Nova Art

Nova Art
Нет смысла подстраиваться под форму

26.10.2009

Архив интервью

Признаюсь, когда редактор нашего портала предложил мне «на выбор» две отечественные группы, с которыми я могла бы сделать интервью, я не задумываясь выбрала Nova Art. К тому времени я слышала всего пару песен этой команды, но уже тогда ее музыка привлекла мое внимание – в ней было что-то необычное и свежее. И, надо сказать, первое впечатление меня не обмануло. Творчество Nova Art действительно пришлось мне «по душе», и альбом "Follow Yourself", любезно предоставленный мне вокалистом группы Андреем Нова, стал частым гостем в моем проигрывателе.
С Андреем, Константином Гануличем (бас), Константином Сдобновым (клавиши) и Алексеем Сковоронским (гитара) мы встретились в одном из ресторанов «Иль Патио». Усевшись за большой стол в дальнем углу зала, мы приступили к беседе, которая продлилась больше часа. Ее расшифровка публикуется лишь с незначительными сокращениями.
Для начала Андрей представил мне участников коллектива и отметил, что гитарист Алексей присоединился к ним совсем недавно, сменив Артема Клейменова (с которым был записан альбом "Follow Yourself"). Естественно, первый вопрос напрашивался сам…

Почему вы поменяли гитариста?


Андрей:
Костя, давай ты рассказывай. У тебя складно получится, а у меня будут одни эмоции…

Константин Ганулич: Мы расстались с нашим бывшим гитаристом по обоюдному согласию. Он сам хотел развиваться в другом проекте, а у нас к нему были определенные вопросы и претензии, неудовлетворенность уровнем заинтересованности… Мы расстались после фестиваля «На взлет» - 25 июля. И очень удачно получилось, что вскоре к нам присоединился Алексей.

И откуда вы взяли Алексея?


Все: Да он всегда был… (смеются)

Константин Сдобнов:
Его группа у нас давно «В контакте» в друзьях числится – мы давно заочно дружим. Так что мы были знакомы с тем, что он играет. И когда мы написали объявление о поиске гитариста, он откликнулся чуть ли не в тот же вечер.

Алексей: Да, я залез «В контакт», мы пообщались. Я все выучил, пришел и сыграл – собственно, вот и все.

Понятно. Свой второй альбом вы записывали в Германии. Расскажите, как вы там оказались, и каково вам было работать в зарубежной студии?

Андрей: История с выбором студии была очень долгой и нудной. Сначала мы просто в шутку обсуждали вариант записи где-то в Европе. Я предложил его ребятам, они его не отвергли – а если они не отвергают идею, я начинаю копать. Мы прикинули по средствам, посмотрели наши студии и поняли, что мы реально можем поехать за границу. Тогда мы стали слушать разные диски – выбирали те, которые нам нравились по звуку. В итоге выбрали студию, где записывались Crematory, Sieges Even…

Константин Ганулич: Ну, по звуку мы по большей части ориентировались как раз на Sieges Even. Эта группа близка нам духовно, многим из нас она нравится – мне в частности. И, поскольку мы были знакомы с их творчеством, мы обратили внимание на студию, в которой они записывались (Kohlekeller Studio). Связались с этой студией (домашней, по сути), выяснили, что это достаточно бюджетный вариант…

Андрей: «Домашняя», потому что она буквально дома у Коле (Кристиан «Коле» Колманнсленер, звукорежиссер на альбоме “Follow Yourself” – прим. ред.) находится. Но, на самом деле, она довольно большая – две комнаты.

Константин Сдобнов:
Эту студию можно увидеть в нашем клипе.

Андрей: В общем, в этой студии мы записывали музыку, а для записи вокала - так получилось - мы зарулили в соседнюю Австрию (Deadsoul Temple Studio). Изначально мы как раз собирались записываться в Австрии, но там нам не все понравилось. Тем не менее, для записи вокала мы хотели найти человека, который и в английском что-то понимает, и в вокале разбирается. И, главное, музыку нашу понимает, потому что в России я не нашел таких людей, с которыми мне хотелось бы записать вокал, которые могли бы подсказать нечто большее, чем знает обычный звукорежиссер. Хотелось поработать с профессиональным вокалистом, поэтому мы выбрали такого дядечку, Дэвона Грейвса (известен как вокалист таких групп, как Psychotic Waltz и Deadsoul Tribe – прим. ред.). Работать с ним было очень интересно. Это для меня совершенно новый опыт, который я бы здесь не приобрел.

Вы не только студию долго искали, но и лейбл. Как вы разрешили эту проблему?

Андрей: Диск был записан в апреле 2008 года…

Константин Ганулич: И в мае он уже был совершенно готов – правда, мы потом еще что-то отшлифовывали, но это уже было совершенно необязательно. И вот с тех пор мы начали поиск лейбла, который бы выпустил этот альбом. Мы разослали множество дисков по Европе…

Константин Сдобнов: Около пятидесяти…

Константин Ганулич: А тут еще пресловутый кризис тоже наложил свой отпечаток на условия выпуска диска. Выпустили мы его на не сильно прибыльных условиях – даже, скорее, наоборот. Но, тем не менее, нам удалось найти довольно серьезный европейский лейбл.

Андрей: Я бы сказал, «адекватный» тому, что мы делаем. То есть он, конечно, небольшой, но при этом у него довольно развитая дистрибьюторская сеть. Это показали рецензии, появившиеся по всему миру. Что нас действительно порадовало, это то, что сразу после выхода альбома пошли рецензии – как грибы после дождя. Каждые 3-4 дня мы находили одну-две новые рецензии. Сейчас их около тридцати. И это говорит о том, что диск все-таки распространяется, куда-то рассылается. Этот контракт мы подписали к декабрю 2008 года, а вот в России все оказалось сложнее. Мы могли бы издаться на любом лейбле, потому что не выдвигали особо жестких условий, но из-за кризиса все усложнилось… И вот абсолютно случайным образом было написано письмо в «Союз», и в течение примерно одно рабочего дня «Союз» подтвердил, что они нас берут. У нас были и другие варианты, но мы подозревали, что эти лейблы могут в любой момент обанкротиться. Да и условия у них были хуже… Так что вот так у нас получилось: в России «Союз», а в Европе My Kingdom Music, пусть небольшой…

Константин Сдобнов:
Ну ладно «небольшой». Они распространяют диски в Европе, в Северной Америке и Южной Америке. Вот нам люди из Чили пишут: «Мы купили уже ваш второй альбом». Оказывается, там есть люди, которые послушали песни с нашего первого альбома по радио – им понравилось, и они купили оба наши альбома. Теперь они все нам пишут: «Приезжайте, вам надо обязательно у нас выступить». Вот и американец какой-то на YouTube написал: «Вам надо обязательно устроить тур по Северной Америке». Мы отвечаем: «С удовольствием, вы только организуйте».

Андрей: Если только пешочком дойдем…

Алексей: Играем за еду. За бананы.

Кстати, а вы вообще рассчитываете на зарубежную публику? Собираетесь ли вы перед ней выступать с сольными концертами?


Андрей: Да мы только на нее  и рассчитываем, по большому счету… А с концертами тут такая ситуация: либо нужно иметь контракт с каким-нибудь агентством, которое организует концерты, либо самим этим заниматься. Так что сейчас ведутся переговоры всякие, но пока речь идет об отдельных концертах – что, в общем-то, финансово невыгодно. Было бы хорошо сделать небольшой, хотя бы недельный тур, потому что ехать ради одного концерта очень дорого…

Константин Сдобнов: И малоэффективно…

Андрей: Один концерт имеет смысл давать только в рамках какого-нибудь фестиваля. «Букинг» всех летних фестивалей заканчивается где-то осенью, поэтому если хочешь попасть на фестиваль следующего года, надо уже сейчас этим заняться. За границей все делается очень заранее. Там если за полгода подумаешь, что было бы здорово попасть на какой-то фестиваль, опоздаешь, как правило, уже все места там будут заняты. Поэтому планы есть, но все они на полгода, на год вперед.

Вы уже затронули тему рецензий на ваши альбомы, и я хотела бы ее немного развить. Перед этим интервью я почитала некоторые из опубликованных в сети рецензий и обратила внимание на то, какие разные, порой просто диаметрально противоположные мнения в них встречаются. Кому-то альбом очень нравится, а кто-то вообще не воспринимает его. Как вы думаете, с чем связана такая богатая палитра отзывов?

Константин Сдобнов: Мне кажется, откровенно хвалебные или откровенно негативные рецензии встречаются редко. Обычно бывает так: хвалят-хвалят, а потом говорят, что некоторые моменты недоработаны, надо бы то и это… Или, наоборот, говорят: «Плохая музыка, скучно, неинтересно, но следует заметить, что качество записи высокое, и вот то-то еще тоже неплохо». Понятно, что это от рецензента зависит, от его внутреннего мира, от того, что он слушает. Даже от того, что он там вчера, допустим, послушал. И от того, на какой музыке он вырос. По большому счету, на нас была только одна совершенно нелепая рецензия. Французская, по-моему. Там был какой-то стеб над красной армией, над русскими – она была написана в таком эпатажном стиле. В ней даже не про музыку было, а про то, что опять эти русские чего-то там навыдумывали. Все остальные рецензии – английские, немецкие, голландские – адекватные. Качество записи, качество инструментальных партий и вокала оценили практически все – дальше уже дело вкуса. А такие моменты, как: «Хорошо бы вот здесь еще двадцатиминутное соло запихнуть, не хватает его», - это уже…

Алексей:
А что, было бы хорошо… (дружный смех)

Константин Сдобнов: Нет, ну на самом деле никакие музыканты в своей работе не должны обращать внимание на подобные вещи. Ведь, если пытаться понравиться всем, никакой песни не напишешь.

Константин Ганулич: Я хочу немного от себя добавить. Многие отмечали в рецензиях, что наша музыка – это некое смешение стилей, которое не поддается однозначному определению. И именно с этой проблемой и связана полярность рецензий. Есть люди, которые привыкли, что вот в этом стиле должно быть так, и если они слышат что-то похожее, но «не так», они сразу негативно на это реагируют. А есть люди с более широкими взглядами, и они нас позитивнее оценивают. С этим моментом мы столкнулись и во время поиска лейбла. Естественно, лейблу проще выпустить материал, который на сто процентов соответствует какому-то известному стилю. Идеально, если новая группа похожа на какую-то  уже раскрученную.

Константин Сдобнов: Проще всего выбрать какой-то стиль, который пользуется популярностью, и спокойно выпускать за альбомом альбом. Можно быть уверенными, что такие альбомы обязательно купят поклонники этого стиля.

То есть вас даже лейблы не могут как-то однозначно определить… Но сами-то вы себя к какому-то стилю относите, как-то же вы свою музыку называете?


Андрей:
Ни к какому не относим. У нас свой стиль.

Константин Сдобнов: На самом деле, можно просто перечислить основные элементы – это был бы прогрессив-ню-альтернатив-метал.

Андрей: Или «модерн» какой-нибудь…

Константин Сдобнов:
Ну что значит стиль «модерн»? Сейчас ты «модерн», а через несколько лет уже никакой ты не «модерн».

Алексей: Ну да, это как мы однажды выступали на одном фестивале, и какой-то чувак говорит: «А, да они олд-скул играют». Какой олд-скул, типа Pink Floyd? – «Да нет, типа Metallica». Так что у всех уже свой «олд-скул»…

Между песнями с нового альбома есть довольно явная логическая связь. Например, первые две – “Don’t Follow The Crowd” и “Follow Yourself”. Или следующая за ними трилогия под общим названием “Deliverance”. Может быть, расскажете немного об особенностях построения альбома?

Андрей: Основной была проблема нахождения своего стиля и своего лица. Вторым альбомом хотелось показать, что группа развивается, что мы не используем «заезженные фишки». То есть это поиск самого себя - и для альбома, и для человека. И первая и главная мысль альбома была «как сохранить самого себя в этом изменчивом мире». Все песни были случайно или неслучайно сведены к этой теме. Мы даже не знали, как лучше назвать альбом – «Не следуй за толпой» (“Don’t Follow the Crowd”)  или «Будь самим собой» (“Follow Yourself”). Но нам показалось, что «будь самим собой» звучит позитивнее, поэтому мы выбрали этот вариант.

Андрей:
“Don’t Follow The Crowd” звучало как какой-то лозунг, а мы решили, что лучше лозунг заменить советом.
Первые две песни с альбома действительно связаны – но не по тексту, а каким-то общим настроением. Не быть одним из толпы – это быть собой, слушать то, что тебе говорит внутренний голос. И стараться во внутреннем голосе чужие мысли тоже отсеивать – что, в общем-то, сложно. Можно привести такой пример (берет со стола меню): вот ты приходишь в ресторан, тебе дают меню, и ты вроде как можешь что-то выбрать. Но ведь этот выбор тебе в какой-то степени навязывают – в меню может не быть того, что тебе действительно нужно. То есть свобода выбора у тебя есть, но она ограничена неким меню. И так во всем: в выборе места работы, в выборе, с кем общаться, куда идти… Это все довольно сложно. Поэтому мы решили в этой области хоть чуть-чуть покопаться.
Если говорить о так называемой «трилогии», то у нас давно была такая задумка для песни на эту тему поиска себя. Но, как правило, в данной ситуации в металле принято писать песни о какой-то депрессии, о безысходности. А мы решили сделать трилогию: первая песня – это безысходность, вторая – поиск себя, и третья – когда человек себя находит. Получается такая история: некий молодой человек в силу каких-то обстоятельств теряет смысл жизни, и решает, что пора с этим покончить, - это первая часть – “Would My Soul…”. Это самая тяжелая вещь.

Константин Сдобнов:
Она практически самоубийством заканчивается.

Андрей:
Да… Вторая часть – такое состояние полета непонятно где, размышление «а стоит ли переходить через эту грань?» - это песня “Medium”.

Константин Сдобнов:
Это не как «среда» переводится, а именно как «медиум».

Андрей:
Ну а третья часть – когда человек находит в себе какие-то силы, и его обуревает «чувство жизни» (“Sense of Life”).

Константин Сдобнов: Она у нас такая позитивная вышла, «прямая» – пауэр-метал такой. Ее на концертах очень удобно играть, людям весело становится. В ней есть довольно объемный инструментальный отрезок – с соответствующим позитивным настроением.

Константин Ганулич:
Мажорным.

Константин Сдобнов: Ну да, как раз, она и есть в мажоре.

Ну, раз у вас так хорошо получается рассказывать о смысле песен, расскажите и обо всех остальных композициях с этого альбома.


Андрей:
В остальных песнях какой-то общей концепции нет. “Knowledge Garden” развивает тему а-ля «Терминатор» или «Матрица» - о борьбе машин и людей.

Константин: Вышел недавно мультфильм под названием «9», который очень хорошо соответствует этой песне. То есть эта песня могла бы быть саундтреком к этому фильму. Почему-то не стала… (улыбается) Песня о том, что машины могут выйти из-под контроля, и тогда у всех будут проблемы.

Алексей:
Это вообще очень распространенная тема. В последнее время куча фильмов об этом снимается. Вот недавно вышел «Суррогаты» с Брюсом Уиллисом – он тоже касается этой тематики… В последние лет десять эта идея активно «бурлит».

Константин Сдобнов: «Мусолится», я бы сказал… Но вообще антиутопии всегда были популярны – еще со времен Томаса Мора, с 16 века (Томас Мор, правда, написал как раз таки «Утопию» - прим. ред.). А сейчас техническое развитие бурное, поэтому легче всего придумать, что компьютеры захватят человечество…

И эту популярную тему вы тоже не могли не «помусолить»…


Андрей:
Да, мы тоже решили ее помусолить, но не сильно вдавались в подробности… Ну а дальше, “Just Raining” – это инструментальная вещь. “Deceptive World” – тоже об «изменчивом мире», о желании найти себя, несмотря на разные ситуации – особенно кризисные. Мы как раз делали эту песню на пике «мирового экономического кризиса», и я понял, насколько она соответствует той ситуации, в которых люди на тот момент оказались – когда все были в шоке, не понимали, что делать. Но когда вокруг что-то нехорошее происходит, можно сконцентрироваться на себе и постараться в себе найти силы.

Константин Сдобнов: В песне даже такой вопрос звучит: “Are we strong enough?” («достаточно ли мы сильны?»).

Андрей:
Дальше идет еще одна инструментальная вещь – “2:35 Before the Roar”… А за ней…

Константин Сдобнов: Ты бы рассказал поподробнее про инструментальные композиции  - это же наш стиль! На первом альбоме тоже были инструментальные вещи…

Андрей:
Которые увеличивали время звучания альбома… (смеются)

Константин Сдобнов:
Просто на альбоме много энергичных песен, и между ними хочется как-то успокоиться, но при этом не терять основную нить альбома. Поэтому в этих композициях используются мелодические темы, которые есть в других песнях. Так что они сохраняют настроение альбома, но ухо отдыхает.

Андрей: Что интересно, эти инструментальные композиции всем нравятся – их в рецензиях все отмечают.

Константин Ганулич: Хотя они были сделаны в последний момент. Например, “Just Raining” была сделана уже во время сведения альбома – буквально в течение получаса. Там взята тема из первой композиции, переаранжирована, перемиксована – и подана вот в таком виде.

Андрей:
А в “2:35 Before the Roar” тема из следующей песни, она там по-другому обыграна. Нам хотелось сделать их законченными и обособленными, но вместе с тем, чтобы они вливались в общее звучание альбома. И как-то неожиданно получилось так, что во многих рецензиях их отмечают чуть ли не как лучшие композиции.

Константин Ганулич:
Это потому что они простые для восприятия – это недлинные мелодии, легко запоминающиеся, не загружающие слушателя.

Андрей: Ну а остальные песни… “My Essence” – вот это действительно стандартный модерн-метал. А “Lost In Dreams” планировалась как просто такая хорошая баллада. Изначально текст, написанный Некрозавром из группы Рогатые Трупоеды, был про любовь, что нашему альбому не очень подходило. Но мы изменили буквально несколько слов, и песня вошла в концепцию альбома. Немного странно, что эта композиция идет в конце, - обычно баллады ставят в середину, - но мы очень долго тасовали песни, и в итоге поняли, что она хорошо слушается в конце. По-моему, так и есть.

Вы можете как-то сравнить этот альбом с вашим первым релизом – разграничить их или, наоборот, провести какие-то параллели?


Андрей: Первый альбом (“The Art Of Nova”, 2005) делался как-то очень странно – очень быстро. В тот момент как раз пришел Костя, и с нами играл Олег Изотов, гитарист. У нас сложился творческий тандем, и мы очень быстро сделали несколько песен… Поначалу мы хотели просто записать их в качестве демо, но, послушав записи, мы решили, что они звучат вполне солидно и для альбома. То есть, тот альбом был сделан очень легко и непринужденно – вот взяли и записали. Не было никакой особой концепции, не было каких-то особых мыслей… Как получилось, так получилось – «первый блин». А вот этот альбом уже был спланирован – каждая песня писалась под другую. Было готово порядка двадцати песен, и я смотрел, какая песня с какой должна идти – как они должны стыковаться. Если песня ни с чем не стыковалась, она отбраковывалась. На этом альбоме мы старались добиться монолитного звучания – чтобы оно было разноплановым, но единым. Плюс звучание само по себе стало лучше – мы сами стали слушать музыку чуть-чуть пожестче и начали понимать, как ее можно сыграть. Так что альбом получился более металлическим. И мы старались его не «перенаворачивать» - это мы хотели сделать и с предыдущим альбомом, но там не получилось из-за нехватки времени. То есть альбом хоть и сложный, но не усложненный специально – там нет  ни одной фигуры, ни одного хода, который мы намеренно усложнили. А на первом мы пытались что-то такое изобразить…

Константин Сдобнов:
С другой стороны, в рецензиях на второй альбом многие отмечают, что он как бы «не открывается» с первого раза, что там очень много интересных фишек – и с первого раза просто не оценишь красоту каждой песни. Надо послушать раза три-четыре, чтобы все понять.

Константин Ганулич: Ну, правильно, мы и не отрицаем своей причастности к прогрессиву, а для прогрессивной музыки традиционно, что не с первого раза все раскрывается. Этим она и хороша, что ее можно слушать сто раз и каждый раз открывать что-то новое.

Оформлением диска вы, по-моему, сами занимались. Насколько для вас важна визуальная подача материала?


Константин Ганулич: О ее важности говорит тот факт, что обложку мы обсуждали в течение полугода. Специально встречались, спорили чуть ли не до матюгов, швырялись обложками друг в друга…

Андрей:
Перебрали где-то пятнадцать вариантов обложек…

Константин Ганулич: Да, и самостоятельно найденных, и самостоятельно сделанных… В итоге Андрей волевым решением остановился на этом варианте.

И что, все единодушно согласились и перестали швыряться?

Константин Ганулич:
Нет. (смеется)

Константин Сдобнов: Но просто было уже пора сдавать диск, и нам пришлось что-то выбрать. И мы выбрали наименее раздражающий всех вариант. Хотя все равно к единому мнению мы так и не пришли – не было такого, чтобы все сказали: «О, вот это мне полностью нравится». Но в последнюю неделю мы все-таки решили, что вот эта концепция подойдет, хотя еще потом доделывали какие-то штришки… В частности, вот это салатовое пятно мы с Андреем внедрили, а барабанщику оно не понравилось. Он выступал за монолитный цвет. И вот это свечение внутри мы тоже добавили в последний момент.

Андрей: Если попытаться выразить все сказанное каким-то более «творческим» языком, а не «кабацким»… (дружный хохот), то смысл такой: мы пришли к выводу, что все члены коллектива видят и альбом и вообще музыку с абсолютно разных точек зрения. Несмотря на то, что мы все эту музыку, вроде бы, понимаем, понимаем мы ее по-разному. И описать альбом какой-то одной картинкой практически не удается. Изначально мы хотели изобразить на обложке какую-то конкретную вещь, но потом мы поняли, что найти такой предмет, который заключал бы в себе нужный нам смысл, практически невозможно. С другой стороны нам хотелось яркости, чтобы было какое-то движение… Нам нужна была динамика. И еще мы хотели сделать обложку светлой – это был принципиальный момент.

Константин Сдобнов: Да, кстати, это был единственный момент, с которым мы все согласились – что она должна быть светлой, а не темной.

Андрей: Ну вот, в итоге – что выросло, то выросло. Набросок сделал я, а довел обложку и буклет очень хороший дизайнер из… (дружно пытаются вспомнить, откуда, но это им не удается) Ну точно не из Москвы, потому что он очень быстро и хорошо работает, что для московских дизайнеров не характерно. Зовут его Роман Корвинус.

Константин Сдобнов: Нам хотелось бы и дальше с ним работать.

Андрей: Удивительным образом он сразу угадал нужное нам настроение. Вот эта фигура и человечек  - это моя идея. А все остальное его. Сразу было видно, что он понимает, что нам нужно. Мы пытались работать с тремя-четырьмя дизайнерами, но ничего у нас с ними не получилось.

Во время ваших живых выступлений Андрей демонстрирует довольно необычную пластику – делает какие фигуры руками в воздухе… Это продуманный сценический образ, или так само по себе получается?

Андрей: У Nova Art всегда была такая концепция, что, если даже мы играем сложную музыку, на сцене у нас должна быть достаточно простая подача. Мы не должны быть на сцене статичными фигурами, потому что в музыке есть определенная динамика, которую надо передать. Поэтому у каждого отрабатываются какие-то свои движения. Никаких заученных движений здесь нет, есть какие-то эмоциональные вещи…

Константин Ганулич: Я не могу говорить за Андрея, но предположу, что это сочетание некой концепции и эмоциональных моментов. И то и другое в данном случае важно.

Константин Сдобнов: Это бессознательное прорывается – по Фрейду. (смеется)

Андрей: В свое время мы ездили выступать в Голландию, и нас удивило, что все проговые группы очень техничны, но при этом очень статичны. Нам показалось, что это не совсем верно. Мы считали, что группа должна живо выглядеть на сцене, несмотря на сложность партий. Вот мы и пытаемся эту идею реализовать. Как показывает практика, это не так просто. Но в последний год мы очень серьезно задумались над подачей, поэтому я надеюсь, что на последних концертах у нас уже что-то такое стало проклевываться. Думаю, каждый может это оценить непосредственно на концерте.

Как вы подходите к составлению сет-листа? Вы все оговариваете заранее или можете так «импровизированно» решить, что будете играть, прямо перед началом концерта?


Андрей: Ну, с Константином не поимпровизируешь…

Константин Ганулич: Нет, мы очень серьезно готовимся к концерту. И составление сет-листа – всегда очень серьезный момент. Мы начинаем готовить его уже тогда, когда становится известна дата концерта, - отбираем песни и репетируем их непосредственно для этого выступления.

Константин Сдобнов: Мы стараемся реалистично оценивать обстановку - какие группы будут с нами выступать, и в каком клубе это будет происходить. Материал такой, что у нас есть возможность как-то маневрировать: где-то сыграть что-то потяжелее, где-то полегче, где-то попроще…

Андрей: Да, у нас много разноплановых песен. И если мы знаем, что публика новая, и она на сложную музыку будет плохо реагировать, то мы составляем программу попроще. А если мы знаем, что публика будет готова к музыке такого рода, мы составляем более разнообразный сет-лист. Материал позволяет нам это сделать, слава богу. В этом смысле к выступлению мы подходим «динамично» – не гнем свою линию, а стараемся как-то разнообразить программу.

Константин Ганулич: Но мы можем и по обстановке сориентироваться и поменять что-то «на ходу». Часто случается, что времени не хватает, тогда приходится на ходу выкидывать что-то.

Алексей: Двадцатиминутное гитарное соло, например… (дружный смех)

Константин Ганулич:
Был у нас недавно такой случай – мы должны были играть на фестивале “Rock-Line” в Перми, но произошел форс-мажор – дождь с градом – и программа фестиваля сместилась на полтора часа. Всем группам приходилось урезать свои выступления по мере возможности – правда, мало кто там что-то вырезал. Ну а мы на ходу переделали песню, выкинули из нее кусок.

Константин Сдобнов:
Получился такой тупой вариант: куплет-припев-куплет-припев.

Андрей: Ну, нормально, зато в полторы-две минуты уложились. И никто ничего не заметил.

Насколько я знаю, вы делали записи своих живых выступлений для промо-DVD. Что это был за проект, и собираетесь ли вы в будущем выпустить подобный диск?

Андрей: Да, мы записывали концерт в 2006 году в клубе «Б2» примерно с пяти камер. Но это совершенно случайно так получилось. Мы планировали одну-две камеры, но так получилось, что приехало несколько операторов, и в итоге работало пять камер. Но к этой записи мы критически отнеслись: мы поняли, что уровню альбома ее уровень не соответствует. Мы использовали ее, только когда искали издателя… Для издателя очень важно – особенно на Западе, – чтобы группа была концертирующая. Подразумевается, что студийные проекты им не нужны, потому что самая лучшая реклама – это концерт. Особенно в условиях, когда люди вообще мало диски покупают. Так что концерт – единственное, чем можно их заинтересовать. В общем, запись мы сделали, но решили, что выпускать мы это не будем.

Константин Ганулич: К тому же, эта запись уже не актуальна – она была сделана три года назад. С тех пор сменился уже третий гитарист.

Ну а еще какие-то промо-ходы вы используете? Например, снять видео не собираетесь?

Константин Сдобнов: Мерченайз у нас есть – практически уже все распродано.

Андрей: Ну, мы выпускали майки… Их на концертах можно купить. А вопрос о видео уже давно витает в воздухе, и друзья нам не раз уже говорили, что было бы хорошо дополнить песни какой-нибудь визуальной составляющей. Но у нас в группе все максималисты, и все хотят такой уровень клипа, к которому было бы не придраться. Поэтому мы все время откладываем его до лучших времен. Я считаю, что это было бы очень интересно, но пока мы не знаем, когда, как и на какую песню мы сможем сделать видео. Делать клип «на коленках» нам бы не хотелось – тогда он будет ухудшать впечатление об альбоме.  Альбом получился достаточно высокого качества, и клип должен быть соответствующий. Но если мы на чем-то сойдемся, то обязательно сделаем. Пока не получается…

Я так понимаю, что для вас творчество сопряжено с большими тратами, и никаких доходов оно вам не приносит…


Все: Да, мы почти ничего не получаем.

И чем вы занимаетесь, чтобы «спонсировать» свою музыку?


Все: Работаем! (смеются)

Андрей: Я в полиграфии работаю. Вот, народ в IT работает…Этот вот товарищ (Константин Сдобнов) в химии. Барабанщик вообще непонятно чем занимается…

Константин Сдобнов: Ну почему же, понятно чем. Он у нас бизнес-тренинги проводит.

Можно пояснить, что за химия?

Все: Костя, твой звездный час! Ты только в час уложись…

Константин Сдобнов: Это не химия, а технология, если уж на то пошло… Технология переработки полимеров и эластомеров.

Андрей: Короче, он резиной занимается… (дружный смех)

Константин Сдобнов:
Резина – это один из частных случаев. Но вообще это как бы наука… Наукой я занимаюсь, получается.

Андрей: Так что никто у нас музыкой не зарабатывает, но, как показывает практика, те люди, которые на ней полностью «подвязаны», как правило, подобной музыкой заниматься не могут. Над ней надо долго и нудно работать, а у таких людей этой возможности нет.

Константин: Можно как раз привести в пример нашего бывшего гитариста Олега Изотова.

Андрей: Да, у него было слишком много проектов, нужно было выбирать между финансово выгодными и невыгодными. А нам все равно, мы все работаем на стороне и вкладываем в музыку все остающиеся силы. Те, кто профессионально занимается музыкой, понимают, что подобную музыку сложно продвинуть... Нужно иметь много хороших знакомых-толстосумов - да и то, группы, которые находят себе спонсоров, заканчивают полным фиаско. Была такая хорошая краснодарская группа Outsider. Они играли очень качественный прогрессив, но через какое-то время их спонсор начал диктовать им, как и что играть. В итоге группа развалилась. Так что нам кажется, что лучше самим в это дело вкладывать и ни от кого не зависеть. По крайней мере, тогда ты делаешь это в собственное удовольствие. И никакому дяде ты ничего не должен.

Алексей: В Европе большинство команд, играющих в этой стилистике, музыкой не зарабатывают. Они занимаются преподаванием, студиями, продают инструменты… А музыка… Ну, самоокупаемость, не более того.

Андрей: Пообщавшись с нашими продюсерами, мы пришли к выводу, что в Европе ситуация такая же, как у нас. Участники группы отказываются от работы на стороне только тогда, когда получают контракт с мейджор-лейблом, когда группа становится действительно известной, и ей надо постоянно концертировать и записывать альбомы. А девяносто процентов групп приезжают на фестивали и записывают альбомы за свой счет. Конкуренция сейчас очень большая, очень много молодых групп. И условия записи упростились. Если раньше нужна была дорогая студия, то сейчас все делается в полудомашних условиях. И большее значение имеет живое выступление. Это мировая тенденция.

Алексей: А еще появился Интернет, торренты и прочие штуки, которые на продаже дисков сказались катастрофично.

Константин Ганулич: Но при этом путь распространения сократился…

Алексей: Да, тут палка о двух концах. С одной стороны, можно раскрутить команду посредством всяких «майспейсов» и «контактов» - при правильном подходе к вопросу. Но диски как лежали в магазинах вот с таким слоем пыли, так и лежат дальше. Многие музыканты любят пожаловаться на эту тему в интервью…

Константин Сдобнов: Особенно Metallica… Бедные…

Алексей: Ну, Ларс Ульрих скачал свой последний альбом с торрентов, ему хорошо… (смеется)

Константин Ганулич: Я думаю, что уровень групп немножко нивелировался за счет Интернета. Сейчас нужны очень небольшие вложения, чтобы сделать запись доступной для большого количества людей. Чтобы песня слушалась в Интернете, особенное качество не нужно. Есть один российский исполнитель, который таким образом раскрутился, - не помню, как его зовут. Но это очень муссировалось в прессе: человек раскрутился благодаря одной записи, сделанной дома и выложенной в Интернет.

Алексей: Он знал, где выложить. Это чисто пиар-наука…

Константин: А тем группам, которые идут традиционным путем, стало сложнее.

Хорошо, тогда скажите, на что вы рассчитываете со своей специфической музыкой «не для всех» в этом мире, где «пиар-наука» способна творить такие чудеса? Что заставляет вас преодолевать сложности и не забрасывать свое дело?

Андрей: Даже те группы, которые сейчас популярны, в свое время были совершенно андеграундными – Korn или U2 какие-нибудь… Просто потом они попали в какую-то струю… Но эта струя может переместиться в любую другую область, поэтому предугадать, что будут слушать через пять лет, нельзя. И нет смысла стараться под кого-то подстроиться. Мы рассчитываем на максимальное количество публики, которое мы сможем зацепить своей музыкой. А «специфичность» кроется в ограниченности слушателей. Они, может быть, и послушали бы нашу музыку, но думают: «вот, они играют в таком стиле, который я уже где-то слышал, и который мне тогда не понравился». Очень многие изменяют свое мнение о нашей музыке, если реально ее послушают. Поэтому мне кажется, что стиль не играет большой роли в популярности группы.

А вы задумываетесь о том, можете ли вы как-то повлиять на общее музыкальное развитие, привнести что-то новое в мировую музыкальную культуру?

Андрей: Ну я бы такую глобальную задачу не ставил, потому что для этого нужно в первую очередь иметь несколько другие познания в теории музыки и быть более профессиональным… Хотя, черт его знает.

Алексей: По-моему, это дело случая. Взять, например, группу Death, которая началась с такой примитивной, сырой, злой музыки, а потом переросла в нечто культовое. Предсказать что-либо тут просто нельзя. Нужно просто оказаться в нужное время в нужном месте.

Андрей:
По большому счету, да. Слушателей тяжелой музыки по миру вообще не очень много. И дробить их по каким-то стилям нельзя. Мы для себя публику никак не разделяем. Нравится – хорошо. Это могут быть люди, которые слушают любые стили, которые тяжелее хард-рока.

Константин Сдобнов: Ну, как раз те, кто слушает хард- и классик-рок, нас тоже нормально воспринимает, потому что корни одни и те же.

Алексей:
Да большинство обывателей Nova Art от Rammstein могут не отличить.

Андрей: Да, так что стиль маленькую роль играет, а вот пиар действительно на многое способен. Например, мне не понятно, почему в свое время был так популярен Мерилин Мэнсон… Для меня это загадка.

Константин Сдобнов: Ну, там внешняя составляющая важнее...

Андрей:
Да, но в музыкальном плане там вообще ничего особенного не было… Но мы считаем так: музыка меняет форму, а содержание остается неизменным. И подстраиваться под форму не имеет смысла. Имеет смысл закладывать в песню то, что в нее закладывалось всегда. Это мелодия и ритм. И если люди для себя что-то в этой мелодии и в этом ритме находят, то все оправданно. Ну а к мировому господству мы все равно будем стремиться.

Официальный сайт Nova Art: http://www.nova-art.ru

Выражаем благодарность Наталии “Nox” за организацию данного интервью.

Ксения Артамонова
октябрь 2009 г.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker