28.11.2009
Архив интервью | English versionЛегендарная британская группа Uriah Heep в этом году празднует сорокалетний юбилей – это уже повод для того, чтобы пообщаться с отцом-основателем группы (и ее бессменным гитаристом) Миком Боксом. А раз уж в свете этого знаменательного события они еще и подарочный диск выпустили (с символичным названием “Celebration” – «праздник»), то поводов для звонка на Туманный Альбион появляется превеликое множество. Нужно так много о чем поговорить: о прошлом, о настоящем, о будущем, о жизни вообще – но для начала, конечно, надо поздравить Мика с такой замечательной датой. Что я и делаю в начале нашего интервью.
Спасибо. Для нас это очень важный рубеж.
Как вы отметили это событие? Вспоминали ли вы своих бывших согруппников?
Да, конечно. Особенно Дэвида и Гэри (Дэвида Байрона и Гэри Тэйна, как известно, уже много лет нет в живых – прим. авт.). Но так уж сложилось – и эту дату я отмечаю с людьми, с которыми работаю уже больше двадцати лет.
История Uriah Heep очень драматична. И вы единственный участник группы, который прошел весь этот путь от самого начала и до сего дня. Что помогало вам преодолевать все трудности, не теряя веры в эту группу?
Ну, это мое дитя. Я основал эту группу в 70-х, и мне хотелось, чтобы она продолжала свое существование. Это главная причина. Оглядываясь назад, я могу сказать, что моя жизнь была похожа на американские горки. И все же мы до сих пор продолжаем свое дело. И это замечательно.
Своим самым преданным фанатам вы сделали в этом году подарок – выпустили диск “Celebration”. Он включает в себя двенадцать старых песен и две новые. Вам было сложно выбрать эти двенадцать песен из всех тех хитов, которые вы написали за свою карьеру?
Это был непростой выбор, но нам помогли его сделать: звукозаписывающая компания хотела, чтобы мы записали все свои «классические хиты», если можно так сказать. По правде говоря, это и заставило нас отобрать именно те песни, которые оказались на этом диске. Да и на живых шоу все ждут от нас этих же песен… А вообще хорошо провести такую вот «ревизию» - особенно на сорокалетний юбилей. Теперь, если вы никогда ничего о Uriah Heep не слышали, вы можете послушать этот диск и составить общее впечатление о нашем творчестве.
Вы не могли бы рассказать что-нибудь и о новых песнях, которые также вошли в это альбом (“Only Human” и “Corridors of Madness”)? Почему они оказались там среди ваших величайших хитов?
Думаю, нам надо было показать, что, хотя мы и оглядываемся на свою сорокалетнюю историю, мы также смотрим вперед. Поэтому мы решили записать для альбома две новые песни. Обе они были написаны за неделю до того, как мы начали работать над альбомом. Мы с Филом Ланзоном (клавишник) встретились и написали эти песни, как я уже сказал, за неделю до того, как отправиться в студию. Так что они были очень «свежими». Остальные участники группы услышали их уже тогда, когда мы были в студии, мы их сыграли вместе и сразу записали – все было очень быстро. Но это хорошо, потому что тогда в песне сохраняется спонтанность. Сохраняется эта самая «свежесть». Первая песня, “Only Human”, очень-очень позитивная по тексту. При том, что сейчас происходит в мире… Возможно, песня такого рода может как-то приободрить людей. Да, такая песня была нужна этому альбому… Да они обе очень ему подходят.
Можно ли сказать, что этим альбомом вы подводите какую-то черту в своей карьере? Или, наоборот, открываете им новый период?
Ну, мы собираемся записывать альбом с новыми песнями, так что… Жизнь продолжается. История Uriah Heep не заканчивается.
Почему вы решили выпустить этот диск в трех вариантах (стандартный, подарочный и коллекционный)?
По-моему, это решение принимала звукозаписывающая компания. Им хотелось придумать что-то особенно на наше сорокалетие. Поэтому они решали выпустить не только CD, но также и DVD… Думаю, фанатам это приятно.
Да, кстати, вы выпустили запись своего живого выступления на DVD…
Эта запись была сделана в июне этого года – во время нашего выступления на шведском фестивале «Sweden Rock». Там у них была съемочная группа. Запись показывает то, какие мы сейчас на сцене. Думаю, она создает вполне адекватное представление о том, что мы из себя представляем.
В «золотые годы» Uriah Heep вы оказали большое влияние на музыку в целом. Как вы считаете, вы все еще можете влиять на мировую музыкальную сцену современности?
Обычно когда ты оказываешь влияние на людей, ты делаешь это непреднамеренно. Просто так получается. Конечно, мы продолжаем это делать. Молодые люди увлекаются нашей музыкой, увлекаются Uriah Heep, и черпают вдохновение в нашей музыке. Для нас нет ничего приятнее… Мне очень многие говорили, что я вдохновил их начать играть на гитаре и заниматься музыкой. Это так здорово. Ради этого стоит играть в группе.
Вам нравятся то, что сейчас происходит в музыке? Что вы думаете о поколении, «выросшем на MTV»?
Я считаю, что нынешний мир совсем не похож на тот, в котором мы жили в 70-х годах… Но нужно приспосабливаться к окружающей обстановке, а времена сейчас очень интересные. Сейчас люди хотят всего и сразу, важна скорость. А потому все становится каким-то «одноразовым». Это касается и нашего бизнеса. Но, нужно признать, что есть и хорошие «новшества»: постоянная прямая связь с фанатами – при помощи веб-сайта, электронной почты и прочего. Мне кажется, это замечательно.
А как вы относитесь к тому, что Интернет превратился в средство поиска и скачивания музыки?
Ну, если говорить о моем личном мнении… Я отношусь к старой школе рока, и, когда это впервые случилось с нашей музыкой, мы потеряли кучу денег. Ну, сама понимаешь, мы пишем песни, мы тратим массу времени на освоение профессии музыканта, а в итоге ничего не получаем, хотя, по справедливости, нам полагается какое-то вознаграждение. Но, на самом деле, это сейчас всеобщая проблема – так что нужно принять эту ситуацию и научиться ее как-то использовать, что тоже может быть интересно. Сейчас мы не переживаем по этому поводу. Поначалу был, конечно, шок, но теперь мы уже привыкли. (Смеется).
А вы на самом деле поддерживаете связь с фанатами, отвечаете на почту и все такое?
Да, безусловно. Веб-мастер передает мне все письма, которые приходят на наш сайт, и я по возможности на них отвечаю.
Мне кажется, что в последнее время молодые люди стали больше интересоваться великими группами прошлого столетия. Почему, на ваш взгляд, это происходит? Значит ли это, что люди устали от мейнстримовой сцены?
В наше время музыка была очень настоящей, очень честной. И записывали ее по-честному. Сейчас все записи вычищают до блеска, но в этой погоне за совершенством теряется истинная красота музыки. Песни и группы 70-х, которые люди до сих пор любят, настоящие. И люди это очень остро чувствуют. У нас и правда много молодых слушателей. Это очень нас обнадеживает… Мы играем уже четыре десятилетия, и это видно по нашей публике. У нас есть слушатели, которые выросли на нашей музыке и прошли вместе с нами весь наш путь, и есть слушатели, которые совсем недавно открыли нас для себя. Так классно, когда 16-17-летний подросток стоит в первом ряду и поет все тексты…
На мой взгляд, для молодых музыкантов главные радости тура заключаются в том, чтобы посмотреть чужие страны и удостовериться, что там кто-то их слушает. А что привлекает вас в концертной деятельности сейчас?
Значимость того, что мы делаем. Мы уже побывали в 48 странах мира… Ездить по миру с группой уровня Uriah Heep – сплошное удовольствие. Еще в 70-х у нас было что-то вроде поговорки: «Если люди не могут добраться до нашей музыки, мы привезем ее им». Поэтому мы и стали первой западной рок-группой, которая выступила в таких странах, как Россия, например. Мы были первыми, кто сыграл в Болгарии, в Чехословакии (до того, как она стала Чехией) и в Южной Корее… Мы приезжали в Восточный Берлин, когда еще стояла Берлинская Стена. Для того, чтобы попасть туда, надо было собрать кипу документов, но встреча со слушателями того стоила. Uriah Heep всегда были готовы проехать лишнюю тысячу километров, чтобы добраться до подобных мест. Сейчас все стало намного проще, можно куда угодно отправиться… Но тогда это демонстрировало силу музыки. При любом режиме музыка могла добраться до людей. Это было просто потрясающе.
Вас очень любят в России. Почему, как вам кажется, русские люди так хорошо принимают вашу музыку? Вы чувствуете какую-то «связь» с российской публикой?
Думаю, связь действительно есть. Когда нашу музыку было запрещено продавать в России, люди все равно покупали ее на черном рынке – они тратили свои месячные зарплаты на то, чтобы обзавестись одним нашим альбомом. Просто невероятно. Нам так льстит этот факт. Некоторых даже могли сослать в Сибирь - или куда там еще у вас посылали – за то, что они ставили нашу музыку. Это совершенно дикая ситуация. Мы смогли оценить ее в полной мере, когда приехали в Россию в 1987 году.
Как вы считаете, вам удалось разгадать секрет успеха?
«Успех» для меня – это то, что мы все еще занимаемся своим делом… Я считаю, что если и существует секрет успеха, то он в самой музыке. Можешь придумать себе какой угодно имидж, начесать волосы, разодеться в перья и блестки, разрисовать все лицо – все равно в итоге остается только музыка. Мы в Uriah Heep всегда говорили, что наш имидж – это наша музыка. Для нас она главное. За все эти годы мы написали множество хороших песен, которые выдержали проверку временем. Мы работали ради этого.
Uriah Heep у многих ассоциируется с магией, волшебниками, фантазией… Вы сами верите во что-нибудь сверхъестественное?
(смеется) Когда мы записывали "Demons And Wizards" или "The Magician's Birthday", мы просто старались писать тексты в такой «волшебной» манере. Они захватывали воображение слушателей – и это помогло нам добиться мировой популярности. Многие группы тогда попали под наше влияние, стали развивать эту тему – все больше и больше. Но для нас самих это был просто способ привлечь внимание людей, не больше того.
Не бывает таких моментов, когда весь этот рок-н-ролл вас утомляет? Может быть, вы не прочь заняться чем-то помимо исполнения обязанностей рок-звезды?
Да у меня пацан растет (сын Ромео), который отнимает все мое свободное время. Мне приходится отстегивать рок-н-ролльную голову и на ее место водружать голову папаши. (смеется) Мы играем в футбол, в регби, в теннис… Тогда я превращаюсь в семейного человека, забываю о рок-н-ролле и наслаждаюсь простыми человеческими радостями… Я люблю ходить на футбольные матчи. Я болею за Tottenham Hotspurs и хожу на их игры. Мне нравятся долгие прогулки, потому что обычно мы ездим в автобусах и машинах и летаем на самолетах… Так что я люблю выйти на улицу и надышаться свежим воздухом, походить в лесу или в парке. А еще я занимаюсь фитнесом – поддерживаю форму. В общем, стараюсь сочетать всякие такие занятия.
То есть после утомительных поездок вам надо как-то приходить в чувство…
Забавно, мы проводим так много времени в самолетах, в автобусах, на кораблях… А в итоге выходим на сцену и играем два часа. Очень часто нам приходится по восемь часов добираться до какого-нибудь места ради двух часов выступления. А как было бы здорово, если бы мы ехали два часа, а выступали восемь. Просто фантастика! (Cмеется). Но так не бывает.
Вы стараетесь передать свой опыт молодым музыкантам, научить их чему-нибудь?
Безусловно, мы очень часто это делаем. Как-то раз мы с клавишником Филом и вокалистом Берни пошли в школу моего сына и отыграли акустический сет перед сотней ребят. Мы сыграли кое-что из Uriah Heep, и они очень хорошо это все восприняли. Потом я собрал троих пацанов, которые играют на гитаре, и дал им небольшой урок. Для них это много значит, и, конечно, мы постоянно проводим подобные акции. Они это ценят.
Насколько я знаю, в 2001 году вы отыграли совместный концерт с Кеном Хенсли (бывший участник Uriah Heep). Собираетесь ли вы еще когда-нибудь выступить вместе с ним?
Нет, точно нет. Тогда мы сделали это и записали свое выступление на DVD только с одной целью – чтобы все, кто захочет снова посмотреть такое шоу, купил диск. (Cмеется). Больше это не повторится! Кен играл в этой группе 10 лет, а сама группа существует 40 лет, так что… Его жизнь пошла совсем в другом направлении с тех пор, как он покинул группу. Он сейчас христианский деятель, живет в Испании… У нас совсем разные жизни. Но мы все еще дружим!
Ну, сейчас многие старые группы воссоединяются. Но вы считаете, что лучше все оставить как есть, да?
Да, раз уж так сложилось… Нам нравится оглядываться назад, мы гордимся своей историей, но перед нами по-прежнему открыто большое будущее. Если будешь все время оглядываться, станешь тормозить. А нам нужно двигаться вперед, создавать что-то новое. Будущее должно быть важнее.
Раз уж мы заговорили о будущем, не поделитесь своими планами насчет новых песен и новых записей?
Сейчас у нас вышел альбом “Celebration”, а значит, мы будем раскручивать его месяцев 12-18. А потом непременно выпустим новый альбом. Может быть, нам удастся выкроить время где-то в перерывах между выступлениями, и тогда мы начнем сочинять и записывать новый материал. Думаю, нам просто нужно собраться с силами и «разбудить спящего» (смеется), потому что сейчас мы вовлечены в бизнес, который будет работать на нас, – а раньше нам приходилось сидеть в сторонке и смотреть, как лихо Интернет распоряжается нашим творчеством.
Но у вас уже есть какие-то новые песни?
Ну, вообще-то, я пишу потихоньку каждый день, так что все в порядке. Обычно мы поступаем так: сначала запускаем проект и определяем «так, вот в этот день мы начинаем записываться» - и тут же начинаем писать песни. Мы пишем буквально на месте, потому что тогда и у записи получается очень свежее звучание – а это именно то, что нам нужно.
Вы можете описать процесс создания песни? Как это происходит?
Обычно все начинается с музыки. Я просто сижу с гитарой – акустической или электрической – наигрываю что-нибудь и стараюсь найти такую фишку, которая зацепит меня. И если мне удается изобрести что-нибудь интересное, я начинаю подбирать мелодию, в которую можно было бы эту фишку включить. А потом я говорю: «Теперь пишем текст». Но иногда бывает так, что у тебя есть какой-то текст, который идеально подходит для припева, и тогда ты отталкиваешься от него. Точной формулы не существует – это может быть рифф, или припев, или отрывок текста – но как только у тебя появляется хоть какая-нибудь идея, над ней уже можно работать… Как автор ты можешь использовать любое чувство, которое испытывал в своей жизни. А нам пришлось через многое пройти и многое испытать. Важно, чтобы «творческая антенна» была все время настроена.
Как вы определяете, что песня уже закончена, и над ней больше не нужно работать?
Я думаю, ты это просто чувствуешь – чувствуешь, что доволен песней. Тут нет какого-то правила. Ты работаешь над ней до тех пор, пока не почувствуешь, что она хороша. Но иногда случается, что ты сочинил отличный материал, а потом начинаешь вносить в него всякие изменения и в итоге теряешь то, что изначально в нем было… Нужно уметь понять, что песня хороша такая, какая есть.
Вы решаете какие-то деловые вопросы, связанные с Uriah Heep?
Мы оставляем их своему менеджеру, и это значительно облегчает нам жизнь. Мы занимаемся только творчеством. Хотя, по-хорошему, нужно держать и эти вопросы под контролем, потому что раньше нас обворовывали, и мы теряли огромные суммы денег. Так что нам нужно быть осторожными, но все равно мы предпочитаем доверять бизнес кому-нибудь другому.
Напоследок скажете несколько слов нашим читателям?
Мы очень ждем февраля, когда мы приедем в Россию в рамках тура “Celebration”. В России нам всегда очень нравилось. Вам сейчас уже не нужно покупать нашу музыку на черном рынке, поэтому я надеюсь, что вы обзаведетесь своей копией “Celebration” – и отправитесь в путешествие по истории Uriah Heep, которое продолжится и в будущем. Увидимся – а пока “keep on rocking”!
Официальный сайт Uriah Heep: http://www.uriah-heep.com
Выражаем благодарность Максиму Былкину (Soyuz Music) за организацию этого интервью и предоставленные фотоматериалы
Ксения Артамонова
12 октября 2009 г.
(с) HeadBanger.ru