Royal Hunt
Перемена погоды

30.03.2007

Архив интервью

Очередной визит интернациональной группы Royal Hunt в Москву, состоявшийся в феврале 2007 года, стал в концертной жизни столицы весьма неординарным событием. В первую очередь, это связано с тем, что в последний раз группа играла в Москве почти пять лет назад, а все последующие попытки организации их выступления неизменно терпели фиаско по самым разным причинам. Наконец, шоу все-таки состоялось и стало, без преувеличения, историческим. И дело не только в том, насколько хорошо отыграла группа, а в том, что три недели спустя Royal Hunt и вокалист Джон Вест объявили о прекращении совместной деятельности, и московский концерт, таким образом, стал последним появлением группы на сцене в этом составе. В результате интервью, которое мы взяли у лидера группы, клавишника Андрея Андерсена, за несколько часов до концерта, поимело неожиданное продолжение. Вторая часть разговора состоялась по телефону, и в ней мы обсудили самые последние события в жизни группы.

Часть 1: «Я чувствую себя привилегированным…»

Давайте начнем с вопросов о новом DVD. Почему Вы решили снимать его именно в Санкт-Петербурге? Очень часто говорят, что в России не возможно добиться такого же качества, как на Западе, особенно в плане съемок и звука…
Качество – вопрос довольно спорный, и я здесь не судья. Честно вам скажу, что во всем, что касается видео, я полная бестолочь. Но выглядело все очень хорошо, по крайней мере, в плане качества аппаратуры. А звук я делал сам, так что мне было все равно. Почему Питер? Потому что когда нам предложили этот концерт, я вошел в Интернет и посмотрел на этот зал. Очень симпатичный зал, там такая оркестровая яма, и у меня тут же начали появляться идеи – туда можно какой-нибудь кран поставить, а от сцены шли «крылья» в стороны, там тоже можно было камеру поставить каким-то образом. Оттуда все и пошло – с чисто технической точки зрения зал был очень удобным для записи. И исходя из этого, мы решили: «Окей, сделаем DVD там». Единственное, что меня волновало в этой ситуации – сколько билетов будет продано. Я немножко волновался, потому что мне все говорили: «Да ну, Питер – это вообще не рок-город, там на вас придет 300 человек…» А в итоге пришло больше 1000 человек – да это же замечательно! И эта компания, «Иллюзион», поставила там аппаратуру, мы с ними договорились, как это все будет сниматься… Конечно, были какие-то проблемы, с которыми мы потом сражались в ходе «эдитирования», но, в общем и целом, мое мнение о DVD таково: оно получилось очень честным, там нет ни эффектов, ни черно-белых кадров, ни замедленной съемки. Как было, так мы и сделали. С моей точки зрения, этот DVD оптимально показывает Royal Hunt на сцене, именно моими глазами. Я уверен, что если бы у нас был какой-то более талантливый и знающий продюсер, который, допустим, работал с Whitesnake - а я считаю, что последний DVD Whitesnake это вообще лучшее, что я когда-либо видел – то он бы сделал все гораздо лучше. Но дело в том, что у него было 13 камер, а у нас всего шесть. То, что мы могли, мы сделали. Учитывая то, что это наш первый DVD, я считаю, что это очень хороший, достойный дебют. Честно говоря, у меня самого DVD очень мало, я не очень увлекаюсь этим всем, но у приятеля есть ВСЕ музыкальные DVD, я для примера посмотрел штук 8-10, которые вышли в 2005-2006 гг., и сравнил. Whitesnake я не учитываю – они со своим DVD стоят на пьедестале. И я выяснил, что мы очень хорошо устроились, потому что 6 из этих 10 DVD были просто паршивыми, причем мы говорим о крупных группах, которые даже больше нас. Было несколько DVD примерно нашего уровня, была парочка поудачнее, но я считаю, что в тройку лидеров мы попали.

Тот факт, что DVD выходит через 10 лет после вашего знаменитого концертника “1996” – это случайность, или же вы намеренно приурочили его релиз к этой дате?

Нет, это получилось совершенно случайно, никаких планов по этому поводу не было. Дело в том, что “1996” был записан в 1995-м, а вышел в 1996-м, поэтому получил такое название. Когда мы делали новый DVD, я даже не думал на эту тему, у меня не было ни названия, ничего. Я с ним возился, звук микшировал… И тут мой менеджер позвонил и сказал: «10 лет прошло с тех пор!» Ага! И тут же появилось название – новый концертник был записан в 2005-м, а вышел в 2006-м. Отсюда появились и другие идеи – опять сделать очень простую обложку, поместить туда только лого… Вот так все и сложилось.

Вы не могли бы сравнить процесс работы над японскими видео-записями 10-летней давности и тем, как все это происходило сейчас? Что изменилось?
Стало работать гораздо проще. Это даже не имеет отношения к современной технологии – те видео вообще на пленку снимались… Дело в том, что группа стала лучше. А может, она просто немножко приблизилась к тем стандартам, которые у меня есть на сегодняшний день. Может быть, их не было в 1996-м, откуда я знаю, это было 10 лет назад. Сейчас мне было гораздо проще, я уже говорил несколько раз, что когда я звук микшировал, я обратил внимание, насколько это все несложно. Я помню, что в 1996 году это было какое-то побоище – все это «вытащить», чтобы прилично звучало… В этот раз я старался даже особо ничего не «полировать», все очень хорошо и так. Конечно, я мог каждую вокальную линию уводить и выводить, но зачем? Я сделал это только в тех случаях, если какие-то фразы получились менее удачно, если Джон бежал с одного конца сцены на другой, чтобы слушателя просто это не раздражало. Вот и вся моя работа, а все остальное я оставил, как было.

На вашем официальном сайте появилось объявление, что старые видео-релизы Royal Hunt – “1996” и “Paradox – Closing The Chapter” (1997) – наконец-то будут переизданы на DVD. Когда это случится? И будет ли также переиздана видеокассета “1993-1997”?
Издавать “1993-1997” немножко глупо, потому что там представлены кусочки, которые японцы собрали отовсюду и под них «подсунули» какую-то музыку. Он не такой уж ценный с точки зрения информации, но там есть кое-какие забавные кусочки. Летом я начну со всем этим возиться. «1996» будет переиздан, как он есть. Мы сделаем ремастеринг, но ничего «криминального» там происходить не будет, только чуть-чуть поработаем, чтобы подогнать запись под стандарты сегодняшнего дня. Я считаю, что переписывать книжки – занятие очень гнусное, не стоит этим заниматься. Люди знают этот релиз, многие купили эти пластинки и видео. Единственное, что я считаю, что картинка на  «1996» и “Paradox” немножко темновата. Сегодня, с той аппаратурой, которая есть сейчас, их можно немножко осветлить, сделать более контрастными, и этим мы займемся. То же самое мы сделаем и со звуком – чуть-чуть приблизим его к 2007 году. Но ничего «брутального» мы делать не будем.
Это будет двойной DVD, или двухсторонний, я уж не знаю, как это сейчас называется. Потом мы возьмем “Paradox”, сделаем с ним абсолютно то же самое, а потом, чтобы сделать его тоже двойным, вторая часть DVD (или вторая сторона DVD) будет содержать архивные записи. У меня безумное количество материала, съемки за сценой, снимало 50 разных человек, все, что можно. Из этого я сделаю один длинный фильм, может быть, даже на час, если не очень занудно получится, который как раз покажет все, что происходило за сценой. Плюс я возьму удачные кусочки из «1993-1997». Получится такая «солянка» для фэнов, которым интересно с нами поближе познакомиться. На «2006» в бонусном разделе были только интервью и какие-то кусочки с концерта, но в этот раз съемки будут более личными. У нас много материалов из тура с Saxon, тура с Gotthard, наших бесконечных туров в поддержку этих двух пластинок. Все это выйдет, но когда, я не знаю. Знаю только, что летом я буду возиться с технической стороной этих видео. У нас есть два предложения: первое – выпустить эти DVD до нового года, но дело в том – это я уже опережаю ваш вопрос – что новая пластинка должна выйти где-то в октябре-ноябре, поэтому я думаю, что умнее будет выпустить DVD к весне, когда мы собираемся в европейский тур.

Вы говорили, что не любите видеоклипы и очень счастливы, что Ваш менеджмент уже давно не заставляет вас их снимать. Но с чем это связано?

Последний видеоклип мы сняли на “Lies” (песня с альбома “Fear” 1999 года – прим. авт.)… Дело в том, что это действительно занудство. Ты приходишь на съемочную площадку, они ставят свет, возятся часа три, потом вызывают тебя, 15 секунд ты что-то изображаешь и опять садишься. Теперь они опять три часа меняют свет, и так может продолжаться 2-3 дня. Я им сказал, что за это время я могу две новых песни написать и выпустить. (Смеется). А потом ты смотришь видео, и ничего особенного там нет. Единственное видео, которое мне нравится из тех, что мы сделали – это “Message To God”, там есть история, это хороший клип. Но… опять-таки, все это по-разному воспринимают. Другие ребята в группе считают, что со съемками все окей, но меня это раздражает просто до накала, я с ума схожу.
Для предстоящего релиза ребята сказали, что видео все-таки надо сделать, вроде бы уболтали. Но я не вижу какой-либо «отдушины» для этих видео. VH1 – это единственный канал, который нечто подобное показывает, они нас тоже несколько раз крутили. А MTV это никогда в жизни не покажет, все остальные каналы – о них тоже можно забыть. И если говорить об экономической стороне вопроса, то я считаю, что эти деньги можно употребить гораздо лучше. Можно эти 10 тысяч долларов – я не знаю точно, сколько это сегодня стоит, хорошо хоть, что цены сейчас падают – вложить в stage production. Хочется надеяться, что для нового альбома я столкнусь с человеком, который принесет какую-то интересную идею. Фильмы-то я люблю, это интересно, и мне хочется, чтобы в клипе была идея, какая-то связь с песней. Тогда, может быть, мы что-то снимем и начнем раскручивать. А так я вообще немножко подозрительно к этому виду масс-медиа отношусь.

В России новый DVD вышел на лейбле «Союз». А что будет с бэк-каталогом Royal Hunt, который раньше выходил на Art Music Group? Сейчас с этим лейблом ситуация не очень понятна…
У нас с ними ситуация очень понятна – у нас с ними ее просто нет. Все права на всю продукцию принадлежат нам, никакой компании они не принадлежат, поэтому, естественно, бэк-каталог будет в какой-то момент переиздаваться. Просто я не вижу смысла делать это в ближайшие год-два. Пластинки-то по-прежнему везде есть…

Уже нет.

А, уже нет? Вот этого я не знал. Но в принципе, я не вижу в этом какой-то большой проблемы. Сейчас мы посмотрим и подождем до октября-ноября 2007 года, когда новая пластинка будет готова, а там решим, с кем свяжемся. С самой нашей первой пластинки мы были умными – мы всегда подписываем контракт только на одну пластинку. Никаких options на следующие альбомы. Поэтому мы посмотрим - если все будет окей с «Союзом», если они нам представят хорошие продажи, тогда мы им предложим выпустить новую пластинку, затем двойные DVD, который мы переиздадим. Плюс бэк-каталог, который, как мы выяснили, представляет огромную ценность для любой компании. Честно говоря, я об этом совершенно не думал, для меня эти пластинки – все равно что для вас календарь 1993 года. Какую ценность он имеет? Для меня это то же самое. Но дело в том, что если все компании так хватаются за бэк-каталог, значит, есть какой-то рынок, есть какой-то спрос. Если бы я этого не знал, я бы им все так отдал. (Смеется). А сейчас, когда я узнал, какие мне за него предлагают сумасшедшие деньги, например, за “Paradox” (1997), половину песен с которого я даже не помню… Естественно, мы будем это использовать как определенную карту в разговоре с компаниями. Я думаю, что к концу этого года или началу нового мы с этой ситуацией разберемся.

Еще один вопрос по лейблам – в Европе вы уже достаточно давно сотрудничаете с Frontiers Records, компанией достаточно неоднозначной. Довольны ли Вы сотрудничеством?

Абсолютно! Мы были на многих лейблах, я знаю очень многих музыкантов – и неизбежно возникает одна и та же ситуация, как и в спорте, как и везде. Всегда есть категория А и категория Б. (Андрей проводит на столе воображаемую разделительную линию). Это не говорит о моем зазнайстве, просто так получается, что какие-то группы попадают по эту сторону, а какие-то – по другую. Это естественно. Так что те, кто оказываются с правильной стороны, свою рекорд-компанию хвалят, потому что они от нее получают поддержку, деньги и т.д. Те, которые находятся на той же компании, но этого не получают, естественно, ругаются. У нас такие ситуации тоже были. Когда мы попали на SPV, мы оказались в категории B. У них в то время были группы, которыми они занимались на 100 процентов, а на нас, я считаю, они тратили значительно меньше времени. Окей, тогда мы ушли от SPV и перешли на Frontiers. У Frontiers мы попали в ту категорию, в которую хотели попасть. Как мы сейчас выяснили, у SPV дела идут не так уж хорошо, так что это, как говорится, божий дар, что мы перешли на Frontiers. Поэтому я прекрасно понимаю, когда какие-то группы очень недовольны Frontiers, но с этим ничего не поделаешь. «Кока-кола» продается лучше, чем какая-нибудь другая газировка.

Пара вопросов о составе группы – как в группе оказался басист Пер Шеландер? Является ли он постоянным участником Royal Hunt?
Абсолютно! Да, вначале, наученные горьким опытом, мы практикуем найм музыкантов, они получают фиксированную зарплату. Мы даем человеку где-то год, как правило, этого достаточно. Мы говорим ему: «Окей, в течение этого года ты получаешь такую-то зарплату, мы тебе ее гарантируем», он с нами работает и получает эти деньги, разбитые на несколько выплат. Это, естественно, не включает запись пластинки, это отдельное дело, а вот в турах практика именно такая. После этого, если за год мы не перегрызлись, если отношения хорошие, парень нам нравится, а в ситуации с Пером здесь нет никаких проблем, то через год он плавненько становится членом группы. Тогда он начинает получать авторские гонорары от пластинок и т.д. Пер и Маркус (Джиделл, гитарист) – мне с ними очень повезло. Пера я знаю с 1997 или 1998 года, их группа House Of Shakira играла перед нами, и он оказался совершенно сумасшедшим энтузиастом Royal Hunt. Он за нами бегал постоянно, по-моему, он был больше с нами, чем со своей группой. (Смеется). Я помню, у него тогда были такие длинные белые волосы, он все время за нами носился, в автобусе нашем сидел. И когда мы расставались, он чуть не плакал. Они с нами всего восемь концертов играли, потому что, как вы знаете, в Европе «открывающие» группы платят за то, чтобы выступать. Видно, компания им дала ограниченные средства, плюс мы еще подбросили пару концертов уже бесплатно, потому что ребята очень хотели играть.
Потом они уехали домой, но Пер как-то периодически проявлялся – то e-mail напишет, то позвонит, и мы с ним периодически болтали. И когда Стин (Могенсен) ушел из группы, буквально через две недели Пер уже появился: «Я готов!» Я даже не стал устраивать какие-то пробы, потому что я знаю, что музыкант он хороший, в свое время ездил в Лос-Анджелес учиться в GIT (Институт Гитарной Технологии), причем все сам финансировал, он очень серьезно ко всему этому относится. У него хороший, как я называю, рабочий attitude ко всему. Перу даешь какое-то задание, он уходит домой, через день-два приходит назад, и у него от зубов все отскакивает. Ты о басе вообще не думаешь. Он, конечно, был претендентом номер один, тут даже не о чем говорить. Плюс, они еще с Кеннетом (Кеннет Олсен, барабаны) хорошо сработались, тут вообще замечательно все получилось.

Чем обусловлен выбор бэк-вокалистов для студии или концертов? С вами работают то одна Мария МакТурк, то Мария и Кенни Любке, а в прошлый раз в Москве вы обошлись вообще без бэк-вокалистов. С чем это связано?
На это влияет масса факторов. Как правило, исходный фактор – музыкальный: раз в данный момент у нас тур, то как мы можем с этим справиться? Когда в группе были Стин и Якоб, они мне говорили: «Мы петь не будем». Окей, тогда у нас будут две бэк-вокалистки или еще Кенни. Если ситуация другая, то тогда мы как-то справляемся своими силами. В данной ситуации и Пер, и Маркус поют. Единственное, чего не хватало – это третьего голоса. Я не пою, Кеннет этого тоже не делает, и чтобы немножко Джону облегчить жизнь и при этом сделать третий вокал, чтобы все гармонии осуществить, я взял Марию. Марию я знаю уже лет 15-16, сами ребята говорят, что она больший член Royal Hunt, чем они. Такая “iron maiden”, знаете ли. Комбинации немножко меняются каждый год, но ребята очень хорошо поют, так что такого количества бэк-вокалистов нам больше не нужно.
Правда, позавчера мы играли в Копенгагене, и с нами вышли петь Хенрик (Брокманн, первый вокалист Royal Hunt, спевший на дисках “Land Of Broken Hearts” (1993) и “Clown In The Mirror” (1994) – прим. авт.) и Кенни, Алан Соренсен играл на барабанах, а Стин на басу. Мы их так «разбросали», чтобы в последних четырех песнях появлялись разные люди. А в последней вещи, в “Epilogue”, мы сделали так называемое дива-представление – вышли и Хенрик, и Кенни, и Лиза Хансен, которая с нами ездила в 1995-96 году. Хенрик пел первый куплет, Кенни – второй, Джон – третий, а припев они пели все вместе. Фэны это просто обожают! А особенно в Копенгагене, где все свои, там народ просто на голове ходил!

Все, ищем бутлег! (Дружный смех).
Да, он уже есть, наверное! (Смеется). Один из плюсов Royal Hunt – это тот факт, что у нас есть своего рода семья. Представьте себе, у кого еще два бывших лидер-вокалиста поедут в тур с группой бэк-вокалистами? А у нас такое было в 1999 году – Хенрик и Кенни пели у нас в на бэк-вокале! Вы представьте себе Black Sabbath с Оззи, и Дио – бэк-вокалист! (Дружный смех). Или Deep Purple с Гилланом, а Хьюз и Ковердейл – бэк-вокалисты? Такое просто невозможно себе представить. Это, конечно, другая шкала, но дело не в этом, важен сам принцип. Отношения между людьми в группе очень хорошие, все друзья. Пусть Стин и Якоб (Кьер, гитарист) ушли из группы, личные отношения у нас остались такими же. С рабочей точки зрения, мы поменяли свои приоритеты, у кого-то они теперь одни, а у кого-то – другие. Но по-прежнему мне достаточно поднять телефонную трубку, и все тут же несутся, и точно также я для них. Мы остались семьей, и это замечательно.
Многие люди говорят, что Royal Hunt – это пять человек. На самом деле, это не пять человек, а человек 15, которые варятся в одном котле. Все друг другу помогают, и это очень приятно. Я чувствую себя очень привилегированным: мой дом – это такой центр всех сборов, все всегда происходит у меня, и я часами стою на кухне, готовлю жратву… (Дружный смех). А они у меня спят в разных местах, кто на студии, кто еще где. У нас очень весело. А поскольку я такой «мозговой центр», я себя чувствую очень привилегированным, ведь меня окружают замечательные музыканты и, самое главное, замечательные люди. Они постоянно вокруг меня, и это очень здорово.

Кстати, чем сейчас занимается Лиза Хансен? Почему она с 1996 года с вами не работает?
У Лизы очень простая ситуация – Лиза вышла замуж, и у нее родился ребенок. Самое смешное, что ее муж Николай делал мастеринг “Paper Blood” (2005), так что все осталось в семье. (Смеется). Лизу мы по-прежнему регулярно видим, она совершенно не изменилась, такая же красавица. Но куда ей сейчас мотаться, ведь у нее уже двое детей. А ее муж работает полный рабочий день на мастеринг-студии, он делает мастеринг для Pretty Maids, D.A.D. и т.д. Ей же приходится «пахать» дома, и она, к сожалению, никуда ехать не может. На позавчерашнее представление к нам она все-таки пришла, но это рабочие вопросы, а на личном уровне мы ее видим постоянно.

А как продвигается поп-карьера Якоба Кьера?
Никак не продвигается, насколько я понял. Он сделал какой-то разбег, но потом все пошло не очень. Я с ним разговаривал недели за две до нашего отъезда, но ничего определенного по этому поводу сказать не могу, он очень невнятно на мой вопрос ответил. «Да ну, ничего особенного не происходит…» Я ему давно советовал сольную пластинку сделать, мы всегда ему поможем, но он какой-то довольно ленивый. Даже чтобы ко мне вытащить, его нужно месяц пинать. Стин – другой, он более самостоятельный, он занимается своей карьерой, а Якоб – нет, он свободный художник.

Теперь несколько вопросов о проекте Anderson / Laine / Reedman. Во-первых, почему этот диск вышел под таким странным названием, хотя автором всех песен являетесь Вы?
Это не до конца мой сольник… Я, конечно, понимаю, что менеджмент мне потом горло перережет за такой ответ, но на самом деле, если бы я делал свой сольник, я бы его делал по-другому. У меня было два сольника, и оба довольно разные. “Changing Skin” (1999) был очень симфоническим, я бы сказал, вальяжным, а “Black On Black” (2002) – это более традиционный хард-рок. Потом я сделал пластинку с фортепиано, “Ocean View” (2004). Поэтому если бы я сейчас сделал сольник, он был бы каким-то другим. Но инициаторами проекта были Frontiers, они вообще известны проектами такого плана. Когда они делали промоушн “Eye Witness” (2003), они на меня прямо-таки накинулись: «Давай сделаем какой-нибудь проект, сведем тебя с каким-нибудь певцом…» И я, честно говоря, просто из вежливости сказал: «Ну окей, что-нибудь такое сделаем…» Но я никак не ожидал, что через месяц они мне начнут присылать CD! (Смеется). Я думал, ну ладно, сказал и сказал. А они начали мне присылать CD с разными певцами чуть ли не пачками, они за это дело схватились серьезно. Однажды у меня была пауза на пару месяцев, а Майки, мой менеджер, также является менеджером Пола Лейни и Danger Danger, и он сказал: «Возьми Пола, он сейчас сидит и ничего не делает». Я помнил Пола с тех пор, когда Danger Danger играли перед UFO, у него вокал в духе Bon Jovi, только немножко более “heavy”, и сам он парень очень приятный. Я ответил: «Почему нет? Давай попробуем, я напишу ему несколько вещей».
Я начал ему писать вещи, Пол что-то напел… Идея была в том, что я должен был написать только половину вещей, в этом-то вся пьянка. Я пишу половину вещей, и Пол пишет половину. Но дело в том, что Пол не может написать вещи такого плана, собственный стиль Пола немножко другой, это более ню-рок. Frontiers сразу встали на дыбы и сказали мне: «Пиши еще пять!» Я говорю: «Я только что отстрелялся, и вам придется подождать, потому что началась запись “Paper Blood”.” После этого я сказал: «Окей, я вам обещал, значит, я эти пять вещей напишу, но раз уж у нас такое с Полом произошло, давайте искать другого певца». Они мне опять предложили несколько человек, и одним из них был Дэвид Ридмен (Pink Cream 69, ex-Adagio). Дэвида я тоже знаю, мы играли вместе на паре фестивалей, очень приятный парень, работать с ним легко. Я вообще «звездных» людей не переношу, я как только их издалека вижу, сразу говорю, что работать с ними не буду. Ни с кем. Мне все равно, кто они. А Дэвид очень простой парень, свой, как говорится. Окей, я написал пять вещей для него, более подходящих для его голоса, и сделал так, чтобы Пол и Дэвид немножко друг на друга походили. Чтобы не слушалось, что здесь один певец поет, а тут – вообще другой. Я их подогнал, насколько мог, и получилась такая пластинка. Она не была задумана таким образом, и поэтому я ее не могу назвать своим сольным проектом. В данной ситуации я прислушивался ко мнению со стороны.

Вы никогда не хотели поехать в тур с материалом Ваших сольников? Ведь у Вас масса материала, который никогда не исполнялся живьем…
Дело в том, что у нас в Royal Hunt есть очень жесткая политика: в Royal Hunt мы никогда не играем кавер-версии ни моих песен, ни Джона, чтобы не было разборок. Иначе начнется вот что: у каждого есть сольные проекты, и если мы играем вещь из одного проекта, то нужно играть что-то и из другого проекта. Но мы так не хотим, Royal Hunt играет только то, что выходит под вывеской Royal Hunt. А если кто-то из нас едет в сольный тур, он вещи Royal Hunt не играет, чтобы люди не слышали какую-нибудь “Message To God” в моем варианте, в варианте Cornerstone и т.д. Эти вещи есть в варианте Royal Hunt, и этого достаточно. Я считаю, эта политика на сегодняшний день замечательно работает.
У меня были предложения поехать в сольный тур, еще начиная с “Changing Skin”. Я бы, честно говоря, с удовольствием это сделал. Но у нас есть еще одно правило: Royal Hunt имеет самый главный приоритет в любых ситуациях. Мы рассматриваем все соло-проекты, какими бы они ни были, как хобби. Развлекайся, как хочешь, это не наше дело, но не дай бог твое свободное время начнет каким-то образом сказываться на Royal Hunt. Пока все люди, кто есть в группе, следуют этому правилу, проблем не бывает. А поскольку я всегда больше замешан в делах группы, времени у меня остается очень мало. Мне поступали предложения ехать в тур, но даже с “Ocean View” я сыграл всего пару концертов. Тут же приходит пора делать новую пластинку с Royal Hunt, играть концерты и т.д. А что же будет, если я своим примером покажу, что я все это могу обойти и заниматься сольными делами? Поэтому так и получается…

У Вас есть опыт работы с разными вокалистами. Вы не хотели бы когда-нибудь записать рок-оперу?
Много раз хотел. У вас есть очень известный, насколько я понял, режиссер-постановщик, он живет в Санкт-Петербурге, но много постановок делает в Москве. Я забыл фамилию, на С начинается. У него свой театр, его в Санкт-Петербурге на руках носят. У меня даже с ним встреча была по этому поводу. Мы думали о том, чтобы сделать рок-мьюзикл, действительно серьезный, хороший рок-мьюзикл. Но дело в том, что все упирается в такой примитивный момент, как финансирование. У меня нет проблем с тем, чтобы профинансировать звуковую сторону дела. Это то, что я знаю, и то, что я могу финансировать. Оркестр? – пожалуйста, мы достанем вам оркестр. У меня проблема с другим -–с постановкой. Во-первых, я ничего в этом не понимаю, я в жизни в это не полезу. Конечно, я буду во что-то тыкать пальцем, но в принципе, должен быть человек, который действительно в этом разбирается. Должна набираться труппа, которая действительно может все это реализовать. Я это все знаю, потому что Кенни Любке часто, практически каждый год принимает участие в различных постановках – то «Шахмат», то «Иисуса Христа – Суперзвезды». Я был на их репетициях, я видел, как это все происходит, и я сразу понял: мне это не осилить. Я могу музыкальную сторону сделать, но осуществить и профинансировать театральную, визуальную сторону дела должен кто-то еще.
И тут возникает вопрос – это должны быть либо какие-то посторонние спонсоры, либо наши рекорд-лейблы должны собраться и это финансировать. Майки над этим работает, но в данный момент согласия нет. Я им предложил очень хороший вариант – я могу сделать всю звуковую сторону, я могу пригласить практически любых гостей, каких они хотят. Они хотят Паваротти – fine! Они хотят Селин Дион – fine! С этим проблем у меня нет. Но дальше все толкать – этого я уже не могу. Может быть, к следующему году все это утрясется, но сейчас нет согласия насчет спонсора, потому что стоит это, естественно, очень дорого, и снять театр на пару-тройку месяцев тоже дорого. Я все это прекрасно понимаю, но я умышленно туда не , потому что я знаю, что это бездонная бочка, в которой я ничего не понимаю.

Теперь вопрос о том оборудовании, которое Вы используете. Сколько синтезаторов вы обычно возите с собой? Изменилось ли их количество за последние годы?
Все время меняется. Я человек достаточно «старозаветный» в отношении клавишных – я пробовал несколько раз работать с mother keyboards, когда у тебя все в рэке, нужна всего пара клавиатур, и не надо столько с собой таскать, но в моем случае это не срабатывает. Я безумно завидую Рудессу (Джордан Рудесс, клавишник Dream Theater – прим. авт.), который везет с собой две клавиатуры, и ему этого достаточно. Я ему завидую черной завистью. Но дело в том, что у него другая манера игры и другие партии. У него партии, кроме солирующих, периодические. Вот в этой вещи он в каком-то кусочке играет «фоно», а в следующем кусочке вообще не играет. Потом у него кусочек с какими-нибудь «струнными». А я играю ВСЕ ВРЕМЯ. И все время меняются звуки. Когда я стою с двумя клавиатурами, у меня просто волосы на голове начинают вылезать, потому что я не столько играю, сколько без конца меняю звуки. Это абсолютное безумие! Другой вариант – поставить рядом какой-нибудь компьютер, чтобы он за меня менял звуки. К компьютерам у меня абсолютно определенное отношение, потому что у них есть тенденция ломаться. Когда ты едешь в тур, я тебе даю гарантию 1000 процентов, что где-то они тебе праздник испортят. Значит, тебе нужно два компьютера, а это уже маразм какой-то! (Смеется). Лучше мне взять все свои клавишные.
Поэтому базовая система у меня такая: шесть клавиатур и маленький рэк, там четыре модуля. Основные из них такие: естественно, «пианино» и  «хаммонд», затем Korg с Yamaha для каких-то “pads”, для аккордов – Korg с Proteus одним модулем, для соло – Alysses с другим Proteus, а для струнных и т.д. есть просто Proteus, там всего понемногу, что пригодится. Это мой “set-up”, немножко сложный на сегодняшний день, но, с другой стороны, для меня это работает.

В прошлый раз в Москве Вы говорили, что Вам нравится манера игры Ричарда Андерссона из Time Requiem и Majestic. Скажите, не под его ли влиянием на “Paper Blood” Вы стали играть гораздо быстрее и техничней?

Нет, здесь не совсем то. Почему я отличаю Джордана Рудесса и Йенса Йоханссона – потому что они совершенно на меня не похожи. Они оба играют, как гитаристы, и я считаю, что это потрясающе, я бы никогда в жизни так не сыграл, даже если бы захотел. Но с другой стороны, мне это не нужно. Если мне нужен хороший гитарист, у меня он есть. Но они ухитряются играть на клавишных, как гитаристы. Они мне нравятся именно с этой точки зрения – они умеют делать то, что я не умею. А то, что на “Paper Blood” стало больше соло – так они у меня всегда были, например, на “Changing Skin”. Дело в другом. Сам “Paper Blood” получился пластинкой больше для музыкантов. Просто у нас появилось такое желание. У нас всегда были концепции, был “Moving Target” (1995), был “Paradox”, был “EyeWitness”, где инструментала было очень мало. Все шло «в тему» - тексты, их сочетание с музыкой… А здесь нам захотелось безобразиями позаниматься, просто вот так. К тому же, Маркус пришел в группу, а он соло обожает играть, он меня все время подначивал: «Давай, давай, давай, еще больше сыграем!» Я ему: «Да ты чего, обалдел? У меня уже клавишное соло в каждой второй песне!» «Нет, давай, давай еще!» «Ну давай!» И мы стали уже просто дурака валять, там действительно чересчур много инструментала. Получилась пластинка плана «смотрите, что мы умеем». Следующая такой не будет, 100 процентов! (Смеется).

Все ваши диски начиная с “Paradox” являются в той или иной степени концептуальными. Будете ли Вы продолжать эту традицию и дальше?
Да, мне это интересно. В принципе, на “Paper Blood” не было концепции, но она как-то сама сложилась. Когда появилась заглавная вещь, а она на пластинке шестая или седьмая, она как-то задала тон всем текстам, которые были написаны. Потребительское общество, «махровый» материализм – мы эту тему подали в разных аспектах. Отдельные вещи с лирической точки зрения сложились в единую концепцию. На следующей пластинке концепция будет именно музыкальной. Я себе представляю что-то общее с “The Mission” или “Paradox”, но связки будут не столько из эффектов, сколько чисто музыкальные. Одна песня будет переходить в другую, на сегодняшний день мне просто так интереснее.

Часть 2: «Мысль заменить Джона зрела давно…»

Какие впечатления остались у Вас от московского концерта? Все ли понравилось в плане организации мероприятия и приема публики?

Абсолютно все понравилось! В предыдущий раз мы приезжали в 2005 году, когда записывали видео в Санкт-Петербурге, и все было просто замечательно. Не было никаких проблем ни с таможней, ни с аппаратурой, ни с организацией концерта. Сейчас мы приезжаем снова, и снова очень довольны. Значит, что-то в России происходит, по крайней мере, в Петербурге и в Москве, я в других городах не бывал. Видимо, появились уже какие-то люди, которые научились серьезно относиться к организации концертов. Новые ребята в группе на меня смотрели и говорили: «Ну, мы не знаем, а раньше ты от России так плевался! (Дружный смех). Сейчас у нас все так хорошо!» Я говорю: «Ну вот как раз потому, что вас не было, все и было плохо!» (Хохот). Раньше я на таможне по четыре-пять часов сидел, а сейчас мы проскочили за 20 минут без всяких проблем. Все было хорошо и с транспортом, не было никаких задержек. Просто на удивление! Для меня на удивление, а ребятам-то кажется, что так всегда и было.

Понравилось ли Вам выступать на питерском фестивале «Герои Рока»? Концерт на стадионе по ощущениям наверняка отличается от того, когда ты выступаешь в клубе…
Было и хорошо, и плохо. И музыка наша, и весь “vibe”, который присутствует в этой группе, в какой-то степени рассчитан на большую сцену и большую аудиторию. В те немногочисленные разы, когда нам приходилось играть на больших сценах, мы получали огромное удовольствие. Но в ситуации с фестивалем негативными факторами были звук и хаос, который творился на сцене. Это было очень тяжело. Ну и, конечно, бесконечные изменения планов в связи с тем самым хаосом – то мы играем 40 минут, то 20, то 30, то снова 20… Со всем этим можно жить, но ситуация не идеальная. Мы-то отыграли, и на здоровье! Но я считаю, что фестиваль можно было организовать немножко более достойно с технической точки зрения. Надеюсь, со временем это все утрясется. Основные проблемы были со звуком – много групп, и я считаю, что на сцене все было сделано не самым рациональным образом. Мы играли на всевозможных фестивалях, в том числе на Вакене, где на каждой сцене в день играет 10-15 групп, и знаем, что все это можно сделать более компактно и удобно всем – и рабочим сцены, которые просто с ума от хаоса сходили, и группам. Я надеюсь, что это придет со временем, как все пришло в плане организации наших сольных концертов.

Когда Вы играли в Москве, Вы уже знали, что это будет последний концерт с Джоном?

Нет, честно говоря, нет. Идеи насчет замены Джона были давно, они крутились уже последние полгода, но определенной идеи насчет того, что вот сейчас мы отыграем последний концерт и все, разойдемся – такого не было. Это произошло несколько недель спустя после этих концертов.

Сейчас Вы ищете нового вокалиста. Для Вас имеет значение, откуда он будет? Это должен быть человек из Европы, или же это может быть американец, русский, кто угодно?

В принципе, кто угодно, нам, в общем-то, все равно. Правда, если он будет из России, возникнет чисто техническая проблема с визами, поэтому, мне кажется, это менее вероятно. А вообще нам все равно, откуда певец. Главное, чтобы он нам подошел, во-первых, с точки зрения вокальной, но и еще, чтобы он в коллектив хорошо вошел. Для нас это довольно важно, потому что у нас тесный коллектив, и мы хотим, чтобы работать с человеком можно было нормально, чтобы было одно чувство юмора и т.д. Джон, конечно, в этом плане был для нас идеален.

А вообще, не было ли у Вас планов записать что-нибудь на русском языке с музыкантами из России?
Нет, как-то не было. Единственное, что у меня планировалось с Россией – это не самому записаться, а заняться продюсированием. В свое время Сева Баронин предлагал несколько групп, которые были заинтересованы в моем продюсировании. Судя по тем нескольким CD, которые я слышал, которые попадали в мои руки – а это очень незначительное количество – с продюсированием в России по-прежнему есть кое-какие проблемы. Кто-то с ними справляется хорошо, кто-то менее удачно. В свое время у Севы были какие-то идеи в этой области, но все застряло на том, что у меня просто времени не хватило. Хотя идея была, в принципе, неплохая, хорошие музыканты у вас есть, и насколько я понял, их достаточно. Но что касается групп как таковых – я сужу по тому, что я слышал, а это, естественно, очень маленький процент – то не все так гладко.

В Интернете уже обсуждаются кандидатуры возможных вокалистов Royal Hunt, и в том числе, называются два имени – Матс Левен (Therion, At Vance, экс-Ингви Мальмстин) и Оливер Хартманн (ex-At Vance). Что Вы можете сказать по этому поводу?
Ну, все возможно… С Матсом у меня вообще очень хорошие отношения, они сложились еще несколько лет назад, так что я этого не исключаю. Но до сих пор мы ничего не решили, процесс поисков певца будет продолжаться еще, как минимум, полтора-два месяца. Я понимаю, когда поклонники группы предлагают свои кандидатуры, и некоторые из них мне действительно интересны, это кандидатуры, о которых мы даже и не думали. Я с интересом читаю, когда они что-то пишут, нахожу какие-то новые имена. Объявление на сайте мы повесили не так давно, но нам уже пришла куча посылок с CD, так что мы сейчас все это изучаем. Среди них есть и большие имена, и имена поменьше, и люди, о которых вообще никто толком не знает. Мы все это изучаем, слушаем, смотрим… Я не очень верю, что у нас может что-то получится с Оливером Хартманном, я против него ничего не имею, но это не совсем наш стиль. Я также сомневаюсь и по поводу Матса. Посмотрим, в данный момент трудно что-то сказать. Пришло очень много материала, и на примете у меня уже есть по крайней мере два или три певца, которых я запросто могу себе представить на нашей следующей пластинке.

Смена вокалиста как-нибудь скажется на сроках ее записи или выхода?
Абсолютно нет. С самого начала мы планировали, что запись начнется в мае и будет продолжаться до августа. Этот же план у нас остался до сих пор. Я считаю, что два месяца – вполне достаточно, чтобы найти певца, учитывая, что у нас есть определенные связи, и тот факт, что пришло очень много заявок, а в ближайший месяц, я думаю, придет еще больше. За два месяца певца найти можно, а месяц-полтора для того, чтобы подготовиться к записи пластинки, ему тоже будет вполне достаточно.

Вы не могли бы рассказать поподробнее, что это за “twists and turns” в новом материале, которые, насколько мы поняли, Джона не очень устроили?
(Вздыхает). Описывать музыку на словах очень тяжело… Я считаю, что для Royal Hunt наступило время в какой-то степени вернуться в наше прошлое со звуковой точки зрения. Мы хотим воскресить то, что я называю «большой формой», в некоторой степени симфонической, к которой я могу отнести такие пластинки, как “Paradox”. И дело не в том, что Джона это не устроило, я думаю, что Джон бы с удовольствием стал этим заниматься. Дело в том, что мы сделали с ним четыре студийных диска – симфонический, размеренный “Fear”, “The Mission” слегка с элементами техно, “Eye Witness” с элементами ню-рока и ню-метал, и “Paper Blood” – эдакий ретро-хард-рок. Мы с Джоном сказали, что могли сказать, и оба это почувствовали. Началось это у меня, потому что когда я начал думать о форме новой пластинки, я себе уже представлял какие-то мелодии и тембры и понял, что если я по-прежнему буду использовать Джона, я ничего нового там не получу. Я получу то же самое, что у нас было на предыдущих пластинках, мы начнем сами себя повторять, даже не с точки зрения музыки, а с точки зрения звука и того, как он подает эти вещи. Ничего нового там «вытащить» невозможно.
Я говорил с Джоном на эту тему, и в данной ситуации у нас не было никаких обид, потому что он, в принципе, со мной согласен. Он музыкант с очень хорошим слухом, он понимает, о чем я говорю. Я бы не сказал, что расстаться с Джоном было легко - мне или ему. Я все время говорю «мне или ему», потому что в основном именно мы разговариваем, остальные ребята у нас поновее. Мы как-то вдвоем все время болтали на эту тему, и расставаться нам было не просто, тем более, что мы знаем, что в группе сейчас будет другой певец, Джон больше с нами не связан, и наши личные отношения сведутся к минимуму. Мы не будем так часто встречаться, а мы с Джоном очень хорошие друзья. Поэтому это было не очень просто, но кроме нас этот вопрос никто не мог решить. Мы неоднократно говорили по этому поводу, обсудили все аспекты и решили, что в принципе так будет лучше, во всяком случае, для группы. Что касается Джона, пойдет это ему на пользу или нет, вопрос более сложный. По крайней мере, сейчас у него будут развязаны руки, и если он хочет заниматься музыкой периодами, а не постоянно, то такая возможность есть. С другой стороны, я уверен, что есть много проектов, которые хотят его заполучить. Певец он замечательный.

Последний вопрос, возникший после прочтения Вашего общения с фэнами в русском LiveJournal. Это правда, что у Вас на компьютере нет русской раскладки клавиатуры?
(Смеется). Правда! Я бы с удовольствием по-русски писал, но… Кстати, вот еще один веселый момент, на этот раз связанный с поисками певца. Я сегодня все утро хохотал до слез. Дело в том, что мои ребята мне тоже прислали CD. Я каждый день хожу в контору и забираю посылки, которые приходят от разных певцов. Сегодня утром я пришел, там лежало три-четыре посылки, ничем особо не выделяющиеся. Я открываю один из них и, не читая письма, вставляю CD в проигрыватель. Из динамиков звучит какой-то дикий рев быка! Что это за ужас такой? Я выключаю диск, беру письмо. А это, оказывается, Маркус, Пер и Кеннет, они пишут, что тоже хотят стать певцами Royal Hunt! Причем они так упаковали посылку, что она выглядит, как настоящая. Здорово, что у ребят не пропало чувство юмора!

Официальный сайт Royal Hunt: http://www.royalhunt.com

Выражаем благодарность Евгению Силину (Alive Concerts) и Всеволоду Баронину за организацию интервью.

Вопросы задавали Роман “Maniac” Патрашов, Григорий “Starbreaker” Воронцов
Вопросы также составляли Роман “Leon” Якимов, Владимир “Impaler” Миловидов
Фото – Роман “Maniac” Патрашов
25 февраля – 24 марта 2007 г.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker