Последние 25 отчетов

01.12.2017
Москва

ENSIFERUM

01.12.2017
Санкт- Петербург

AMARANTHE

30.11.2017
Москва

W.A.S.P.

26.11.2017
Москва

DIE APOKALYPTISCHEN REITER

26.11.2017
Санкт- Петербург

FINNTROLL

25.11.2017
Москва

FINNTROLL

24.11.2017
Санкт- Петербург

BAD SECTOR

23.11.2017
Москва

ULCERATE

22.11.2017
Санкт- Петербург

LACRIMOSA

21.11.2017
Санкт- Петербург

ROTTING C.

21.11.2017
Москва

LACRIMOSA

19.11.2017
Москва

CRAZY LIXX

18.11.2017
Санкт- Петербург

CRAZY LIXX

18.11.2017
Москва

ALMANAC

17.11.2017
Санкт- Петербург

ALMANAC

17.11.2017
Санкт- Петербург

FAUN

14.11.2017
Москва

SOLSTAFIR

12.11.2017
Санкт- Петербург

FIVE FINGER DEATH PUNCH

12.11.2017
Москва

DRAGONFORCE

11.11.2017
Санкт- Петербург

ADAM GONTIER (SAINT ASONIA)

11.11.2017
Санкт- Петербург

DRAGONFORCE

10.11.2017
Москва

STONE SOUR

09.11.2017
Москва

KAMELOT

08.11.2017
Санкт- Петербург

KAMELOT

02.11.2017
Санкт- Петербург

PYOGENESIS

Tuska Open Air 2017. Day 3 (MASTODON, APOCALYPTICA и др.)

Архив отчетов
Дата
02.07.2017
Город
Хельсинки (Финляндия)
Клуб
Поле Сувилахти
Организатор
Finnish Metal Events Oy

Как и два, и три года назад, третий день "Туски" - тот самый "парадоксов друг". С одной стороны, фестивальная программа предлагала буквально 2-3 по-настоящему интересовавшие нас команды, но с другой, в их число уже который год входят самые "жырные" хэдлайнеры - Emperor (2014), Элис Купер (2015) и, наконец, Mastodon, ради которых я и подорвался на "Туску" в этом году.

Следствием этой традиции стало то, что в третий день фестиваля мы, как правило, появляемся в фестивальной зоне в середине дня, и 2 июля 2017 года исключением не стало - мы заявились под конец сета финских теперь уже поп-металлистов Battle Beast дабы занять стратегические позиции перед главной сценой для просмотра Удо Диркшнайдера и его проекта-однофамильца. А ведь скажи мне кто в 2013 году, когда мы с восторгом смотрели сет Battle Beast, внезапно заменивших модных Asking Alexandria, что четыре года спустя я сознательно постараюсь пропустить сет этих финнов - покрутил бы пальцем у виска. Увы, за это время с группой произошли кардинальные перемены: из хитового, но подчеркнуто труЪ-металльного проекта Battle Beast превратились в Amaranthe-2.0, а мне, честно говоря, и одного "Амаранта" на метал-сцене много. С другой стороны, эти же перемены существенно расширили аудиторию группы, так что под тентом во время выступления Нооры Лоухимо сотоварищи было не протолкнуться.

Признаюсь, что все предыдущие возможности посетить концерт проекта Dirkschneider я пропускал с такой же сознательностью, как и вышеупомянутый сет Battle Beast: брюзжание "колобка" о том, что Accept без него не то(р)т, за эти годы порядком заколебало, особенно на фоне уже много лет проходного творчества самого герра Удо. Но "Туска", повторюсь, не "Вакен", поэтому особенно выбирать, что смотреть в заключительный день фестиваля, нам не приходилось.

Ни для кого не секрет, что Dirkschneider изначально затевался как прощание Удо с песнями тех самых Accept, которое, как и в случае его земляков Scorpions подзатянулось так, что, похоже, уже не закончится. Итак, то(р)т ли Accept в нынешнем исполнении "классического" вокалиста и его музыкантов? Ответ на этот вопрос пусть каждый даст себе сам, но моё мнение - нет. И причина этого - оба носителя фамилии Диркшнайдер, участвующие в проекте. Удо был откровенно не в голосе (надеюсь, это была разовая акция, а не его нормальное состояние на каждом концерте тура): ничего вразумительного, кроме хрипа и бульканья, ветеран не издал. Ну а Свен, в свою очередь, показал весьма среднюю игру - зажатую и потому совершенно не качающую. Зато крутил палочки, да. А вот гитаристы Билл Хадсон и наш соотечественник Андрей Смирнов выступили очень здорово, да и харизматичного Фитти Винхольда упрекнуть совершенно не в чем. Взять бы им соответствующих вокалиста и барабанщика - отличная вышла бы команда. А так получилась не слишком убедительная кавер-группа Accept, хотя шлягеры типа "Restless & Wild" приятно было услышать и в таком исполнении. Ну и специально для тех, кто уже тянет свои ручки к клавиатуре, чтобы написать нам в соцсети, что я "не шарю", скажу, что видел "тот самый" Accept с Удо в 2005 году. И это было по-настоящему круто. А Dirkschneider, извините, нет.

Пару последних каверов на Accept мы послушали из-под тента, где ждали первую по-настоящему интересовавшую нашу делегацию группу - американцев Baroness. Их мы с товарищем видели ровно 5 лет назад - и тоже на "Туске". Тогда мы ещё слабо себе представляли, что играет эта группа из Джорджии, однако живое выступление Baroness оказалось настолько "репрезентативным", что по результатам их сета был немедленно приобретен мерч, а дискография группы отправилась в плей-лист. Тем не менее, 5 лет - это порядочный срок, и в какой-то момент я стал менее пристально следить за творчеством "Баронессы", хоть и оставался в курсе основных событий, из которых складывалась судьба коллектива.

Судьбу эту язык не повернётся назвать простой - буквально спустя пару месяцев после того выступления на "Туске" музыканты угодили в жуткую аварию в Англии. Фронтмен Джон Бэйзли получил тяжелейший перелом руки вдобавок к сломанной ноге, остальные участники тоже серьезно пострадали. Более полугода ушло у музыкантов на то, чтобы восстановиться после травм, а дальше, по-видимому, сказалось психологическое перенапряжение - в марте 2013 стало известно, что из Baroness ушли барабанщик и басист. Тогда, помнится, я подумал, что всё, конец - ритм-секция у Бэйзли была великолепная. Однако Джон справился и с этой потерей, набрал новых музыкантов и выпустил альбом "Purple". Ну а совсем недавно, уже в этом году, Baroness покинул Питер Адамс - гитарист-старожил, игравший в группе аж с 2008 года. Вместо него была рекрутирована Джина Глисон - таким образом, состав Baroness, представший перед нами в этом году на "Туске", совпадал с тем, который мы видели 5 лет назад, только одним человеком - собственно, Джоном Бэйзли.

Я предваряю рассказ о непосредственно выступлении Baroness такой пространной преамбулой не только ради того, чтобы дать историческую справку, но и для того, чтобы читатель понимал, в каких смешанных чувствах я пребывал перед сценой до выхода на нее музыкантов. Сможет ли фактически другая группа повторить ту магию, которая так поразила нас 5 лет назад?

Не буду тянуть с ответом - да, смогла. И ещё как! Мне потребовалось секунд 20 от "Kerosene", открывшей выступление Baroness, чтоб подтянуться еще ближе к сцене и начать, не побоюсь этого слова, дёргаться в такт музыке. Тот факт, что "Kerosene", как и ровно половина сет-листа, взят с альбома "Purple", который я знаю много хуже его предшественника "Yellow & Green", никак не осложнил восприятие - Baroness по-прежнему великолепно представляют свою довольно непростую музыку вживую. Более того, внимательно переслушав "Purple" после концерта, я пришёл к выводу, что материал с этого лонгплея лучше раскрывается именно живьём: очень многие нюансы в гармониях и аранжировках, отмеченные во время выступления, на студийной версии песен заметить довольно непросто из-за откровенно «лоу-файной» записи.

Более того, за пять лет я многое подзабыл, но мне кажется, что Baroness за это время изрядно прибавили в работе со звуком и атмосферности. Этому способствует и то, что новый басист Ник Джост, помимо баса, могёт еще и в клавиши, как, например, в начале "Chlorine & Wine", а гитаристка Джина Глисон тоже довольно творчески подходит к игре – в частности, в "Green Theme" она использует гитарный смычок.

Стилистически определить то, что делают Baroness, примерно так же непросто, как, например, дать жанровую характеристику Mastodon. Собственно, именно на последних Baroness в какой-то степени и похожи, по крайней мере, элементами, из которых складывается музыкальное полотно: немного стоунера, щепотка сладжа (или, вернее, пост-сладжа), и всё это замешано на прогрессивности (а вот за хэштэг «прогрессив» Брент Хайндс из «Мастодонтов» вполне может дать вам в «бубен») и музыке родом из 70-х. Однако результат у этого «смешать, но не взбалтывать» получился совершенно разный: Mastodon, на мой взгляд, сложнее для понимания и тяжелее по звучанию, в то время как музыка Baroness более динамичная, в ней больше оттенков. Джону Бэйзли удаются совершенно удивительные гармонии, которые одновременно сочетают в себе и радость, и грусть, звучат блюзово - и в то же время напоминают чуть ли не неоклассику. Как и Мастодон, Baroness очень внимательно относятся к вокальным аранжировкам, однако результат отличается настолько, насколько различаются тембры вокалистов. В этом плане, кстати, Джину Глисон опять-таки можно назвать удачным приобретением для группы, поскольку очевидные особенности женского голоса позволяют ей исполнять более высокие партии бэк-вокала.

Я всегда с некоторым недоверием отношусь ко всем этим «катарсисам», которые зритель или слушатель якобы переживает под воздействием произведения искусства, однако в данном случае испытал нечто подобное сам - музыка Baroness затронула внутри меня те струны, о существовании которых я, признаться, подзабыл. Поэтому мне очень трудно будет выделить какую-то одну песню среди прозвучавших на «Туске»…но пусть это будет "If I Have To Wake Up (Would You Stop The Rain)".

Забавная штука – в 2012 году мы смотрели Baroness сразу после сета Apocalyptica, а в 2017 – сет Apocalyptica после Baroness. Финские виолончелисты в этот раз наконец-то вернулись к тому, что принесло им известность – т.е., к каверам на Metallica. Посмотреть на то, как музыканты будут нарезать «Метлу», собралась огромная толпа, и, забегая вперёд, скажу, что это был самый посещаемый сет третьего дня. Хэдлайнеры Mastodon, увы, соберут много меньше публики…

Как и в тот самый прошлый раз, когда я видел Apocalyptica на «Туске», слушабельность проекта резко упала, когда в дело вступил барабанщик. "Enter Sandman" и "Master Of Puppets", сыгранные исключительно на виолончелях, звучали очень даже приятно, но, начиная с "Fight Fire With Fire", слушать это выступление стало невозможно - барабанная установка была собрана из каких-то индустриально-мусорных элементов, обладающих звучанием, которое наводило на мысль о том, что музыканты преследуют цель убрать букву "h" из слова "thrash". Что ж, им удалось справиться с этой задачей, а потому мы с товарищем провели оставшийся сет финского кварт.., к сожалению, квинтета, потягивая слабоалкогольные напитки рядом с фестивальной зоной.

Вернулись к сцене (на этот раз той, что под тентом) мы для того, чтобы посмотреть на других финнов - Sonata Arctica. Так уж вышло, что мне не довелось увидеть эту группу живьем в те времена, когда песни с "Ecliptica" и "Silence" присутствовали в моём плейлисте, а потому посмотреть фестивальное выступление авторов этих альбомов было небезынтересно. И как это часто бывает с теми командами, от которых не ждёшь ничего особенного, Sonata Arctica оставили очень приятное впечатление. Если отвлечься от стилистических рамок, музыканты исполняют очень хитовые песни, по меркам жанра неглупые и, о чудо, лишенные набивших оскомину клише. Ту же "FullMoon" я без труда вспомнил, хотя не слышал ее, мне кажется, лет десять как минимум. Музыканты здорово и слаженно играют, а Тони Какко, хоть и выглядит…ээээ…экстравагантно, поёт в ноты. Да и не едиными былыми заслугами сильна Sonata Arctica - "Life" с их недавнего альбома "The Ninth Hour" прозвучала очень трогательно и красиво.

Мы не стали досматривать «Сонату» из опасений, что на Mastodon, ради которых всё и затевалось, будет плотно. Как я уже говорил, опасения были излишними - мне кажется, любая из групп, игравших на «Туске» вечерами предыдущих двух дней, собрала больше зрителей. То ли не любят финны Mastodon, то ли отдых перед рабочим понедельником им важнее (и это при том, что воскресная программа заканчивалась на три часа раньше пятничной и субботней - в 9 вечера).

Из всей нашей компании я оказался единственным, кто уже был на концерте Mastodon - летом 2011 года в уже, к сожалению, не существующем «ГлавКлубе». Тот концерт запомнился мне, во-первых, довольно забавным слэмом публики под ломаные размеры парней из Атланты, а во-вторых, потрясающей неразговорчивостью самих музыкантов, которые, казалось, к тому же мало понимали, где они находятся - а может, им просто было всё равно. Безусловно, мне было интересно не только услышать материал с вышедших с того времени альбомов, но и посмотреть, насколько претерпела изменения концертная подача этой группы.

Начну со второго - тут всё осталось по-прежнему: музыканты молча сыграли четыре композиции, и только после этого состоялся редкий акт вербальной коммуникации с аудиторией. Брента Хайндса и вовсе пиво интересовало куда больше публики - сценический техник натурально не успевал заменять гитаристу опустевшие бутылки. Каким образом Брент сохранил способность играть технически сложные быстрые пассажи до самого конца выступления - загадочно. Вот он, профессионализм, который не пропьешь.

Что касается сет-листа и его концертного воплощения, то тут поначалу все было очень здорово. Музыканты грамотно чередовали песни с разных альбомов, начав со свежей "Sultan’s Curse" и продолжив теперь уже почти классикой с "Crack The Skye" и "Blood Mountain" - "Divinations" и "The Wolf Is Loose", соответственно. И пусть даже с «Once More ‘Round The Sun» не сыграли ни одноименный хит, ни "The Motherload", равно как были проигнорированы и великолепные "Curl Of The Burl" и "Dry Bone Valley", слушать Mastodon было интересно…до второй половины выступления, в которую музыканты свалили аж 5 новых композиций из 7 исполнявшихся. Причем, на мой вкус, самых нудных - за исключением, конечно, "Show Yourself". Окончательно впал в ступор я тогда, когда музыканты решительно удалились со сцены, сыграв "Mother Puncher" с дебютного "Remission", поскольку помнил, что выходить на бис эти парни не любят.

И тут случилось чудо. Оставшийся на сцене барабанщик Брэнн Дэйлор разразился довольно пространной благодарственной речью, на которую слушатели, в свою очередь, живо отреагировали. И вот уже Дэйлор обещает, что они сыграют еще одну песню, что-то втолковывает своим коллегам, которые явно не собирались еще что-либо исполнять…и грянул гром. В смысле, Mastodon играет "Blood and Thunder". На такое окончание концерта мы согласны, такой Mastodon нам нужен!

Что можно (и нужно ли) сказать напоследок об этой «Туске»? Она, как и каждый, в общем-то, год, начиная с 2014-го, стала для меня скорее набором отдельных интересных выступлений, нежели цельным фестивалем. Причины этого кроются не только в том, что «Туска» - фестиваль городского типа, и даже не в расписании, в котором можно было избежать таких сильных контрастов (типа Mayhem после Девина Таунсенда), а в том, что мне все труднее находить у этого фестиваля какую-то общую идею. «Вакен» объединяет грязь, фестивали типа "Summer Breeze" и "Brutal Assault" - довольно брутальная музыка…а на какой идее зиждется нынешняя «Туска», я просто не знаю.

Сет-листы:

Battle Beast

01. Straight to the Heart
02. Bringer of Pain
03. Familiar Hell
04. Black Ninja
05. Lost in Wars
06. Bastard Son of Odin
07. Touch in the Night
08. King for a Day
09. Beyond the Burning Skies

Dirkschneider

01. Starlight
02. Living for Tonite
03. London Leatherboys
04. Midnight Mover
05. Breaker
06. Princess of the Dawn
07. Restless and Wild / Son of a Bitch
08. Screaming for a Love-Bite
09. Metal Heart
10. Fast as a Shark
11. Balls to the Wall

Baroness

01. Kerosene
02. March to the Sea
03. Morningstar
04. Green Theme
05. Little Things
06. Shock Me
07. If I Have to Wake Up (Would You Stop the Rain?)
08. Desperation Burns
09. Chlorine & Wine
10. The Sweetest Curse
11. Isak
12. Take My Bones Away

Apocalyptica

01. Enter Sandman (Metallica cover)
02. Master of Puppets (Metallica cover)
03. Fight Fire With Fire (Metallica cover)
04. For Whom the Bell Tolls (Metallica cover)
05. Nothing Else Matters (Metallica cover)
06. Orion (Metallica cover)
07. Escape (Metallica cover)
08. Battery (Metallica cover)
09. Seek & Destroy
10. One (Metallica cover)

Sonata Arctica

01. We Are What We Are (intro tape)
02. Closer to an Animal
03. The Wolves Die Young
04. FullMoon
05. I Have a Right
06. Tallulah
07. Black Sheep
08. Misplaced
09. Life
10. Don't Say a Word (with Vodka outro)
11. Outro

Mastodon

01. Sultan's Curse
02. Divinations
03. The Wolf Is Loose
04. Crystal Skull
05. Ancient Kingdom
06. Bladecatcher
07. Black Tongue
08. Colony of Birchmen
09. Ember City
10. Megalodon
11. Andromeda
12. Show Yourself
13. Precious Stones
14. Roots Remain
15. Chimes at Midnight
16. Steambreather
17. Mother Puncher

Бис:
18. Blood and Thunder

Выражаем благодарность Finnish Metal Events Oy за предоставленные аккредитации

Текст: Павел Власов
Фото: Ольга Юрьевна
(с) HeadBanger.ru

Фотографии

Показать фото

(p)(с) 2007-2017 HeadBanger.ru, Программирование - vaneska, Monk. Дизайн - ^DiO^

eXTReMe Tracker