My Universe

My Universe
Бесконечность вселенной

06.03.2009

Архив интервью

Название My Universe, возможно, пока не очень на слуху среди российских поклонников тяжелой музыки, ведь дебютный альбом этого проекта “Infinite Spaces” вышел всего пару месяцев назад. Но за новым названием скрываются давно и хорошо известные музыканты - лидер проекта Александр Швец, несколько лет игравший на басу у Сергея Маврина, а помогают ему его коллеги из таких солидных коллективов, как Черный Обелиск, Anj, Mechanical Poet и др. Впрочем, “Infinite Spaces” интересен не только списком принимавших в его записи музыкантов, это еще и очень красивая и разнообразная музыка с необычной «космической» атмосферой, которая способна многое сказать слушателю даже несмотря на полное отсутствие вокала. Ну а если после прослушивания диска у вас остались вопросы, читайте это интервью, в котором Александр с удовольствием рассказывает как обо всех обстоятельствах создания и функционирования своего проекта, так и о других коллективах, в которых он принимал участие…

Как возник твой интерес к музыке? В каком возрасте ты начал играть сам?


Интерес возник очень давно, я, откровенно говоря, даже не помню, когда. Началось всё с освоения всяких «трэкеров», потом стал апгрейдиться до Sonar, Cubase и т.д. Сначала я делал записи на магнитофон – они были совершенно жуткими, а потом потихоньку качество стало улучшаться.

А почему ты выбрал именно бас-гитару, а не какой-нибудь другой инструмент?

На самом деле, я сначала учился играть на гитаре. Потом пришел в Рок-гимназию Сергея Задоры, мы с ним пообщались, я что-то поиграл на пианино и на гитаре, он походил-послушал и сказал: «Знаешь, тебе надо на бас-гитару идти!» В тот момент я как раз раздумывал о покупке новой гитары, уже отложил на нее средства, и вместо гитары купил бас-гитару. В общем, решил попробовать и с тех пор не жалею.

Расскажи немного о Рок-гимназии Сергея Задоры. Что она тебе дала как музыканту?

В принципе, она безусловно дала мне развитие, определенные основы я получил именно там. Через нее прошли многие музыканты, которые играют в самых известных металлических коллективах. Контакты Задоры есть у всех крупных коллективов, и в группу Сергея Маврина я попал именно через Задору. Сергей позвонил ему и сказал, что нужен басист, и, в общем, выбрали меня. Думаю, с другими происходит примерно та же ситуация.

Еще до появления в группе Сергея Маврина ты играл в коллективе Nefelim. Как ты туда попал и что именно делал? Насколько я знаю, группа практически не подает признаков активности года с 2003-го…

В Nefelim я оказался по собственной инициативе, сам нашел группу по объявлению. Я тогда искал коллектив, который имел бы какой-либо материал, мне это было интересно в плане развития. Материал мне понравился, мы пообщались и стали играть. Долгое время в группе были проблемы с составом – сначала был один барабанщик, потом смотрели других, и все это затянулось. Альбом пишется до сих пор, но я верю, и все мы верим, что он допишется. Материал действительно очень хороший.

Как твоя песня «Приговоренный к любви» оказалась на альбоме Сергея Маврина «Откровение» (2006)?

Ну вот как-то получилось… (Смеется). Я ему относил огромное количество материала, он даже был ошарашен этим количеством. Естественно, мой материал немного отличается от того, что он обычно делает, у меня, пожалуй, слишком много прогрессивных элементов. Я черпаю влияния буквально отовсюду, у самых разных коллективов, играющих самую разную музыку, и получилась некая мешанина, часть которой можно услышать в проекте My Universe. А эта песня больше всего подошла под остальной репертуар Маврина и имела наиболее законченный песенный вид. Как-то у меня получается, что все скатывается в инструментал, и песенная форма не сильно выдерживается, даже если я специально начинаю сочинять под нее.

Когда у тебя возник тот материал, который попал на My Universe? В период сотрудничества с Мавриным или после этого?

Даже до этого. Временной разброс очень большой, лет пять. У меня осталось еще очень много материала, а на “Infinite Spaces” попали самые законченные композиции, на мой взгляд, наиболее удачные. Над остальными еще надо поработать.

На твоем сайте написано, что концепция диска возникла под впечатлением об одной из книг американского писателя-фантаста Пола Андерсона. Почему именно Пол был выбран в качестве сюжетной основы – это твой любимый писатель?

Это не совсем так. В принципе, книги на сам музыкальный материал влияния не оказывали. Я просто выбрал его книгу как наиболее соответствующую настроению, но это происходило уже тогда, когда материал был готов, и надо было как-то его назвать. На мой взгляд, по настроению они вполне друг другу соответствуют. Конечно, есть еще много книг подобной тематики и направления, просто эта мне понравилась.

Текстовые фрагменты, которые зачитываются на альбоме – это из Пола Андерсона?

В основном, да. Зачитывает их DJ Avad, клавишник и вокалист Nefelim.

Тебе не кажется, что более логичным было бы выпустить диск под именем не My Universe, а «Александр Швец»? Это сильно помогло бы в его раскрутке…

Если честно, я не хотел этого делать принципиально. Существует уже и так слишком много коллективов, названных именем главного человека в коллективе. А мне хочется, чтобы было именно название группы, проекта, чтобы это не было просто имя или фамилия. Понятно, что это МОЯ Вселенная, но название все равно оставляет возможности для экспериментов. Я рамки себе этим проектом не сужаю - можно еще кучу проектов сделать, а можно и в рамках My Universe многое сделать в разных стилях. Называть проект по своей фамилии мне не хотелось.

В последнее время в России выходит довольно много инструментальной музыки, в том числе и на крупных лейблах вроде Irond и CD-Maximum. Однако ты решил издавать свой диск самостоятельно. Вы не договорились, или хотелось независимости?

И то, и другое. Везде есть свои плюсы и минусы. Хорошо, когда тобой занимается какая-то компания, но только если она действительно тобой занимается. Если проходит лишь короткое сообщение о том, что тебя выпустили, а потом - что тираж куда-то «ушел», то это не очень интересно. Лучше уж свой лейбл продвигать, а со временем, возможно, еще кого-то выпускать под этим заголовком.

У тебя есть какое-либо объяснение такому буму инструментальной музыки, который идет в последний год? Инструментальные диски выпустили и Елена Сигалова, и Славик Селин, и Олег Изотов, а ведь совсем недавно считалось, что инструментальная музыка у нас вообще никому не нужна…

Одна из причин этого - наше отставание от Запада, имеется в виду по времени. У них все это уже было раньше, а мы к этому подбираемся только сейчас, с некоторым запозданием. Там уже давно есть и Стив Вай, и Джо Сатриани, и куча других замечательных гитаристов, а у нас такая музыка только начинает появляться, и это, в принципе, совершенно закономерно. Я бы не сказал пока, что это бум, но радует, что прогресс имеет место быть. Люди понимают, что это интересно. Вокальная форма, на мой взгляд, может отвлекать слушателя от музыки, особенно если вокал не нравится. Как бы ни был хорош вокалист, кому-то он может не прийтись по вкусу.

Не так давно ты полностью выложил “Infinite Spaces” на своем официальном сайте для бесплатного скачивания. Чем мотивирован столь смелый шаг? Ты принципиально считаешь проект некоммерческим, и тебе не столь важно, сколько дисков в итоге продастся?

Нет, мне, безусловно, важно, сколько дисков продастся, но в Интернете диск в любом случае уже есть. Прошло всего несколько продаж, и - пожалуйста! Мне сложно сказать, доброе или злое дело делают такие покупатели. С одной стороны, они знакомят людей с моим творчеством, но по отношению к музыкантам это, конечно, не очень хорошо. И тогда я решил так: если уж вы хотите диск скачать, то скачайте у меня. Только в таком случае я могу быть уверен, что люди скачают нормальные, проверенные файлы, а то мало ли что кто-то там навыкладывает, а другие потом будут думать, что исходник плохой. Ну а тот, кто хочет диск купить, он его купит все равно.

Кстати, практический вопрос: где твой диск можно купить?


На данный момент, благодаря поддержке и сотрудничеству с лейблом MetalAgen, диск можно купить во всех известных московских магазинах, ориентированных на рок-продукцию, на нескольких точках на «Горбушке», в скором времени он должен появиться и в других городах. За более точной информацией обращайтесь на сайт www.my-universe.info

Ты говорил, что на тебя влияет самая разная музыка. Не мог бы ты привести для примера хотя бы несколько названий? И насколько правильным будет указать среди твоих источников вдохновения Ayreon?


Это одно из влияний, не более и не менее. Ayreon, безусловно, очень хороший проект, я очень уважаю Арьена Люкассена как музыканта, мне нравится, что он все старается делать качественно, у него очень профессиональный подход. Наверное, параллель проводится из-за того, что у него тоже много приглашенных музыкантов, но на этом, по большому счету, и всё. У Арьена, на мой взгляд, музыка более депрессивна. Что касается других названий… Ну куда уж без Dream Theater! Обожаю Fates Warning (после появления в их составе барабанщика Марка Зондера и вокалиста Рэя Алдэра), творчество Йорна Ланде – одно из моих самых больших пристрастий на сегодняшний день, он, безусловно, является украшением любого проекта, в котором принимает участие, а делает он это явно с превеликим удовольствием и в большом количестве. Много интересного материала есть и в поп-музыке. Не могу сказать, что много слушаю электронику, хотя, наверно, такое впечатление может возникнуть после прослушивания “Infinite Spaces”. Видимо, детских впечатлений от услышанных то тут, то там композиций групп Space, Zodiac, того же Жана Мишеля Жарра оказалось вполне достаточно, чтобы изрядно наполнить свой альбом клавишными звуками.

Кстати, о приглашенных музыкантах - все ли поучаствовали, кого ты звал? Вообще, как проходила работа – все они приходили на студию Черного Обелиска и там записывались, или же шел обмен аудио-файлами?


По-разному. Барабаны писали на студии «Черный Обелиск», гитары частично писали там же, частично в домашних студиях, то есть, кому как удобно. Здесь важен результат и не важно, где он записан. Благодаря современным технологиям, у всех есть более-менее оснащенные домашние студии, и очень здорово, что такая возможность существует. Раньше, когда не было мощных компьютеров, все делалось только лишь в дорогой студии, приходилось искать продюсера, чтобы он дал денег, потому что стоило это очень дорого. Сейчас можно приемлемого качества добиться и при меньших затратах, хотя они, безусловно, все равно есть. По крайней мере, сейчас возможны варианты, и это радует. Но не надо забывать, что главное - это конечный результат, и если он получается, то, в принципе, не важно, как и за счет чего он достигнут.

Ты сам доволен итоговым вариантом альбома? Или есть что-то, что осталось «за кадром», что ты хотел сделать, но не удалось?

Я бы не сказал, что что-то осталось «за кадром», так что в основном я доволен. Конечно, всегда можно что-то улучшить, но здесь главное в какой-то момент остановиться, чтобы «улучшайзер» не включался все время. В процессе записи появляется опыт, чему-то учишься, и потом слушаешь то, что было записано раньше, и уже хочется все переделать. И в итоге процесс может затянуться очень надолго.

На “Infinite Spaces” есть два бонус-трека. С первым все понятно – это инструментальная версия песни «Приговоренный к любви». А что такое “We Can Make The Future”?


Это просто клавишная интерлюдия - в основном трек-листе тоже несколько таких композиций присутствует. Мне хотелось включить в альбом и это произведение, но чтобы не перегружать основную канву альбома, я его сделал бонус-треком.

Нет ли у тебя планов показать материал “Infinite Spaces” на сцене, или это чисто студийный проект?

В принципе, планы есть. Как это будет реализовано, в какой форме и кто будет участвовать - это пока предмет для размышлений. Эта задумка в процессе реализации, и как только все будет готово, информация появится.

Что сейчас происходит в группе Nefelim? Есть ли у нас шанс когда-нибудь все-таки дождаться нового альбома?

Процесс записи вокала идет, уже начали потихоньку сводить материал. Я думаю, что все получится хорошо, но когда… (Смеется). Я бы с огромным удовольствием это сказал, но не знаю.

Я так понимаю, что и My Universe, и Nefelim не относятся к группам, работа в рамках которых ведется каждый день. В связи с этим ты не планируешь сотрудничество с еще какими-нибудь коллективами?

Любой проект в начале не особо виден постороннему глазу, но потихонечку он развивается. Так что если на данный момент мы не проводим огромные туры, это еще ничего не значит. Это предмет для размышлений и для работы. А так, я всегда открыт для предложений и для сотрудничества, но тут должно многое совпасть. Абстрактно мне трудно говорить, надо рассматривать конкретные случаи.

С группой Сергея Маврина ты немало гастролировал. Какой концерт запомнился тебе больше всего?

На мой субъективный взгляд, лучший концерт был у нас на 9-летии группы в СДК МАИ. Мне он очень понравился - хороший, драйвовый, длинный концерт. Да и все остальные концерты были достаточно неплохи, гастроли - это вообще очень своеобразная и интересная штука, их стоит пережить.

Да, я по бонус-диску к DVD Сергея Маврина “Made In Питер” обратил на это внимание! (Дружный смех). Кстати, ты этот бонус-диск показал родным?

Эээ… Не помню, если честно. Специально не показывал. DVD, безусловно, вручил, а был ли там бонус-диск, я уже не помню. Да это и не главное, не стоит это серьезно воспринимать. Это просто такое дурачество. (Смеется).

Вообще, как ты видишь перспективы развития российской тяжелой сцены? С учетом текущего кризиса и выкладывания абсолютно всех дисков в Интернете, не приведет ли это к оттоку музыкантов из музыки, потому что просто нечем кормить семью?

Сложно сказать. О кризисе вообще сейчас ничего не понятно, и не только в музыкальной индустрии, но и в любой другой. Непонятна его природа, и очевидно, что многие им лишь прикрываются, говорят: «У нас денег нет, извините», а на самом деле все немножко по-другому. Так или иначе, сокращения идут, и радовать это никак не может. Что же касается будущего тяжелой сцены - не знаю… Главная положительная тенденция - появляются работающие молодые музыканты, полные желания и оптимизма. Я ни в коем случае не хочу никого обидеть из более старшего поколения (хотя применительно к музыкантам вообще сложно говорить о разных старших или младших поколениях, так как большинство музыкантов по сути своей так детьми и остаются), они все молодцы, но появляются и новые люди, уже с другим, более современным подходом, которые хотят работать. К сожалению, очень много групп собираются на разных репетиционных базах, но для них репетиция - это повод встретиться, выпить пивка, «порубить металл» - и всё. А о какой музыке здесь может идти речь? Главное - это четкий и ответственный подход, и тогда все получится.

Ты сказал, что материала у тебя много - значит, уже есть какие-то планы на второй альбом My Universe?

Я думаю, что можно еще альбомов 500 сделать! (Смеется). Естественно, не в ущерб качеству. Моя главная цель как с первым, так и с последующими альбомами - чтобы был хороший материал, не хочется выпускать абы что, просто ради того, чтобы что-то выпустить. Может, у меня и какой-нибудь вокал появится, я этого не исключаю. Вкусы меняются, и я, безусловно, не буду уже делать что-то очень похожее на “Infinite Spaces”. Но я постараюсь, чтобы это было не менее интересно.

Кстати, на концертах у Сергея Маврина ты показал себя и как классный гроулер. Нет желания и дальше пробовать свои силы на вокальном поприще?

В принципе, задумки есть, но у меня «чистый» голос не совсем подходит под тяжелую музыку, больше надо на баллады ориентироваться, наверное… Но все это в процессе обдумывания, все не сразу. Сейчас я доделываю свою студию, нужно ведь и соседей не очень сильно пугать. (Дружный смех). Опять же, у меня почему-то все скатывается в инструментал. Много раз я за собой это замечал: начинаешь что-то делать, хочешь соблюсти стандартную песенную канву «куплет-припев-куплет-припев-соло-припев», но музыка все равно уходит в инструментал, и канва не выдерживается. А может, это и хорошо.

Ну и, наконец, чего лично ты хочешь добиться как музыкант? Или же ты не ставишь целей, а главное – просто получать удовольствие от игры и сочинения музыки?

Цель - делать все более качественно, так что всегда есть куда стремиться и совершенствоваться. Главное - не останавливаться на достигнутом. Если человек начинает думать: «Какой я молодец, как я все здорово сделал, какой я крутой!», то это конец. Поэтому я стараюсь постоянно развиваться, и пока поле для развития очень большое.

Официальный сайт My Universe: http://www.my-universe.info

Роман “Maniac” Патрашов
12 февраля 2009 г.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker