Дата 26.03.2022 |
Город Москва |
Клуб Клуб "Mezzo Forte" |
Организатор Night Live! |
Практика полного исполнения альбомов по случаю их юбилеев, уже полтора десятка лет активно эксплуатируемая на Западе, начала докатываться и до наших краев. Буквально накануне пятилетие своего альбома «Порча» отмечали трэшеры Гробовая Доска, а в этот вечер аналогичную дату праздновали фолк-металлисты Gjeldrune. Юбиляром стал альбом «Правду за порог», мой любимый в творчестве этого подмосковного коллектива, и хотя я уже видел их буквально несколько месяцев назад в сборной программе со Zmey Gorynich и Смутой, возможность послушать полностью этот потрясающий диск упускать было нельзя. К тому же, ковидные ограничения – штука хитрая: захотели – отменили, расхотели – снова введут, и сколько продлится нынешняя вольница, никому из обычных зрителей неведомо.
В клубе “Mezzo Forte” я не был лет, наверное, 12 - еще с тех пор, как в Россию приезжал с сольным трио бывший фронтмен Круиза Валерий Гаина. Однако за прошедшие годы площадка совершенно не изменилась. Похвальная для московских реалий стабильность – из других ныне действующих клубов, привечающих у себя тяжелую музыку, мало кто существует на одном и том же месте и под одним и тем же брендом хотя бы лет пять. Правда, и главная проблема клуба – практически полное отсутствие освещения на сцене - за это время тоже не решилась. Зато со звуком в этот раз все было в порядке, а ведь после забойного сета Гаины я дня два ходил с ватными ушами.
К сожалению, начавшаяся месяц назад спецоперация (единственный вариант называния происходящего, который не навлекает на нас риски) внесла свои коррективы в концертную деятельности не только привозных, но и вполне себе отечественных групп. Дело в том, что основной композитор Gjeldrune, гитарист, вокалист и исполнитель на духовых инструментах Федор Назаров вот уже несколько лет живет за границей, но если раньше сесть в самолет и прилететь на несколько выступлений не было для него невыполнимой задачей, то практически полная отмена авиасообщения с «коварными западными супостатами» усложнила ситуацию в разы. Российский тур Gjeldrune был из-за этого отменен, а в Москве группа решила играть без Федора. Что ж, тоже интересный вариант, в таком виде я группу еще не слышал.
Пятеро музыкантов появились на сцене под звуки интро к песне «Оберег», и сразу стало понятно, что свое обещание полностью сыграть «Правду за порог» группа решила в долгий ящик не откладывать. «Оберег» - лучшее начало шоу: это стремительный боевик с совершенно неотразимым припевом, способный раскачать любую аудиторию, и собравшиеся в “Mezzo Forte” также не замедлили среагировать. Хотя такую публику и раскачивать особенно не требовалось – на сольный концерт по определению собираются люди, знакомые с творчеством группы и любящие это творчество. Правда, среди них вновь, как и в ноябре, оказалось несколько упитых личностей, выкрикивающих что-то маловразумительное и пытающихся вступить в диалог с музыкантами, что несколько сбивало настрой у вокалиста Евгения Сучкова, волею судеб оказавшегося единственным фронтменом. Видимо, воспевание ратных подвигов русского народа, столь часто встречающееся в творчестве Gjeldrune, вдохновляет некоторых на «подвиги» несколько другого рода.
Евгению, конечно, пришлось в этот раз нелегко, о чем он с самого начала предупредил публику. Однако он держался стойко и помимо партий ведущего вокала (в том числе гроулинга) делился с публикой интересными историями и наблюдениями из жизни группы. В частности, я с некоторым удивлением узнал, что самая популярная песня Gjeldrune –это «Проклятье», без которой в регионах группу натурально не отпускают со сцены, хотя самих музыкантов она уже порядком достала (песня безусловно прекрасная, но в число моих фаворитов никогда не входившая). А сама группа считает одним из своих наивысших достижений «Из моей памяти», на мой взгляд, подходящую на роль Самой Главной Песни еще меньше. С партиями бэк-вокала Евгению взялся помогать басист Никита Серков, также искренне признавшийся зрителям в том, что эта роль для него не слишком комфортна. А дуделки и свистелки изображала на клавишных Ксения Большкова – вот уж кому, как мне показалось, играть этот концерт было в кайф во всех отношениях. Многое звучало непривычно и не так, как в записи, однако мне как любителю живой музыки всегда нравится, когда группы позволяют себе отступать от канонических версий, особенно если это не идет в ущерб драйву и хитовости.
Отыграв полностью «Правду за порог», группа ушла на 15-минутный перерыв, после чего принялась радовать фэнов хитами и сюрпризами с остальных двух альбомов «Схоронили мы свой край» (2014) и «Слово посеет смуту» (2021). Было заметно, насколько сильно Gjeldrune соскучились по сцене – несмотря на усеченный состав и не слишком хорошее знание старого материала гитаристом Сергеем Усачевым, они спонтанно решили вставить в программу несколько неотрепетированных песен, которые подбирались буквально на ходу, так что второе отделение растянулось еще часа на полтора. Не обошлось и без «огнеопасных», но ожидаемых многими боевиков с прошлогоднего альбома, таких как «Буданов» или «Новый год», но и более масштабные, «программные» композиции, такие как «Атлант, расправь свои плечи», также не были обойдены вниманием. Для исполнения «Слово посеет смуту» на сцену был приглашен менеджер Gjeldrune Лев Беляков – положа руку на сердце, вокалист из него не очень, но отчасти заполнить отсутствие Федора и разгрузить Евгения ему удалось. Федора тем временем пытались подключить в прямом эфире по Whatsapp, но техника взбунтовалась, и в итоге для него записали видео с восторженной публикой. Которая, несмотря на огромную продолжительность концерта, даже не пыталась расходиться по домам, а, наоборот, под прозвучавшие в финале «Паруса цвета зари» и «Коловрата» устроило настоящее рубилово со слэмом.
В целом, концерт нельзя назвать безупречным – неполный состав и отчасти импровизационный характер происходящего определенно причиняли некоторый дискомфорт большинству музыкантов. Тем не менее, нельзя не отдать должное их стойкости, и желанию устроить настоящий праздник поклонникам, столь долго лишенным возможности слушать любимую музыку в живом исполнении. Повторюсь, сейчас такое время, когда надо использовать любую лазейку для выхода на сцену, поскольку предсказать наше коллективное будущее даже на пару месяцев крайне затруднительно, и спасибо Gjeldrune за то, что несмотря ни на что, юбилей был отпразднован.
Выражаем благодарность Ивану Лазичному (Night Live!) за предоставленные аккредитации
Текст: Роман Патрашов
Фото: Наталья “Snakeheart” Патрашова
(с) HeadBanger.ru