Riverside

Riverside
Возрастающий темп жизни

09.01.2010

Архив интервью | English version

За восемь лет своего существования польская прогрессив-рок-группа Riverside уже успела стать лидером продаж у себя на родине, проехаться по Европе в совместном туре с легендарными Dream Theater и привлечь к себе внимание слушателей по обеим сторонам Атлантики. Но в нашу страну Riverside никак не могли попасть, несмотря на свои выдающиеся успехи и территориальную близость. И вот наконец свершилось! Этой зимой группа дала два блестящих концерта в Санкт-Петербурге и в Москве. Перед московским шоу мне довелось повидаться с солистом команды Мариушем Дудой и гитаристом Петром Грудзиньским и поближе рассмотреть этот феномен современной прог-роковой сцены.

Последний концерт тура “Anno Domini High Definition” вы играете в Москве. Это просто совпадение, или наш город имеет для вас какое-то особое значение, и вы намеренно оставили его «на десерт»?


Петр: К сожалению, это только совпадение. Но совпадение очень приятное, потому что мы, правда, очень рады быть здесь, мы даже не ожидали такого теплого приема в России, он удивил нас. Перед отъездом из Варшавы мы думали: «Мы уже так устали, было бы лучше, наверное, остаться дома». Но теперь мы очень рады, что все-таки приехали.

В афише этого шоу я прочитала, что вы собираетесь играть больше двух часов. Возможно ли удерживать внимание публики так долго? И не слишком ли это утомительно для вас самих?

Мариуш: Интересный вопрос. Что-то я не уверен, что мы будем играть два часа… (оба смеются)
Петр: Нас не предупредили!

Ну, в афише именно так написали…

Мариуш: Чего только не понапишут…
Петр: Вообще, российские шоу и правда чуть-чуть другие, потому что мы не смогли привезти с собой все свое оборудование. Особенно большая проблема возникла с синтезаторами. Ну а что касается твоего вопроса, по поводу внимания публики… Думаю, каждое шоу не похоже на предыдущее, и каждый раз устанавливается особое взаимодействие между группой и аудиторией. Это уникальное явление. Мне кажется, музыка у Riverside очень «красочная». Мы не играем одно и то же на протяжении двух часов. Мы чередуем настроения. Так что нам не сложно удерживать внимание народа.

Давайте поговорим о вашей новой работе – альбоме “Anno Domini High Definition”. Все ваши предыдущие альбомы входили в трилогию “Reality Dream Trilogy”. Собираетесь ли вы создать новую трилогию, которой положит начало этот альбом, “Anno Domini High Definition”?


Мариуш: Нет.
Петр: Одну трилогию мы уже сделали, повторяться не нужно. Та трилогия уже закончена, а теперь мы стараемся сохранить свой стиль, но чуть-чуть изменить общий настрой. Новый альбом тяжелее, энергичнее, и тема у него другая, не та, что была в трилогии. Мы хотим писать музыку, ни в чем себя не ограничивая, я бы так сказал. Но, кончено, не теряя стиль Riverside. Куда ж мы без него.

На новом альбоме всего пять треков. Не очень-то щедро…

Петр: В первую очередь надо сказать, что мы действительно хотели записать короткий альбом. Альбом, который можно записать на винил и при этом не делать его двойным – а на винил помещается только около 44 минут. Вот почему мы хотели сделать именно такой альбом.
(все это время Мариуш с весьма удивленным видом смотрит на коллегу)

Ты это первый раз слышишь?

Мариуш: Нет, но от него – в первый.
Петр: (смеется) Короче, это была первая причина. Ну а вторая – это то, что музыка на альбоме очень энергичная. И сорока четырех минут ей вполне достаточно, как мне кажется. Мы даже хотели записать четыре песни, и чтобы длительность альбома была 44 минуты и 44 секунды, но это было слишком трудно. Пришлось сделать пять песен.
Мариуш: (смеется) Да, это чистая правда!

Мариуш, а что ты такой молчаливый?

Мариуш: Это потому что на прошлом интервью я все время говорил, а теперь его очередь. Так, почему только пять треков? Нам нравятся длинные композиции, правильно? Во всяком случае, мне так казалось… Поэтому на этом альбоме у нас очень длинные композиции.

Главная тема альбома, насколько мне известно, - возрастающий темп жизни. Говорят, это признак скорого конца света. Что вы думаете об этом? Как вам кажется, нашему миру недолго осталось?


Мариуш:
Ну, фильм «2012» я, к сожалению, не видел… На самом деле, замысел этого альбома состоял в том, чтобы создать картину нашего современного мира. Я не вкладывал в него в какую-то идеологию, какие-то «громкие слова» - ничего такого. Все было примерно так: мы подумали, что мы все время куда-то спешим, и решили, что нам надо запечатлеть самих себя, «бегущих изо всех сил для того, чтобы остаться на прежнем месте». Ко всему этому мы прибавили идею некого психического расстройства, несконцентрированности, - это тоже важная черта современности, что-то вроде ее «визитной карточки». Я имею в виду синдром дефицита внимания и гиперактивности (Attention Deficit Hyperactivity Disorder). Именно поэтому в сокращении название нашего альбома “Anno Domini High Definition” пишется “A.D.H.D”. Вот и все, а о конце света я ничего не знаю, так же как и о том, что будет дальше и какое будущее ждет человечество – может быть, на эти вопросы ответит на своих альбомах кто-то другой.

Но все же, считается, что группы, играющие прогрессив, очень философичны. Вы интересуетесь какими-то концепциями, какими-то философскими теориями?


Мариуш:
Мне кажется, мы в Riverside больше занимаемся психологическими проблемами. Мы фокусируемся не на всем человечестве, а на отдельной личности, которая борется с собственными демонами. На данный момент наш герой оказался где-то посреди безумного потока, несущегося с огромной скоростью, его голова гудит от шума – это похоже на гигантскую пробку на дороге. Что-то в таком духе.
Петр: Может быть, в наше время все так торопятся, что на философию не остается времени. Людям некогда подумать о себе, о своей жизни.

К слову о психологических проблемах, вы их по собственному опыту описываете? Вам самим приходилось с ними сталкиваться, или вы только представляете себе, что бы было, если бы с вами что-то подобное случилось?

Мариуш: Я считаю, что, когда ты пишешь тексты, да и вообще создаешь что бы то ни было, это всегда должно быть чем-то очень личным. Так что все тексты основаны на нашем собственном опыте. Конечно, мы черпаем идеи из того, что читаем или смотрим, но, по большому счету, все должно исходить от тебя самого, ты должен выражать себя. Для меня этот альбом очень личный, я не понаслышке знаю этот синдром дефицита внимания и гиперактивности, потому что он у меня есть. И этот бешеный темп жизни нам тоже известен - нам приходится мчаться на всех парах, чтобы выжить и продолжать делать свою работу. Мы зарабатываем на жизнь музыкой. И мы стараемся быть настоящими музыкантами. Поэтому нам приходится работать изо всех сил, чтобы в один прекрасный день вот так прилететь в Россию и сыграть здесь впервые. Мы немало трудились ради этого.

Продолжая тему создания альбома - как вы определяете последовательность песен? Кроется ли за их порядком какой-то важный принцип?

Петр:
Самый главный принцип у нас – его мозг. (треплет Мариуша по голове)
Мариуш: Нет-нет-нет, дело в том… Ну, спасибо, конечно.
Петр: Так и есть, Мариуш у нас мозг команды. Он генерирует множество идей, делится ими с нами, и мы все вместе их обсуждаем.

Но вы пытаетесь рассказать в песнях какую-то историю?

Оба: Да, конечно.
Мариуш: Для начала мы отбираем те треки, которые звучат… как треки для начала. Когда пишешь музыку, сразу слышишь, что вот это подойдет для середины альбома, вот этой песней его надо открыть, а этой – закончить. А когда найдешь эти три точки, самые важные точки альбома – начало, середину и конец – остальное подставить не так уж сложно.
Петр: Хочу добавить, что для нас очень важно, чтобы и мы сами, и наши фанаты могли слушать наши альбомы от начала и до конца, не выбирая песни. Просто поставить диск и проиграть его до финальной точки. А для этого у записи должен быть какой-то сценарий. Без него никак. Некоторые группы просто записывают отдельные песни, и для них не имеет значения, какая песня за какой будет следовать. Но мы хотим, чтобы наши записи можно было слушать целиком, от начала до конца, и получать от них удовольствие!

Мариуш, на мой взгляд, писать глубокие, вдумчивые тексты на неродном языке довольно проблематично. Тебе так не кажется?

Мариуш: Я стараюсь использовать только те слова, которые понимаю. Я не употребляю очень сложные слова только потому, что они хорошо смотрятся на бумаге. Это глупо. Многие используют незнакомые слова, потому что, как им кажется, от этого их тексты станут лучше. На самом деле, ничего подобного. Описывая собственные переживания можно так многое выразить довольно простыми словами. Я именно так и поступаю. Я сразу пишу по-английски, а не перевожу написанное по-польски. Мне кажется, что на английском я пишу более хорошие тексты, чем на польском.

Правда?

Мариуш: Да ты бы видела мои польские тексты! Они просто потрясающие! (улыбается) Это был сарказм.

Мариуш, твой голос кажется мне очень мягким, в нем почти нет агрессии, хотя в своих песнях вы порой поднимаете весьма жесткие и тяжеловесные темы. Почему так? Это объясняется только твоим характером и темпераментом? Или ты считаешь, что о важных вещах нужно «говорить» просто и спокойно?

Петр: Это дар. (улыбается)
Мариуш: Даже и не знаю. Мне нравится мелодичность, и поэтому я пою так, чтобы получалась хорошая мелодия. И перехожу на крик только по острой необходимости. И потом, я считаю, что такое пение привлекает больше девчонок… (смеется) Да нет, мы же не какие-нибудь там рок-н-ролльщики. Это была шутка.

Несколько слов о Lunatic Soul (сольный проект Мариуша), если можно. Ты считаешь, что Riverside для тебя слишком мало?

Мариуш: Да, мне все еще не хватает девчонок. Я для того и создавал Lunatic Soul, чтобы после шоу заполучить как можно больше цыпочек. Особенно если учесть, что Lunatic Soul - это сольный проект, причем только студийный проект. Но это была еще одна гениальная шутка. Если говорить серьезно, то я хочу развиваться как самостоятельный музыкант, поэтому я стараюсь делать то, что в рамках Riverside я бы сделать не смог, - просто потому, что мы не можем записывать по альбому каждый год. Это во-первых. А во-вторых, мне бы хотелось развивать себя, работать над своим индивидуальным стилем. Но в итоге все по любому сводится к девчонкам. Да, это рок-н-ролл.

Как вы считаете, прогрессив-группы могут стать по-настоящему успешными? Считается, что это музыка на любителя – в силу своей сложности. Может быть, через несколько лет ситуация изменится?

Мариуш: Все зависит от женской аудитории.
Петр: Все зависит от девчонок! (дружный смех) Думаю, прогрессивная музыка была на пике в 70-х. А сейчас с рок-музыкой вообще покончено. Но какое-то развитие она все же получает. Теперь людей больше волнует продюсирование, звук, а не сама музыка. Может быть, это и Riverside коснулось. В некотором смысле мы просто копируем то, что уже существовало двадцать-тридцать лет назад…
Мариуш: Я бы сказал, что это будущее музыки – когда музыканты стараются совмещать разные стили. Раньше существовали рок-группы, метал-группы, рок-н-ролльные группы, а теперь многие смешивают сразу несколько стилей. Тогда на них вешают ярлык «прогрессив-рок», но большинству подобных групп такой ярлык не нравится, они говорят: «Мы просто играем рок-музыку своего времени». Приходится что-то придумывать, когда музыка заканчивается. Думаю, в итоге получится так: кто-то будет возвращаться к музыке 60-х, к тем простым песням, а кто-то станет слушать такую усложненную музыку, потому что им будет хотеться чего-то нового. Изобрести что-то новое очень сложно, потому что сейчас мешают все со всем, и все равно получается что-то, что уже было. Но, тем не менее, мы стараемся создать свой стиль, и, может быть, найти новое направление для развития.
Петр: Музыка в чем-то схожа с модой. Мода возвращается…
Мариуш: Каждые тридцать лет.
Петр: Да, поэтому для каждой группы может наступить «ее» время. Раньше я и представить себе не мог, что группа, играющая в Польше прогрессив, может жить на это. Но мы можем! Так что, похоже, мода 70-х вернулась. И прогрессивная музыка стала набирать обороты. Но, может быть, через пять лет нас никто и не вспомнит. (смеются) И те девочки тоже!
Мариуш: Проклятье!

Ваши любимые прогрессив-группы?

Мариуш: Команда Пинка Флойда. (улыбается) У некоторых из нас, наверное… Не знаю.

А как насчет Dream Theater?


Мариуш: Нормально.

Вы ездили с ними в тур, как впечатления?


Мариуш: Неплохо.

«Неплохо» - и все?


(смеются)
Мариуш:
Да, все было неплохо. Прикольные ребята.
Петр: Их считают лучшей прогрессивной группой современности. Конечно, они великолепные музыканты – тут и разговора быть не может. Но, когда говоришь о музыке, нужно помнить, что здесь все очень индивидуально. Для меня и для большинства участников нашей группы первые два или три их альбома великолепны, но потом…
Мариуш: Dream Theater – великая группа… для многих. Мы восхищаемся ими и уважаем их. И для нас было большой честью играть с ними на одной сцене во время этого тура. Но, если уже выбирать среди групп всех времен, я бы предпочел кого-нибудь из 70-х. Даже не могу назвать какую-то одну команду.

А каких-нибудь российских музыкантов вы знаете?

Мариуш:
Не многих. Мы помним Аллу Пугачеву. (дружный смех)
Петр: Еще я помню что-то вроде «Ария». Русские Iron Maiden, типа того.
Мариуш: Да, хэви-металлическая группа.
Петр: Ну и, конечно, мы знакомы с одной проговой российской группой под названием Nova Art. Мы познакомились года три назад, насколько я помню. Но сейчас мы не в курсе, что с этой группой…

Ну, они волне живы и здоровы. Последний мой вопрос тоже касается России – он довольно традиционен…

Петр: О, мы знаем некоторые русские слова! «Наша Таня громко плачет…» (смеется)
Мариуш: Мы ваш язык в школе учили. (на этом моменте мне очень сильно захотелось проверить на практике познания музыкантов и продолжить интервью на русском; но, боюсь, иностранные фанаты мой порыв не оценили бы)

А что еще вы можете сказать о России? Вы здесь впервые, и уже успели посмотреть Санкт-Петербург и, может быть, Москву тоже. Как они вам? Где больше понравилось?


Петр: Этот вопрос нам нужно задать после шоу, потому что пока мы не можем сравнить его с питерским. Да, вчера мы посмотрели Санкт-Петербург, но Москву увидим только завтра. Санкт-Петербург очень красив, особенно ночью, весь в огнях. Мы видели «Аврору» и Эрмитаж – но внутрь не заходили, просто на здание посмотрели.
Мариуш: Но нам очень понравилось!
Петр:
Да, очень понравилось. Вообще здорово, что мы здесь. Люди здесь такие милые.
Мариуш: Сегодня, когда мы прибыли на вокзал, нас там ждали фанаты – они просто хотели сказать нам «здравствуйте» и подарить нам подарки. Очень хорошие подарки.
Петр: Огурцы (говорит по-русски).
Мариуш: И каких-то странных зверей… Очень забавных. Мы были так удивлены.
Петр: Мы считаем, что здесь нам оказали едва ли не лучший прием за всю нашу карьеру. К нам нигде так не относились.
Мариуш: Нам очень нравится Россия. И это не шутка.

После этого интервью я попала на пресс-конференцию группы, которую организаторы устроили для всех тех, кто по каким-то причинам не пообщался с музыкантами лично. Там мы узнали несколько занимательных подробностей. Например, Riverside признались, что пишут все свои песни о сексе.  Они очень любят принимать участие в рок-фестивалях, так как на них можно обзавестись новыми поклонниками. Ударник и гитарист Riverside до сих пор тешут себя иллюзией, что играют дэт-метал, а клавишник уверен, что исполняет чистейшей воды блюз. В записи следующего альбома группы (о котором они «начнут думать» в будущем году) примут участие Джим Моррисон и Джон Леннон. А еще Riverside убеждены, что их соотечественники, группа Behemoth, обязаны своей популярностью роману вокалиста с раскрученной польской поп-певицей…

Официальный сайт Riverside: http://www.riverside.art.pl/

Выражаем благодарность Тарасу (Meta Promo) за организацию этого интервью

Интервью – Ксения Артамонова, Дмитрий “Ward” Куликов
Перевод с английского – Ксения Артамонова
Фото – Дмитрий “Ward” Куликов
13 декабря 2009 г.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker