Династия Посвященных

Династия Посвященных
Пять углов нашей тайны

17.05.2018

Архив интервью

Колоссальная двухчасовая рок-опера, выпущенная в начале этого года тандемом Маргариты Пушкиной и Сергея Скрипникова - событие, мимо которого не может пройти ни одно уважающее себя рок-издание. И хотя 2018 год многие в шутку называют годом рок-опер, "Окситания" пока что удерживает среди них пальму первенства как в оригинальности тематики, так и в убедительности стихов и исполнения. Мы уже публиковали на наших страницах рецензию на альбом и репортаж с его закрытого прослушивания, а теперь пришло время для интервью с "матерью идеи" проекта. С Маргаритой Анатольевной мы общаемся не в первый раз, но с нашей предыдущей беседы прошло целых девять лет, а ее активность дает массу тем для обсуждения в любой произвольный момент времени. Так что у нас снова получился огромный по размерам материал, в котором мы затрагиваем не только "Окситанию", но и предыдущие альбомы Династии Посвященных, сотрудничество Пушкиной с Арией, Кипеловым и другими группами, а также Интернет, поэзию и телешоу "Голос"...

Когда и как появилась идея "Окситании" именно как оперы? Мы знаем, что тема Каркассона изначально предлагалась вами еще для альбома Арии "Феникс", но как из одной песни вырос цикл из 40 композиций?


Честно говоря, по поводу масштаба мы не задумывались. Что получатся три действия, такое полотно, такая «портянка», как мы говорим, эпическая, изначально понятно не было. Был этот первоначальный текст о Каркассоне, затем для книги «Оттопыренность» я добавила арию Колдуньи («Поцелуй алой воды»). Тогда у меня возникла такая мысль, что если это делать, то делать триптих. Должна была быть, по первоначальной идее, дуэтная часть – рыцарь с девушкой, «Поцелуй алой воды» и что-то типа «Шехеразады» Римского-Корсакова, такая симфоническая «картинка». Так складывалось в мечтах, а тексты лежали без дела. Пытался Сергей Абрамов из Омелы взяться за этот текст, но не пошло у него. Я уж было совсем отчаялась, потому что у меня в столе лежала еще «Баллада о железной деве, трех братьях и чаше Грааля», то есть, тема обрастала – тема Грааля, поисков Чаши и так далее. Я отдала  текст «Каркассона» для альбома Андрея Кустарева «Дым. Крепости. Волк», и Миша Бугаев написал очень красивую балладу, которую Андрей спел с Жанной Кипеловой. Но душа требовала продолжения банкета каркассонского. (Смеется).

Тогда я предложила идею триптиха Сергею Скрипникову. Сергей, в свою очередь сказал: «Пока тему Каркассона оставим, дуэт, в конце концов, есть уже, давай напишем мюзикл на тему Галатеи». Я сказала: «Ну, тема, конечно, интересная. Оживающий мрамор, Галатея, Пигмалион…Но я буду издеваться, подтрунивать над этим несчастным профессором Хиггинсом». Я уже себе представила, как  это сделаю - там и мистика должна была быть, и богиня Венера, ярая мужененавистница, поучаствовать. То есть, идея мюзикла принадлежала Скрипникову. Мюзикл все-таки полегче рок-оперы, и мюзиклы нынче не пишет только самый ленивый…

Как-то раз я гуляла со своей собакой – а когда с собакой гуляешь, обычно хорошие мысли в голову приходят – и подумала: «Зачем какая-то Галатея, когда уже есть дуэт о Каркассоне, есть «Поцелуй алой воды», и тема нарисовывается более интересная, ее можно развернуть в сторону современности». Сейчас, когда натыкаешься на какие-то зубодробительные новости, думаешь, что все это уже было, но в другой обертке – ересь, оскорбление чувств верующих, оскорбление чувств неверующих… Одно потянуло за собой другое, и – вот оно – Альбигойский крестовый поход. Звоню Скрипникову и говорю: «Сергей, есть идея. Не Галатея в мюзикле, а Окситания в рок-опере. Слово «Окситания» - оно же очень музыкальное!» И композитор отвечает: «Давай».

«Давай» –значит, что есть человек, который пишет музыку на готовые стихи, а это в моем окружении большая редкость. При всем различии наших характеров Скрипников понимает слово, что дорогого стоит. Миша Бугаев тоже мастерски сочиняет музыку на текст, Джефф с Мишиным из Catharsis прекрасно ориентируются в таком сочинительстве, Виталий Дубинин умеет писать на текст: его «Письмена в облаках» с «ДП-3» - шикарная вещь, правда? Но такое оперное огромное полотно мог потянуть только человек совершенно сумасшедший. (Смеется). Правда, мы тогда еще не знали всех масштабов задуманной катастрофы. Начала сочинять либретто, и пошло-поехало: за пару недель были придуманы два действия – фэнтэзийный Каркассон и Каркассон исторический. Но еще не все было рассказано, и появилось действие о трагедии в Монсегюре, моё любимое. И Сергей в предельно короткие сроки все сделал – сочинил музыку, записал инструментал, вокалистов, свёл, отмастерил. 40 треков за полтора года! «Окситания» - не концептуальный альбом, где чередуются песни, а произведение с мощной драматургической линией. Возможно, ее надо было еще усилить, но в любом случае это – опыт. Повторение давно пройденного со «Стадионом» в тандеме с Александром Градским.  

Масштаб размаха поразил нас самих. Мы даже какие-то фрагменты выбрасывали из текста. В либретто, опубликованном в книжке, выброшенные стихи выделены курсивом. К сожалению, история о пилотах Третьего Рейха выпала, а мне очень хотелось, чтобы был рассказ о самолетах, которые, выстроившись в форме кельтского креста, летали над Монсегюром, тщетно вымаливая у священного места победу В результате  сокращений мы имеем три действия. Хотя уже сегодня я понимаю, что в историческом Каркассоне можно было бы кое-что подправить, подсократить и изменить.

При работе над "Окситанией" вы впервые прибегли к сбору средств путем краудфандинга на платформе Planeta.ru. Вам понравился этот опыт? Планируете ли вы использовать его в дальнейшем?

Опыт не понравился. Очень затратно по энергии, по привлечению организационных сил. Директора у проекта нет, а вызвавшиеся помочь с Планетой добровольцы оказались не очень деятельными. Должен быть хороший менеджмент, чтобы те, кто непосредственно создают тексты и музыку, не отвлекались на организационные моменты, такие как, например, придумывание и создание различных акций. Хорошо, что у Сергея Терентьева есть Глосси, это просто фонтан идей, она все придумывает, продвигает, успевает делать всё на свете. Мне приходилось контролировать тексты новостей, контролировать содержание акций, делать рассылку… Сейчас рассылкой  релиза занимаются моя дочь и еще одна прекрасная девушка, Полина. Но это такой геморрой… Нужно списываться со всеми акционерами, а кто-то уже забыл, что заказывал и оплачивал акции, у людей память короткая – «Ой, да, а у меня были акции?!» Кто-то забирает диски самовывозом, кому-то нужно отправлять по почте, и тогда загружаются рюкзачки, и девчонки, как черепашки-ниндзя, идут на эту почту. Наконец, эти переживания в самом начале кампании – соберем или не соберем? Мы бы, на самом деле, и не собрали нужную сумму, если бы не Джефф из Catharsis. Он со своим Алексеем (Алексей Кузовлев, ранее автор журнала "Dark City", ныне специалист по промо и рекламе в Интернете - прим. авт.) помогали с рекламой. После того, как мы их подключили, я натыкалась на ссылку на "Окситанию" на самых необычных сайтах. Например, захожу посмотреть какой-нибудь гомеопатический препарат, и там - реклама "Окситании"! (Общий смех). Я звоню Джеффу и говорю: "Слушай, а что делает "Окситания" на гомеопатическом сайте?" Он отвечает: "А ты еще зайди на шахматный сайт!" Вместо заявленных 500 тысяч благодаря Джеффу мы собрали 750 тысяч. В данном случае имя не работает. Работает имя Кипелова, название Ария, а Пушкина... ну, Пушкина, и ладно. Особой заинтересованности в моих проектах, если они не касаются вышеперечисленных товарищей, нет. Поэтому не вижу смысла так изгаляться в следующий раз, чтобы что-то собрать. На альбом Кустарева мы собирали деньги простым элегантным способом. Я просто бросила клич, мы запустили такую картиночку с байкером на "Мастерсленде", таким Пыром-Чибсом из сериала "Сыны анархии", и по мере сбора средств этот байкер на Харлее перемещался по экрану. Мы поставили сумму 120 тысяч - и собрали. Люди сбрасывали деньги на Kiwi: кто, сколько сможет, кто 100 рублей, кто 300. Конечно, мы выразили всем благодарность – деньги присылают приблизительно одни и те же люди, я уже по именам-фамилиям многих знаю. Это такая, как я называю, маргентофанская дивизия, которая подключается к процессу и помогает.

Как сформировался состав вокалистов? Все ли вписались в роль сразу, или кого-то меняли местами?

Основные исполнители у нас появились сразу. Антон Артамонов, который взял на себя партию Первого Стража Времени, нарисовался сам. Он участвовал в украинском "Х Факторе", записал рок-оперу "Мерлин" на английском языке, в своих кругах известный вокалист. Антон из Николаева. Остальных мы приглашали сообща. Петр Елфимов - совершенно потрясающий вокалист и артист, я давно к нему приглядывалась, Юля Полежаева - она у нас пела и раньше на "Детях Савонаролы", Андрей Лефлер – старый участник проекта, Жанна Кипелова тоже у нас уже была, Джина - она всегда с нами. Дмитрий Борисенков - я в нем ни секунду  не сомневалась, но ария Монаха  изначально писалась не для Митяя. В самом начале этот номер я предложила спеть Дубинину и текст писала для него, но Виталий  честно сказал: "Я не справлюсь. Я бы мог, но получится плохо". И тогда я обратилась к Борисенкову, который подписывается под любой кипиш. И Митяй спел так, что до сих пор, когда я слушаю эту арию, у меня мороз по коже. Было два исполнителя, не буду называть их имена, которые тоже сами постучались в дверь нашего проекта - мы дали им демки, попросили отрепетировать и прийти в студию готовыми к записи. Пришли и спели всё поперек нот и тональности. Но у нас халтура не проскочит, мы ребята придирчивые, тертые калачи, дали претендентам отставку. (Смеется).

Последним в проекте материализовался Сергей Сергеев - его персонаж, Иоанн, тоже появляется в конце. Сергей свою партию три или четыре раза переписывал, никак не мог найти верные интонации. Так что люди работали, вникали, просили рассказать характеристики персонажей, историю альбигойского похода, чтобы понять суть материала. Николай Арутюнов, который графа де Монфора спел, попросил прислать историческую разработку. Хотя у него партия короткая, Николай подошел очень ответственно. Миша Серышев, как всегда, пришел, спел и ушел - быстро, легко и элегантно.

Все говорили нам: "Зовите Кипелова, зовите Кипелова...". По их мнению никакой рок-оперы без участия Самого быть не может. (Улыбается). Для Валерия была написана отдельная ария, по тексту я особо ничего там не накручивала, по музыке мы тоже особо ничего не наворачивали, но – нет: слова не те, мелодия не та. Раз нет, значит, нет – в конце концов, в данном случае право решать, какие должны быть слова и какой должна быть музыка, принадлежит авторам.

Ария Рыцаря в Фиолетовом Плаще тоже писалась конкретно под Михаила Житнякова. Группа Ария делегировала к нам Михаила без проблем; многое ведь тоже зависит от коллектива - коллектив «за» или коллектив «против». На мой взгляд, Миша спел очень сильно,  показал себя несколько с другой стороны, нежели в Арии. Чем мне и дорог такой проект - люди приходят и раскрываются, отходя от собственных стандартов. Елфимов подключил своих учениц, которые эльфиков спели, и еще одна девушка из эльфиков во втором действии исполнила партию Девушки с Венками из роз. Елфимовские девчонки замечательно сыграли свои роли, с детским непосредственным задором - "А мы дунем, дунем..." Я обожаю этот рок-н-ролл, хотя многие ругаются: "При чем тут рок-н-ролл?" А при том, что это эльфики, но не из "Властелина колец", а  мультфильма "Дюймовочка", с прозрачными крылышками, порхающие с цветка на цветок.

Как на альбоме появился Сергей Минаев? Мы знаем, что Кустарев - его директор, но Сергея известен как поп-певец, и рок-оперная  стилистика для него совсем не свойственна...

Ну почему? Я благодарна ему, что он согласился принять участие. Спев партию Епископа, он еще раз подтвердил свое право называться Артистом. То, что он делает на корпоративах – всего лишь способ заработать деньги. На самом деле, он очень глубокий, очень интересный музыкант. Он же пел Иуду в русской версии "Jesus Christ Superstar". Он выпустил джазовую пластинку, но про нее мало кто знает. Мы долго мучились перед тем, как к нему обратиться, Кустарев говорил: "Ну, я попробую, я с ним поговорю". Однако Сергей сразу же согласился без всяких капризов, он сам спел свои арии у себя на студии, сам снял очень стильное видео, и Андрея  Кустарева снимал, когда тот Монсегюрского Иуду пел. Из Минаева прекрасный Катарский Епископ получился! Для слушателей такое раскрытие было неожиданностью."Как это? Минаев? У него же "Луи Луи" и вот это все!" И вдруг - Катарский Епископ, такой голос красивый, такая серьезная партия! А почему нет? У человека есть внутренние резервы, есть желание показать себя в непривычном свете, и он это делает.

Сергей Скрипников сочинил вместе с вами уже несколько альбомов, но запел только сейчас. Почему он не делал этого раньше?

Он обычно поет все демки своих песен, это называется "reference", в таком виде треки отправляются вокалистам. С "Детей Савонаролы" сохранились замечательные записи с его вокалом.

Но только сейчас записи с его голосом впервые издаются...

А я ему предложила: "Давай, ты сделаешь что-то типа рэгтайма - "Прядите свою пряжу, госпожа" - и спой ее сам". Раз пошла такая пьянка, режь последний огурец. (Общий смех). И он прекрасно все сделал, это действительно рэгтайм. В текстах «Окситании» очень много исторических отсылок, которые не все понимают - в силу возраста, допустим, в силу отсутствия интереса к каким-то вещам. Строчка "...все запреты запретить" из номера "Прядите свою пряжу, госпожа" – это один из лозунгов революции 1968 года во Франции. "Ум сочинителя сродни машине" – тоже протест с отсылкой к той молодежной революции, но это первым поймет мой друг-анархист Александр Тарасов, который занимается  изучением революции 1968 года уже много лет, Молодежь, конечно, не все понимает, думаю, что и события 68-го года для нее поле непаханное. Но вот что меня радует: я сначала опубликовала либретто в нашей группе ВК и попросила членов сообщества прислать наиболее понравившиеся цитаты, а потом в книжку их включила - и люди уловили ассоциации сегодняшнего дня с инквизицией и т.д., так что настрой у нашей маргентофанской дивизии правильный, исторически заточенный. А у Сергея был еще один фрагмент для сольного исполнения, но из альбома мы его убрали, мы же не группа Therion, которая на три часа оперу выпускает. Хотя и мы бы могли на три часа - нам, сумасшедшим, пробег босиком через Атлантику что покорение 60-метровой дистанции. (Смеется).

У вас поют даже акционеры. Не было ли опасений, что эту акцию купят люди, совсем не готовые к студийной записи?

Эти люди и не были готовы к студийной записи. Только один из них, Анатолий Свалов - в принципе поющий товарищ. Лена Григорьева не поет, Андрей Мясник – не певец, фотограф, он на всех концертах фотографирует, Антон Мастаков - трубач, духовик в московском симфоническом оркестре. В любом случае, Антон - музыкант, так что за него мы были спокойны. А Свалов специально приехал из Питера за свой счет. Когда начали петь, все стало понятно. (Смеется). Но надо было видеть этих людей - такой огонь в глазах, азарт! Конечно, для них микрофон - это ужас, но они справились. "Дирижировал" ими наш звукорежиссер Иван Евдокимов, у которого мы писались в студии МДМ. Он много на своем веку видал, но такого хора, конечно, видеть Ивану не приходилось. (Общий смех). Однако все получилось.

Почему у всех альбомов Династии Посвященных разные авторы обложек? Вы ищите какого-то "своего" художника?


В принципе, я уже нашла своего художника. Это Катя "Koma" Ильенко, прекрасная девушка, она нам оформляла альбом Кустарева. Но она не художник. Она очень хороший дизайнер, коллажист, но сама не рисует. "Савонаролу" нам делал Лекс из Mechanical Poet, а когда мы делали допечатку тиража для акции (в рамках кампании по сбору средств на "Окситанию" на Planeta.ru - прим. авт.), там уже Кома "прошлась", сделала свою версию оформления. Еще Катя оформляла нам "ДП-3", «планетные» акции в mp3 - "13 избранных", "Баллады" - сделала к ним электронные буклеты, использовала гравюры Дюрера - "Меланхолия" и т.д. Но при всем уважении к этой талантливой девушке, с "Окситанией" она бы не справилась. Нужный человек возник совершенно внезапно. Я сидела и ломала голову - кто оформит? И тут на Facebook на меня вышел художник Эдуард Юницкий. Я посмотрела его работы - у него очень много западных клиентов, прог-рок, арт-рок, он вообще большой знаток музыки, настоящий корифей. Эдуард с удовольствием нам сделал обложку, и буклет для диска, и майки, и много чего еще. Шикарное совершенно оформление. Из серии «Такого никто уже не делают». (Улыбается).

На физических носителях "Окситания" изначально вышла в любопытном формате - DVD в мультимедиа-буке. Почему был выбран именно такой формат, а не обычные CD?

Думаю, Скрипников на меня не обидится за то, что я уточню - это его выбор. Выбор композитора. Я ему доказывала, что DVD делать не надо. Надо делать CD - либо тройной, чего у нас давно никто не делал, но мы же впереди планеты всей, либо двойной, то есть, первое и второе действие на один диск, а "Монсегюр" - на второй. Это было бы и дешевле, и более востребовано. Люди не понимают, что такое DVD, нам до сих пор пишут с вопросами: "А что там?" Люди спрашивают: "Там только один видео-трек? Аудио нет?" Мы им объясняем, что там идет и аудио-, и видеоряд. "А как это?" (Общий смех). Я считаю, что это неправильное решение, Сергей настаивает, что это правильное решение, что сейчас у всех есть новые автомобили, где вставляешь диск в аудио-систему, и она выдает и аудио, и картинку. Остается только развести руками. Переспорить Скрипникова невозможно, а собственные нервы дороже. Ладно, что вышло, то вышло. Я бы сделала и CD, и сейчас я думаю над этим, хотя понятно, что такого ажиотажа уже не будет.

Тираж DVD весь разошелся по акциям, у меня на руках осталось "свободных" дисков всего 30 штук. Всего мы сделали 600 экземпляров. Музыканты берут то, что им положено - они же бесплатно записывались, да и вообще последнее дело обижать музыкантов, правильно? Диски уходят и по предзаказам. Но не все понимают, что такое DVD. "А как вынуть оттуда треки?" - вот вопрос. Умельцы уже вынули и опубликовали  в Сети еще раньше, чем мы сами выложили у себя в группах и на канале YouTube. Один человек с Украины написал у меня в ВК: "А я уже давно все вынул!" Как? "Напильником"! (Общий смех). На Рутрекере все уже присутствует, я даже отзывы зашла почитать по ссылочке, которую мне прислали. Хорошие отзывы, но «пираты» просят прислать еще буклет. (Общий смех). Сейчас я делаю CD, пусть даже он будет у меня и частично у Скрипникова лежать. Лично мне DVD не нужен, я не буду смотреть этот видеоряд. А CD послушаю, включу, чтобы звучали мои любимые "Багровость" и "Монсегюр". (На момент публикации этого интервью двойной альбом «Окситания» на CD уже увидел свет благодаря стараниям Маргариты - прим. авт.)

Сейчас действительно с "архаичной" техникой у многих нелады. Помним, как пару лет назад мы покупали в магазине CD-плеер, и на нас обернулась чуть ли не вся очередь с таким шоком в глазах!


Шок у моих музыкантов и людей, с которыми я общаюсь, вызывает то, что у меня старый телефон Nokia без Whatsapp. Только СМС и звонки, больше мне ничего не надо. Интернет ненавижу, потому что это – Великий Пожиратель Времени. Туда заходишь - и начинается: одно, другое, третье... думаешь, что сейчас сядешь и поработаешь, а вот уж и полдня прошло, а ты еще кому-то что-то отвечаешь. Хотя, может, я и погорячилась, говоря о ненависти. (Улыбается).

Но ведь вы очень много пишете в Интернете! Например, на своей страничке в ВК вы комментируете просмотренные фильмы, выкладываете клипы...

Да, я общаюсь с людьми. Честно говоря, мне просто не хватает общения. Ищу единомышленников - и нахожу их. Может быть, благодаря такому активному общению у меня есть подписчики. Хотя я смотрю по статистике – некоторые люди "отваливаются" из списка друзей. Видимо, они ждут, что у меня будет сплошной Кипелов. Но моя жизнь не замыкается на отдельных персоналиях. Мне интересно поделиться впечатлениями об увиденном фильме, о какой-либо выставке или концерте, и приятно, что люди на это живо реагируют... Хотя и говорю, что у меня на странице полная демократия, можете высказываться и все такое, но недавно был случай, когда я просто закрыла комментарии к посту. Опубликовала интервью Александра Сокурова радиостанции "Эхо Москвы". Хоть и есть фраза "не сотвори себе кумира", но для меня Сокуров - гениальный режиссер. Понимаю человеческие слабости, вижу свои слабости, и  вижу, где он прав, а где не прав (на мой взгляд), но говорить, что "он такой-сякой", мы не имеем права. Это человек, который стоит над нами. Я понимаю, - вы не смотрели его "Молох", вы не смотрели его "Телец", а это потрясающий совершенно фильм, но недавно показывали еще раз "Фауста". Как Сокуров воплотил на экране шедевр Гете - это что-то запредельное, атмосферное, мефистофельское! И тут я читаю цитаты, где люди, не понимая сути слов режиссера, сразу же начинают комментировать в негативном ключе... Ты сначала пойми, о чем речь!

Мы помним, что та же история была с Арией. Когда люди комментировали "Симфонию огня" и писали: "Как может огнемет шипеть змеей?"

Да,  с таким я сталкиваюсь постоянно. Честно говоря, мне как Рите Пушкиной скучно работать и писать песни, потому что я вижу, что их не понимают и не хотят понять, люди мозг не включают. Когда я выложила серию видеороликов "Маргенство Киплтон" с расшифровкой текстов песен последнего альбома Кипелова, просмотров было очень мало, хотя шуму вокруг релиза было предостаточно. Люди шумят-шумят, но на самом деле создание песен и их содержание особо никого не интересует. Они лучше послушают идиотов-блогеров, которые поливают дерьмом всех и вся и которые далеки от поэтического языка.

Возвращаясь к упомянутому "451 градусу по Фаренгейту" - вам не кажется, что то, о чем писал Брэдбери, начинает сбываться чуть ли не побуквенно?


Сейчас я читаю очень интересную книжку Брэдбери, которая, мне кажется, раньше у нас не издавалась. Она называется "Дзен в искусстве написания книг". Читаю и просто купаюсь в том, что мне открывается. Он пишет о том, что в моей жизни тоже присутствует, и я не знала, что такое случалось и с Брэдбери. Читаю, сравниваю и думаю: "Я же в тренде у самого Брэдбери!" (Смеется). Он пишет, что творческий человек – подобен ящерице. А у меня ящерица ассоциируется с Джимом Моррисоном, он пел про себя: "Я - Король Ящериц". Ящерица бегает-бегает, что-то творит, а потом раз - и замирает на камушке, впитывает в себя солнышко, энергию, а потом опять принимается сновать и накручивать круги. Если ей хвост оторвать - вырастает новый. Творческого человека обижают, сравнивают с землей, он притаится, отсидится и опять за своё! В книге есть еще совершенно замечательная фраза о том, что если у тебя один глаз смотрит в коммерческую литературу, а другой - в авангардистскую тусовку, то ты еще не готов стать писателем, ты еще не нашел себя. Тот, кто нашел себя, смотрит в одном направлении, у него глаза не разбегаются. У Брэдбери звучит замечательная рекомендация - каждый день следует читать несколько стихотворений, это развивает ум и ассоциативное мышление. Когда я разговариваю с начинающими поэтами, я понимаю, что многие вообще не знают поэзии. Один товарищ меня недавно спрашивал: "Что вы мне порекомендуете?" Я сказала: "Читайте стихи, как можно больше стихов". "Зачем? Я стану похожим на тех, кто их пишет”. Ну, что тут скажешь… “Хорошо, а кого конкретно вы порекомендуете?" "Беллу Ахмадулину". "А кто это?" И это мне сказал человек, называющий себя поэтом!

И Брэдбери, и Стивен Кинг – словно пророки, которые предсказывают нам будущее. Кинг в своих книгах предвидел и излюбленный прием сегодняшних террористов – наезд автомобиля на толпу. Достаточно вспомнить его трилогию о Мерседесе-Убийце. На днях прочитала новую книгу Дэна Брауна "Происхождение" - поначалу очень тяжело она у меня шла. Но то, к чему писатель пришел в конце этой книги, - это наше будущее. Очень четко Браун описано торжество искусственного разума, как искусственный разум пожирает человека и начинает им манипулировать. Компьютерный разум подставляет ученого, убивает его, плетет все интриги, короче говоря, он торжествует. И наше будущее - это огромный черный пузырь техники, который пожирает голубой пузырь человека. Я вспомнила песню "Матричный бог" - это мы когда написали? Задолго до того, как Дэн Браун написал свой роман. Интересные параллели!

Часто говорят, что знание истории позволяет избежать повторения прошлых ошибок в настоящем. Однако мы видим – и у вас в «Окситании» эта мысль есть - что человечество снова и снова ходит по кругу. На ваш взгляд, почему человечество так упорно отказывается учиться? Нужно менять природу человека?

Природу человека не изменить.

И что же делать? Жить с этим?

Жить с этим.

Страшно…

Страшно. У меня на эту тему очень часто возникают разговоры с ведущим Радио России Дмитрием Добрыниным. Он- человек очень эмоциональный, часто патетически вопрошает: «Как же быть?». Да никак! Страсти человеческие остаются теми же самыми. Человека как бы запрограммировали на то, что он совершает одни и те же ошибки, наступает на одни и те же грабли, и все повторяется, это, практически, замкнутый круг. И если какие-то единицы все-таки меняются, то общая масса, общество в целом, не меняется. Хлеба и зрелищ, твердая рука – все то же самое, никуда мы от этого не денемся. Тот, кто нас создавал – Абсолютный Разум или кто-то еще –  в нас заложил эти запросы, ожидание чуда и пришествия справедливого царя. Это программа, придуманная «Матричным богом», а если у кого-то она сбоит, то это значит, что компьютер бракованный. Все мы кирпичи, из которых складывают стенку, и хотя мы раньше кричали, что мы не винтики, не камушки в Стене, на самом деле, мы - те же самые кирпичи, но одни  из нас - кирпичи бракованные, а другие – стандартные, вот и все.

Как вы считаете, что должен вынести слушатель после знакомства с дисками Династии Посвященных? Ведь это далеко не только классные риффы и цепляющие вокальные мелодии, это нечто большее.

Мне не нравится слово «должен»…

Хорошо, поставим вопрос по-другому: что бы вам хотелось, чтобы люди услышали?


Конечно, хотелось бы, чтобы были поняты отсылки и к 1968 году,  и к  средневековой Инквизиции. «У каждого времени своя инквизиция, свои Иуды с неприметными лицами» - действительно все так. Мне бы хотелось, чтобы именно на повторении страстей человеческих слушатели заострили свое внимание. На том, что даже те, кто признает себя свободными и совершенными, на самом деле не свободны и не совершенны. Придуманный идеал свободы - тот же самый плен, только уже плен своих представлений о воле. Абсолютной свободы, в принципе, не существует. Если только после смерти. Да и то обычным людям не дано знать, что Там, за чертой бытия.

Одна из строчек «Окситании», которая нас особенно сильно впечатлила – «Еретик не тот, кого с восторгом сжигают, а тот, кто разжигает, ликуя, костер!»

Эту мысль я вычитала – не помню, у кого. Потом есть фраза «Если горит у соседей стена, может сгинуть в пожаре дом твой». Это именно то, что сейчас происходит. Арутюнов, когда послушал «Окситанию» с начала до конца, сказал: «Пушкина, я понял. Это то, к чему ты шла всю жизнь. Это настолько твое – по стихам, по идее – это твой месседж этому миру». Да, в какой-то степени всё именно так, и мне приятно, когда люди это понимают. Пускай даже и с подсказкой.

Вы как-то говорили, что есть желание вынести "Окситанию" на сцену…

Мы пытались. У меня же есть «агенты», которые ходили в несколько театров. Одни театралы сказали, что у них нет денег на постановку, хотя материал очень понравился: «Такого в жизни мы не видели и подобного не слышали», И либретто, по их словам, бомба. Кто-то сказал, что надо бы драматургию доработать. Естественно, никто не против, могу и драматургию доработать, и соавтора какого-нибудь взять, который более сведущ в театральных делах. Еще в одном театре сказали, что из этого, в принципе, можно сделать мюзикл. На что я сказала: «Нет, не надо из этого делать мюзикл. Нужна рок-группа, нужны рок-исполнители». А на это у них нет бюджета. Последний театр, в который мы обращались – Театр Оперетты, они ставят «Нотр-Дам» и другие мюзиклы. Им очень понравилась «Окситания», но они сказали, что это очень сложно поставить. Из этого надо делать, по их словам, «яркое, ослепительное шоу», а на это опять же  нужны деньги. И я даже знаю, к кому за этими деньгами можно пойти, и где дадут. Но как там Воланд учил? «Никогда и ничего не просите». Но в продолжение фразы булгаковского Мессира – пока никто не приходит и сам ничего не предлагает. Ждем, но и сами думаем.

А нет ли у Александра Градского идей поставить в своем театре вашу совместную с ним рок-оперу - "Стадион"?

Во-первых, «Стадион», по общему мнению, сейчас уже не актуален. Хотя, на мой взгляд, история эта может повториться в любой момент где угодно. А во-вторых, это не его театр, а городской, тоже бюджетная организация. Да, Александр Борисович там хозяин, но в то же время, он там на работе. Он не ставит у себя ни «Стадион», ни «Мастера и Маргариту». Я ему сказала: «Слушай, давай сделаем у тебя "Окситанию"», на что он ответил: «Да ладно! Я свои-то вещи не ставлю». То финансирование, которым он располагает, очень ограничено. Но что-нибудь мы все же сделаем, я не успокоюсь. Я знаю, что люди приедут на «яркое» шоу или постановку из других городов. На прослушивание же люди из Челябинска, Оренбурга, Нижнего Новгорода приехали. Хотелось бы только, чтобы какая-то административная команда была, которая бы занималась организацией. А её, к сожалению, нет.

Давайте теперь обсудим чуть менее серьезную грань вашего творчества. Нет ли у вас планов записать что-нибудь новое в духе альбома Margenta "Нейтрализатор мрачности"?

Мы уже пробовали повторить этот опыт, но не получилось. У меня есть кое-какие тексты, и я отправляла один из них Геннадию Матвееву в Молдавию. Забавный текст про партизана из лесов Беларуси, который в метро из пирсингованного пупка пытался кольцо вытащить- думал, что это кольцо от гранаты. Гена сделал черновичок, но не очень удачный. И я отложила этот проект в ящик.

Нам очень бы хотелось что-то подобное еще услышать, ведь альбом прекрасный!

Да, мне тоже хотелось бы что-то подобное сделать. Кстати, мы думали с ребятами-вокалистами, чем закончить концерт с ариями из «Окситании» и песен Династии Посвященных, если он будет. И решили, что в финале должна быть не «Совершенные», а «Увеличивай карму добра» с альбома «Нейтрализатор Мрачности».

А какая там «Невезучая» («Все так странно»)! Готовый радио-хит!

На радио его не взяли.

???

Не любят нас на радио.  И не только там. Чего далеко ходить – один наш человек, Виталий Крупин, написал шикарную статью по «Окситании» для Википедии. Все грамотно расписал – содержание, исполнителей, при этом он не журналист, а просто меломан. И она висит там с пометкой «к удалению». То одно не так, то другое не так, то Пушкина упоминания не заслуживает, хотя сама я в Википедии есть, то «Окситания» в трех действиях - это не информационный повод для публикации. Автор мне говорит: «У меня такое впечатление, что у вас враги, вас просто не любят и не хотят там видеть». Что же, врагов нет у того, кто ничего не делает.

А как получилось, что ваш текст "Выше кубки" («Заздравная») записали с совершенно разной музыкой и Margenta, и Catharsis?

А почему нет? Мне интересны различные музыкальные трактовки. Кстати, так  случилось не только с этой песней. Это повторение истории с «Клеопатрой». Можно пробовать использовать и исполнять текст и так, и так. Ни за то, ни за другое  денег не получаю, так что захотели – спели, расхотели – забыли. Азиза была шикарной Клеопатрой, настоящей, у нее даже клип был. А Юта Зубковская спела по-своему, на другую музыку. На самом деле, я бы взяла один и тот же текст и сделала бы целый альбом разных вариантов музыки на него. Тот же самый «Каркассон»: Бугаев так решил этот дуэт, а Скрипников решил по-своему. У кого лучше?

Вопрос про «арийскую» песню "Атака мертвецов". Почему, на ваш взгляд, этот сюжет обрел в последнее время такую популярность среди метал-музыкантов? Нам известно, как минимум, четыре песни про Осовец...

Главное – нАчать, как говорил Михаил Сергеевич Горбачев. У Арии, у Кипелова всегда были исторические темы. Взять «Балладу о древнерусском воине»: я много вариаций на эту тему слышала – о Куликовской битве и т.д. То же самое и с военной тематикой – у какой-то группы был Сталинград, у кого-то Брестская крепость. В случае с «Атакой мертвецов» я не знала, что существуют написанные ранее песни, эта тема просто давно меня интересовала. Уже потом пошла по ссылкам,  которые мне присылали - и услышала акустическую песню, которую девушка поет (судя по всему, имеется в виду Вера Стрижак – прим. авт.), и что-то еще – ну, да, есть определенные пересечения…

У Арктиды тоже была такая песня…


Арктида свою песню написала ПОСЛЕ нас. Возникла, видимо, определенная мода на воплощение этого бьющего наотмашь  исторического факта. Мы-то уже давно занимаемся этим безобразием на исторические темы, а молодые люди просекли, что это хорошо принимается – и понеслось. Но препарировать эти темы можно по-разному. У Accept есть “Stalingrad”, там очень интересный текст, у Sabaton есть целые альбомы с довольно суховатыми текстами и клипы – пусть и не слишком крупнобюджетные, но тем не менее. Была и у Iron Maiden “Aces High”. (Кстати, спасибо Дикинсону за Монсегюр - само слово как потрясающе звучит! У него свой Монсегюр, у нас свой, тем не менее, спасибо ему). Когда  слушаю такие вещи, меня это пронимает, что-то в них есть, нерв что ли… А слушаешь нашу «Брестскую крепость», и видишь, люди не понимают того, о чем они пишут. Они не проживают это, на самом деле их это не трогает.  Используют набор лозунгов и общепринятых фраз. Дежурные песни, написанные к определенным датам. Из интересных фактов – нас с Кипеловым обвиняли в том, что мы своей песней «Непокоренный» прославляем город Путина…Дескать, поклоны бьем перед ВВП.

Даже так???

Да, были такие комментарии: «Вы написали эту песню, потому что Путин из Санкт-Петербурга». Идиоты. Но для нас военная тематика естественна. В людях нашего поколения сидит нечто – может быть, родители в нас это заронили,  не знаю. Когда мы с Кипеловым обсуждали тему Блокады – Ладожский лед, грузовики, дети –расстраивалась до слез, горло перехватывало.  Мне говорят: «Напишите про Сталинград» - но про Сталинград уже есть много песен. У меня давно зреет идея написать про Курскую дугу – но и про нее песни написаны. А «Атака мертвецов» - повторюсь, давно подбиралась к этой теме.

Про Арктиду я ничего не хочу сказать, Дима Машков – талантливый человек. Но зачем надо было повторять эту тему? Я спрашивала  поэтессу, которая пишет им тексты, Татьяну Белянчикову: «Они хотят переплюнуть Арию?» Видно, что делали как бы назло нам. Детский сад какой-то, песочница с парой совершенно криминальных строчек.

На "Sic Transit Gloria Mundi" есть песня «Вели миру, Велимир!», посвященная Велимиру Хлебникову. Его личность и поэзия имеют для вас какое-то особое значение? Почему вы выбрали именно его, а не Максимилиана Волошина, например?

Волошин совершенно другой, а Хлебников… с его наволочкой, набитой стихами… У него же была наволочка, с которой он повсюду бродил. Гениальный человек! Когда я прочитала историю этого поэта-экспериментатора – как он уехал из города, как он лежал в одиночестве в какой-то хибаре и умирал, и в окно стучала клювом ворона – она меня тронула! Великий человек ходит по нашей российской земле в старой шинели, босой, никем не понятый, никому не нужный – это судьба Поэта! И в то же время, его имя – Велимир! «Вели миру, Велимир!» Я имя это сейчас произношу, и у меня мурашки по коже. Когда я показала этот текст певице Ольге Дзусовой, она сочинила музыку и так здорово спела эту песню! Хотя работаем мы с ней теперь редко, не то, что раньше. На этом альбоме есть и такие персонажи как Жанна Эбютерн, и Модильяни, и Гендель, и Роберт Скотт… И Велимир – наш русский поэт, который проклят судьбой.

Вы сказали, что поэту нужно каждый день читать стихи. А есть ли в современной России поэты, которые вам интересны, за творчеством которых вы следите?


Честно говоря, я живу в  своей скорлупе и не очень слежу за российскими поэтами, их так много! Есть, конечно, люди, произведения которых мне действительно интересно читать. Из таких столпов современной поэзии это - Дмитрий Воденников. Когда я писала триптих «Смотрите, как люди слушают стихи», в том месте, где  описываю, как поэт читает свои произведения, я описала Дмитрия. Поэты вообще очень интересно читают стихи. У Дмитрия сильная поэзия, второго такого я не знаю, хотя, может быть, они и есть. Он преподает, я так понимаю, в Литературном институте, себя очень любит, что понятно, не очень идет на контакт. Один преподаватель словесности из Питера решил своих детей приобщить к рок-поэзии, и они обратились ко мне: «Может быть, вы пришлете видео и вашим рассказом о рок-поэзии?» Я говорю: «Я не хочу играть в эти игры, никакой рок-поэзии не существует. Существует поэзия, хорошая и плохая, или просто чистой воды графоманство. Джим Моррисон – он что, был рок-поэт? Он был Поэтом, американским поэтом со своим американским видением, как Роберт Фрост, Гинзберг и вся эта банда битников. Если вы хотите детям привить любовь к поэзии, обратитесь к профессиональным поэтам. Не надо скрести по сусекам и обращаться к каким-то текстовикам, которые пишут обычные тексты песен, у написания песенных опусов есть своя специфика, убивающая настоящую поэзию». «А к кому, например?» Я назвала Воденникова, и оказалось, что они с ним связывались, а он их послал куда подальше. Ну, чего он будет общаться с кем-то?

В этой связи хотим попросить вас прокомментировать звучащее все чаще в прессе мнение о том, что современный русский рэп - это будущее русской поэзии...


Можно смело застрелиться, если это будущее русской поэзии.

Этот вопрос возник у нас еще и в связи с тем, что у Оксимирона в одной из песен упоминается Савонарола...

Я тексты Оксимирона читала. Поток сознания, зачастую с осознанными эффектными наворотами. Для меня поэты это - Серебряный век, это - шестидесятники.  Но самый шумный рэп-батл я все-таки посмотрела.

Ничего себе! Мы не рискнули.


Отвратительное зрелище! Мода черных американских гетто, пришедшая к нам через 20-25 лет. Стоят два чувака и оскорбляют друг друга.

В стихах?

В частушках. (Смеется). Ну, как это можно назвать стихами? Понимаю, что было безумное количество просмотров этого батла. Люди любят смотреть на то, как считающие себя артистами унижают друг друга. Одобрительные вопли, подначивание – всё это уже было, это плохая калька с американской действительности. Понимаю, почему учитель словесности схватился за голову и решил приобщить учеников к поэзии. Но он не к тем людям обращается. Не отрицаю, в рэпе есть отличные "творцы", но когда вижу этих "бледных поганок", как я их называю... Иван Ургант на 1-м канале очень любит таких приглашать - тщедушные, выходят в каких-то тюремных робах и начинают читать примитивные тексты даже не ритмично, а ведь в рэпе самое главное - ритм. Это не музыка, это ритм в первую очередь. Я смотрела вручение "Грэмми", и там было полно рэперов, выступающих самостоятельно или с белыми братьями, например, со Стингом. Но это же совершенно другое! У них кач и кайф в крови. У нас по текстам мне нравятся группы 25/17, Соль Земли и многое у Касты.

Под окнами ночами тусуется громкая молодежь. Помню золотые времена, когда в сумерках на улице стройно пели "Ночь короче дня", это было замечательно. (Смеется). Иногда летом у меняна набережной  поют или в машинах включают "Беспечного ангела". Этим летом включали "Танцуй, сука, на моей могиле" (имеется в виду песня ATL "Танцуйте" - прим. авт.). Это что, будущее нашей поэзии? Тогда, я считаю, нужно в утиль добровольно сдаваться.

Понравился ли вам опыт с выпуском аудио-книги? Как вы считаете, этот формат будет вытеснять обычные книги, или они будут сосуществовать?

По поводу обычных книг мы очень часто спорим на моей странице в ВК. На сайте Mastersland.com меня буквально сравняли с землей за то, что я читаю бумажные книги. С Рэем Брэдбери мы тоже в этом отношении совпали - я все время хожу в книжный магазин, а он в своей книге рекомендует ходить в книжный магазин - для тонуса, для знакомства, просто взять книгу в руки. А уж Брэдбери нельзя было обвинить в том, что он какой-то отсталый человек. Думаю, что аудио-книги – хороший выход для тех, кто не хочет обременять себя слушанием шуршанья страниц или торопится куда-нибудь. Тем, кто за рулем, или, например, слабовидящим это очень удобно. Но я не слушаю такие издания, не могу. Когда читаешь, у тебя возникают собственное представление о происходящем, собственные характеристики для всех персонажей. А здесь навязывается как минимум тембр голоса. Я точно знаю, что "Мастера и Маргариту" я не смогу слушать в виде аудио-книги. С другой стороны, я как-то сидела на грядке на даче, с папиной клубникой возилась, и у меня работал транзистор, а там Иннокентий Смоктуновский читал "Евгения Онегина". И Смоктуновский заворожил своим чтением романа. Но у бумажной книги своя энергетика. Я об этом всем говорю, но не все меня понимают. Тот же секрет скрывается в манере письма. Ты либо сразу пишешь на пишущей машинке или компьютере, либо от руки. Лично я пишу все простым карандашом или  разноцветными ручками - сначала черной, потом зеленой, красной, добавляю всякие стрелочки, звездочки, подклеиваю бумажки. Писательницу Викторию Токареву как-то спрашивали о том, как она пишет, и писательница ответила: "Я все пишу сначала от руки, потому что через перо идет к бумаге энергия". И это действительно так. Ни с чем несравнимый момент, когда ты пишешь, ставишь свои загогульки, крестики, нолики. То же самое с бумажной книгой - берешь ее в руки, и чувствуешь особенную энергетику. Всегда читаю с карандашом. Мне говорят: "Вы берете электронную книгу, регулируете шрифт и все такое". Не могу читать электронную книгу, не чувствую ее, не запоминаю. А на бумаге читаю, например, "Происхождение" Дэна Брауна - там у него много говорится  про архитектора Гауди, про моего любимого Уильяма Блейка (чем Браун  меня и зацепил в итоге) - и на последней странице карандашом пишу номера страниц, где что-то интересное для меня есть. Либо разрезаю лист бумаги на закладки и вставляю, но полоски часто теряются. Иногда ставлю карандашом галочки на полях, если какая-то мысль уж больно хороша. И когда прочитаешь книгу, потом ее пролистываешь и смотришь пометки. Я даже кое-что выписываю, потому что знаю, что это пригодится. Правда, потом забываю, где это записала, и начинается долгий изнурительный поиск. (Смеется).

А что быстрее продается - ваша аудио-книга или ваши бумажные книги?

И то, и другое сразу заканчивается. У меня же тиражи маленькие. Сейчас готовлю второе издание полного либретто «Окситании» с дополнениями в виде тех текстов, которые были написаны давно, но прямо или косвенно относятся к крестовым походам, Святому Иоанну, к Чаше Грааля. Включу, кстати, один из вариантов текста к «Новому крестовому походу» Виталия Дубинина в традициях книги «Ария Маргариты». Заказов на второе издание поступило много. Обложку хочу сделать твердую, оформлять более солидное издание помогает Екатерина "Кома", о которой речь шла выше.

То есть, нет такого, что один формат публикой востребован, а другой - нет?

У меня публика очень не многочисленная. Посвященных много не бывает. (Улыбается). Это мои верные ребята и примкнувшие к ним. Знаю, что мои стихи или рассказы тяжеловато читать и, возможно, даже лучше слушать. Сейчас перечитываю свою книгу "Оттопыренность" и думаю: "Господи,  вот это надо взять, порезать и совершенно по-другому сделать". Тем не менее, с помощью друзей  я напечатала 500 штук "Оттопыренности", и они все улетели за считанные дни. У меня осталась всего одна книжка. Тираж аудио-книги был 800 штук - и тоже все ушло. Сейчас мне фанаты подбросили идею - у меня есть записанные треки, на которых я читаю стихи Сергея Калугина, "Черную луну" и так далее. Я с ним свяжусь и спрошу, может быть, это можно издать. Есть еще масса верлибра на тему "Фауста" Сокурова и Гете, много новых стихов, еще одна идея относительно "Мастера и Маргариты", так что я,  возможно, соберу еще одну аудио-книжку. Посмотрим. Говорим-то об одном, а получится совсем другое. (Улыбается).

Вы долгое время внимательно смотрели телеконкурс "Голос", в том числе и детскую его версию. Когда Даниил Плужников в финале спел "Я свободен", это вызвало очень много споров. Понятно, что когда человек со столь серьезными недугами поет эту песню, он вкладывает туда то содержание, которого там изначально не планировалось, и это впечатляет. С другой стороны, недовольные говорили о том, что когда такая песня выбирается для ребенка-инвалида, происходит как бы спекуляция на чувствах слушателей. А какие чувства это выступление вызвало у вас?

Я заплакала и вышла из комнаты. Не смогла на это смотреть, я ушла.

То есть, не нужно было этого делать?

Я думаю, что  в первую очередь это было нужно самому Даниле. Он  вкладывает в слова песни совершенно другой смысл, не тот, который видит обычный человек. Закованный в свое изуродованное тело, душой Данила действительно свободен. Я не воспринимаю критику в его адрес - вот, кто-то говорит, что он не тянет, ноты не так берет. Да дело не в том, тянет он или нет, у него же деформирована грудная клетка, дыхание другое, поэтому он делит слова - "На острие но-жа". Но для него эта песня столько значит! Нас об использовании наших песен на Первом канале не спрашивают, и когда эта песня прозвучала в "Голосе",  это было неожиданностью. Я ушла в другую комнату, меня буквально била дрожь. Данила ведь все прекрасно понимает, это очень мудрый, умненький мальчик - в силу своей жизни, которая еще неизвестно как сложится, когда родителей не будет. Как я  могу не дать этому мученику Судьбы разрешение на исполнение песни? У Данилы есть мечта - быть свободным от всего, от всех этих оков, от этого состояния. И, когда  читаю комментарии, в которых его в чем-то обвиняют, я понимаю, что ничего человеческого в этих критикующих людях не осталось. Вымерло или вымерзло. Недавно был юбилей конкурса "Голос", и он опять пел эту песню – женщины в зале плакали. Понятно, что у них чисто материнские чувства, но ведь кто-то понимает, как много та или иная песня может значить для исполнителя. Он выходит и поет "Я свободен" не просто для того, чтобы голос показать. Есть совершенно другой мир и совершенно другие переживания. И Данила – представитель другой реальности, жизнь в которой может выдержать не каждый.

Я постоянно смотрю "Голос Дети", он, гораздо интереснее, чем "Голос" для взрослых - там такие ребята, что любого бери в проект. И на днях вышел 12-летний мальчик и спел "Улицу Роз". Он ко мне постучался в друзья в ВК, и я его спросила: "Захар, а кто тебе выбирал песню? Ты сам выбрал? Что-то рановато в 12 лет про Жанну петь". Он мне ответил: "Нет, это редактор. Я хотел петь другую песню". То есть, они тоже не свободны. У них, как мне рассказывали, есть определенный список, определенные готовые оркестровки, из которых можно выбирать. У Пелагеи, например, дети пели "Штиль". Для меня это был вообще ужас - как дети поют про каннибализм? Они не понимают то, о чем они поют, взрослые-то не все понимают. А тут ребятишки тринадцати лет поют: "Мы пили кровь, как зверье". Но все-таки спасибо Пелагее, что она следит за нашим творчеством.

Еще вопрос про исполнение другими музыкантами ваших песен. Некоторое время назад был такой любопытный проект Черновики Маргариты. Его создатели ведь были с вами на связи - что вы думаете по поводу такого рода записей?

Этот проект, по-моему, благополучно заглох. Ребята порезвились и хватит. Мне кое-что понравилось, потому что не всегда те варианты текстов, которые проходят окончательный отбор, лично мне кажутся самыми лучшими.  Но мы же и сами нечто подобное делали - скажем, с текстом "Вампира". У нас на "Детях Савонаролы" есть свой "Вампир", которого Артем Стыров очень хорошо спел. Правда, с Артемом намучился Анатолий Алешин как продюсер, он выходил в коридор студии и бился головой о стену. (Общий смех). Но я считаю, что очень хорошая песня получилось. В принципе, можно взять сколько угодно моих черновиков и сделать самим этот проект. Но нужно ли это? Музыкантам не нравится, когда я предаю огласке отвергнутые ими варианты. В "Маргенстве Киплтон" я читаю тексты, которые на альбом не прошли, и мне говорят: "А почему?..." А потому. У текста песни "Выше" было безумное количество вариантов, и, на мой взгляд, тот, что про кузницу - там, где "Не то ковал" – стопроцентно отвечает моменту! Мы ведь всегда делаем не то, что люди ждут. Но – нет, предложение не прошло. Или, допустим, "Дыхание последней любви", я тоже читала романтический вариант текста, который был "завернут" железной рукой Валерия Александровича. Он в последнем, еще не опубликованном ролике "Маргенства Киплтон" прозвучит. Работать с музыкантами не так просто, как кажется многим. Музыканты зачастую предлагают тему, загораясь ей, "Давай вот так!" Им говоришь: "Да, пожалуйста, вот текст". А они: "Ой, нет, давай лучше про что-то другое".

Принято считать, что у каждого поколения свои кумиры, свои песни. Однако ваши песни, также как и популярность Арии и Кипелова, поет уже далеко не одно поколение. У нас же есть масса молодых тяжелых групп, но их песни такого же статуса не обретают...

Времена не те. Наше будущее - рэп.

Но рэп был и в 80-х! Была же группа Мальчишник, пользовалась тогда большим успехом!

Так у нас же отставание в 20 лет! И сейчас пошла волна - Баста собирает "Олимпийский".

Но ведь эта тенденция не только у нас, но и на западной тяжелой сцене - на фестивале "Sweden Rock" в этом году хэдлайнеры Judas Priest, Iron Maiden, Оззи Осборн. Дело в недостатке раскрутки, или в том, что для того, чтобы стать кумиром в тяжелой музыке, нужно было родиться до 80-х?

Просто прошла эпоха, заканчиваются времена. Я придумала одну  шутливую теорию. В науке есть теория большого взрыва, а у меня есть теория происхождения всех наших рок-звезд. Если посмотреть по датам рождения, то почти все они родились в конце 40-х или начале 50-х. А когда была взорвана атомная бомба? Вот вам влияние радиации на формирование талантов рока. В отличие от ударной волны, радиация проявляется не сразу, но она распространилась по миру, и все эти Планты и прочие - они радиоактивны. (Общий смех).

Тогда после Чернобыля у нас тоже должен быть взлет рока!

А у Чернобыля не такой масштаб. Хотя вспомните, когда был Чернобыль? И когда у нас взлет рока наступил? Как раз в эти годы. Так что все подтверждается. А сейчас это влияние ослабло.

То есть, нужен новый Чернобыль?

Я бы не стала так говорить. Хотя интернет-философы шутили, что если сейчас Ким Чен Ын что-нибудь взорвет, то мутанты породят новую рок-эпоху.

Династия Посвященных сыграла не последнюю роль в том, что Михаил Житняков попал в Арию. Андрей Кустарев благодаря вам вернулся на сцену после многих лет работы в менеджменте. Это, скажем так, побочный эффект вашей работы, или это одна из целей - посредством реализации альбомов как-то влиять на жизнь задействованных в них людей?

Упаси меня Боже! Я ни на что не хочу влиять. Помимо меня высшие силы - или низшие, если по Блейку - что-то такое интересное совершают. Всегда была уверена, что никто из тех, с кем я постоянно работаю, не обращает внимания на мои эксперименты на стороне. Но  Дубинин прослушал "Опрокинутость", позвонил мне и спросил: "А кто это поет?". Этот вопрос застал меня врасплох. Не ожидала.

Относительно Андрея Кустарев - я рада, что так получилось, потому что Андрей прекрасный вокалист. Он же пел песню "Ветер" ("В потерянном мире"), она вышла бонусом на альбом "Дым. Крепости. Волк", то есть, он был одним из первых, кто исполнял наши со Скрипниковым совместные песни. Сейчас мы с ним делаем следующий альбом или макси-сингл Margenta & Кустарев... Вообще Андрей – человек интересной судьбы, он столько всего может вам рассказать об этапах развития нашей рок-музыки!

О, для нас это новость! Что-то уже записывается?

Нет, пока мы отбираем материал. Одна песня уже на стадии завершения. Миша Бугаев несколько песен набросал. Мы с Андреем одобрили. Интересно должно получиться. Хотя я думаю, что второго "Скомороха" не будет. Такие вещи получаются один раз! Я с этим текстом носилась давным-давно, предлагала и Мастеру, и Кипелову... Но что-нибудь интересное вы услышите. Тем более, что тематика отобранных песен не тривиальная.

Вы не могли бы немного рассказать о грядущем альбоме Арии? На каком этапе сейчас работа? Когда его можно ожидать?

Этап уже исторически сложился. (Улыбается). Задействованные в процессе создания альбома словоукладчики лихорадочно сочиняют оставшиеся тексты. Вся музыка записана. Михаил вживается в готовые тексты и поёт то, что одобрено музыкантами. На этом альбоме я работаю традиционно с Виталием. Он остается верен мне вот уже много лет. Это редкое для мужчин постоянство. Конечно, погрешу против истины, если скажу, что не вспоминаю те счастливые времена, когда мы создавали альбомы все вместе, дружным коллективом. Когда работают все в одном ключе, то и материал получается цельный. Пять арийских альбомов на мои тексты – это что-то значит. Горжусь! Когда же каждый сидит у себя за занавеской, в своем углу химичит, не знаю, что получится. Сборник разнообразных песен? Альбом тринадцатый, можно было бы такое натворить! Число «13» обязывает. Но… К сожалению, по семейным обстоятельствам мне не удалось сразу подключиться к работе. Эмоционально я была просто выбита из рабочего процесса. Слава богам, душевное равновесие удалось все-таки обрести, в чем-то благодаря постоянным «наездам» Виталия Алексеевича, который и мертвому не даст расслабиться. (Улыбается). Несколько  песен мы с ним уже сделали. Одна из них – монументальное эпическое полотно, с мистическим уклоном. Наконец-то! В лучших «арийских» традициях.  

А будет ли следующая Династия Посвященных? Есть ли какие-то идеи на этот счет?

Пока никаких идей нет. Я думаю, что рок-опера - это хорошая точка в серии Династий. А куда дальше меня понесет,  не знаю. Может быть, это будет Династия Просвещенных или еще каких-нибудь «ных». Мне кажется, что рок-опера - это достойное завершение, да и 4 - хорошее число в нумерологии. После оперы-то что еще делать? Балет? (Смеется).

Официальный сайт Маргариты Пушкиной: http://www.margenta.ru

Интервью: Роман Патрашов, Наталья "Snakeheart" Патрашова
Фото: Наталья "Snakeheart" Патрашова; группа ВК https://vk.com/dynasty_rock
17 февраля 2018 г.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker