Сруб

Сруб
От себя не сбежишь. Даже в лес.

08.08.2016

Архив интервью

За окном проносятся тихие деревушки, широкие поля и дремучие леса, а я перечитываю рассказы вокалиста новосибирской группы Сруб Игоря Шапранского, которыми он любезно ответил на мои вопросы для интервью. Последняя электричка мчит меня куда-то в густое и темно синее, в вагоне ни души, в наушниках, разумеется, новый ЕР сибиряков «Безымянный». Вот-вот должно случиться что-то странное и  неясное. Но не случается. Песни-заговоры Сруба открывают дверь в потустороннюю реальность, а живые концерты больше похожи на шабаш – проверено на себе. И Вергилием в этом сумеречном колдовском лесу оказывается как раз Шапранский.

Лето – время фестивалей. Какие-то отменяются, появляются новые. У вас был “Folk Summer Fest” – какие впечатления?


Чудесный фестиваль, атмосфера бесконечного добра, свежий лесной воздух, организация бесподобная и, конечно, звук. Очень были рады выступить на нем. Фестиваль собрал людей огромной души, открытых и светлых. Ощущение единения с публикой и природой было на высочайшем уровне, недосягаемом ранее.

В новом релизе «Безымянный» вы уходите от пост-панка. «Красная Луна» мне напомнила местами Radikal Satan, если знаешь таких. Становитесь более авангардными? Осознанно?

Radikal Satan не слышал, ознакомлюсь. Я бы не сказал, что это авангард. Скорее, это разумное движение, расширение кругозора. Я часто говорил, что стилистика Сруба лишь инструмент выражения моего ощущения. Пришел час опробовать новый инструмент. Это нормально для меня. Я не думаю, что мы радикально уйдем от пост-панка, но на данный момент, я чувствую Сруб так. Именно таким. А что будет дальше – время покажет.

Песни Сруба наполнены невероятно ощутимыми образами – позволь выразить тебе свое восхищение. Обычно такую музыку воспринимают очень внимательно и лично. На живом выступлении я ожидала медитативного спектакля и была очень удивлена, когда обнаружила дикие пляски. Сруб подразумевался как развлекательный проект? Или как раз наоборот?


Нет, развлекать – идеи такой не было. Но я не вижу дурного ничего в том, что под песни Сруба многих ноги в пляс тянут. Темп соответствует. И для меня в том нет никаких противоречий. Это и душевный поиск, как ты сказала, медитативные состояния, поиск в глубине души отголосков собственных видений. И это же их принятие и диалог с ними, если через танец, пусть так. Опять же, каждый в образе видит что-то для себя, что-то свое.

Ты правда живешь вот в этом мире, где по лесным чащам, в сумерках бродят лешие? Водишь дружбу с нечистью? Кем ты себя видишь в этом мире?

Странником, проводником, исследователем. Быть может, какие-то ответы есть, но они еще не поняты, мы их, возможно, транслируем, и это чувствует слушатель, банально слышит их и осознает. Мы не можем знать наверняка. Но этот мир, он нам близок, в сумерках мы ищем, чувствуем какое-то присутствие. И всегда так было и будет так всегда.

Когда ты в музыке, на сцене, например, ты в образе. Будь то Сруб, или Brandy Kills, или любой другой проект, который у тебя есть или будет. А какой Игорь Шапранский на самом деле?

Я бы не стал утверждать, что на образ на сцене изначально сформирован и надуман. Это лишь погружение в себя самого. Не игра, но явление. Все ипостаси эти, так или иначе, и есть я. На этот вопрос лучше ответят  те, кто вне сцены рядом со мной. Пытаюсь быть проще, наверное, прячу демонов. Огромное внимание уделяю тому, что вижу, ощущениям.

Что для тебя значит быть самим собой?

Я стараюсь быть честным с собой и с людьми близкими. Во мне обострено чувство справедливости. Важно не обманываться и не обманывать. Не создавать мнимых ощущений. Но и эмоций не скрывать. Говорить, если для слов место. Молчать, если тишине время. От себя не сбежишь. Даже в лес.

А твои тексты? В них ты близок к своей персоне или позволяешь фантазии простор?

Здесь справедливо и первое, и второе. Это, безусловно, личные переживания, но в форме образов, символов, знаков. Здесь и частые концептуальные повторения метафор каких-либо нужно учитывать. Но все эти образы, в то же время, окружают нас и сами по себе представляют удивительную красоту и мощь, наслаждаться которыми мы можем без погружения в тайные смыслы. И для меня это очень важный момент.

Прочла в одном из твоих последних интервью фразу о том, что страх – вечный двигатель. Чего ты больше всего боишься?

Невежества, одиночества, забвения, безысходности.

 «Берегла» этот вопрос для особенного музыканта, и, кажется, час настал. Самое первое воспоминание в нашей жизни называют «притчей к жизни». Расскажи о своей притче к жизни?

Вой сосен в вышине. Бор. Лето. Моя бабушка гуляет со мной в маленькой коляске по дачному лесу. А я смотрю на верхушки деревьев. Воздух свежий, поют птицы  на разные голоса. Скрип железной калитки выкрашенных в зеленый цвет огромных лесных ворот. Покой и умиротворение.  

Ты очень хорошо работаешь со словом – я замечаю и по текстам песен, и по тому, как развернуто ты отвечаешь на вопросы  в интервью. Ты не чувствуешь, как в наши дни слова теряют силу?

Чувствую. Это для меня действительно важный вопрос, я часто последнее время прихожу к нему. Идеализирую в этом отношении классические произведения литературы и в целом XIX век. Уровень культуры, той, что доходит до широких масс сегодня – никчемен. И становится действительно страшно, что будет дальше. Нет, я сам активно использую все возможности сегодняшней коммуникации, и это нормально, это явление времени, его дары. Но многие забывают о красоте и силе речи, мысли, слова. Это дурно. И очень печально.

Еще ты пишешь стихи, верно? Нет желания выпустить сборник, как некоторые музыканты делают?

Не думаю, что весь поток графомании моей можно назвать стихами. Да и последнему, что написано, больше трех лет. Сегодня я не вижу необходимости в этом. Увидим.

Кто твой главный критик – кому первому ты показываешь новую работу?

Моя любимая чудесная жена.

Сейчас очень много т.н. bedroom-продюсеров, и любой подросток может в два клика сваять на ноутбуке звукозаписывающую студию и стать кумиром тысяч своих сверстников. Как думаешь, технический прогресс убивает музыку как творчество?


Дуально. Во-первых, это возможности. Я уверен, нет никакой прямой причинно-следственной связи между прогрессом и творчеством. Его качеством. Всегда были творцы, и были ремесленники. Но возможности сделали свое, и сегодня произведений хаотичное множество. Задача же одна и та же – научиться отделять зерна от плевел. Или понять личные ожидания. Увы, многие - и опять же, в этом большая заслуга уровня массовой культуры и сегодняшнего времени - принимают за истинное творчество тот субпродукт, что доходит до них первым. Не осознавая глубины, не понимая, что на мелководье нет крупных рыб. Одни раки. И сегодняшние возможности действительно дают право петь тем, у кого голоса нет. И говорить тем, кто не знает слов. И все же и для художников, для талантливых исполнителей время возможностей открывает свои двери. И это естественно. Раньше отбор был жестче, путь до слушателя был дольше, труднее, для тех, кого услышать сегодня смогли, вчера он был непроходим. Сегодня он открыт. И этим пользуются. Все. И таланты, и бездари. Я принимаю это. Как данность.

Один из моих любимых вопросов – у тебя есть какие-то «ритуалы» перед концертом, записью? Должны быть, я уверена!

Вся ритуалика происходит во время выступления и записи. В процессе. Тщательной подготовки, настройки себя нет. Это как прыжок с вершины водопада. Принятие естества без создания иллюзии. В записи я часто ищу необходимое ощущение, и сотни дублей могут слететь, пока я не нахожу его, пока не принимаю его.

Ты еще молод и полон сил – рано говорить о творческом кризисе. Ты выгораешь эмоционально? В какие моменты, как выходишь из этого состояния? Или тёмные силы подпитывают?

После наших туров мы несколько дней приходим в себя. Это справедливо для любого музыканта, я уверен. Творческого кризиса я не ощущаю, но стараюсь себя не загонять в какие-то бешеные темпы и графики. И если я чувствую, что пишу что-то «нечестное» или надуманное, то останавливаю себя. Благотворно влияют люди близкие, леса темные, природа и искусство. Творцы и творения.

В своих интервью я прошу музыкантов пожелать что-нибудь самим себе. Попрошу и тебя.

Желаю себе добрых слушателей, дивного созерцания. Бед не знать, гнева не ведать, желаемое иметь, веры не терять. Благодарю!

Официальная страничка группы Сруб ВКонтакте: http://vk.com/rpynnacpy6

Интервью - Nika Zaytseva
Фото – Ольга Юрьевна
1 августа 2016 г.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker