Retrial

Retrial
Время для глобальных перемен

22.05.2016

Архив интервью

Если бы группа Retrial не существовала, ее следовало бы придумать. При том, что хэви-металлическая сцена в России на 90% состоит из эпигонов Арии, существование команды, которая черпает свое вдохновение в творчестве Savatage и Megadeth, записывает кавер на Rough Silk и устраивает на своих концертах зомби-вечеринки, кажется чем-то из области фантастики. Однако вот они, Retrial, сидят передо мной в одном из уютных пивных баров Петербурга. Беседа, как и все, что делают эти ребята, получилась основательной: о становлении группы, дебютном альбоме "Hope Never Dies", последовавших изменениях в составе и планах на будущее. Приобщайтесь.

Я так понимаю, сейчас в группе нет ни одного человека из самого-самого первого состава Retrial, кроме Вовы. Как так получилось?


Владимир Куликов (гитара, вокал): На самом деле, если рассказывать историю в деталях, она будет очень долгой. Поэтому постараюсь тезисно. В общем, образовалась группа, можно сказать, на осколках ансамбля Магеллан, если вы когда-нибудь слышали о такой группе. Оттуда, собственно, появился я и наш барабанщик Виталий Дашук, с которым мы и принялись искать новых музыкантов. У меня не было опыта как вокалиста, и это был своего рода эксперимент. Приходилось учиться мало того что петь, так еще и совмещать гитару с этим непростым занятием. Но так как были барабанщик и гитарист, остальных было найти гораздо проще. Достаточно забавная ситуация: басист первого состава Сергей Павленко присоединился к нам, написав мне по поводу продажи датчика. И заодно спросил, не играю ли я в какой-либо группе. Я ответил, что на данный момент, в общем-то, не играю, но собираю новый коллектив. Он сразу заинтересовался, и вскоре мы организовали первую репетицию, где поиграли классику хард-рока, как обычно. И парочку песен из Pink Floyd. Собственно, на одну из песен Pink Floyd, “Hey You”, мы сделали кавер, который долгое время исполняли. Потом Сергей привел своего знакомого клавишника Дмитрия Петрова, который написал инструментальную композицию “Wind Blows” – ее вы можете услышать на нашем альбоме. Ну а дальше Дима ушел, потому что это оказалось немного «не его». Он больше любил экспериментальную электронную музыку и к тяжелому металлу не имел никакого отношения. И разместив объявление о поиске клавишника, мы наши Наташу Кобцеву, которая и поучаствовала в записи альбома. В таком составе мы «докатились» до нашего первого EP “Above The Deadspace”. Далее последовал первый концерт в «Улитке на склоне», где мы и попробовали себя на сцене в таком составе. Уж не знаю, к сожалению или к счастью, вскоре Сергей Павленко от нашего коллектива «отвалился». И нашелся Евгений Говако, с которым мы и сидим сейчас здесь.

Расскажи, как ты нашелся.

Евгений: Это замечательная история. Сидел я на работе, а работал я на 22-й линии Васильевского острова, и искал точку поближе к работе. Потому что я задолбался ездить на Ломоносовскую или Елизаровскую. Это даже на машине 45 минут тащиться. На самом деле я искал сначала только точки. И нашел репетиционную базу, не помню ее названия, и там был раздел «Поиск музыкантов». А в нем было одно-единственное объявление, которое написал Вова. Вот так я и нашелся. В то время я играл в другом коллективе, но сразу переключился, так сказать. Через месяц та группа закончилась, и начался новый проект.

А как присоединились остальные ребята?

Владимир: Сначала надо рассказать предысторию, почему, собственно, у нас появились новые музыканты, которые играют с нами относительно недавно. Фактически год назад мы выпустили дебютный альбом и презентовали его. А после этого наша клавишница Наталья внезапно сказала, что уезжает учиться на Тайвань. И мы решили, что пришло время для глобальных перемен. Хотелось новых вариантов звучания, новых идей. И мы написали в объявлении «Ищем всех». Помимо того, что нам, безусловно, нужен был клавишник. Мы осознавали, что найти хорошего музыканта не так просто, поэтому были готовы на кардинальные реформы в составе. Мы были готовы, например, заменить клавишника вторым гитаристом. Сергея Григорьянца я знаю несколько лет, и я осознавал, что это не только адекватный человек, но и очень адекватный музыкант, который обладает хорошим звукоизвлечением и чувством ритма. У него было все, что нужно перспективному гитаристу. Я предложил ему присоединиться к нам. Ну, для начала прийти как минимум на репетицию.
Сергей: Когда я увидел объявление от группы Retrial, я этого предложения в какой-то степени ждал. И как только оно поступило – а поступило оно перед концертом Machine Head, – я, недолго думая, согласился. Мы до сих пор репетируем, вносим какие-то коррективы, в том числе и в старый материал.
Владимир: Да, Сергей уже успел и в наши старые песни внести свою лепту, написал парочку соло. И надеюсь, что в создании нового материала он примет непосредственное участие. Ну а далее по объявлению пришла Белла Фенева, надеюсь, ее привлекло нечто большее, чем просто репетиционная точка поблизости от дома. Вообще, я так понимаю, ей приходилось проделывать неблизкий путь к нам на репетиции.
Белла: Я случайно наткнулась в Интернете на группу, послушала, мне очень понравилось. И как раз было объявление о поиске клавишника.

Я так понимаю, ты еще в группе Sopor играешь?

Белла: Нет, я играла, но сейчас уже нет.

Изначально интервью планировалось в связи с выходом альбома, но увиделись мы лишь через год. Тем не менее, скажите что-нибудь про вашу работу. Дебютный альбом – это большая веха.


Владимир: Да, это действительно большая работа. Начиналось все достаточно стремительно. Был отработанный материал. Мы быстро записали барабаны, буквально за три дня. Но я думаю, что во многих группах так бывает. Последовали гитары. Бас записали оперативно. Но в результате часть песен пришлось переписывать, потому что нашему басисту не нравился темп, в котором была записана одна из композиций. Мы как лютые перфекционисты решили, что нас такой вариант не устраивает, и переписали часть песен.
Евгений: И год писали клавиши.
Владимир: А потом процесс почему-то немного замедлился. Это было связано с тем, что мы искали как можно более интересные варианты звучания. Опять свою роль сыграл наш перфекционизм. Мы отрабатывали разные варианты. Записывали, перерабатывали аранжировки. В этом отношении работы было проделано много. Надеюсь, это все-таки слышно. По части клавиш, в конце концов, лично остался очень доволен. Надеюсь, другие музыканты тоже были этим удовлетворены. Потом мы перешли к самому интересному для меня, с одной стороны, а с другой стороны, пугающему процессу – записи вокала.
Евгений: И конечно, писали еще один год.
Владимир: Нет, все не так. Опыта у меня не было, ведь до этого я записывал только демо-версии у себя дома и был более-менее удовлетворен этим. Но когда мы начали на вычищенную и подготовленную запись накладывать вокал, я стал слышать многие шероховатости, мне перестал нравиться тембр. В общем, как обычно, понеслось… Пришлось ко всему привыкать. Работать над собой. Я старался сделать все, что мог. Надеюсь, есть люди, которые это оценили. Переслушивая, не могу сказать, что на 100 процентов доволен, но теперь я чувствую себя в этом отношении намного более уверенно, чем до записи вокала. Если мы в ближайшее время будем заниматься студийной работой, я уверен, что вокал будет звучать значительно лучше.

Это приятно слышать. Хотя в принципе, на мой взгляд, вокал звучит хорошо, особенно по сравнению с EP.


Владимир: Я надеюсь, что прогресс будет слышен на нашем следующем EP, к записи которого мы готовимся. Она начнется в ближайшее воскресенье.

О новом материале мы обязательно поговорим, но у меня есть еще один вопрос по выпущенному альбому. Понятно, что музыканты всегда чем-то недовольны. Но хотелось бы услышать от вас и о каких-то позитивных моментах. Чего вы ожидали от выхода? Что получили? И насколько эти впечатления соотносятся?


Евгений: Честно? Я ожидал только, когда все это закончится…
Владимир: Процесс был действительно трудоемким. Музыка для всех нас – это не основной вид деятельности. Поэтому невозможно уделять этому вообще все время. И процесс был местами утомительный и тяжелый. Но по прошествии времени, когда материал «отлежался» для меня на полке, и я вернулся к его прослушиванию через некоторое время, я сделал это с удовольствием. И периодически переслушиваю. Думаю, если бы это не была моя группа, я бы вполне слушал этот альбом. Не то чтобы как один из любимых, но близко к этому. В общем и целом, я результатом доволен. Результатом записи, результатом работы над аранжировками и прочее. Всегда есть к чему стремиться, конечно. И вокал, и тексты могли быть поинтереснее, но лично я работой удовлетворен. Что касается ожиданий, в принципе негативных отзывов среди тех, что я читал в Интернете, не было. Да, была критика, но в целом и знакомые музыканты, и слушатели отзывались о результатах работы довольно позитивно. Наши диски продавались на многих концертах. И почти на каждом нашем выступлении к нам подходили люди, хвалили и спрашивали, как нас найти, как мы называемся. Люди без вопросов были готовы отдать за диск 200-250 рублей. Хочется верить, что они оставались довольны. Что бы еще такого вспомнить позитивного? Хотелось бы вспомнить положительные рецензии в том числе на вашем портале – было очень приятно, и в журнале “InRock” – я был удивлен увидеть такой позитивный отзыв. К сожалению, не довелось мне приобрести этот экземпляр, чтобы оставить себе на память. Но до сих пор у них на сайте эта рецензия есть. И я очень этому рад.

Женя, что ты можешь добавить?

Евгений: Да, я немного с другой стороны зайду. Есть у меня такой критерий в музыке, как восприятие – когда слушаешь, и мурашки по коже. Мало таких записей, особенно в последние годы. Может, я старым стал? Но от одной песни на этом альбоме у меня такой эффект случился – это “Nameless”. Даже не знаю, почему…
Владимир: Согласен, она получилась одной из самых ярких на альбоме. Хотя вживую исполнять эту песню лично для меня очень тяжело.

Вы ее редко играете.

Владимир: И в живом исполнении это, пожалуй, одна из нелюбимых песен. Но как она звучит на альбоме и как воспринимается со стороны – она одна из самых наших интересных.

Хочется услышать пару слов и от новых участников. Вы же, вероятно, слушали альбом, перед там как прийти в группу?

Сергей: Безусловно. Наверное, за группой я следил с конца 2010 года, когда познакомился с Вовой. И еще на EP я был очень впечатлен качеством работы и качеством записи. Тогда мне казалось, что это нечто недостижимое по уровню для отечественной группы. Мне тогда было 17 лет. Общаясь с Вовой, я начал втягиваться в процесс и даже иногда оказывать посильную помощь. Все это время я следил за их творчеством. Я был на многих концертах группы, слышал, как подавались песни. И когда я услышал альбом в том виде, в котором он вышел, я был несколько удивлен – местами вокалом, местами гитарами, потому что вживую все было не так. При работе над альбомом кое-что поменялось. Но в целом, пожалуй, учитывая те ресурсы, которыми обладала группа на момент записи и выпуска альбома, более здоровского результата нельзя ожидать от дебютного альбома. А для слушателей, которые не являются музыкантами, думаю, альбом звучит на пять или даже на пять с плюсом. Альбом вызвал у меня только положительные эмоции. О чем я незамедлительно проинформировал Владимира.
Белла: Я с творчеством группы знакома сравнительно недавно. Когда услышала работу в первый раз, конечно, была сильно впечатлена. Мне очень понравилось. И когда начали репетировать и играть, все стало еще круче.
Владимир: Было очень приятно, что Белла живо приступила к процессу. Всегда чувствуется, насколько человек вовлечен. И я действительно почувствовал, что у нее есть к этому интерес. Бывает, приходят вроде хорошие музыканты, но такое ощущение, будто из них приходится все выжимать. «Ну пожалуйста, ну разбери…» Ну что это такое? Сейчас у нас такого нет, и это очень здорово. Я этому очень рад.
Сергей: Хочу добавить, что такие музыканты – это явление, присущее, наверное, только нашей стране. Потому что за рубежом в профессиональных коллективах несколько иное отношение. Отчасти по причине более серьезной мотивации. Но все же это люди без какого-либо музыкального будущего. Независимо от места рождения нужно отдавать себя музыке либо полностью, либо не заниматься этим. Иначе будет посредственный результат. Как с музыкантами у нас в городе, из которых сложно выделить кого-то более-менее серьезного. Серьезного в комплексном понимании этого вопроса.

Мысль понятная, но я позволю себе не согласиться. За рубежом тоже полно андеграундных коллективов…


Сергей: Что касается андеграунда – да. Но я беру в пример коллективы с контрактными условиями, когда мотивационная часть превалирует над ленью.

Но нужно сравнивать в одних и тех же условиях.

Евгений: Как человек, который много занимался всякой мотивирующей фигней, скажу: если ты сам себя не замотивируешь, то никакого толку не будет.
Сергей: Пожалуй, но нужна еще мотивация всех участников, если она есть. В те моменты, когда мотивация у кого-то исчезает, участник «отваливается». Будь то знаменитый коллектив или андеграундный.

Не будем о грустном. А будем о каверах. Начнем с того, который попал на ваш альбом, культовый в узких кругах. Любопытно, почему вы взяли именно его? Вы одни из немногих ребят, которые в нашей тусовке могут сделать целый сет из каверов, причем необязательно метальных, и было бы интересно узнать, чем обусловлен выбор каверов и как все это происходит.


Владимир: Да, каверов мы играли много. И на данный момент могу сказать, что мы с Евгением ими уже наелись. Итак, про кавер на Rough Silk (“My Last Farewell” – прим. ред.). Мы выбирали композицию для нового кавера. Первым кавером был "Stormbringer" небезызвестной группы на букву «Д», он нам слегка поднадоел, хотя в принципе исполнять его нам нравилось долгое время. Не так давно мы даже где-то его играли. В общем, начали выбирать, а находить компромисс по этому вопросу всегда было сложно. Потому что тем составом нам нравилась очень разная музыка. Самые схожие вкусы у меня были с Женей. Мы бы всегда могли запилить, например, Savatage…
Евгений: А у меня – с Виталием. Мы могли запилить Metallica. А еще у Виталия с Наташей была связка по группе Руки Вверх.
Владимир: Вот таким забавным образом получилось, что компромисс нашелся в группе Rough Silk. Эту песню я услышал впервые в исполнении группы Frosted Glass, в которой когда-то и играл Евгений.
Евгений: Ты нас слышал?
Владимир: Да, я даже вживую слышал…

Да даже я вживую слышал.

Евгений: Мы играли ее очень недолго. И играли фактически только первым составом. Потому что после Антона у нас не было тенора на вокале.
Владимир: Эта песня практически сразу засела у меня в голове. Потом я услышал ее где-то в концертной записи. Когда мы начали искать варианты, я ее предложил. Жене она, конечно, жутко надоела. Но тут ее послушала Наташа и практически влюбилась в эту песню. Она и барабанщику понравилась. Просто в нужный момент и в нужно время мы вспомнили про нее. И сыграли. Из каверов она была самой отработанной. В тот момент самая любимая, поэтому и решили ее записать.
Евгений: На момент записи, на самом деле, каверов было мало.
Владимир: Да, "Stormbringer" и "Hey You". Я очень люблю Pink Floyd и песню “Hey You”. И она также появилась на пересечении вкусов. Собственно, Сергей Павленко ее и пел. Хоть он и басист, его партии позволяли это делать на хорошем уровне. А когда Сергей ушел, про эту песню на какое-то время забыли. Еще мы принимали участие в трибьюте Metallica. И к этому концерту разучили песен пять. Конечно, достаточно банально – поиграть Metallica, на мой взгляд, но народу нравится.

А что насчет саундтреков?

Владимир: Кстати, я смутно помню, почему мы решили сыграть первый из саундтреков. По-моему, это я предложил, потому что у нас не было инструментальной композиции, на которой можно было бы отдохнуть. В свое время я записывал дома кавер на этот трек. И он получил относительную популярность на YouTube. Из всех каверов, когда-либо записанных и выложенных мной, у него больше всего просмотров. Я подумал, что во многих отношениях это будет неплохой вариант. Да и кто-то из зрителей узнал бы, что это вообще такое.
Евгений: А кто-то даже узнал!
Владимир: Это саундтрек из «Дюны 2», компьютерной игры, за которой я когда-то проводил много времени. Это было в 90-х. Все оценили потенциал, и мы попробовали. И получилось более-менее неплохо. По крайней мере, публика всегда воспринимала этот кавер хорошо. Дальше мы развили тему саундтреков. Я посмотрел фильм "Das Boot" и был им сильно впечатлен. Финальная сцена показалось мне очень атмосферной, и основная тема обыгрывалась в мрачных тонах. Что-то срезонировало внутри, и я решил, что можно попробовать сделать таким следующий кавер. Мы не знали, как к нему подступиться. Но нашли компромисс в звучании. Получилось нечто среднее между Pink Floyd и Black Sabbath. Думаю, вы сможете оценить этот кавер на грядущем EP.

Как раз мы к нему так грамотно подошли. Расскажите, какие планы?

Евгений: Насколько я помню, в начале года или даже в конце прошлого было три плана.
Владимир: Да, три варианта развития событий.
Евгений: Один из них предполагал, что мы будем исходить из того, что у нас изменился состав, звучание, и зафиксируем то лучшее, что было написано до альбома. А затем новым составом начать новую страницу.
Сергей: Другой вариант был засесть и сочинять долго и мучительно.
Владимир: А про третий вариант даже я забыл. Но он был между этими двумя крайностями. Видимо, он был не настолько интересным. Мы двинулись по пути, на котором оформим новый материал и интересные для нас на нынешний момент кавера, которые в принципе не отыграны. А следующий полноформатный альбом мы начнем делать с нуля. Есть интерес открыть совсем новую главу в истории группы и писать материал, который был бы интересен всем участникам. Чтобы каждый поучаствовал в процессе и вложил частичку себя. Примерно такая концепция.

Сколько будет ваших песен и сколько каверов?

Владимир: Будет три новых песни, которые не вошли в дебютный альбом. Будет кавер на “Das Boot”. Будет еще один кавер на…
Евгений: Не раскрывай все секреты!
Владимир: И правда, что это я секретную информацию буду выдавать?
Сергей: Будет один «сюрпризный» кавер.
Владимир: Мы его исполняли на наших концертах, и зрители угадывают с переменным успехом. Это своеобразный эксперимент, надеюсь, его оценят. Я думаю, будет что-то традиционное, из классиков металла или рока. Есть варианты, мы запишем – и подумаем, что лучше подойдет по настроению и нам самим понравится.
Евгений: Напомню, что у нас из записанного далеко не все вошло на альбом.  
Владимир: Надо реально оценивать объемы работы и свои силы. Мы сфокусировались на определенном количестве треков. Может, мы используем наработки и реализуем их, но пока таких планов нет.
Евгений: На 10-летие группы. Или на 20-летие.

Традиционно, в конце скажите что-нибудь для портала, для читателей. Можете загадывать желание.

Владимир: Я бы хотел пожелать и порталу, и нашей металлической рок-среде развития и процветания. Потому что одно потянет за собой другое. Если будет много хорошей музыки, много хороших групп, вам будет, о чем писать. И мы будем с вами чаще видеться. И все будет хорошо, все будут довольны. И если музыка будет востребована, будут появляться новые площадки, будут собираться хорошие концерты. Конечно, это утопия, но хотелось бы всем нам этого пожелать.
Сергей: А я бы хотел пожелать и порталу, и нам, и другим музыкантам признания, потому что это, наверное, самая главная мотивация для того, что мы делаем. Когда видишь, что люди, особенно незнакомые, остаются довольны и улыбаются. Это самая большая благодарность и радость для музыканта.
Евгений: Что касается портала, спасибо вам! Не только за интервью, но и за то, что не бросаете это дело. Ведь столько интернет-ресурсов загнулось! А ваше дело достойно уважения не меньше, чем дело музыканта.

Официальный сайт Retrial: http://www.retrial.su
Официальная страница Retrial в ВК: http://www.vk.com/retrial

Павел Власов
январь 2016 г.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker