Karma Rassa

Karma Rassa
Путешествие на Юпитер

21.04.2017

Архив интервью

Мне крупно повезло. Я видела один из лучших концертов петербургского прогрессив-металлического коллектива Karma Rassa, на котором каждая песня сопровождалась не только яркими огнями прожекторов, но и меланхоличным, тревожным видеорядом на экране над сценой. Музыканты играли с образами и силуэтами, ясными на инстиктивном, подсознательном уровне. Если когда-то тапер играл под немую кинокартину, то теперь все наоборот – визуальная составляющая помогает в полной мере выразить то, что подразумевают музыкальные композиции. Масштабность проекта основана не на огромных тиражах, а на том, что музыка вторгается в личное духовное пространство, но эта холодная бездна не страшит, а озадачивает, занимает, заставляет мыслить себя частью Вселенной.
В камерном зале было около 40 человек, и, честно говоря, в основном это были друзья музыкантов. Ни болтовни, ни смеха, ни привычного для метал-гигов слэма. Все просто стояли и внимательно слушали. Этот концерт был не из тех, на которых дивишься крутым гитарным соло или скучаешь от чрезмерной болтовни фронтмена. Нет, это было нечто иное, волшебное полутеатральное прикосновение цельной и всеобъемлющей тайны.
Наша встреча с музыкантами состоялась сразу после презентации нового видеоклипа “My Sailing Vessel in Jupiter’s Storms” в баре «Лес Villa». Albe, барабанщик Karma Rassa, заметил, что автору клипа удалось передать эмоции, вложенные в песню. «Отчаянье. Это путешествие, которое предпринимаешь, когда все поставлено на кон», – объяснил Albe. Лидер группы Nagual подробно рассказал нам о недавно вышедшем полноформатном альбоме “Talks to Innerself”, реакции на творчество группы в России и за рубежом, а также об особенностях визуального воплощения идей коллектива.

Расскажи про ваш новый альбом “Talks to Innerself”. В обращении к поклонникам вы в очень завуалированной форме намекнули на его тему. Вы специально говорите загадками со слушателями? Как бы ты сам определил, о чем альбом?


Мы специально сделали описание таким завуалированным, чтобы человек, слушающий нашу музыку, или хотя бы прочитавший этот эпиграф, имел возможность найти собственное восприятие этих вещей. Я не могу сказать, о чем альбом конкретно, точнее, не хочу, дабы оставить пространство для полета слушателя. К примеру, иногда я сам не знаю на момент написания, о чем та или иная наша композиция. Порой это осознание приходит намного позже. Это очень обширный вопрос, мы не пишем о чем-то одном, в песне может быть миллион смыслов. Могу только сказать, что все песни с альбома совершенно внезапно выстроились в очень мощную единую композицию, которую, кстати, можно слушать и в обратном порядке, но с другим эффектом.

Почему вы решили снять клип именно на песню “My Sailing Vessel in Jupiter’s Storms”?

Это была оптимальная песня для анимационного клипа. Единственный способ, который мы пока что можем себе позволить, чтобы снять такое метафизическое путешествие, это анимация. Был бы голливудский бюджет, сняли бы все натурально, слетали бы сами на Юпитер.

Кто решил, каким должно быть это видео, кто автор идеи?

Это Дмитрий Гусев (Diedemor Studio) из Воронежа, он занимается производством таких красивых роликов, здесь он практически все сам придумал и сумел реализовать. Мы отправили ему песню и дали только некий образ, общую идею.

Откуда у группы такое необычное название? Насчет Karma более-менее понятно, а что насчет слова Rassa? Я нашла, что “rassa” в переводе с итальянского означает «укрепляющий».


Есть еще зверек такой! Правда с, одной s пишется. Но, на самом деле, это не имеет никакого отношения к названию. Хотя… “Rasa” в переводе с латыни - «чистый». Тоже с одной s. В санскрите есть еще более интересное толкование этого слова, означающего отношение живого существа с Кришной. Но опять-таки, там одна s. А у нас две. Такая вот загадка. Когда придумывали название, гуляли с нашим гитаристом Naar по Питеру, пили пиво, и название как-то само пришло и путем демократического голосования на репетиции было принято. На самом деле, каждый в это понятие может вкладывать все, что он сам считает нужным, свою карму.

Тем не менее, вы за это название очень цепляетесь, потому что постоянно советуете своим поклонникам в соцсетях почистить карму, сделать для вас что-то хорошее…

Мы так делаем? Значит, это на автомате происходит. Конечно, мы желаем всем совершенствования самого себя. В нашем творчестве есть и такой посыл.

Вы специально не раскрываете свои настоящие имена для широкой публики?

Так сложилось, что нам более близки сценические имена, нежели истинные имена. Мы считаем, что они больше соответствуют атмосфере нашего творчества.

Расскажи о своем псевдониме.

Нагваль - это понятие, взятое у одного из племен индейцев Центральной Америки. В первый раз я встретил это название в книге Карлоса Кастанеды, там оно имело несколько иной смысл, который мне довольно близок. Нагваль – это все, что находится за пределами нашей повседневной жизни, но, тем не менее, совершенно безоговорочно в ней присутствует. То, что мы своим повседневным восприятием не можем ощутить, это просто за гранью нашего человеческого понимания.

Вы, судя по всему, довольны тем, что вас замечают за рубежом. Но при этом у вас в сообществе в соцсети чуть более 1100 человек. Вы все-таки популярны или нет?


Нет, конечно. Просто за рубежом больше интересуются музыкой, особенно в том, что касается прогрессивной сцены, они ребята, следящие за всем новым. Вероятно, мы довольно свежо смотримся на фоне многих команд. Мы, конечно, еще не настолько профессионалы, но там, на Западе, мы теоретически можем собой представлять некий интерес с культурной точки зрения. К сожалению, в России прогрессивная музыка не пользуется спросом. Да и не только прогрессивная, сейчас вообще никакая музыка не пользуется спросом.

А почему вы не захотели заняться музыкой, которой будет интересоваться большее количество людей?

Как и любые уважающие себя музыканты, мы делаем то, что нам нравится, что-то свое. Иной подход изначально неправилен, потому что даже если ты проскочишь на волне популярности стиля, приобретешь известность, то волна пройдет, а ты останешься снова ни с чем. Мы же делаем это потому, что это круто, так мы и самих себя познаем. Если нет ощущения, что это круто, то такую музыку не имеет смысла делать вообще.

Кого можно назвать идеологом коллектива, кто автор музыки и слов?

Я приношу основной материал, ребята иногда что-то свое добавляют, что-то тоже могут придумать. Наш гитарист Наар периодически предлагает свои наброски, я их дорабатываю, отсылаю остальным, мы на репетиции встречаемся, играем, что-то можем поменять, и получается песня. Тексты пишу я.

Откуда такие грусть, печаль и отчаянье, которые сквозят и в текстах, и в музыке?

Как по мне, так там нет отчаянья, а печаль разве что в кастанедовском значении – «печаль воина». Просто это, скорее, движение к более позитивным мыслям и чувствам, которые, мне кажется, через призму такой грусти-печали можно сильнее ощутить, в себе откопать и принять. Чтобы познать свет, нужно познать тьму. Но наше творчество направлено в свет. Мы не по сатане.

У вас четко прослеживаются две темы. Интерес к космосу и к природе и, я бы даже отдельно выделила, к океану. То есть, к необъятным сферам.


Это психоделическая часть нашего творчества. По сути, вся жизнь, внутренняя и внешняя, это и есть океан. Особенно после смерти.

Ты веришь в жизнь после смерти?

Это из области знания, не веры. Есть вещи, которые просто «знаешь»… В той или иной форме она присутствует. У меня был просто определенный опыт… Во-первых, для этого существуют различные практики, в том числе и восточные, или шаманские всякие дела. А можно просто по улице идти, и тебе вдруг совершенно внезапно приходит полное осознание сути вещей. Ну, и мы были в Амстердаме с ребятами, там тоже набрались опыта.

А почему вы такие скромные? Даже на сцене не привлекаете внимание к себе, как будто бы вас вообще нет, зритель остается один на один с тем, что звучит.

Это, кстати, комплимент. Если у нас так получается, то это хорошо, значит, слушатель может не отвлекаться на наши личности, а погрузиться в океан, прикоснуться к океану, пощупать, как там, за гранью.

А почему так манит космос? Он же далеко и, скорее всего, ни один из нас там никогда не окажется.

Космос бывает как внутренний, так и внешний. В принципе, человек сам по себе космос. И внешний космос точно также может быть отражением внутреннего. Внутренний космос так же бескраен, как и внешний. Эта бескрайность, непознанность вызывает какое-то такое теплое чувство, тянущее, чувствуешь бесконечность Вселенной.

Почему перед вашим лирическим героем расстилаются такие захватывающие просторы, но при этом он бесконечно одинок?

А вот это загадка, которую, как мне кажется, можно разгадать, только умерев. А пока – жизнь, течение. Может, в космосе все и прекрасно, но ощущение одиночества все равно остается. Не то чтобы это плохо или грустно, просто что-то подобное сквозит. Наверное, поэтому и музыка у нас такая.

Твой опыт режиссуры музыкальных клипов и навыки, приобретенные во время работы в концертном агентстве, помогают в раскрутке собственного коллектива?

Нет. Честно говоря, не люблю заниматься менеджментом своего собственного коллектива, потому что довольно много сил уходит на все остальное – написание музыки, текстов, придумывание речей. Хочется разделить формальную часть и творчество. Но поскольку у нас менеджера нет, этими вопросами приходится заниматься мне. Но, благо, в нашем коллективе распределение обязанностей присутствует. Если я прошу, мол, «ребят, я чего-то не успеваю», они мне всегда помогут. Например, барабанщик в плане менеджмента много чего делает. Да все вообще молодцы, это большая редкость в современных группах.

Не кажется ли тебе, что если б ты взял все в большей степени на себя в организационных моментах, то вы были бы более известны и успешны?

Когда музыку тогда писать? Нет. Если б я не работал, то может быть. Но приходится работать, поэтому времени не хватает.

Какие у коллектива планы на ближайший год?

У нас будет второй клип на материал альбома “Talks to Innerself”, уже не анимационный, пока не знаю, когда мы его будем доснимать. Пишется новый материал. Также мы пытаемся пробиться на какой-нибудь европейский фестиваль, но пока безуспешно.

В 2015 году вы выступили на фестивале “ProgPower Europe” в Нидерландах. Как вас приняла публика?

Очень хорошо. Там вообще замечательная публика, слушатели одинаково принимают как звезд, так и новичков. Запомнилась добрая, дружественная атмосфера, все были нам рады. Угощали пивом после концерта, подходили пообщаться. Кричали нам “From Russia with love!”

Собираетесь туда снова?

Если позовут, то конечно. Но они довольно редко приглашают молодые группы по второму разу. Может, нас снова позовут, когда мы станем чуть известней.

Но ведь есть же и другие фестивали, верно?

Да, мы хотим на них выступить, но пока что-то не срастается. Европейские фестивали, кстати, зачастую хотят денег от артиста за то, чтобы он у них выступил. А у нас, во-первых, и денег таких нет, цены ведь европейские, и, во-вторых, платить деньги за свое выступление – это не по рок-н-роллу, это просто абсурд.

Возможно, Karma Rassa сами не до конца осознают, насколько актуальна их музыка. Ведь их творчество посвящено тем сферам, которые в наши дни человечество неистово желает приручить, сделать своими, понятными и доступными, исключив из них пугающую неизвестность. Сегодня на сайтах крупнейших новостных агентств раздел «Космос» становится важной постоянной рубрикой, стремление к единению с природой вытесняет оголтелый кураж индустриализации, а методики самопознания изложены в пособиях, которые можно купить в книжном магазине. При кажущейся монотонности и угрюмости Karma Rassa гениальны, они нащупали больное место современной жизни. Мечты о мире во всем мире остались в прошлом, нынешняя реальность настолько безжалостна, что остается лишь уповать на себя и попытаться сберечь то, что тебе дорого. Порой кажется, что мир дошел до точки кипения и самозабвенно бросил все силы на создание запасного аэродрома для цивилизации. Иначе почему на изучение космоса тратятся бешеные деньги, когда многие люди на свете голодают и умирают от вполне излечимых болезней? Стоит лишь задуматься об этом, как страх и тревога наполняют сердце. И Karma Rassa с поразительной точностью угадали это состояние отчаянья и одиночества, единства во многих лицах тебя самого, остающегося прежним как в выполнении великих миссий, так и в неслышных разговорах с собой.
Музыка Karma Rassa способна погрузить вас в мечтательную бесконечность, этим мелодиям подвластно заставить вас почувствовать безбрежность океана и космоса. Главная черта этого коллектива – атмосферность. На их выступлениях вас покидают суетные мысли, заботы и тревоги улетучиваются, вы словно смотрите интересный сон, пребываете наедине с собой, без необходимости играть социальную роль и выполнять то, чего от вас требует жизнь. Когда Karma Rassa на сцене, нет ни времени, ни места, ни обстоятельств, есть только ты, под музыку пожимающий руку своему внутреннему космонавту.


Официальная страничка Karma Rassa в ВК: https://vk.com/karmarassa

Текст: Александра Прозорова
Фото: Елизавета Сластухина
11 марта 2017 года
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker