04.11.2009
Архив интервьюВторой альбом московской фолк-команды Калевала, вышедший 3 октября 2009 года, можно с уверенностью назвать одним из лучших дисков этого года на фолк-металлической сцене. Группа, в которую входят бывшие участники таких известных составов, как Butterfly Temple и Невидь, и раньше привлекала к себе немало внимания, но именно «Кукушкины дети» стал для Калевалы фундаментом для серьезного прорыва. А раз так, мы не могли оставаться в стороне, и заручились согласием музыкантов на личное интервью. Несмотря на загруженность коллектива и трехчасовую репетицию непосредственно перед общением с нашим порталом, группа в полном составе - Ксения (вокал), Никита Андриянов (гитара), Александр Олейников (аккордеон), Шмель (бас) и Кирилл Перов (барабаны) - терпеливо отвечала на все вопросы. Речь, в основном, шла об альбоме «Кукушкины дети», хотя и другим аспектам из жизни группы тоже нашлось место в этой приятной беседе.
С момента выхода первого альбома («Кудель белоснежного льна») прошел всего год, а вы уже выпустили новый диск. Вы словно торопитесь выплеснуть свое творчество. Может, стоило подождать?
Шмель: А зачем ждать? У нас материала накопилось столько уже, что хватит намного вперед.
Ксения: У нас простой подход: раз материал готов, значит, его надо зафиксировать. Мне вообще кажется, что мы немного опоздали.
Никита: Мы вообще планировали все раньше записать, но кризис наложил свой отпечаток.
Столкнулись ли вы с какими-то трудностями в студийной работе? Все ли задуманное удалось реализовать?
Ксения: Да нет, никаких трудностей мы не испытывали. Писались мы на студии у Лазаря (Rossomahaar, Аркона). Он профессионал высокого класса, так что все происходило очень быстро, с взаимопониманием проблем не возникло. Андрей Ищенко помог нам с барабанами: 3-4 репетиции, и он был готов к записи.
Никита: Вообще, мы за месяц записали альбом. По нашим меркам это очень быстро.
Александр: Некоторые вещи вообще за два дня записали.
Шмель: А я до конца не доволен альбомом. Я считаю, что некоторые вещи можно было бы и получше сделать, но это бесконечный процесс. Это можно, знаешь, еще что-то и еще что-то придумывать. И так до бесконечности.
Тяжелое и жесткое звучание нового альбома – это целиком заслуга Лазаря? Или таково было ваше внутреннее состояние?
Никита: Альбом получился тяжелее, чем предыдущий, потому что гитары в этот раз сделали потяжелее. Сама структура песен получилась более хард-роковой. В прошлый раз студия не позволила добиться такого результата.
Ксения: У нас не может получиться результата, которого бы мы не хотели. У нас в группе два звукоинженера, и Лазарь еще третий. Три головы во время сведения – это здорово! Главное, что они не перессорились. (смеется)
С чем связан выбор названия «Кукушкины дети»? Какой смысл вы вложили в него?
Ксения: Кукушкины дети? А ты сам знаешь, кто это?
Подкидыши?
Ксения: Суть не в том, что они подкидыши, а в том, что они коренных обитателей гнезда выбрасывают, чтобы им самим досталось больше еды.
Мне показалось, что «Кукушкины дети» - как сама песня, так и альбом в целом – получились несколько сердитыми что ли… Это действительно так?
Ксения: Да, у этого альбома такое настроение. В нем раскрывается тема предательства. Может, сказывается мой личный опыт. Мне довелось столкнуться с завистью, двуличным отношением. И люди, которые годами считались моими друзьями – не буду называть имен – потом прилюдно меня оскорбляли. Так что да, это обидковская песня.
Александр: У этой песни очень хорошая энергетика, она заводит с самого начала и держит в напряжении до последнего аккорда.
Лидирующим народным инструментом у вас является аккордеон, хотя вы также использовали варган и балалайку. А вон у Арконы аж 40 человек всяких музыкантов дополнительных задействовано. Нет ли у вас желания поэкспериментировать с приглашенными музыкантами?
Никита: Мы думали над этим. На прошлом альбоме сами песни подсказывали, какие инструменты еще дополнительно использовать. А в этот раз у нас не возникло желания в какой-то песне вставить тот или иной инструмент, специально прибавить фолковости и пригласить кучу народа.
Шмель: Песни получились самодостаточными, в них и так всего хватает и ничего больше не требовалось.
То есть места в песнях для других инструментов уже не было?
Александр: Понимаешь, в чем дело. На своих концертах Аркона крайне редко использует записанные на альбоме народные инструменты вживую. Только сейчас у них появился штатный дудочник. А мы стараемся не записывать на альбоме то, что не сможем реализовать в живом исполнении.
Несомненным хитом диска стала песня «Горсти талого снега». Она прямо-таки создана для живого исполнения. Как вообще родилась эта песня?
Александр: Примерно год назад Никита сказал: «У тебя есть классная музыка, давай сделаем из неё песню для Калевалы и запишем на втором альбоме». Так вот и получился фолк-металлический хит, после того, как Ксюша написала текст, и была сделана аранжировка всей группой.
Никита: Кстати, в этой песне больше хард-рока: Rainbow, Deep Purple…
Как вы решились вставить в первую композицию элементы кантри-энд-вестерн, да еще и в песню, основанную на финском эпосе? Не побоялись негативной реакции самых упертых фэнов?
Александр: Никита нам сыграл ее столько раз, что мы не побоялись. (смеется)
Ксения: Ну не знаю. Если они это воспримут в штыки, то тогда я не знаю, что еще надо сделать. На самом деле, нам часто говорили, что группа с таким названием обязана записать песню с текстом, основанным на финском эпосе.
Александр: Обещаю, что на следующем альбоме Никита вообще на банджо сыграет.
Вы уже записывали песню на стихи Ахматовой. А нет ли желания продолжить эту тему и написать песню на стихи Есенина или Фета?
Ксения: Ну… почему бы и нет? Если возникнет такая потребность, тогда и сделаю. Я много читаю, изучаю самую разную литературу. И дело не в том, что стихи будут подходить музыке. Должно быть определенное состояние. Моя главная задача – это передать определенное настроение. Вот если будет нечто такое, чего я не смогу передать своими словами, тогда я позаимствую стихотворение у другого поэта.
Новый альбом производит впечатление некоего монолита, который даже не хочется сравнивать с предшественником. Не потому что «Кудель…» получился плохим, а потому что он как бы сам по себе. Для вас второй альбом – это естественное развитие, продолжение прошлого или шаг в сторону?
Шмель: Любой новый альбом – это прогресс, хотя и не всегда.
Никита: Для нас этот альбом – это очень серьезный прогресс в техническом плане. На этой записи мы в значительной степени реализовали себя как музыканты. Мы серьезно готовились к этой записи и много репетировали.
Шмель: Я, как басист, могу сказать, что на этот раз я гораздо больше реализовал своих «фишек» и идей.
Барабаны на альбоме записал Андрей Ищенко – звучит все супер. Но не создало ли это дополнительных трудностей? Ведь с самого начала было понятно, что Андрей при всей его загруженности не сможет выступать с вами. А значит, какое-то время потребовалось на поиски музыканта, репетиции…
Шмель: Ни в коем случае! Андрей – это человек, который все усваивает моментально. Мы дали ему материал, он его оперативно разучил.
Как появился в составе группы Кирилл Перов?
Шмель: Это мой старый знакомый. Мы играли с ним вместе в группе Dreaming Soul.
Ксения: У нас все барабанщики - старые знакомые Шмеля.
Александр: Шмель у нас ответственный за ритм-секцию, вот он и подбирает ударников. (смеется)
«Кукушкины дети» вышли в двух изданиях с разным оформлением. Почему было принято решение?
Ксения: Просто так сложилось, что с нами работает Лео Хао. К тому же, нас связывают с ним дружеские отношения. Он очень ждал выхода этого альбома, постоянно нас спрашивал, когда же он выйдет, и, конечно, не мог остаться в стороне и сразу предложил свои услуги. Отказаться от этого было просто невозможно – это предложение, от которого не отказываются.
Никита: Ну и перед тем, как мы записали альбом, глава Metalism Records Александр Пастухов сам подкинул эту идею – выпустить диск в двух форматах с разным оформлением. Изначально мы планировали работать со «Змееловом» (Дмитрий Саблин), а затем уже появился вариант с Лео Хао.
Ксения: Кстати, «Змеелов» - это мой давний знакомый. Мы познакомились и подружились с ним, когда я еще в составе Невиди была на гастролях в Мурманске в 2006 году. Он уже ждет следующего альбома, чтобы его оформить. Мы сами еще не знаем, что это будет за альбом, а у него в голове уже есть какая-то определенная картинка.
А кто изображен на обложке диджибука? Не Ксения ли случайно?
Ксения: Нет!
Остальные музыканты дружно: Она-она! Она врет!. (смеются)
Ксения: Вообще там нарисована шаманка, за которой видна тень кукушки. Я думаю, это отрицательный персонаж, так что нет, это точно не я. (смеется)
Никита: Вот у Iron Maiden на всех альбомах Эдди изображен, а у нас будет шаманка теперь. (смеется)
Релиз альбома предварялся Интернет-синглом «Колокольчик». Почему вы остановили свой выбор на самой нетипичной песне с диска?
Ксения: Все получилось очень спонтанно. Я как-то написала эту песню, а поскольку я такая торопыга, мне постоянно надо что-то делать, то я из Никиты вынула всю душу – давай-давай запишем эту песню. Как раз были новогодние праздники, делать особенно было нечего, так что я приехала к Никите, насела на него, заставила его это сделать. Ну а поскольку песня готова, надо с ней что-то сделать, вот и решили порадовать людей.
Александр: Мне позвонил Никита, сказал, что они придумали новую песню и попросил приехать и придумать партию аккордеона для нее. Я был удивлен – какая песня??? Какая партия???
Не планируете ли вы исполнять на концертах песни ваших старых групп – Невидь или Butterfly Temple?
Ксения: Что касается Butterfly Temple, то нет – это было бы просто смешно. А Невидь… В самом начале мы играли две песни: «Брошусь птицей в длань рассвета» и «Ярым оком», но сейчас решили оставить только последнюю. Эта песня посвящена моей маме, и на каждом выступлении я буду ее исполнять.
А бывает ли так, что поклонники, которые знают вас по этим группам, требуют исполнить что-то?
Никита: Я что-то и не слышал особо, что бы требовали…
Ксения: Ну, иногда бывает – в других городах. В Москве уже и не требуют, а вот за ее пределами бывает. Вот однажды в Саратове просили исполнить «Два крыла». Ну что делать, приходится обламывать слушателей, некоторые из них расстраиваются.
На бонус-видео «По следам кукушки» наглядно показано то, как вы гастролируете - песни под аккордеон прямо в вагоне распеваете. Не было ли каких-то эксцессов, связанных со столь веселым способом путешествия?
Александр: Обычно поет весь вагон.
Шмель: Олень у нас – звезда поездов. Сейчас вот будем на этом деньги зарабатывать. (смеется)
Александр: Если серьезно, то эксцессов никогда не бывает, потому что к хорошей игре, к душевным песням люди всегда относятся с пониманием. Мы же не играем ночью, когда все спят. Бывали случаи, что и милиционеры с нами сидели, подпевая песни.
На вашем сайте есть ссылка на интервью с зарубежным изданием. Насколько вообще за рубежом велик интерес к тому, что вы делаете? Есть ли какие-то отзывы из других стран на ваши альбомы?
Никита: Да, интерес имеется. Наш лейбл отсылает много дисков за границу, где расходится немаленькая часть тиража альбома. Это начинает приносить все больший доход, потому что диски расходятся в Германии, в Японии, еще в каких-то странах Европы. А через нашу страницу на MySpace мы общаемся с зарубежными поклонниками.
А не было ли предложений выступить за рубежом?
Никита: Нас приглашали на концерты в Испанию, но снова помешал кризис, из-за которого эти планы не осуществились
В большинстве композиций авторами числятся Никита и Ксения. Насколько я знаю, в прошлых группах Ксения не так часто сочиняла музыку. Сейчас это просто назрело? Или пришлось взяться за сочинительство?
Ксения: Ну что значит пришлось? В этом и была суть создания собственного проекта. Многие говорят, что если бы я не разругалась с Невидью, то ничего этого и не было бы. Но на самом деле, я уверена, что рано или поздно сольный проект у меня был бы. Не знаю, с Никитой или нет, но был бы. Хорошо, что все сложилось именно так. Еще в Невиди у нас с ним возник творческий тандем, мы стали вместе работать.
Александр, расскажи поподробнее, как ты вообще увлекся игрой на инструменте и решил играть в метал-группе, да еще и на аккордеоне?
Александр: Одно время я гораздо больше увлекался гитарой, чем аккордеоном. У меня были свои музыкальные проекты и в школе, и в университете, но все же я сделал выбор в пользу аккордеона, когда осознал, какие великолепные возможности раскрывает аккордеон перед исполнителем. И вместе с тем меня тянуло в рок-музыку, и мы с Никитой собирались делать наш общий проект. Но затем он начал работать с Ксенией над Калевалой и позвал меня. Ну а я с радостью присоединился, и теперь могу вполне самореализовываться, у меня для этого есть все условия. С Никитой мы знакомы еще с тех времен, когда учились в музыкальной школе, так что я был уверен, что у нас все прекрасно получится.
Хотя твой инструмент в общем звучании играет достаточно заметную роль, но для альбома ты написал всего одну вещь. Получается, что ты придумываешь свои партии уже после того, как появляется готовый вариант песни?
Александр: В основном, да. Никита и Ксения придумывают основную структуру композиций, а я уже ее максимально возможно разукрашиваю. Естественно, какие-то мелодии придумываются на ходу.
У вас на форуме постоянно бродят какие-то диковинные существа – Злобные гномы, хумаляйнены. Что за чертовщина такая? Кто все эти люди?
Шмель: «Злобный гном», он же Петрович, он же Павел Сотников – это наш очень хороший друг. Именно он снял видео «По следам кукушки». Он является и директором нашего фан-клуба.
Ксения: Ну а хумаляйнены – это наша группа поддержки. Они сами так назвались. Им просто не нравится слова «фанаты», «поклонники». Вот они и выбрали себе финское название, которое означает «любитель выпить».
Александр: А мы, кстати говоря, с алкоголем больше не ассоциируемся. (смеется)
Никита, расскажи, как ты решил принять участие в конкурсе «Лидер-гитарист 2009», и рассчитывал ли ты, что станешь его лауреатом?
Никита: Я совершенно не рассчитывал на что-то подобное. Случайно в Интернете наткнулся на объявление о конкурсе и подумал, что надо бы поучаствовать. Подал заявку, но как-то не придал этому значения. А потом, когда мне уже позвонили и пригласили участвовать, я понял, что надо готовиться. В середине августа я прошел отборочный тур, потом вышел в полуфинал, представлял Московский регион - в конкурсе принимали участие гитаристы со всей России, с Украины. И на самом деле я даже не ожидал, что попаду в финал, а тем более, что займу второе место.
Шмель: Ну, мы то ожидали! Вот ты гитару получил. Так что я теперь хочу поучаствовать в конкурсе для бас-гитаристов. (смеется)
Ну и напоследок, ваши пожелания читателям и поклонникам.
Ксения: Друже! Желаю вам всем хорошей музыки, хорошего, весёлого рок-н-ролла, потому что музыка - это лекарство от всех человечьих бед! Не существует никакого кризиса, не бывает маленькой зарплаты, если в плеере звучит яркая, добрая музыка! Если в наших сердцах звучит Песня - то мы самые настоящие богачи! И богатство наше - по глазам видно. А еще желаю всем любить Природу. К чёрту городскую суету с её бесконечными машинами, подземками и заводами, супермаркетами, торгашами и попрошайками. К чёрту систему. Тот, кто любит Лес - тот свободный человек. ... А свобода - это самое главное в жизни счастье.
Будьте счастливы! ОЙРА!
Официальный сайт Калевала: http://www.kalevala-folk.ru
Официальная страничка Калевала на MySpace: http://www.myspace.com/kalevalafolk
Константин “Hirax” Чиликин
28 октября 2009 г.
(с) HeadBanger.ru