Stahlmann

Svartstorm
Успех группы зависит от самой группы

29.10.2017

Архив интервью

Заняться этим интервью меня побудили две причины. Первая из них заключается в том, что весной этого года саратовские мелодик-дэт/готик-металлисты Svartstorm наконец-то закончили и выпустили дебютный полноформатный альбом "Иллюзия выбора", который заставил себя подождать, но оправдал все ожидания. А вторая - хотелось подробнее поговорить и жизни и музыке в целом с барабанщиком Svartstorm Петром Фатеевым. Ведь роль лидера и основного композитора в группе Петр успешно совмещает с большим количеством других проектов, среди которых Рви Меха, Ixort и Psychosurgical Intervention, а также активно сотрудничает с нашим сайтом в качестве журналиста. Именно журналистские дела привели Петра в Москву в этот раз - он приехал посетить и осветить для HeadBanger.ru последний концерт Tracktor Bowling, но мы решили воспользоваться этой поездкой и проведения данной беседы.

"Иллюзию выбора" пришлось ждать четыре года. У вас даже статус в группе ВК был - "Да пишем мы альбом, пишем!" Почему работа так затянулась?


Виной тому оказалась непродуманная логистика и немного непродуманное расписание. В какой-то момент мы стали бросаться на хорошие концерты, интересные мероприятия, и альбом немножко проседал. Мы больше тратили время, силы и деньги на репетиции, а альбом все откладывался и откладывался. Первый срок его сдачи был у нас чуть ли не осенью 2014 года, потом мы поняли, что не укладываемся, потом вмешались жизненные обстоятельства - у меня был переезд, и очень много денег туда пришлось вложить. Более-менее освободиться от всего этого нам удалось только в 2016-м - мы стали посвободнее, какие-то песни досочинили, что-то переосмыслили. Концепция альбома долго висела в воздухе, хотелось сделать что-то эффектное, впечатляющее и хорошее по качеству. У многих из нас уже был опыт записи альбома, у меня их несколько вышло с разными группами, и хотелось приложить весь свой опыт, чтобы определенных вещей в этом альбоме избежать. Не все из этого получилось, но в целом результат получился удовлетворительным.

На мини-альбоме "Шрамы вместо крыльев" (2013) авторами музыки значится группа Svartstorm, а на полноформатнике - Петр Фатеев. Действительно ли процесс сочинения материала как-то поменялся?

Когда мы выпускали тот мини-альбом, я, может быть, немножко поскромнее был, не хотелось себя выпячивать, а тут я подумал: "Да все и так уже знают". Некоторые люди думают, что раз песни сочиняет барабанщик, то априори ничего хорошего не будет. (Общий смех). Допустим, к музыкантам после концерта подходят люди, всех благодарят, а меня обычно забывают. Подходят к гитаристу, говорят: "Как же ты такие песни сочиняешь гениальные?" "А это не я сочиняю, это наш барабанщик". Тогда подходят ко мне: "Как же ты сочиняешь, если ты на барабанах играешь?" Ну, приехали...

В принципе, есть примеры сочиняющих барабанщиков, в Anthrax, например, Чарли Бенанте в сочинении принимает активное участие, в Mastodon - Брэнн Дейлор, в Septem Voices барабанщик Иван Лысенков сочиняет. Так что ничего плохого в этом нет. Тем более что у меня образование клавишника, и я несколько лет отыграл в качестве гитариста в группе Духи Предков, и опыт фестивалей и записи альбомов в таком качестве у меня есть. Не просто так это все.

Кто такой Антон Пронин, который пишет вам тексты? Я так понимаю, что это не участник группы?

Да, это мой старый знакомый, мы с ним давно-давно играли вместе в одной группе. Не очень долго, как-то там все было на локальном, начальном уровне, а потом все разъехались, и это дело развалилось. Что мне у него нравилось, так это очень сильные, цепляющие образы в текстах, и когда мы периодически с ним потом пересекались, я у него спрашивал: "Можно будет у тебя какие-то тексты взять для песен?" Лет 10 назад я собирался делать какой-то свой проект, у меня появлялись заготовки материала, и как раз тексты нужны были. Я подумал, что я сам недостаточно хороший поэт и не хочу делать фиговые тексты. Лучше пусть будут тексты человека, который этим занимается и адекватно все делает. Потом, когда вопрос с текстами встал уже в Svartstorm, мы решили попробовать с новыми людьми посотрудничать. Раньше у нас писал брат вокалиста, мы сами что-то тоже пробовали, а в этот раз решили, что надо что-то совсем другое.

Вы с Антоном как-то обговариваете тематику текстов? Или он свободен писать о том, что считает нужным?

Это полностью его идеи. Правда, бывает так, что приходится его редактировать. Бывало, что я брал за основу его стихи, что-то переписывал, что-то убирал, потому что были у него спорные моменты в плане образов, какие-то другие моменты. К тому же, тексты надо адаптировать под музыку, у этого есть свои нюансы, ритмика и все такое.

После записи у вас уже успел смениться состав, и теперь клавишница в группе вообще не значится. Это как-то повлияет на воспроизведение материала на сцене?

В принципе, в музыкальном плане вряд ли что-то поменяется, потому что партии клавишных тоже писал я. Наша клавишница Лена Суходоева сразу сказала: "Я умею сочинять" - у нее получались очень хорошие инструментальные композиции, мы одно время их играли - "но аранжировывать чужие песни я не могу, поэтому делай ты". Ну а когда она ушла, мы решили для экономии времени нового музыканта не искать, а просто играть под "минус". Далее, конечно, что-то изменится, потому что нет смысла в таких клавишных партиях, которые были до этого, если исполняющий их музыкант отсутствует. Но я пока не знаю, в какой степени.

Вообще, насколько справедливо будет сказать, что Svartstorm - это ваш личный проект? Какова в нем роль других музыкантов?


Другие музыканты помогают все это воплощать. Я себя лидером не сильно считал, просто когда мы заново начали (после прекращения существования группы Князь Тьмы - прим. авт.), нужно было кому-то это дело двигать. Я подумал, что можно все взять в свои руки, тем более что мы решили делать новые песни, а у меня как раз тогда были заготовки для несостоявшегося проекта, и все пошло в Svartstorm. Даже какие-то песни еще остались, можно будет их потом записать. В общем, у нас сейчас проблем с материалом нет.

Почему вы решили издаваться на Requiem Distribution? Судя по тому, что альбом получает преимущественно теплые отзывы, можно было поискать более крупный лейбл...

Requiem Distribution - это ребрендинг липецкого отделения лейбла NitroAtmosfericum, где мы выпускали мини-альбом. С Сашей Лебедем, главой лейбла, мы подружились, мы с ним сотрудничаем и в рамках журнала "Requiem". В какой-то момент он решил отпочковаться от NitroAtmosfericum, потому что NitroAtmosfericum - сугубо блэковый лейбл, а у Саши много других знакомых музыкантов, он не только блэком интересуется и не только блэк выпускает. Неблэковые группы на блэковом лейбле выглядели странновато, поэтому он решил делать все сам. После ребрендинга мы решили, что будем сотрудничать и дальше, потому что он здорово нам помогал - интервью какие-то подкидывал, подсказывал, куда диски послать, и вообще занимался нами.

Из своего собственного опыта у меня есть знание, как работают другие лейблы, и сейчас это не более чем выпускающие диски конторы. У меня выходили релизы на Metalism, Soundage и Metal Scrap, и Metal Scrap тоже занимается продвижением, но там условия очень не подходящие. С Metalism все проще, но он, по большей части, выпускающая контора - диски выпустил, и до свиданья. Так что мы решили дружбу с Requiem Distribution продлить. Тем более что я сейчас особого смысла не вижу рваться на какие-то крутые лейблы. Они в массе своей даже рекламой малоизвестных коллективов не занимаются. У наших знакомых из группы Radioaction выходил диск на лейбле Soyuz Music, и я не помню вообще никакой рекламы со стороны лейбла, притом что альбом был очень хороший, и все отзывы были положительными. ФОНО лучше все делает, но, с другой стороны, у них такой масштабный каталог, что бы мы в нем просто затерялись.

Успех группы зависит, прежде всего, от самой группы. Лейбл играет в нем не последнюю роль, но... Мы на своих концертах всегда свои диски продавали и всякий мерч с собой возили, так что мы бы могли и диски самиздатом на заводе сделать, и это никакой бы роли не играло. И продажи были бы, и люди бы интересовались.  

Вы приняли участие в довольно большом количестве трибьютов. Есть ли из них трек, который вам особенно дорог? Планируется ли записывать еще какие-то кавера?

Планов-то громадье, просто мы не всегда вовремя узнаем о каком-то проекте, и там либо все места уже расписаны, либо уже нет времени. Что до особенного трибьюта, то мне вспоминается что наша первая выпущенная на дисках запись - это трибьют "Скандинавский ветер", также на NitroAtmosfericum изданный. Там мы каверили группу Old Man's Child, и многие говорили, что наш кавер - один из лучших. Это был необычный опыт, потому что мы к блэку не особенно отношение имеем, и "перепрошить" песню блэковой команды было достаточно интересно.

Каков статус Svartstorm в Саратове? Можно ли назвать вас лидерами местной тяжелой сцены? Много ли народу приходит на концерты?

Это сложный вопрос, потому что Саратов - город не самый "тяжелый" в плане музыки. Сейчас у нас пошло засилье каверщиков, легкороковых, русскороковых групп, появились всякие "нулевщики", хардкорщики, то есть, достаточно мэйнстримовые направления. Есть и металлические группы, но у них своя аудитория, достаточно ограниченная тусовка, и на концерты ходят одни и те же люди. Что касается нашего статуса - мы не ставим себя выше остальных, мы обычная саратовская группа, которая берет и что-то делает. Есть группы, которые корчат из себя что-то нереальное, но при этом выпустили всего две песни или мини-альбом. Да, у вас качество записи хорошее, но живьем вы мусор мусором и сыграть записанное вообще никак не можете. А мы хотя бы как на альбоме звучим, так это можем и сыграть - в отличие от очень многих саратовских коллег. У нас на записи все инструменты живые, барабаны живые, не пластиковые, и мы можем это потянуть на сцене. Народ на наши концерты ходит, интерес публики к нам есть, нужно его, конечно, почаще подогревать, но не на все мероприятия нам удается пробиться. У нас бывают какие-то крупные мероприятия, например, фестиваль "Желтая гора", но туда пропихивают всех своих, группы с более мэйнстримовым звучанием. Тяжелую музыку у нас на большую сцену почему-то не любят пускать. У нас вскоре будут локальные мероприятия более тяжелой направленности - может быть, туда мы просочимся.

Одно время вы играли в группе Activator, которая потом перебралась в Москву. Не было ли желания переехать вместе с ними? Как вы в принципе оцениваете перспективы тяжелой музыки и своей музыкальной карьеры в Саратове?

Я не вижу в переезде особого смысла. Опыт показывает, что все группы, которые из Саратова в Москву уехали, потом распались. Единственное исключение - группа После 11, которая иногда с Надеждой Бабкиной играет. Они единственные, кто сумел сохранить коллектив и при этом куда-то выбиться. В Москве все по-другому, здесь уровень жизни - "больше, дальше, быстрее", и зацепиться здесь достаточно непросто. Здесь много сил уходит на проживание, на выполнение собственного "бытового райдера". Очень просто потеряться, распасться и все такое. Поэтому я особого смысла в переезде не вижу. Нам удобнее делать все в Саратове, потому что там и поспокойнее, и роднее. Не хочется рисковать.

До Svartstorm существовала группа Князь Тьмы, в которой играли четверо из будущих участников вашего коллектива. Расскажите о том, что она собой представляла. И почему произошла такая трансформация?

Там все было достаточно банально - ушел гитарист (Александр Черяпин), который сочинял весь материал. И потом, многие уже немножко устали от Князя Тьмы, потому что нужно было что-то свежее и новое. Группа просто себя изжила, и когда ушел гитарист, даже я вздохнул облегченно. Сложно было все это тянуть, и интерес спадал, и силы у нас заканчивались. Мы поболтали-поболтали и решили начать все по-другому. Сначала мы думали над тем, не стоит ли оставить название Князь Тьмы, а потом отказались от этой затеи.

Как вы вообще стали музыкантом и почему выбрали барабаны?

Так вышло. У меня отец музыкант, и он нам с братом какие-то азы показал. Мы ходили в музыкальную школу по классу клавишных. А потом у отца была театральная постановка "Бременские музыканты", и нужно было для массовки каких-то бременских музыкантов туда запихнуть. Чтобы это натуральнее выглядело, отец брату показал гитару - азы, аккорды, а мне показал барабаны. С этого все и пошло - стало интересно, появились первые группы, а со временем дошел и до какого-то вменяемого уровня.

Расскажите о том, как вы пришли в музыкальную журналистику.

У нас был сайт sarrock.ru, и там был форум, где сначала общались многие музыканты. Как-то мы разговорились с гражданином, который всем занимался, его звали Сказочник, он же для радиопередачи «Хранитель Снов» сайт делал, и он мне предложил быть новостником, а потом появились и другие идеи, например, интервью делать. И мне понравилось - с одной стороны, я музыкой занимался и какую-то часть подноготной знал, так что мне было интересно общаться с разными музыкантами именно в том, что касается опыта. А все остальное приложилось. И дальше это только развивалось и распространялось. Последовал журнал "Роккор" - в нем выходила рецензия на наш альбом, и я заказал у Алексея Николаевича Болдова (главный редактор - прим. авт.) журналы, просто чтобы иметь сувенирчик. Увидел у него объявление - "примем журналистов на работу", подумал: "Можно попробовать", и попробовал.

То, что вы сам музыкант, мешает или помогает писать о музыке?

На самом деле, когда я пишу рецензии, я стараюсь абстрагироваться от таких вещей. Я пишу рецензии с точки зрения поклонника. Хотя музыка дает определенный опыт: я не только, как поклонник, могу говорить: "О, круто-круто!", я еще и могу сказать, почему это круто или, наоборот, почему не круто. Если рецензент - сам музыкант, он уже продвинутый слушатель, он может отличить соленое от кислого и какие-то нюансы выделить. Может понять разницу между двумя альбомами или, наоборот, сказать, что между этими двумя альбомами разницы никакой нет.

Как вам удается совмещать такое количество групп и при этом еще где-то работать?

С трудом. Но в остальных группах я только играю на барабанах, от меня не требуется никаких организационных нюансов. Я выучил песню, прихожу и ее играю. Ну и все, конечно, знают, что я человек очень занятый, какие-то компромиссы мы находим. Я говорю: "Ребята, в этот период я занят с такой-то группой", поэтому мы либо репетиции переносим или как-то еще из положения выходим.

Вы за время своей карьеры переиграли музыку массы разных жанров. Есть ли желание попробовать себя еще в каких-то жанрах, в русском роке или в поп-музыке, например?

В жанре оплачиваемой музыки. (Смеется). Русский рок я бы не очень хотел играть, это не совсем мне близко по стилю. Я все-таки играю больше то, что мне нравится. Хотя, конечно, компромисс возможен, и если скажут: "Чувак, пойдем к нам играть, мы тебе будем офигенное бабло платить", я подумаю-подумаю и скажу: "Ну, можно попробовать". Например, в сентябре меня приглашают поиграть с Васей Уриевским, внезапно потребовалось подменить его барабанщика и выучить за три дня 16 песен. До этого меня пытались в какие-то кавер-бэнды взять, но все это либо не двигалось с мертвой точки, либо разваливалось в процессе. Так что с кавер-бэндами у меня не задалось. С русским роком и с панком - тоже, я в какие-то моменты в какие-то проекты попадал, но с аналогичным результатом. Видимо, мне музыкальная карма подсказывает: "С этим не связывайся, это не твое".

Последний вопрос: что дальше планируется у Svartstorm?

Планируется много чего. В декабре будет небольшой тур по Поволжью, скоро новости и даты выложим в нашей группе в ВКонтакте. Другое какие-то поездки надо организовать, а то мы давно никуда не выбирались по тем или иным причинам, и сейчас мы потихоньку этим занимаемся. Ну а дальше будет новый материал, он уже написан. Этот альбом мы записывали несколько лет, но все песни уже были давно сочинены, и пока мы занимались записью, уже копились новые песни. За последние года четыре появилось много нового, что даже на концертах один-два раза игралось, но чего в записи нет. Так что сейчас мы начнем второй альбом готовить. Может, еще какие-то проекты будут, трибьюты какие-нибудь подобьются, может быть, даже сплит с кем-то удастся сделать. У нас сплитов в дискографии еще не было. В принципе, мы открыты, так что если кому надо, можем попробовать посотрудничать.

Официальная страничка Svartstorm в ВК: https://vk.com/svartstormband

Интервью - Роман Патрашов
Фото - Олег Елкис
3 сентября 2017 г.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker