В данном разделе находятся интервью, взятые авторами нашего портала за период с октября 2006 г. Для навигации по разделу пользуйтесь поиском по интересующему вас периоду времени и по группам.

Хотите обсудить интересующее вас интервью? Посетите наше LJ-сообщество по этому адресу.

Артур Беркут

Артур Беркут
В ногу со временем

23.10.2016

Архив интервью

Металл устал… Именно так называется последний клип Артура Беркута, пожалуй, одного из самых нетипичных и непотопляемых музыкантов на отечественной рок-сцене. Пока одна половина любителей отечественного металла готова списать его в утиль, а другая возносит до небес, Артур продолжает выпускать новые релизы, снова и снова выходя за рамки классических жанров. Тем интереснее наблюдать за этапами его творческого пути. Совсем недавно вышло в свет новое творение Беркута – лирический альбом «Сюита Темы Вечной», который уже называют одним из самых неожиданных в карьере музыканта. О том, как родилась идея подобного релиза, как велась работа над его созданием, а также о многом другом мне удалось выяснить в ходе беседы с Артуром Беркутом.   

Идея записать лирический альбом пришла спонтанно? Или же мысль выпустить релиз именно в таком формате витала давно, и вот только сейчас удалось воплотить ее в жизнь?


Изначально о каком-то формате речи не было. А идея родилась на наших акустических концертах, которые мы часто устраиваем в последнее время - наши поклонники постоянно просили нас записать акустический альбом. Но запись песен с акустической гитарой и микрофоном показалась мне совсем примитивной, все-таки XXI век на дворе. (Смеется). Мне сразу захотелось включить какую-нибудь перкуссию, добавить клавишные инструменты. И вместе с этими идеями пришла мысль использовать живые духовые инструменты.
Когда же идея окончательно утвердилась, для ее реализации мне удалось привлечь замечательных музыкантов. Я понимал, что провернуть такое будет довольно сложно. И сложность работы заключалась, в первую очередь, в передаче той мысли и мелодии, которая крутится в голове, человеку, играющему на саксофоне или скрипке. Это очень сложно, согласитесь. Единственное, что я могу сделать - это насвистеть ему мелодию. А уж он, в свою очередь, должен переложить ее на нужный лад. И что самое главное – сыграть ее так, как он это чувствует.
В итоге получилось так, что одна тема наслаивалась на другую, мы даже о жанре и не задумывались. Мне хотелось привлечь к проекту как можно больше людей, ведь это всегда интересно. Во всяком случае, мне так кажется. (Смеется). Я до последнего не знал, что в итоге из этого получится.

Материал для этого альбома копился давно? Или все было написано за сроки его создания?

Практически все песни на этом альбоме свежие, лишь только пара-тройка песен написана давно. Песня «Небеса» написана лет 15 назад, на момент моей работы в Штатах. Изначально она звучала на фортепиано и была на английском языке. В нашем варианте со словами Анатолия Жукова эта песня как нельзя лучше подошла к этому альбому. Кроме того, заглавная песня альбома, «Сюита Темы Вечной» входила в альбом проекта Tsar на английском языке, а композиция «100 Дорог» была записана пару лет назад.

Легко ли вам писать лирические песни? Что легче и приятнее сочинять – лирику или композиции с более тяжелым звучанием?

Мне абсолютно все равно. Я не могу сесть за инструмент и сказать себе, мол, сегодня у меня тяжелое настроение и я буду писать тяжелые песни. Или наоборот, лирическое настроение и сегодня время для лирики. Я не могу сказать, отчего это может зависеть. Много интересных тем и мелодий мне приходит во сне. Но бывает и такое, что я где-то краем уха слышал мелодию, но не помню об этом. А потом я начинаю ее наигрывать и мне говорят – погоди, уже есть такая песня! (Смеется).
А вообще, писать лирические песни непросто. Хочется, чтобы в песне присутствовала гармония, чтобы текст и музыка по максимуму дополняли друг друга. Ведь бывают хорошие песни с прекрасной мелодией, но текст никак не сочетается с музыкой. И такие песни обречены на проигрыш.

В качестве автора текстов вновь выступил Анатолий Жуков. Что вас связывает помимо музыки?

С Анатолием нас связывает многолетняя дружба. У нас много общего: схожие музыкальные вкусы, наши дети растут вместе, к тому же, мы соседи. Самое главное в работе с поэтом – это взаимопонимание. У любого поэта должен быть ум, так сказать, технического характера. Нужно не только взять и написать стих, но написать его так, чтобы слова пелись. Ведь бывает, что стихи красиво читаются, но вкупе с музыкой все это выглядит несуразно, совсем непонятно о чем идет речь в песне. И вот здесь где-то нужно грамотно подкорректировать музыкальную составляющую, а где-то изменить и сам текст, а это очень трудоемкий процесс. Но судя по отзывам наших слушателей, нам это вполне удается.

Продюсером альбома выступил Ингемар Ларсен из Швеции. Сейчас наблюдается такая тенденция, что практически все молодые (да чего уж говорить, и давно известные) группы и музыканты стараются сотрудничать именно с зарубежными продюсерами и аранжировщиками. Неужели нет достойных кандидатур у нас на Родине?

С Ингемаром нас связывает давняя дружба, мы познакомились еще в США. Он давно хотел попробовать поработать с каким-нибудь российским проектом. И этот шанс я ему предоставил.
Несомненно, грамотные продюсеры и аранжировщики у нас есть. Может, они просто не по карману большинству молодых групп, ведь весь этот процесс занимает огромное количество времени. Не каждый музыкальный продюсер готов тебе уделить это время в полном объеме, и не каждая группа способна его оплатить продюсеру. Попробую объяснить на примере. У меня есть композиция, но мне она не нравится, я хочу в ней кое-что добавить и кое-что изменить. С этим пожеланием я иду к продюсеру. Он – давай изменим, не вопрос. Но другой партии нет, и мне придется еще раз просить музыканта сыграть и переиграть ту или иную партию. Это снова занимает какое-то время. И так происходит не один раз, пока песня не будет окончательно готова.

Именно поэтому выход альбома в свет так задержался?

Да, именно поэтому. Я-то думал, что альбом выйдет быстро, были спеты и записаны все композиции. Вся загвоздка была в аранжировках. Я хотел добиться доступного, российского звучания, чтобы песни были на русском языке, чтобы они поддерживали, так сказать, тенденцию классической русской кварто-квинтовой культуры, во! (Смеется.) Первый вариант, который мне прислал Ингемар, был убойный во всех смыслах – композиции звучали прямо как из бара. Как потом он мне объяснил, у них в стране это такая фишка – ставится 3 микрофона, все живьем записывается и тут же выпускается. В итоге барабаны получились какие-то «прибитые», гитарки «поджатые», а звук такой раздробленный. Я говорю – нет-нет, такое не пойдет, давай все заново. Пришлось все перелопатить. Но после этого барабаны и гитары зазвучали как надо. Я не говорю, что у нас получилось какое-то супер-звучание, я и не хотел добиться какого-то идеала. Этим сейчас никого не удивишь. Послушайте альбомы Sixx:A.M. или 30 Second to Mars – это же что-то нереальное. Но в то же время я хотел, чтобы наша музыка не звучала по-дворовому, не была беспородой.
Хочется сказать огромное спасибо тем людям, которые все-таки дождались этого альбома и поняли, почему так получилось. Все, что зависит от меня… Я спать не буду до тех пор, пока что-то не запишу, я не успокоюсь! Но перезаписи, замены инструментов, часовые пояса и прочие факторы вносят свои коррективы. В альбоме задействовано много людей из других стран с совершенно другими часовыми поясами. И мало кто задумывается, что разница, например, с Лос-Анджелесом - 11 часов. Поэтому бывает и такое, что когда я ложусь спать, мне звонят и спрашивают – ну что, работаем? (Смеется).

В записи приняли участие Алекс Бо, саксофонист и флейтист из Германии, а также Рони Сейлер, скрипач из Израиля. Фигуры достаточно известные в мире музыки. Вы с ними уже сотрудничали до этого?

С Рони я познакомился в Израиле, когда был там на гастролях. У него есть родственник, Ронан Зиони - великолепный музыкант, продюсер и барабанщик, работающий во многих известных проектах. С Ронаном мы были давно знакомы, он мне и посоветовал Рони как рОкового скрипача. У него совершенно необычная скрипка, вся такая прозрачная, с огромным количеством педалей. Сыграться мы успели на одном из моих выступлений, без всяких репетиций, где я исполнял пару-тройку акустических песен. Рони вышел на сцену, спросил, какая тональность и где именно вступать. А уже после концерта мы стали обсуждать дальнейшие наши действия в плане сотрудничества. Я ему рассказал о своем проекте и альбоме, на котором я хотел бы записать скрипку или виолончель. Он послушал материал и сразу же согласился принять участие в записи. Рони без труда расписал все 4 композиции по партиям, а это очень трудоемкая вещь. Он присылал огромное количество вариантов партий, некоторые сразу отбрасывались, некоторые видоизменялись, но в итоге получилось так, как мы и задумывали.
С Алексом Бо я учился в музыкальном училище. Потрясающий, отличный, гибкий саксофонист, и плюс ко всему, замечательный бас-гитарист. Вот такой талантливый русский парень, который уже много лет живет в Германии. У него огромное количество всевозможных проектов, но это не помешало ему принять участие в записи моего альбома. Я очень доволен!
Нужно не забыть ещё и замечательного российского саксофониста Владимира Крижановского, который также принял участие в записи альбома – я не раз разделял с Владимиром сцену, выходя в составе группы Автограф.

Не обошлось и без мелодики вашего друга и коллеги, Сергея Маврина.

С Сергеем мы все детство росли вместе. Я предложил ему поучаствовать в записи альбома, на что Сергей сразу же согласился. Я выслал ему незаконченную композицию, где прослушивалась только мелодия и тема. Сергей доработал песню и внес в нее свой шарм, справившись со своей задачей на все 100%

Альбом записывался совершенно другими музыкантами, которые не входят в текущий состав вашей группы. Такой ход сделан осознанно?

Я просто не хотел лишний раз напрягать своих музыкантов. К тому же этот релиз изначально планировался не как альбом группы Артур Беркут, а как лирический альбом Артура Беркута. Поэтому мне хотелось внести в альбом некое разнообразие, и в качестве гитариста выступил Александр Романов. Лет 5 назад я был на гастролях в Шадринске, где и познакомился с Александром, который, помимо гитары, еще занимается аранжировками и записями.

Многие жалуются на оформление обложек ваших альбомов, и этот релиз не исключение. Так уж заведено, что обложка в «тяжелом» жанре должна приносить чуть ли не половину успеха. Какое место занимает оформление альбома в вашем понимании?


Что касается обложки альбома «Сюита Темы Вечной»… Мужская и женская рука передают пылающее сердце. И что здесь не так? Обложка вполне подходит под формат лирического альбома. Можно, конечно, было, к примеру, изобразить букет цветов с цепями или что-то в этом роде. Вот только нужно ли это? Да и дело-то, в общем, не в обложке. Главное - содержание диска.

В записи альбома приняла участие и ваша супруга, Оксана Михеева. По сути, пятый участник группы.


Да, Оксана меня поддерживает на протяжении всего моего творческого пути. Как директор группы она идеально справляется со своими задачами. Как вокалистка она очень здорово вписывается в подобную музыку. Но самое интересное – я каждый раз ее умоляю принимать участие в записи. А она не хочет! (Смеется). Я бы весь альбом с ней вместе записал, но пришлось ограничиться четырьмя песнями. Хотя наши фанаты постоянно просят песни, записанные дуэтом. Мне кажется, Оксана своим участием привносит в альбом живую музыкальную струю, некий колор.

Получился ли альбом таким, каким вы его хотели видеть?

Я думаю, что да. Но нет предела совершенству. Конечно, можно было бы в некоторые места добавить оркестровые аранжировки, но тогда бы мы переборщили в музыкальном плане. Мне кажется, самое главное – это передать смысл музыки и стихов, чтобы стихи, как я уже сегодня говорил, идеально ложились на музыку, чтобы они дополняли друг друга. Сейчас я, может быть, что-то бы изменил в аранжировках, но я бы совершенно точно его не ужесточил. Столько всего нехорошего в мире происходит, столько всяких напрягов… Включаешь радио, телевизор – и с утра до вечера кого-то убивают, кого-то взрывают. Кому нахрен нужен этот негатив? А наш альбом является мягким, светлым лучом солнца, который просто необходим людям в такое непростое время. В этом альбоме для каждого человека найдется композиция или мелодия, которая его обязательно затронет.

Средства на выпуск лирического альбома были собраны с помощью краудфандинга на сайте Planeta.ru. Довольны итогом проекта? Хотелось бы узнать ваше отношение к краудфандингу.


Конечно, я доволен результатами. И я в очередной раз хочу сказать слова благодарности всем акционерам, которые приняли участие в этом проекте. Сейчас мы занимаемся рассылкой дисков акционерам.
Изначально я скептически отнесся к сборам средств на этот альбом. Я почему-то думал, что большинству поклонников такой альбом будет неинтересен, ведь Артур Беркут в первую очередь ассоциируется с тяжелой музыкой. Но здесь я ошибался и был приятно удивлен успехами.

Совсем недавно вы говорили, что у вас в запасниках накопилось много материала, которого хватит не на один альбом. То есть, творческий кризис вам не грозит?

Да, материала в нашем распоряжении много, и он все прибывает и прибывает. Но я очень серьезно отношусь ко всему этому и не хочу записывать песни, лишь бы быстрее выпустить очередной альбом в свет. Да, у нас сейчас есть возможность нашлепать еще пару дисков, но нужно ли это? Все-таки нужно дозировать музыку, чтобы люди успели соскучиться по новым песням.

В плане концертов что вы предпочитаете – акустику или электричество?

Сложный вопрос. Все эти концерты по-своему хороши, и в то же время они очень разные. Акустические концерты более сложные, так как приходится по 2-3 часа стоять на сцене на одном месте с гитарой, к тому же, я не профессиональный гитарист. Приходится держать толпу одному. А в электрике совсем другие ощущения, больше адреналина и динамики. И те зрители, которые были на и тех, и на других концертах, это понимают. Но принимают одинаково хорошо. Единственное весомое отличие таких концертов – на акустике зритель ближе к группе, можно пообщаться, ответить на вопросы из зала. Хотя и на электрических концертах мы остаемся до самого последнего клиента, с удовольствием фотографируемся и раздаем автографы.

Многие зарубежные (и не только) группы очень серьезно относятся к самой структуре песни. Как вы считаете, это правильно? Или же для хорошей песни не имеет значение ее структура, длительность и прочие факторы?

На Западе практически у каждой известной группы решает все продюсер, музыканты лишь изначально записывают черновой вариант песни. А все лишнее в песне, по мнению продюсера и руководства лейбла, который дает группе деньги на запись альбома, режется на корню. И именно лейбл диктует группе условия, как им писать песни и в каком формате это должно быть, вплоть до длительности, количества припевов и куплетов. Я считаю, что структура любой песни имеет свое значение. Если за первые полминуты песня никак не цепляет, ее вообще нужно убирать. На Западе еще строже - если песня с первых секунд не ударила в лоб продюсеру, она отправляется в помойное ведро. У песни должен быть крючок, которым она цепляется в голове у слушателя. И в качестве крючка в большинстве случаев выступает припев. Некоторые наши молодые группы дарят мне свои диски с записями, слушаешь их и не понимаешь – где припев, а где куплет. И это неправильно. Да, существуют и альтернативные команды, такие как Genesis, Pink Floyd или Dream Theater, в песнях которых структура бывает переплетена до неузнаваемости, но в то же время присутствует гармония, из которой нельзя выкинуть кусок. И у них это работает. А если говорить о коммерческом варианте, то структура, безусловно, очень важна.

Вы как музыкант подвержены музыкальной моде?

Я считаю, что в XXI веке музыка должна идти в ногу со временем. Не обязательно всем исполнять рэп или что-то другое новомодное. Но звучание должно быть современное, всеядное, так сказать. Да, есть определенный процент слушателей, которые до сих под живут где-то в 80-х. Но послушайте радио, и все станет понятно. Я не говорю, что нужно строго равняться на современную музыку и выполнять то, что нам диктуют, вовсе нет. Но мы же пишем музыку для нового поколения, которое далеко от звучания 80-х. Поэтому, повторюсь, нужно идти в ногу со временем.

Так все-таки «металл устал», или же в обозримом будущем Артур Беркут порадует поклонников полноценным металлическим альбомом?

(Смеется). Нет, что вы, металл не устал. Да, мы обязательно сделаем тяжелый альбом, у меня много заготовок на эту тему. Работа над альбомом пока еще не ведется, для начала нужно разослать диски с лирическим альбомом нашим поклонникам и немного погастролировать с новыми песнями.

«Не надо больше слов, миром правит любовь!» - вы действительно считаете, что любовь правит миром?


Да, для меня это так! Любовь – это самое доброе, самое чистое чувство. Все самое хорошее и светлое происходит от любви – семья, дети – это же прекрасно! Самое главное – чтобы был мир. Ну а уж миром правит любовь, это однозначно!

Официальный сайт Артура Беркута: http://www.arthur-berkut.ru

Интервью и концертные фото – Александр “SUMRAK” Нефедов
4 октября 2016 г.
© HeadBanger.ru

(p)(с) 2007-2017 HeadBanger.ru, Программирование - vaneska, Monk. Дизайн - ^DiO^

eXTReMe Tracker