому мне приятнее исполнять свои песни. Я с большим уважением отношусь к другим группам и исполнителям, но я хочу и сам отличиться как певец. Я хочу петь песни, которые в будущем будут ассоциироваться только с моим голосом. Я не говорю, что перепевать песни Rainbow, Queen, Metallica, Iron Maiden, или Deep Purple мне было неприятно… Но мне гораздо интереснее записывать свой собственный материал, будь то песни Dream Theater или мои соло-работы.

Тебе не кажется, что твоя сольная карьера может на каком-то этапе начать вытеснять из твоей жизни Dream Theater?


Dream Theater всегда будет для меня на первом месте. Моя сольная карьера никогда не будет мешать мне заниматься Dream Theater – я этого не допущу. И не только сольная карьера, но и любое другое дело. Так что ничего подобного со мной точно не произойдет. Сольная карьера мне нужна, в первую очередь, чтобы представить всему миру ту музыку, которую я пишу, - а то же меня все только как певца знают. Я могу показать широту своих музыкальных взглядов, продемонстрировать, на что еще я способен. Благодаря этому опыту я вырос как музыкант, проявил себя по-новому и как певец, и как автор песен. Мне это нужно для саморазвития.

Вы должны были на днях отправиться в тур по Северной Америке, но у вас возникли некоторые проблемы…

Да. Мы и правда должны были проехаться по Штатам и дать пару концертов в Канаде, но не успели подготовить визы двум нашим европейским товарищам, и они не смогли приехать в Америку. Из-за этого мы не смогли во время все отрепетировать, а потому и тур пришлось отложить. Никаких проблем с законом у этих ребят нет, просто мы не думали, что получение виз займет так много времени, поэтому не смогли все грамотно рассчитать. Ну, в будущем мы будем умнее…

Как тебе кажется, выступления ЛаБри с его сольным материалом похожи на выступления ЛаБри – солиста Dream Theater?

Ход выступления целиком зависит от той музыки, которую ты исполняешь… Песни с моих сольных альбомов сильно отличаются от того материала, который мы играем с Dream Theater (хотя некоторое сходство, безусловно, тоже можно найти). И, исполняя их, я веду себя на сцене по-другому – это естественно. Кроме того, очень важно, с кем ты выступаешь. На моих сольных концертах со мной выступают совсем другие люди: другой ударник, другой гитарист, клавишник и басист. Понятное дело, что рядом с ними я чувствую себя совсем не так, как рядом с участниками Dream Theater, с которыми я играю в одной группе двадцать лет. С ними я чувствую себя очень комфортно, мы без слов понимаем друг друга, точно знаем, чего друг от друга ожидать. Конечно, выступления с Dream Theater и с моим сольным проектом сильно разнятся, но и те, и другие доставляют мне радость и вызывают ощущение, что я не зря это делаю.

Могут ли твои российские фанаты рассчитывать на то, что когда-нибудь ты доберешься до нашей страны со своей сольной программой?

Думаю, нет, во всяком случае, не в ближайшее время – в январе я отправлюсь в студию вместе с Dream Theater, и мы будем работать над новым альбомом. Так что, к сожалению, пока нет. Но я искренне надеюсь, что в будущем я все-таки соберу свою команду и повезу ее в тур по Европе и России. Но на данном этапе я должен признать, что мы к вам не приедем. Мне очень жаль.

Тогда, может, просто передашь привет своим российским поклонникам?


Я хотел бы всех вас поблагодарить за ту невероятную поддержку, которую вы нам оказываете. Вы поддерживаете и Dream Theater, и меня как соло-артиста. Могу сказать от лица всех Dream Theater, что мы ждем-не дождемся, когда снова окажемся в вашей стране, - мы знаем, что там нас ждут потрясающие фанаты. Мы обязательно приедем в рамках своего следующего мирового тура. А пока мы будем с нетерпением ждать новой встречи со своими российскими поклонниками и предвкушать чудесный музыкальный вечер.

Официальный сайт Джеймса ЛаБри: http://www.jameslabrie.com

Выражаем благодарность Максиму Былкину (Soyuz Music) за организацию этого интервью

Интервью и перевод с английского - Ксения Артамонова
Вопросы также составлял Илья "MuumiPeikko" Гутин
9 ноября 2010 г.
© HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker