Последние 25 отчетов

18.04.2024
Санкт- Петербург

ЭЛЕКТРОПАРТИЗАНЫ

13.04.2024
Москва

LOVEDRIVE

13.04.2024
Санкт- Петербург

ЛЕГИОН

11.04.2024
Москва

ДМИТРИЙ ЧЕТВЕРГОВ

04.04.2024
Москва

ВОЛЯ И РАЗУМ

31.03.2024
Москва

ГРАН-КУРАЖЪ

29.03.2024
Казань

АРИЯ

29.03.2024
Москва

СКОЛОТ

22.03.2024
Санкт- Петербург

ГРАН-КУРАЖЪ

17.03.2024
Москва

АРИЯ

03.03.2024
Рязань

АРИЯ

02.03.2024
Москва

MAVR BAND

22.02.2024
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ КОФЕ

03.02.2024
Москва

ГРОБОВАЯ ДОСКА

26.01.2024
Санкт- Петербург

Hanging Act II (INFILTRATION, BUICIDE и др.)

02.01.2024
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

25.12.2023
Москва

ИГОРЬ КУПРИЯНОВ

22.12.2023
Москва

ARCHONTES

17.12.2023
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК

МАСТЕР

Архив отчетов
Дата
08.12.2023
Город
Москва
Клуб
Клуб "Base" (экс-ГлавClub)
Организатор
Spika Concert Agency

Ни для кого не секрет, что нынешняя осень стала для отечественной тяжелой сцены необычайно урожайной на всяческие юбилеи - 15 лет Форсажу, 20 лет Артерии, 25 лет группе Маврин. В отличие от вышеперечисленных, Мастер никакую круглую дату в этом году не отмечал, однако и этот коллектив не отказал себе в удовольствии устроить большой концерт при участии бывших коллег. И пусть список гостей, которые ожидались в клубе “Base” 8 декабря, никого не мог удивить своими размерами, значившиеся в анонсе имена - Алексей Страйк, Михаил Серышев и Андрей Большаков - произвели впечатление на очень многих.

Наибольший интерес вызывала третья из перечисленных фигур, и дело здесь не только в ее значимости для истории коллектива, хотя и ее принижать не стоит - Андрей был основным композитором на первых трех альбомах Мастера, однозначно считающихся классическими. Дело еще и в том, что если Страйк и Серышев регулярно выходили на сцену с группой на всяческих юбилеях (я сам имел удовольствие видеть их на ее 25-летии в 2012 году), то Большаков, покинув Мастер аж 30 лет назад, вплоть до нынешнего года практически не проявлял никакой музыкальной активности. Кое-кому, правда, повезло поймать его на 20-летнем юбилее в 2007-м, но большинству приходилось довольствоваться DVD с этого шикарного концерта. Поэтому недавнее известие о том, что Андрей, пусть и в гостевом качестве, возобновил сотрудничество с родной группой, вызвало у меня немалый энтузиазм. Да и его появление на юбилее Артерии вышло коротким, но очень эффектным.

Увы, буквально за три дня до выступления в “Base” стало известно, что Большакова там не будет - по официальной версии, группа осталась недовольна его нелестными высказываниями в каких-то интервью и решила «прикрыть лавочку». Признаюсь честно, что если бы к этому моменту моя аккредитация на концерт не была подтверждена, я бы, скорее всего, отказался от его посещения. На Мастер я достаточно регулярно хожу с 1997 года, застал их и со Страйком, и с Серышевым, а в отсутствие Андрея и при, скажем так, «устоявшемся» в последние лет 15 сет-листе мероприятие утрачивало значительную часть эксклюзивности, которой меня за пост-ковидное время порядком избаловала столичная метал-жизнь. Потом я, конечно, понял бы, сколь многое потерял, но жизнь - не ролик в YouTube, назад не отмотаешь. Даже несмотря на несколько усеченный формат это выступление Мастера оказалась своего рода водораздельным.

Клуб “Base” - едва ли не старейшая из ныне действующих московских рок-площадок, я присутствовал на ее открытии еще в конце нулевых, когда она носила название “Б1 Maximum”, и был рад убедиться, что очередное переименование не принесло заметных изменений ни в планировке, ни в антураже. А вот со звуком случилось что-то феноменальное. Зал на Орджоникидзе, как бы он ни назывался, никогда не славился хай-файным саундом; Мастер же с первых песен звучал почти идеально - и чисто, так что можно было расслышать все нюансы игры, и при этом качающе. Немалый интерес представлял и сет-лист - группа начала с двух композиций с отличного альбома “Лабиринт” (2001), затем переключилась на “Песни мертвых” (1996), из которого прозвучало сразу три трека, ну а между ними обнаружилась новая песня “Миротворец” с последнего диска “Мастер времени” (2020). Кстати, я был стопроцентно уверен, что увижу этот диск в продаже на точке с мерчем (тем более что он выпущен музыкантами самиздатом), однако ни его, ни каких-либо других CD там не оказалось. Сейчас, когда продажа физических носителей в качестве сувениров на память о концерте стала для метал-сцены одним из значимых каналов поступлений, довольно странно видеть такое «спокойное» отношение Мастера к этому вопросу.

К счастью, куда более тщательно группа подошла к оформлению сцены – каждую из композиций сопровождал собственный задник, на котором чаще всего была изображена обложка соответствующего альбома. Чаще всего, но не всегда – «Кресты», например, была проиллюстрирована весьма стильным коллажем из концертного «общего плана» и церковных окон. Однако он стал далеко не главной достопримечательностью этой песни – именно на ней к квартету рокеров присоединился струнный квартет «Манускрипт». Не знаю, выступал ли Мастер в таком формате ранее, но я точно не видел и не слышал от них ничего подобного, поэтому остался под большим впечатлением, тем более что подзвучили струнников просто превосходно, так что на несколько следующих песен они стали не только красивой декорацией, но и важной частью звукового ландшафта. И опять не могу не похвалить группу за выбор песен: если «Кресты» были стопроцентно ожидаемы, то баллада «Хрустальный мир» с нового альбома – уже куда менее, а «Сон» - нераскрученный и редко исполняемый трек с альбома «Лабиринт» - и вовсе стал сюрпризом. Последней в данном блоке прозвучала новая версия «Тореро», которая, по слухам, и была одним из причин размолвки между Андреем Большаковым и Аликом Грановским – басист несколько видоизменил свою хрестоматийную партию и общий ритм. Мне очень не хочется занимать в данном конфликте чью-то сторону, однако, по моему субъективному мнению, необходимость подобных новаций довольно-таки сомнительна.

После «Тореро» три четверти струнников покинули сцену, однако виолончелист Андрей Зленко остался, и с его участием был исполнен заглавный трек альбома «Лабиринт». «Лабиринт» стал таким образом рекордсменом по количеству прозвучавшего в этот вечер материала (целых пять треков), затмив даже одноименный дебютный альбом, засилье песен с которого в сет-листах группы стало уже притчей во языцех. Неожиданный, но достойный выбор, хотя я, если речь заходит о работах Мастера с нынешним вокалистом Лексом, не отказался бы услышать и что-нибудь из альбома «По ту сторону сна» (2006), который группа уже давно полностью игнорирует по совершенно непонятным мне причинам.

Тем временем настало время выхода первого из анонсированных в афише гостей. Алексей Страйк вихрем вылетел на сцену, и группа рубанула «Мастер скорбных дел», один из главных боевиков с альбома «33 жизни» (2004) – единственного «номерного» полноформатника с участием Алексея. Интересное наблюдение – я видел группу на презентации тех самых «33 жизней», и тогда Страйк вел себя и вполовину не так отвязно, как сейчас, когда он практически не переставая скачет по сцене, принимает картинные позы, закидывает гитару на плечо и через плечо, а параллельно еще и дразнит остальных музыкантов. При хорошем звуке музыка Мастера способна раскачать народ, и когда ее исполняет нынешний, достаточно статичный состав, ну а когда к ним присоединяется Алексей, начинается настоящий угар. На одном дыхании пролетели «Песни мертвых» с одноименного диска и «Руки прочь» - первый за весь вечер номер из классической «обоймы» Мастера, но и баллада «33 жизни» прозвучала с гитарой Страйка очень и очень эффектно.

Однако праздник для фэнов и не думал на этом кончаться. Под зловещее интро на сцену вернулся нынешний гитарист Лео Фомин, а это значит, что пришло время старых песен, изначально рассчитанных на две гитары (хотя, на мой личный взгляд, любой материал Мастера звучит лучше в две гитары, подтверждением чему служил очень мощный, но недолговечный состав конца нулевых). А где старые песни – там и Михаил Серышев. Михаил ушел из группы больше 20 лет назад и все это время посвящал себя классической опере, однако старый рокерский дух по-прежнему живет у него где-то глубоко внутри и просыпается при выходе на концертную сцену, так что совершенно сокрушительная «Не хотим» с его вокалом прозвучала в 2023 году ничуть не менее убедительно, чем на 25-летии в 2012-м на или в оригинале на классической пластинке «С петлей на шее» (1989). А за нею – еще две песни с того альбома, до сих пор остающегося моим любимым в обширной и разнообразной дискографии Мастера: «Палачи» и «Мы не рабы». К сожалению, все эти песни внезапно, спустя 30 с лишним лет после сочинения, стали вдруг ультра-актуальными, так что сам факт их исполнения на публике можно при желании истолковать как «дискредитацию чего-то там», поэтому браво музыкантам за то, что вообще решаются играть их в нынешних реалиях, и двойное браво за то, что исполняют их столь яростно, напористо и совершенно не «нафталиново».

Еще одним подарком олдовым фэнам стала композиция «2000 лет» - все с того же альбома «С петлей на шее», однако куда менее раскрученная и куда реже исполняющаяся, чем предыдущие. После нее, раз уж группа настолько пустилась «во все тяжкие», логично было бы сыграть что-нибудь из англоязычных релизов начала 90-х, однако тот период вновь, как и всегда, остался за бортом. Вместо этого завершать данный блок программы была поставлена «Еще раз ночь» - композиция всенародно любимая и для Серышева практически обязательная. Единственное, что меня несколько удивило – показав в интро видеоролик памяти клавишника Кирилла Покровского, группа так и не озвучила его имя. Тру-фэны, конечно, все понимают безо всяких пояснений, но столь большие концерты явно ориентированы не только на тру-фэнов. Ведь даже об отсутствии опального гитариста вовремя узнали не все собравшиеся – вопрос «Будет ли Большаков» задавался мне трижды разными людьми перед дверями в клуб и уже в зале.

В финале концерта на сцене собрались все его участники (кроме струнного квартета), и музыканты обратились, что называется, к истокам – материалу краеугольного альбома Арии «С кем ты?» (1986), на котором, по сути, сложился состав, впоследствии образовавший Мастер. И опять-таки, приятно удивил выбор треков – «Воля и разум», без которой не обходилось, кажется, ни одно из посещенных мной ранее выступлений Мастера, в этот раз получила отставку, зато музыканты вспомнили отличный заглавный трек, опять-таки весьма актуальный в нынешних реалиях. Михаил Серышев, правда, его почти не пел, скрываясь за порталами, зато в последовавших далее «Встань, страх преодолей» и «Здесь куют металл» мы наконец-то услышали дуэт двух «мастеровских» вокалистов. После этого вполне логично смотрелся бы выход на бис, и музыканты вроде как даже вернулись на сцену, однако вместо музыки Алик Грановский кому-то пожал руки в первых рядах, и группа ушла за кулисы теперь уже окончательно. Такое впечатление, что программа выступления корректировалась в самый последний момент, и что-то изначально запланированное в итоге решили не играть. Но вряд ли кому-то из зрителей стоит переживать по этому поводу - концерт и так продолжался около двух часов, и сюрпризов в ходе него прозвучало достаточно.

Переживать скорее стоит тем, кто по каким-либо причинам – «опале» Большакова или предубеждениям общего плана – решил остаться в этот декабрьский вечер дома. Уже в середине месяца Мастер объявил, что отказывается от дальнейшего исполнения всех песен авторства Андрея, а к ним, напомню, относятся, и «Палачи», и «Встань, страх преодолей», и «Не хотим», и, в конце концов, «Воля и разум». Ответный ход Большакова не заставил себя ждать – в конце декабря он рассказал о создании новой группы под таким знакомым названием Воля И Разум, в которой его коллегами стали… Серышев и Страйк. Что будет играть теперь Мастер, как будет звучать на концертах новое детище Андрея, Михаила и Алексея, сколь активно те и другие будут выступать и сколько человек собирать – это нам предстоит узнать в новом году, хотя уже сейчас ясно, что скучать не придется. И все же мне всегда печально, когда что-то хорошее заканчивается. Однако когда удается это хорошее напоследок увидеть своими глазами, я печалюсь чуть-чуть меньше.

Сет-лист:

01. Места Хватит Всем
02. Високосный Век
03. Пепел На Ветру
04. Только Ты Сам
05. Миротворец
06. Тату
07. Симфоническое интро (струнный квартет «Манускрипт»)
08. Кресты (+ струнный квартет «Манускрипт»)
09. Сон (+ струнный квартет «Манускрипт»)
10. Хрустальный Мир (+ струнный квартет «Манускрипт»)
11. Тореро (+ струнный квартет «Манускрипт»)
12. Лабиринт (виолончель - Алексей Зленко)
13. Мастер Скорбных Дел (гитара - А. Страйк)
14. Песни Мертвых (гитара - А. Страйк)
15. Руки Прочь (гитара - А. Страйк)
16. 33 Жизни (гитара - А. Страйк)
17. Не Хотим (вокал – М. Серышев, вторая гитара - А. Страйк)
18. Палачи (вокал – М. Серышев, вторая гитара - А. Страйк)
19. Мы Не Рабы (вокал – М. Серышев, вторая гитара - А. Страйк)
20. 2000 Лет (вокал – М. Серышев, вторая гитара - А. Страйк)
21. Video Intro / Еще раз ночь (вокал – М. Серышев, вторая гитара - А. Страйк)
21. С Кем Ты? (вторая гитара - А. Страйк)
22. Встань, Страх Преодолей (второй вокал - М. Серышев, вторая гитара – А. Страйк)
23. Здесь Куют Металл (второй вокал - М. Серышев, вторая гитара – А. Страйк)

Выражаем благодарность Наталье Сорокиной (Spika Concert Agency) за предоставленные аккредитации

Текст: Роман Патрашов
Фото: Наталья “Snakeheart” Патрашова
(с) HeadBanger.ru

Фотографии

Показать фото

eXTReMe Tracker