Stratovarius

Stratovarius
Мы не можем всех осчастливить

18.12.2010

Архив интервью | English version

Новый альбом, совместное турне с Helloween и рак у барабанщика – вот с такими неоднозначными событиями в своем лагере заканчивают год легендарные финны Stratovarius. Как будто мало на долю группы чуть ранее выпало перетрясок состава, проблем с лейблами и ухода основного автора песен Тимо Толкки. Но финны, не смотря ни на что, по-прежнему твердо стоят на ногах и готовы достойно встретить трудности. Это еще раз подтвердил нам клавишник Йенс Йоханссон, которого мы отловили буквально накануне старта совместных гастролей с немецкими коллегами…

Прежде всего, я хотел бы спросить тебя о Йорге Михаэле. Как он себя сейчас чувствует?


Я точно не знаю, сегодня я с ним не разговаривал. У него на сегодня назначена терапия. Лучевая терапия. Но я говорил с ним вчера, и он очень хорошо настроен, готов к борьбе. Я думаю, с ним все будет хорошо.

Для тура с Helloween вы взяли временного ударника Алекса Ланденбурга (Mekong Delta, Annihilator, At Vance). Как вы отыскали этого парня?


Через наше агентство по организации гастролей, которое немного знало его. Вообще, мы много разговаривали о том, что стоит делать в такой ситуации: ехать нам в тур или нет. Мы были шокированы. Затем решили попытаться найти ударника. У нас есть много друзей, хорошо владеющих инструментом. Но так сложилось, что конкретную кандидатуру мы выбрать не смогли. Затем эти парни из агентства сказали, что знают человека, который справится. Алекс прислал нам видео, где он играет наши песни. У него очень правильный подход. После этого мы наконец-то с ним встретились. Оказалось, что он нам подходит и в человеческом плане, а это тоже очень важно.

А кто были другие кандидаты?

У нас было офигеть как много кандидатов. Многие из них не могли нам помочь из-за того, что у нас с ними не совпадали графики. Первого кандидата предложил сам Йорг, ты его знаешь, это мой братишка, который играет в Hammerfall. Однако он не смог, потому что сейчас записывается со своей группой. Потом было много других имен, всех и не вспомнишь… Парни из Children Of Bodom, Nightwish, мы писали по электронной почте Дину Кастроново (Journey)… Многие из тех людей просто не могли нам помочь, либо они не подходили по стилю. Наши друзья из концертных агентств и наши менеджеры тоже предлагали нам кучу кандидатов, но в итоге Алекс оказался лучшей кандидатурой во многих отношениях. Он хорошо играет, но главной причиной его приглашения стал его хороший характер. Лично меня очень впечатлило то видео, которое он нам прислал.

Вы собираетесь в тур с Helloween. Вы с ними раньше гастролировали?

Нет, никогда.

Что вы ожидаете от этого турне?

Я думаю, что это турне похоже на хорошую рекламную акцию: один плюс один равно трем. Мы играем музыку одного направления, так что, возможно, люди подумают: «Helloween и Stratovarius по цене одной группы – это выгодное предложение». Насколько я знаю, предварительная продажа билетов на эти концерты идет довольно успешно.

Как тебе понравилось ваше последнее выступление в Москве несколько лет назад? Тебе понравился концерт и вообще сама поездка?

Вроде бы мы к вам приезжали полтора года назад, в 2008 году. Тогда я болел гриппом, по-моему, даже свиным. Но я помню, что шоу было довольно неплохим. Думаю, мы к вам скоро вернемся.

Как вы выбираете песни для сет-листа? Есть мнение, что вы играете слишком мало песен с альбома “Polaris” (2008) и слишком много старого материала…

Ну да, в этот раз, наверное, скажут то же самое. Но вряд ли многие слышали новый материал, учитывая, что альбом выходит только в январе. Мы будем играть концерты в ноябре-декабре, когда альбом еще не будет выпущен. Так что придется искать компромисс, потому что, когда ты играешь людям материал, который они никогда не слышали, то рискуешь получить вот такую реакцию (произносит звук *ааах*, которым пытается изобразить крайнюю форму удивления). Конечно, кому-то захочется услышать больше новых вещей, но кто-то другой скажет: «Что за черт? Мы терпеть не можем новый альбом, давайте старенькое!». Такая же ситуация была с Iron Maiden, когда они играли на Вакене. Тогда они исполняли только новые песни, и я слышал, как люди говорили по этому поводу (говорит хриплым и ошарашенным голосом) «Твою мать! Они играют только новый материал!» Мы все равно не сможем всех осчастливить. Все песни мы не сыграем физически, у нас на каждом альбоме около 10 песен, так что трудно представить, как можно все их исполнить за вечер.
Возвращаясь к концертам с Helloween, хочу заметить, что эти парни преуспели на тех музыкальных рынках, на которых мы пока отстаем. Например, мы не так популярны в Германии, которая является одним из сильнейших музыкальных рынков на сегодняшний день. На этот раз у нас будет один час, чтобы заново представить группу публике, потому как многие фэны не видели нас живьем пять-восемь лет. И для них нужно сыграть лучшие наши хиты. Но в этом туре мы также исполним две-три новые композиции.

Йенс, некоторые поклонники критикуют тебя за то, что вместо того, чтобы играть клавишные партии самому, ты частенько включаешь сэмплы. Например, когда ты играешь “Black Diamond”, главная клавишная мелодия – это сэмпл, разве не так? Можешь прокомментировать?

Частично там сэмплы, но я все равно в это время играю. Я использовал сэмплы в 2003 году, потому что тогда мы выпустили дилогию “Elements”, где было полно оркестровых аранжировок. Тогда у нас были сэмплы оркестра, потому что брать в турне настоящий оркестр стоит очень дорого. С тех пор мы завязали с сэмплами. Конечно, некоторые группы используют сэмплы оркестра, например, новый альбом Nightwish полон таких сэмплов. Но мне это не по душе. Мы подумали, что окончательно свихнемся с этой темой, так что завершили наши оркестровые эксперименты. Сейчас Nightwish через это проходят, Hammrfall этим занимаются, но я не думаю, что это так уж клево. Может быть, в студии они добиваются отличного оркестрового звука, но на сцене это совсем не то.

Хорошо. Давай поговорим о вашем новом альбоме. Прежде всего, хотелось бы спросить о его названии: “Elysium” («Элизиум») - это нечто из греческой мифологии, если я не ошибаюсь? Скажи, почему вы выбрали такое имя для пластинки?


Это довольно интересная история, потому что долгое время мы не знали, как ее назвать. У нас была куча идей, но я отметил для себя эту большую песню, которую написал Матиас (Матиас Купияйнен, гитара), она длится 18 минут… Лирика этой вещи показалось мне связанной с войной или чем-то вроде того. Хотя, знаешь, я вообще точно не понял, о какой ерунде там рассказывается. Но, похоже, что о каком-то герое. Я «погуглил» и нашел много интересного на эту тему. Я сделал большой список имен, отправил его всем членам группы по электронной почте, и среди этих вариантов было слово «Elysium». Но никто не ответил мне, потому что все были заняты чем-то другим. Я сказал: «Хорошо, тогда я сам выберу имя». Два месяца назад я предложил это название парням, и они сказали, что оно им нравится. Я спросил: «Вы читали то, что я вам прислал на почту?» Они ответили: «Да, но там было так много имен…». Элизиум – это греческая версия Валгаллы, места, где воины обретают покой после смерти; конечно, если они были хорошими воинами.

Вопрос об обложке диска. Там изображены пеликан и большая септограмма на фоне природного пейзажа. Расскажи о её значении.

Это звезда, она вообще-то… Для прошлого альбома “Polaris” мы также выбрали название, которое можно свободно трактовать. Затем мы предложили нашему художнику проявить инициативу, и он придумал этот космический корабль в форме семиконечной звезды, который всем пришелся по духу. Мне кажется, что на обложке альбома “Polaris” этот корабль участвует в межгалактической войне, а на “Elysium” он покинул поле боя и прилетел на новую планету. Возможно, команда корабля тогда произнесла: «Парни, вот это был ад, но теперь мы в раю!». Но вы можете понимать эту обложку как угодно.

А что за пеликан, который расположен ниже этого корабля?

Я думаю, это все потому, что наш художник делал эту обложку три месяца назад. Тогда произошла та трагедия с нефтью, которая разлилась в Мексиканском заливе. Опять же, ассоциации не очень прозрачные, так что каждый может придумать собственную интерпретацию значения этой обложки. Как и предыдущей.

Вы делали что-то особенное в процессе записи “Elysium”?

Хмм… Ну, например, мы одолжили коттедж родителей Матиаса, который находится по соседству с домом группы Nightwish, недалеко от границы с Россией. Мы там много всего записали: привезли туда оборудование и записывали, попивая пивко.

Я уже успел послушать альбом, и мне кажется, что он тяжелее, чем “Polaris”. С чем связано ваше решение утяжелить звучание?

Решение как таковое никто не принимал. Мы начали работу над альбомом в апреле, мы сели и стали смотреть, у кого какие заготовки имеются. Так вышло само собой, мы ничего не планировали. Мне такой способ нравится, все почти как в старые добрые времена. Никакой тебе маркетинговой команды, которая скажет: «Ты должен записать альбом в стиле поп». (Смеется). Сначала у нас было 70 или 80 песен, но постепенно мы избавились от тех, которые никому не нравились, и выбрали те, которые больше всего пришлись по душе.

Песня “Infernal Maze” («Адский Лабиринт») - о чем она?

Я думаю, она о чем-то или о ком-то, о ком ты жалеешь, о вещах, которые он или она сделала. В принципе, это часть большой песни “Elysium”. Первоначально этот трек длился 26 минут, но потом мы разделили его на две части. Конечно, лирика связана с темой “Elysium” и она также о воинах, но я точно не уверен. (Смеется).

А о чем “Fairness Justified” («Справедливость оправдана»)?

Я думаю, это история о какой-то девочке. Я не писал эту песню, так что не уверен…

Также у вас есть композиция “Lifetime In A Moment”, которую я нахожу весьма философской. Что вы хотели сказать в этой песне?

Мне кажется, эта песня о том, что ты должен ценить каждый момент и осторожно принимать решения, потому что они могут изменить твою жизнь. Так, в одну секунду жизнь может измениться.

Давай вернемся к этому пресловутому 18-минутному треку “Elysium”. Как вы умудрились сделать такую гигантскую песню?


Не знаю, её можно аж на четыре части поделить, и выйдет четыре песни. Но я к этому творению руку не прикладывал.

Живьем её будете играть?

Не думаю. Мы пока не планировали.

Может, какие-то части из этой песни исполните?

Да, это будет миллион маленьких частей. (Смеется). Сейчас мы будем выступать на разогреве, а затем у нас пройдут сольные концерты, где было бы неплохо сыграть эту вещицу. Посмотрим, у нас ведь больной барабанщик, а это большая проблема.

Новый альбом – второй для earMusic/Edel Records. Вы работали со многими лейблами - Noise, Nuclear Blast, Sanctuary... Имея такой большой опыт, как ты оцениваешь Edel? Они – это лучший выбор для Stratovarius?

Не могу нарадоваться, видя, как у нас с ними все складывается. Все очень здорово. Помимо тех лейблов, что ты перечислил, я еще работал с Polygram, Warner и прочими. Так что я в этом бизнесе достаточно давно, и это один из лучших лейблов, с которыми я когда-либо сотрудничал. Если бы ты меня хорошо знал, то нашел бы такое высказывание весьма для меня нетипичным. Я думаю, они и Blast - самые лучшие.

Когда вы покинули Nuclear Blast и подписались на Sanctuary, информация об этом обошла всю прессу. Ваш контракт был рассчитан на три диска, но в итоге вы выпустили на Sanctuary только один альбом ("Stratovarius", 2005). Как вам удалось уйти из-под контракта?

А мы и не пытались, мы планировали выпустить у них и второй альбом. Но вследствие ряда причин они обанкротились. Они решили попытать счастья на фондовом рынке и набрали кредитов у банков. В этом рискованном деле на карту была поставлена вся компания, но они прогорели. Группы, подписанные на этот лейбл, были выкуплены компанией Universal, весь каталог Sanctuary перешел к ним. Ты не представляешь, какой хаос там творился.

Как у тебя сейчас обстоят дела с Тимо Толки? В одном из интервью ты признался, что вы с ним помирились и даже ужинали вместе. Но затем конфликт вспыхнул снова. Так что же происходит в отношениях между вами на данный момент?

Последний раз я видел его в 2008 году, после чего он снова начал конфликтовать, но сейчас уже прекратил. Где-то с декабря 2009 года он успокоился. Но, ты знаешь, иногда он меняет свою точку зрения, на что имеет полное право. Сейчас у него новый проект, Symfonia. Там он играет с Андре Матосом, Ули Кушем (экс-Helloween), Яри Кайнулайненом (экс-Stratovarius) и Микко Харкином (экс-Sonata Arctica). Они уже подписали крупный контракт, и я думаю, у Тимо сейчас появился шанс сделать все как надо. Честно, я надеюсь, что он будет очень занят с этой группой, и у него больше не останется времени на борьбу со Stratovarius.

На одном из ваших концертов в Канаде недавно вспыхнул пожар. Что там произошло?

У нас тогда был сумасшедший звукач за пультом. Он врубил громкость на всю катушку, и аппаратура начала гореть. К счастью, это была наша последняя песня, но всем пришлось срочно эвакуироваться из-за дыма. Мы сказали: « Концерт окончен, просьба всем покинуть помещение». (Смеется).

Зрители, наверное, подумали, что это специальный номер программы!

Да, получилась такая незапланированная пиротехника.

Ты записался на новом альбоме финской группы Amberian Dawn. Как это случилось?

Я их поклонник уже, наверное, несколько лет. Я познакомился с их клавишником, и мы стали друзьями, пару раз пили вместе… Мы разговаривали о традиционных так называемых дуэлях гитары с клавишными, и он сказал, что было бы здорово устроить дуэль клавишных с клавишными. Я сказал: «Хорошо! Давай устроим!». Через некоторое время он записал кое-какой материал и отправил его мне, и я также записал кое-что и послал ему. Так что это была дуэль на расстоянии. Я сыграл на двух песнях.

Ты также работал с Dio над альбомом “Lock Up The Wolves” (1990). Как это было?

Очень весело. Он был отличным парнем с огромным опытом в этом бизнесе.

Еще ты играл с Ингви Мальмстином. Я слышал, с ним непросто работается. Это правда?


Я так не думаю, но все о нем это говорят. Я не знаю, в чем проблема, может, я какой-то особенный. У меня с ним никаких проблем не было, бывало, ссорились по мелочи, но не часто. Может быть, мы с братом и он одного поля ягоды.

Недавно ты записался для проекта Avanatsia. Ну и каковы впечатления?

Все произошло так же, как и с Amberian Dawn. Еще много лет назад я обещал Тоби (Тобиасу Заммету, лидеру проекта – прим. ред.), что сыграю на его записях. Но до прошлого года этого не получалось. Я записал свою партию и выслал ему по электронной почте. Ты знаешь, каждый раз, как мы встречались, наш разговор был примерно таким: «Пожалуйста, можно мне все-таки сыграть на твоей пластинке, или мне придется заплатить за это?» (Смеется). Я ему так ничего и не заплатил, хотя мог бы, если бы он попросил. Думаю, он хороший парень.

Ты выпустил несколько альбомов со своим братом, Андерсом Йоханссоном. Можем ли мы в обозримом будущем ожидать от братьев Йорханнсон новый релиз?

Думаю, да. Сейчас я очень занят со Stratovarius… Мы оба непрерывно работаем с нашими группами с 2008 года. Но если в этом году или в следующем у меня появится «окно», то мы запишем что-нибудь.

Вы с братом не устраиваете соревнований? Может, ты после прослушивания нового альбома Hammerfall говоришь: «Новый Stratovarius лучше!»?

Конечно, новый Stratovarius лучше. (Смеется). Да, мы немного соревнуемся. Но у нас разная музыка: Hammerfall больше тяготеют к немецкому тру-металу, а мы более прогрессивная и мелодичная команда. Мы с братом рассказываем друг другу различные истории о наших группах.

Я слышал, что один из твоих любимых клавишников – Джон Лорд. Сейчас он делает много оркестровых вещей. Ты сам ничего подобного не хочешь сделать? Например, на сольном альбоме.

Я думаю, это дорого. Мне больше интересна электроника. Так, что если у меня будет сольный альбом, то без оркестра, потому что это охрененно дорого.

Какой у тебя был самый странный музыкальный опыт?

Хммм… Дай подумать. Вот, вспомнил одну из самых странных вещей, что я делал. Я поехал в Сардинию, где живет мой друг Йонас. У него есть друг-барабанщик, которого зовут Джинджер Бейкер, он когда-то играл с Cream и Эриком Клэптоном. Как-то раз Йонас и Джинджер решили сыграть концерт в Сардинии, но им нужен был клавишник. Я сказал: «Хорошо. Какие песни мы будем играть?» Он ответил: «Нет никаких песен, просто играй что-нибудь». Так мы что-то и сыграли. Но было здорово: солнце светит, отличный кофе, вкусная еда.

Это был последний вопрос. Надеемся увидеть вас с концертом в Москве и ждем нового альбома.


Я надеюсь, в следующий мой приезд в Москву я буду лучше себя чувствовать. Будем пить водку и веселиться!  

Официальный сайт Stratovarius: http://www.stratovarius.com

Выражаем благодарность Максиму Былкину (Soyuz Music) за организацию этого интервью

Сергей “BoBr” Бобрик
22 ноября 2010 г.
© HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker