Roz Vitalis

Roz Vitalis
Через музыку к свету

03.02.2010

Архив интервью

Петербургская группа Roz Vitalis уже почти десять лет играет авангардный арт-рок с примесью дарквейва, пост-рока, эмбиента и многих других стилей. За это время коллектив успел записать солидную дискографию, засветиться на известных зарубежных прог-ориентированных радиостанциях, и сегодня успешно выступает в питерских клубах. Уже тот факт, что группе, исполняющей такую некоммерческую музыку, удается в течение долгого времени успешно держаться на плаву, причем безо всякой спонсорской помощи, привлекает к ней внимание. И действительно, история Roz Vitalis очень интересна. В этом интервью лидер группы, клавишник Иван Розмаинский, подробно рассказал о прошлом, настоящем и будущем Roz Vitalis, а также поделился своими размышлениями о состоянии современной прог-сцены, молодых и талантливых коллективах и даже о группе Depeche Mode.

Для начала – немного об истории группы. Как был создан Roz Vitalis?


Roz Vitalis был создан мной в 2001 году (и тогда же в одиночку я записал первые демо-альбомы, которые не включены в официальную дискографию проекта из-за их общей «сырости»). “Ros vitalis” по латыни буквально означает «роса животворящая», ну или «живая вода». Почему я поменял одну букву в этом названии, попытайтесь догадаться сами. (Смеется). Название может символизировать Жизнь, Очищение и т. д. Логотип группы – «крест с якорем» – является древним христианским символом. Возможны разные трактовки этого символа – от «победы над хаосом» до «христианской надежды».

В течение первых нескольких лет – до 2004 года включительно – Roz Vitalis являлся чисто студийным проектом, в котором подавляющее большинство музыки сочинялось и записывалось мной с использованием клавиш и компьютерных сэмплов при эпизодическом применении духовых (блок-флейты, окарина), перкуссионных (металлофон) и некоторых других звуков. В 2002 – 2004 году участниками «основного состава» проекта также являлись Надежда Регентова (клавиши, голос, стихи) и Владимир “Nektor” Поляков (клавиши, стихи), которые поучаствовали как соавторы в некоторых вещах того периода. В студийную работу вносили вклад и другие музыканты (в частности, в 2002 году членом основного состава также считался вокалист и поэт Василий Расков). В эти годы были записаны такие опусы, как “L’Ascensione” (2002), “Painsadist” (EP) (2003), “Lazarus” (2003), “The Threesunny Light Power” (EP) (2004) и “Das Licht Der Menschen” (2004). Тогда же я - при участии Регентовой и приглашенной вокалистки Екатерины Софроновой - записал кавер на песню “Words You Say”, который был включен в изданный в 2005 году итальянским лейблом Mellow трибьют-альбом “Higher and Higher – A Tribute to The Moody Blues”.

Новый этап в истории Roz Vitalis стартовал в 2005 году, в начале которого ко мне, Полякову и Регентовой присоединились вокалистка и исполнительница на блок-флейте/губной гармошке Клара Метелькова и кларнетист Юрий Верба (интересно, что им было в тот год соответственно около 65 и 73 лет (!)). В этом составе был записан студийный альбом “Enigmarden”. В июле 2005 года Roz Vitalis дал первый в своей истории концерт в качестве дуэта Иван Розмаинский/Клара Метелькова (на фестивале «Зерна» в питерском  клубе «Манхэттен»). Осенью к этому дуэту присоединился 18-летний гитарист Sydius. В составе трио Roz Vitalis записал первый официальный «живой» альбом “Live Autumn’05 in the Ad Lucem Studio”. Трек-лист был составлен из лучших фрагментов репетиций трио в моей домашней студии (Ad Lucem Studio), являвшейся и являющейся «основным местом существования» Roz Vitalis, причем значительную часть составляли свободные (то есть спонтанные или интуитивные) импровизации. В таком составе группа дала несколько квартирников и сольный концерт в питерском клубе ГЭЗ-21 в феврале 2006 года. Через несколько недель Клара Метелькова ушла из группы, обвинив основателя проекта в нарушении ее авторских прав и некоторых других смертных грехах, но к концертному воплощению Roz Vitalis присоединился уже упомянутый Nektor. Параллельно с этим почти весь 2006 год и начало следующего года Розмаинский, Sydius и Верба работали над альбомом “Compassionizer”, который был выпущен в марте 2007 года и до сих пор является самым известным произведением Roz Vitalis.

Весной 2007 года участником Roz Vitalis стал бас-гитарист Владимир “Energoslon” Семенов-Тян-Шанский, который вместе c Розмаинским и Sydius’ом начинает работу над альбомом “Overcoming-Up” и совместно с этими же двумя гражданами и Nektor’ом включается в квартирную и клубную концертную деятельность. Примерно с мая 2007 года по декабрь 2008 года «основным местом существования» Roz Vitalis, помимо моей домашней Ad Lucem Studio, являлся арт-флэт «Базилик», находящийся на Васильевском острове и принадлежащий Nektor’у. В «Базилике» группа регулярно репетировала и иногда играла концерты.

В конце декабря 2007 года скоропостижно умирает Юрий Верба (R. I. P.), так и не успев ничего записать для “Overcoming-Up”, но весной 2008 года духовые, помимо эпизодической блок-флейты основателя группы, все-таки появляются на этом альбоме, благодаря «классическому» флейтисту Владиславу Коротких, который заявляется как участник основного состава группы, хотя он никогда не репетировал с Roz Vitalis живьем и пока что с тех пор с этим коллективом не работал. Осенью 2008 года работа над записью и сведением “Overcoming-Up”, который был создан Розмаинским, Sydius’ом, Energoslon’ом и Коротких, завершается.

В марте 2008 года, ровно через 7 лет после создания проекта, у Roz Vitalis наконец-то появляется живой ударник – Филипп “Phill” Семенов. А в мае 2008 года из «концертного воплощения» коллектива уходит Sydius, стремящийся к более экстремальной – и в плане тяжести, и в плане диссонансов, - музыке. Летом 2008 года Roz Vitalis дает первые концерты с живым ударником. С осени этого же года коллектив начинает выступать вместе с новым гитаристом Владимиром Ефимовым. С тех пор концертный состав Roz Vitalis пока что не менялся. С этого времени группа практически перестала играть квартирники и переключилась почти исключительно на клубы Питера. Слово «почти» употреблено потому, что в сентябре 2009 года коллектив совершил мини-тур по Москве. 17 ноября на концерте в ГЭЗ-21 состоялась презентация пока что последнего официального релиза Roz Vitalis – концертного альбома “Live at Mezzo Forte, Moscow, September’09”, записанного в рамках этого мини-тура. А несколько раньше, в марте 2009 года, ровно через 8 лет после создания Roz Vitalis, увидела искусственный свет Интернета компиляция “Lazarus Abridged”, выпущенная R. A. I. G. Accessory Takes. Она составлена из треков, входящих в альбомы 2003 – 2004-х годов, и отражает, скажем так, наиболее авантпроговую составляющую творчества проекта.

Изначально Roz Vitalis был чисто студийным проектом. Без концертной деятельности молодой группе довольно трудно получить известность, к тому же, в то время у нас еще не был так развит Интернет и социальные сети. Как проходила «раскрутка» группы, как вы находили свою аудиторию?


Социальных сетей почти не было, но Интернет уже активно функционировал. «Раскрутка» осуществлялась через рассылку альбомов на ведущие проговые радиостанции и рецензентам с ведущих проговых сайтов. Постепенно о Roz Vitalis узнавало все больше и больше людей, несмотря на то, что на лейблах альбомы группы не издавались. В частности, можно упомянуть тот факт, что с 2003 года по настоящий момент времени музыку Roz Vitalis передало около 50 Интернет-радиостанций в США, Великобритании, Аргентине, Мексике, Нидерландах, Норвегии и других странах, в том числе такие известные, как Planet Prog, Aural Moon, Delicious Agony Progressive Rock Radio, El Retorno del Gigante, Earth And Sky и т. д. В России нас крутила, кажется, только одна радиостанция – «Пустые холмы». (Смеется).

Ранние альбомы группы практически полностью записаны лишь с помощью клавишных и электроники. Так было задумано изначально, или в тот момент Вам было просто трудно найти подходящих музыкантов?

И то, и другое. При наличии казавшихся непреодолимыми трудностей, связанных с нахождением подходящих музыкантов, имелось много музыкальных идей, которые, как мне казалось, можно воплотить непозорным образом, используя в основном только клавиши и компьютер. Реакция рецензентов, радиостанций и «простых» слушателей указывает на то, что мои предположения в целом оправдались. (Смеется).

В группе переиграло большое количество самых разных музыкантов. Roz Vitalis прошли через несколько абсолютно разных воплощений, порой состав казался просто немыслимым для рок-группы. Вам хотелось попробовать разные варианты звучания?


Мне было интересно работать с теми музыкантами, с которыми я фактически в те периоды и работал, а им было интересно работать со мной. Возникали некие «точки пересечения» как в плане восприятия музыки, так и в плане ее создания. Вообще, есть нечто общее, что объединяет «абсолютно разные воплощения» Roz Vitalis – мелодика, особенности развития произведений, интонации, настроение и вообще, особый «мир Roz Vitalis». Кроме того, я никогда не воспринимал Roz Vitalis как рок-группу. Скорее, Roz Vitalis – это некое пространство для создания трансцендирующей музыки. Как я писал еще семь лет назад некоторым рецензентам, цели Roz Vitalis – создание музыки, отражающей “overcoming of chaos, unmasking of spiritual evil, transcending and mystical enlightenment”. Эта музыка может быть как роком, так и академическим авангардом или электронными экспериментом. Тем не менее, конечно, то, что делали и делают Roz Vitalis, гораздо ближе к прог-року, чем, скажем, к джазу или шансону. (Смеется).

Ранние релизы группы получали положительные отзывы критики, но на альбом “Enigmarden” реакция была не самой лучшей. Хотя я считаю этот альбом одной из лучших работ Roz Vitalis. Что скажете по этому поводу?


Главная причина – непопадание в формат прог-рока. Этот формат – может быть, не такой жесткий, как в хэви-метале, готике или панк-роке, но все равно отрицать его сильное влияние на умы слушателей прога более чем глупо. При всей своей необычности, такие релизы, как, скажем, “Painsadist” или “Lazarus”, можно без серьезных затруднений вписать в определенные стилистические рамки. Если использовать терминологию сайта ПрогАрхивы, то стиль этих опусов, как и всех работ группы за 2002 – 2004 годы, можно обозвать как смесь RIO/Avant-Prog и Progressive Electronic. То есть, грубо говоря, их можно трактовать как «встречу» Univers Zero и Art Zoyd, с одной стороны, и Tangerine Dream и Жана-Мишеля Жарра, с другой. А “Enigmarden” классифицировать значительно сложнее. На нем, помимо основанного на клавишах и электронике авантпрога, – с «обязательными» диссонансами, а также меняющимися и ломаными размерами - много интуитивных импровизаций с участием играющей в «пронародном» духе блок-флейты и клавиш псевдоэлектроорганных тембров, плюс джазовые партии кларнета, звучащего скорее как тенор-саксофон, плюс странные голоса и т. д. Если учесть далеко не идеальное качество записи и длительность альбома в 72 минуты, то отрицательные рецензии, наверное, не стоит воспринимать как нечто удивительное. (Смеется). Тем более что средних и положительных отзывов в целом было больше. Но тогда, около четырех лет назад, меня это изумляло и огорчало, если учесть еще тот факт, что отрицательные рецензии были написаны на английском языке и размещены на ведущих проговых сайтах, а остальные – на итальянском, немецком, французском и испанском, которые все же менее популярны. Ну и когда я только завершил работу над “Enigmarden”, мне он казался шедевром. Потом по известным причинам я в нем сильно разочаровался. А сейчас мое отношение к данному альбому является сложным и до сих пор неопределенным. Кстати, когда я работал над следующим студийным альбомом, “Compassionizer”, я принимал во внимание критические отзывы об “Enigmarden”. В “Compassionizer” не включено никаких интуитивных импровизаций, и он состоит почти исключительно из «просчитанных» композиций.

А какова была реакция на альбом "Live Autumn'05 in the Ad Lucem Studio"? Ведь на нем музыка вообще очень сложна для восприятия и не имеет почти ничего общего с роком, даже с прогрессивным.

Ну, отдаленные аналоги в истории прогрессивного рока – когда музыканты не использовали ударные и бас-гитару - найти можно. Прежде всего, это французская группа Wapassou, выпустившая несколько альбомов в 1970-е годы. По меньшей мере, один из них был переиздан несколько лет назад отечественным лейблом MALS. Звучание основано на синтезаторах, скрипке, женском вокале и электрогитаре (напомню, что звучание “Live Autumn’05 in the Ad Lucem Studio” базируется на синтезаторах, блок-флейтах и электрогитаре). Можно упомянуть и первый альбом Art Zoyd, записанный без ударных, но эта аналогия, наверное, менее корректна, так там, если я не ошибаюсь, используется очень мало электрических инструментов.

А реакции на наш альбом как таковой почти не было… Было несколько умеренно положительных рецензий на немецком и французском языках. Большинство рецензентов молчали как рыбы. Многие из тех, кто прежде обвинял группу в чрезмерной синтетичности, пластмассовости звучания, ругал ее за доминирование клавиш и компьютерные, «мертвые» ударные, просто сделали вид, что такого альбома вообще не существует.

Причина же записи этого альбома вовсе не была связана с тем, чтобы как-то удивить и поразить мир. Просто “Live Autumn’05 in the Ad Lucem Studio” – это лучшее из творчества концертного воплощения Roz Vitalis за 2005 – 2006 годы. Как мне кажется, получилась цельная пластинка, проникнутая неким единым, «осенним» настроением, неплохо подходящая как музыкальное сопровождение для «размышлений о Вечном». (Смеется).

Альбом “Das Licht Der Menschen” – пожалуй, самый грандиозный и эпичный альбом Roz Vitalis. Как я мог понять, для вас он имеет особое значение?

Да, он наиболее «прогрессивный», если под «прогрессивностью» понимать степень развитости музыкальных тем. Для дискографии Roz Vitalis “Das Licht Der Menschen” имеет такое же значение, как для дискографии Yes – “Tales from Topographic Oceans”. Кроме того, он самый полифоничный в творчестве Roz Vitalis. Почти на всем протяжении 3 вещей общей продолжительностью в 70 минут параллельно развивается несколько тем, которые иногда «взаимопроникают». Этот альбом посвящен «музыкальному описанию» теологической идеи Троицы. Важнейшие принципы, связанные с этой идеей – «единство в многообразии» и «единство в любви». Отсюда и высокая степень полифоничности альбома. Наконец, это чуть ли не единственная работа группа, в которой почти отсутствуют жесткие и мрачные вещи и настроения. Таким образом, он наилучшим образом соответствует одной из важнейших целей музыки Roz Vitalis, которую грубо можно обозвать как «стремление к Свету». Не случайно на майках группы, придуманных и сделанных нашим нынешним фронтменом, значится девиз “Per Musica Ad Lucem” – «через Музыку к Свету». Мрачность же большинства произведений проекта можно объяснить наличием и других целей, о которых говорилось выше. (Смеется).  

А какова ситуация с неизданным альбомом “Overcoming-Up”?


С октября 2008 года альбом ждет издания на одном из европейских лейблов. Этот лейбл профинансировал мастеринг “Overcoming-Up”, и с ним достигнута неформальная договоренность о выпуске диска. Однако из-за отсутствия формально подписанного контракта и мирового экономического кризиса у меня нет стопроцентной уверенности в том, что “Overcoming-Up” будет издан на данном лейбле. Тем более ничего не известно относительно точных сроков издания сего опуса.  

Не так давно Roz Vitalis превратились в полноценную рок-группу с живой ритм-секцией. У вас теперь даже есть фронтмен – Владимир Поляков. А в творчестве стал появляться материал, который можно условно отнести к песням. Это очередная смена концепции? Теперь Roz Vitalis снова будет звучать по-другому?


Прежде всего, хочу напомнить, что Владимир Поляков, он же Nektor, записывал клавишные партии для некоторых вещей из ранних студийных альбомов Roz Vitalis. Некоторые из этих партий были записаны в рамках наших совместных – моих и его - интуитивных импровизаций. Фронтменом он стал постепенно, в ходе плавной эволюции концертного воплощения Roz Vitalis. И вообще основные принципы концертного воплощения проекта предполагают полноценное участие всех его участников в аранжировке исполняемых вещей и их перманентном обновлении в соответствии с пожеланиями музыкантов. Подобным эволюционным образом и возник «квазипесенный» материал. В ранних версиях наших нынешних «песен» не было почти ничего общего с «вокально-инструментальной музыкой». (Смеется). Да и сейчас большинство вещей, исполняемых на наших концертах, «песнями» я бы не назвал, ну может, за исключением “Autumn Crocus”. Наличие голоса и стихов еще не делает произведение песней. В то же время, в ранних студийных релизах Roz Vitalis тоже использовался голос (правда, эпизодически), и есть вещи, которые даже с большим основанием можно считать песнями. Назову “Vision of Loving Fire” с EP-альбома “Painsadist” и “Charitas” из альбома “Enigmarden”. Кстати, последнюю из этих песен, которая, между прочим, исполняется на немецком языке, около года крутили на радиостанции Radio Rock UK вместе с произведениями Yes, Deep Purple, Uriah Heep и др.

И здесь логично поговорить насчет «смены концепции». Ее не было и нет! Выше я уже говорил, что Roz Vitalis представляет собой специфическое «пространство для создания трансцендирующей музыки», а также упоминал цели музыки проекта. Просто в данный момент в рамках Roz Vitalis сложилась такая ситуация, что подобная музыка создается полноценной рок-группой, а некоторые произведения похожи на песни. То есть формы подачи музыки изменились, но ее суть осталась прежней. «Мир Roz Vitalis», настроение, создаваемой музыкой – те же.

Можно еще упомянуть такое очень важное свойство Roz Vitalis, как наличие существенных различий между студийным и концертным воплощениями. Некоторые считают, что «студийный Roz Vitalis» и «концертный Roz Vitalis» - два разных проекта. Некоторые основания для этого есть. Все студийные релиза проекта, как прошлые, так и готовящиеся в настоящий момент, представляют собой пример «сложного прога», с упоминавшейся полифонией, нечетными и меняющими размерами, с высокой степенью событийности музыкальных рисунков и т. д. Музыка, исполняемая концертным воплощением проекта, менее полифонична и гораздо прямолинейнее в плане используемых размеров, но зато она включает равноправное и полноценное участие всех музыкантов, отражает энергию того, что реализуется в потоке реального времени, и в этом плане является, возможно, более «живой» во всех смыслах этого слова. Чтобы во всем этом убедиться, сопоставьте друг с другом, скажем, “Enigmarden” и “Live Autumn’05 in the Ad Lucem Studio”, или “Compassionizer” и “Live at Mezzo Forte, Moscow, September’09”.

Тем не менее, я не видел и не вижу достаточно веских причин для использования разных названий применительно к этим двум разным «розвиталисовским» воплощениям – студийному и концертному. Тем более что подобные прецеденты в истории музыки имеются. Например, опусы поздних The Beatles почти никогда не исполнялась «битлами» живьем. А, знаете ли, концертные (да и студийные) версии “She Loves You” или  даже “Ticket To Ride” и, скажем, песни вроде “Within You Without You” и “She’s Leaving Home” – весьма разная музыка. Далее, скажем, концертное звучание Lacrimosa никогда (или почти никогда) не включало симфонический оркестр, без которого трудно представить себе студийные релизы этого коллектива за последние лет десять. King Crimson никогда не играли вживую такие вещи как “Prelude: Song of the Gulls” или “Lizard”. И т. д.

На какой стадии находится процесс записи нового альбома, и когда можно его ждать?

Готово уже около 40 минут сведенного материала, а также записано некоторое количество дорожек различных инструментов, от настоящего «живого» фортепиано и «живых» ударных до виолончели и альта, и от трубы и «классической» флейты до армянской блок-флейты «шви» и японской флейты «шакухачи». Как вы, наверное, догадались, в записи уже приняло большое количество новых сессионных музыкантов. Тем не менее, до завершения работы еще очень далеко. Пока что сведенные вещи не складываются в цельный альбом, а записанные треки и куски – в цельные композиции. Думаю, что новейший альбом будет завершен не раньше весны 2011 года (причем не исключено издание наиболее готовой части новейшего материала в виде 30-минутного EP). Это еще при условии, что хватит денег на запись, сведение и мастеринг. Гарантировать данное условие я не могу, так как спонсоры пока не предвидятся, а на зарплату преподавателя экономического вуза, скажем так, не разгуляешься. Впрочем, жаловаться грех, если бы не надбавки за научную работу, то даже уже сведенный материал существовал бы лишь в моем воображении. (Смеется). Работа над новейшим студийным альбомом также может затянуться еще и потому, что у Roz Vitalis совсем недавно появилось дополнительное обязательство – участие в трибьюте The Flower Kings. Прочие ограничивающие факторы - подготовка к некоторым ответственным концертам, возможная в недалеком будущем командировка нашего бас-гитариста (он может на длительный срок покинуть страну), деятельность участников группы на своих основных рабочих местах (не связанных с музыкой) и т. д.

Так что в более или менее ближайшее время стоит ждать лишь релиза записанного еще полтора года назад альбома “Overcoming-Up”. Хотя и здесь, по вышеназванным причинам, я ничего не могу ни обещать, ни гарантировать. Кто его издаст и когда – точно не известно.

Впрочем, тем, кто читает это интервью, и раньше никогда не слышал музыку Roz Vitalis, но хочет послушать, есть чем заняться. (Смеется). Пять долгоиграющих студийных альбомов, два EP-альбома, два «живых» диска, плюс компиляция и участие в трибьют-альбоме. Это не считая нескольких «неофициальных концертных бутлегов» и студийных демо и ауттейков, «плавающих» в Интернете. За один присест освоить трудно, причем независимо от величины этого «присеста». (Смеется).

Немаловажное значение в нынешнем творчестве группы играют живые выступления, которым характерна особая атмосфера. Как вы готовитесь к шоу, и какой процент составляют импровизации?

К каждому конкретному концерту мы готовим конкретную программу, то есть, отбираем определенные вещи и ставим их в определенной последовательности. При этом, мы исходим из технических возможностей и ограничений конкретного клуба (скажем, наличие или отсутствия «живого» фортепиано или возможностей показа видео), стилистики данного мероприятия (скажем, отбор вещей для прог-феста и для просто «рок-феста» будет несколько различаться), вероятных предпочтений аудитории и т. д. У нас бывали выступления вообще без импровизации, а бывало и так, что импровизации составляли существенную часть шоу.

Ваши альбомы зачастую являются концептуальными, что вообще очень характерно для прог-рока. Но одно дело, когда группа выстраивает повествование в текстах, и совсем другое – когда этих текстов просто нет. Как Вы пытаетесь донести свою концепцию до слушателей с помощью чисто инструментальной музыки
?

Здесь важно ощущение цельности альбома, органичности композиций, которые в него входят. Важно также то, в какой последовательности вещи представлены в альбоме. Настроение произведений, эмоции, создаваемые ими, и, наконец, сами названия вещей и альбома могут сыграть очень большую роль в донесении «месседжа» до слушателей. Я думаю, что очевидно – и «ухослышно» (смеется) - что, скажем, концепции “Live Autumn’05 in the Ad Lucem Studio” и “Compassionizer”, их «месседжи», весьма сильно отличаются друг от друга.

А есть ли у Вас какой-нибудь любимый альбом Roz Vitalis?

Выделить трудно. Из тех, которые уже изданы, - возможно, “Compassionizer” и “Lazarus”. На третьем месте попеременно оказываются то “Das Licht Der Menschen”, то “Enigmarden”. Но, наверное, сейчас больше всего нравится неизданный “Overcoming-Up”. Хотя отношение и к этому альбому может в будущем измениться.

Оказывают ли влияние на творчество группы какие-то модные музыкальные веяния?


Разные музыканты Roz Vitalis слушают разную музыку, в том числе и модную, и вся она, в той или иной степени, оказывает влияние. Более конкретно мне ответить сложно.

Среди ваших музыкальных предпочтений, помимо прог-роковых групп, классических и авангардных композиторов, есть и не совсем типичная для таких вкусов группа – Depeche Mode. Чем они привлекли ваше внимание, и повлияла ли их музыка на творчество группы?

Лет в 18 – 20 эта была моя любимая группа. (Смеется). И сейчас, скажем так, из современных групп, собирающих стадионы и передающихся на MTV, они для меня – однозначно лучшие. Чем привлекли внимание? Потрясающими мелодиями, потрясающим инструментальным звучанием, потрясающими голосами обоих вокалистов. Мартин Ли Гор – если не великий, то выдающийся композитор конца XX – начала XXI века. Говорю это без всякого пафоса. Ну и, наверное, главное – то, что Depeche Mode смогли создать свой собственный мир. Этого не удалось сделать бесчисленному количеству синти-поп и техно-поп-групп, работавших и работающих вроде бы в похожей стилистике. При этом лучшие вещи Depeche Mode, как мне кажется, ориентированы на то, чтобы разбудить и раскрыть лучшие качества в человеке, в то время как подавляющее большинство продукции того же MTV ориентировано на разжигание низменных инстинктов в людях.

А что касается влияния Depeche Mode на Roz Vitalis – мне кажется, оно имеет место. Это касается и звучания клавиш, и настроения, и даже мелодики. Послушайте какие-нибудь сборники инструментальных произведений Depeche Mode, думаю, обнаружите что-то общее по атмосфере, звучанию и мелодиям между некоторыми вещами этих двух групп.

Все ваши альбомы вышли на физических носителях. А тот материал, который можно скачать из интернета, выложен в совсем не «проговом» битрейте. Я веду к уже стандартному едва ли не для каждого интервью вопросу:  как вы относитесь к свободному скачиванию музыки?

Пожалуй, хорошо отношусь. Во-первых, многие хорошие вещи, существующие в мире, например, Любовь и Дружба – бесплатны. (Смеется). Во-вторых, чрезмерное развитие института авторских прав кажется мне чем-то противоестественным. В-третьих, бесплатное ознакомление с музыкой в Интернете может побудить многих купить ее на физических носителях. То есть файлы, выложенные в Интернете, часто служат «делу продвижения». Иными словами, если говорить на языке экономической теории, MP3-файл и компакт-диск зачастую являются взаимодополняющими благами, а не взаимозаменяемыми благами. То есть, MP3-файл и компакт-диск соотносятся друг с другом скорее как чай и сахар, а не как чай и кофе. В то же время, я понимаю тех музыкантов, которые очень плохо относятся к бесплатному распространению их музыки в цифровом формате. Они по-своему тоже правы, так как хотят «непосредственно» получать деньги за проданные диски, содержащие их музыку в максимально хорошем качестве.

Вы всеми силами стараетесь продвигать прогрессив-рок в массы. Как вы оцениваете нынешнее положение этой музыки в России, и какие у нее перспективы?

Оцениваю как умеренно пессимистичное. С одной стороны, есть большое количество людей, которые фактически любят такую музыку, и еще большее количество, которые вполне могут ее полюбить. Кроме того, есть немало отечественных групп, которые ее играют. Иногда даже встречаются журналисты, которые пишут о такой музыке, и лейблы, которые ее издают. (Смеется). Но последнее происходит эпизодически. В России нет сцены прог-рока, в отличие, скажем, от хэви-метала или готики. То есть очень мало фестивалей такой музыки, лейблов, ее издающих, журналов, о ней пишущих, звукорежиссеров, в ней разбирающихся, клубов, благосклонно к ней относящихся. Вот почему, я думаю, большинство групп, занимающихся прог-роком, распадается, выпустив только один студийный альбом, или не сделав даже этого. Другая причина «недолговечности» российских (и не только российских) арт-роковых групп – более длительный период воплощения музыкальных идей в конечный продукт, по сравнению, скажем, с панк-роком или брит-попом.

При этом, многие слушатели и журналисты воспринимают выражение «арт-рок в России» так же, как «жизнь на Марсе». Считается, что российские коллективы априори не способны подняться до вершин King Crimson, Pink Floyd, Jethro Tull, или даже The Flower Kings и Porcupine Tree. Хотя я думаю, что некоторым из тех, кто придерживается такого мнения, просто не мешало бы снизить степень собственного снобизма. Думаю, всем бы стало от этого только легче. (Смеется).

А в глобальном плане? Многие небезосновательно считают, что сегодня прогрессив находится в наивысшей точке со времен расцвета в 70-е. Сможет ли эта музыка стать по-настоящему популярной?

Вряд ли. Вся современная массовая культура предполагает получение «скорейших удовольствий от жизни». Но от человека, слушающего прог-рок, требуется серьезная работа для понимания этой музыки, для «вчувствования» в нее. У меня ощущение, что массовое сознание конца 1960-х – начала 1970-х годов сильно отличалось от современного массового сознания. Поиски «смысла жизни» тогда были интенсивнее, чем сейчас, а прог-рок, в значительной степени, рассчитан на людей, скажем так, не полностью заболевших тем, что можно назвать «бытовым материализмом» и «потребительским отношением к жизни». Впрочем, во всех этих рассуждениях я могу ошибаться. А недавний большой коммерческий и «раскруточный» успех проговых групп из Восточной Европы – поляков Riverside и Indukti, попавших на лейбл Inside Out, создает ощущение, что даже российские группы могут завоевать весьма широкую аудиторию.

А как вы относитесь к раскрученным группам вроде Muse или The Mars Volta, которые сегодня рассматриваются как новое поколение прогрессив-рока?

С отношением к подобным группам пока окончательно не определился. Отдельные вещи нравятся, альбомы целиком - пока скорее нет. Слово "пока" здесь является важным. Может, потом некоторые диски и понравятся. Но сейчас многое в Muse кажется слишком попсовым, а в The Mars Volta - слишком шумным и агрессивным. (Смеется). В то же время, если бы средний уровень рок- и поп-музыки в России был бы таким, как у этих коллективов, то можно было бы радоваться едва ли не безгранично.

Что из современной музыки вам интересно? Какие-нибудь интересные коллективы, музыкальные направления…

Из дисков 2009 года наибольшее впечатление произвел альбом Porcupine Tree “The Incident”. Группа, ставшая для меня главным открытием в прошлом году, – Beardfish (хотя их альбом 2009 года понравился меньше предпоследнего). В позапрошлом (2008) году такими группами для меня стали Olive Mess и Miriodor (хотя последняя из названных существует больше 25 лет). Ну и, в принципе, в современной музыке мне интересно и может, в принципе, заинтересовать много чего. Но придется долго перечислять. (Смеется).

Для одних людей прогрессив-рок – это двадцатиминутные композиции с множеством сольных пассажей, для других – безумные эксперименты с ритмом и размерами, для третьих – просто необычная экспериментальная музыка. А что прогрессив для вас?

Прогрессивность имеет для меня два смысла. Первый смысл: прогрессив – это музыка, в которой музыкальные темы не повторяются по много раз – как в поп-музыке или в примитивных разновидностях рока – а развиваются, тем самым, отдаляясь от песенного формата и приближаясь к симфониям. При этом подобное развитие иногда превращает вещи в 20-минутные композиции, иногда осуществляется с использованием множества сольных пассажей, иногда характеризуется экспериментами с ритмом и размером, а иногда звучит необычно и экспериментально. Второй смысл: прогрессив – это музыка, создающая принципиально новые миры. Эти два смысла совпадают далеко не всегда. Те же Depeche Mode или Dead Can Dance – не прогрессив в первом смысле этого слова. Но они гораздо более значительные новаторы, чем подавляющее большинство современных неопроговых, симфопроговых или даже авантпроговых коллективов. Кроме того, у многих современных слушателей слово «прогрессив» ассоциируется, к сожалению, лишь с занудством и копированием групп вроде Genesis, Yes или Dream Theater. Это одна из причин того, что примерно в последние полгода для российских слушателей я позиционирую стиль Roz Vitalis как арт-рок/авангард, а не как «прогрессив». Слово «арт-рок» не опошлено «игрой в дримтеатр».

В чем Вы ищете вдохновение для творчества?

Источником вдохновения может почти все что угодно: от общения с людьми до общения с природой, от прочитанных художественных произведений и теологических трактатов до прослушанной музыки и увиденных фильмов… При этом очень часто идеи рождаются просто благодаря игре на фортепиано или синтезаторе.

Roz Vitalis существует уже довольно продолжительное время. Вы самостоятельно выпускаете альбомы, даете концерты для совсем небольшой аудитории. Многие музыканты покидали группу. Другой человек уже давно махнул бы на все рукой, но вы продолжаете создавать музыку, не пользующуюся массовым спросом. Что побуждает вас двигаться дальше? И не возникало ли желания все бросить?

Ну, здесь много чего можно сказать. (Смеется). Несмотря на то, что в течение всего времени существования Roz Vitalis постоянно приходилось и приходится сталкиваться с кадровыми, техническими и финансовыми ограничениями, нередко носящими весьма жесткий характер, сильного желания бросить, пожалуй, действительно не возникало. Основную причину можно грубо сформулировать следующим образом. Психологические потери от «бросания» Roz Vitalis больше, чем психологические потери от всех тех издержек, которые приходится нести, занимаясь этим проектом.

Иными словами. Скажем, рабочий (или студент), который без конца утром опаздывает на работу (на первую пару), возможно, несет значительные эмоциональные и прочие потери. Но эти потери меньше его потерь от недосыпания по утрам. (Смеется). Точно так же, рабочий (или студент), который регулярно приходит вовремя на работу (на первую пару), возможно, несет какие-то потери от недосыпания, но они меньше потерь от опозданий. (Смеется). То есть, у каждого своя «функция предпочтений», как говорят экономисты. Если бы на моем месте был человек, который считал бы себя величайшим музыкантом или мечтал бы зарабатывать кучу денег посредством музыки, возможно, он бы это дело давно бросил. Я же воспринимаю ситуацию с Roz Vitalis по-другому. Пока что. (Смеется). Может, в будущем мои предпочтения и мое отношение ко всему этому радикально изменятся И по этой или какой-либо другой причине Roz Vitalis прекратит свое существование.

Другая причина желания заниматься этим проектом заключается в том, что в каждый конкретный момент истории Roz Vitalis мои ожидания относительно количества слушателей, «раскрутки» и прочих подобных вещей в целом оправдывались. Более того, были периоды, когда они оправдывались даже чрезмерно сильно. Я не рассчитывал на некоторые восторженные отзывы на “Painsadist” и “Lazarus”, не рассчитывал увидеть вещи из этих и других альбомов в плейлистах на радиостанциях вместе с King Crimson, Pink Floyd, Джоном Ленноном и т. д. И вообще, думаю, в плане так называемой «раскрутки» Roz Vitalis могут позавидовать немалое количество российских прог-роковых коллективов (многие из которых ничем не хуже, а может, даже и лучше Roz Vitalis). Пожалуй, единственный случай, когда я сильно обманулся в своих ожиданиях – это упоминавшаяся реакция на альбом “Enigmarden”, ну а также распад концертного воплощения, записавшего “Live Autumn’05 in the Ad Lucem Studio”. То есть, самым тяжелым для Roz Vitalis оказался, наверное, 2006 год.

Кроме того, можно привести примеры из истории музыки и искусства в целом, когда достойные произведения и их авторы получали должную оценку не сразу. Ван Гог при жизни не продал ни одной (или почти ни одной) картины, а сейчас они стоят баснословных денег. Музыка Вивальди была совершенно не известна, скажем, в XIX веке. Когда И.С. Бах был избран на должность кантора церкви св. Фомы в Лейпциге, он воспринимался как средний, посредственный органист. А пример из «истории рока» - Gentle Giant. Сейчас никто не сомневается в том, что музыканты этого коллектива – не только «легенды 70-х», но одни из великих классиков прог-рока.  Без Gentle Giant не было бы ни Spock’s Beard, ни Beardfish, ни многих других современных проговых групп! Не было бы вообще современного прог-рока таким, каким мы его знаем! Но в 1970-е годы Gentle Giant были явно в тени коллективов вроде Genesis и Jethro Tull, хотя и играли концерты вместе с ними. Диски группы плохо продавались, и до сих пор музыканты (по крайней мере, фронтмен группы Дерек Шалмен) сетуют, что не заработали много денег.

В общем, я надеюсь на то, что искусство, поднимающее, скажем так, «вечные вопросы», в долгосрочной перспективе все-таки будет востребовано. А песни или фильмы, сделанные ради денег, секса или власти, могут иметь очень большой краткосрочный успех, но «в длительном периоде» обречены на забвение.

Да, и вот что еще можно сказать. Как ни странно, одна из причин «долгожительства» Roz Vitalis – то, что этим проектом занимаются в основном непрофессиональные музыканты. Я поясню. Термин «профессиональный музыкант» означает, что человек зарабатывает на жизнь музыкой. Циничная трактовка этого термина означает, что «профессиональный музыкант» - это тот, кто не может заработать на жизнь,  не занимаясь музыкой. А теперь подумайте: может ли заработать себе на жизнь в России (и не только в России) профессиональный музыкант, если он будет исключительно – или почти исключительно – заниматься прогрессивным роком? Ответ очевиден. Как я уже говорил, сцены прог-рока в стране нет! Получается порочный круг: с одной стороны, многие хорошие музыканты не идут в прог-рок, потому что нет подобной сцены в России, и они не надеются на приличные доходы. С другой стороны, в стране нет сцены прог-рока, потому что хорошие музыканты этим жанром не занимаются. У меня же, как и у остальных участников Roz Vitalis, есть возможности заработать вне музыки, поэтому, записывая альбомы и играя концерты, мы можем особо не думать о финансовых поступлениях. Хотя, конечно, они не помешают. (Смеется). А тем, кто сетует, что, мол, российские музыканты, играющие прог-рок, не столь профессиональны, как западные, советую подумать о только что сказанном.

Что ж, будем надеяться, что отношение к арт/прогрессив-року в нашей стране все-таки будет меняться в лучшую сторону. Ну а пока радует то, что есть люди, готовые играть эту музыку вопреки ее непопулярности - такие, как Roz Vitalis. Остается пожелать, чтобы группа еще долго продолжала нести в массы настоящую музыку.


Официальная страничка Roz Vitalis нa MySpace: http://www.myspace.com/rozvitalisprog

Леонид Кравченко
31 января 2010 г.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker