Dalriada

Dalriada
Венгерская история слишком интересна, чтобы о ней не петь

15.07.2015

Архив интервью | English version

Венгерская рок-сцена всегда была «вещью в себе» - хотя рок и металл в этой прекрасной стране очень любят и активно играют, местные группы редко выбираются за пределы родной страны, и их известность за границей совершенно не соответствует той, которую они заслуживают. К счастью, среди них попадаются исключения, в числе которых – Dalriada, фолк-металлисты из города Шопрон, разменявшие уже второй десяток лет существования и в последнее время привлекающие все больше внимания из-за границы. Несколько лет назад их альбом вышел на немецком лейбле AFM, и видеть их у себя желает все большее число фестивалей по всей Европе. Не остался в стороне и российский фестиваль “Folk Summer”, который пройдет с 17 по 19 июля в городе Гусь-Хрустальный – именно там совсем скоро состоится первое выступление Dalriada в нашей стране. Узнав об этом, мы сразу же обратились к организаторам фестиваля с просьбой помочь нам сделать с интервью с группой – ведь в нашей редакции немало почитателей венгерской музыки. Однако оно упорно не получалось – наш Skype отказывался подключаться к серверу, а телефонный разговор за неполные 30 минут прерывался три раза. Тем не менее, барабанщик Тадеуш Рикманн все-таки прорвался к нам и рассказал много интересного как о последних событиях в жизни Dalriada, так и о концепции группы в целом.

В самое ближайшее время вам предстоит впервые выступать в России –на фестивале “Folk Summer”. Чего вы ждете от этого фестиваля и поездки в целом?


Мы очень рады тому, что у нас будет возможность приехать в Москву, в Гусь-Хрустальный и вообще в Россию. Мне кажется, это будет для нас потрясающий уикенд, потому что нам очень интересно знакомиться с новыми культурами, новыми странами, новыми городами и новыми площадками. В этом смысле “Folk Summer” вызывает у нас живейший интерес, и, конечно, немаловажен тот факт, что там будет много фолк-метала. (Смеется.)

Вы в последнее время играете на очень разных мероприятиях – например, на литовском фестивале “Kiklim Zaibu” и на немецком “Wave Gotik Treffen”.И как впечатления? Где вам понравилось больше?

Очень сложный вопрос. “Wave Gotik Treffen” в немецком Лейпциге нам очень понравилось. На самом деле, мы выступили там даже два раза, в воскресенье и в понедельник, причем на двух разных площадках, но оба раза это было нечто из ряда вон выходящее. Это действительно совсем разные площадки, одна – под открытым небом, где собралась очень плотная толпа, а другая – огромный крытый зал, почти стадион, где мы играли довольно рано, поэтому народ не отличался плотностью, но несмотря на это, мы получили отличные впечатления. А Литва однозначно войдет в число наших лучших выступлений этого года, потому что фестиваль проходит в чрезвычайно красивом, захватывающем дух месте. Группы играют рядом с озером, при свете костров, а над сценой нет никакого навеса. Это нечто совершенно потрясающее.

А своей родной Венгрии у вас есть любимый фестиваль?

Пожалуй, есть парочка. Например, “Rockmaraton”, он пройдет на следующей неделе, и мы там выступим в среду. Его перенесли в новое место, раньше он проходил на самом юге Венгрии, в городе Печ, а теперь в Дунауйвароше, на берегу Дуная. Тем не менее, это один из наших любимых фестивалей, мы там играем каждый год вот уже 10 лет.

Мы знаем, что в сентябре у вас выходит новый альбом “Aldas”. При этом прошлый диск “Napisten Hava” увидел свет целых три года назад, а таких перерывов между альбомами у вас никогда раньше не было. Почему в этот раз работа над альбомом заняла у вас так долго?

Одна из причин связана с тем, что Лора (Биндер, вокалистка) в начале 2013 года родила сына, и нам пришлось радикально замедлиться на несколько месяцев, пока она не восстановилась после родов и не привыкла к новому статусу матери. И Андраш (Фичек, вокал, гитара), который сочиняет нам песни, тоже не оставался в стороне. Вообще, 2013 год был для нас достаточно трудным, и поэтому новый альбом несколько задержался. Но сейчас мы почти готовы, и в сентябре он увидит свет.

Чего фэнам ждать от этого диска? Насколько он будет отличаться от предыдущих?

Он будет очень честным – и в плане новой ментальности, и в плане музыкальных шуток. Он очень близок нашим сердцам. Его можно описать как смесь предыдущего альбома “Napisten Hava” и четвертого диска “Szelek” (2008), но в то же время, это нечто большее, чем смесь этих двух альбомов, потому что он совершенно новый, и за последние три года мы накопили немало опыта. Думаю, в песнях будет один-два момента, которые заставят слушателей поднять брови в изумлении. С первого раза их не понять.

Вы продолжите сотрудничество с лейблом Nail, или этот диск выйдет где-то еще?

Он выйдет на Nail Records, а в Германии его дистрибуцией займется Einheit Productions – это два наших основных партнера.

Несколько лет назад вы были подписаны на куда более крупный лейбл – немецкий AFM Records. Но почему там вышел всего один альбом - ”Igeret” (2011). На твой взгляд, это сотрудничество пошло группе на пользу?

Оно было однозначно полезным и продуктивным, мы получили определенный опыт и, конечно, привлекли к себе много внимания. То есть, реклама нашего шестого альбома тогда публиковалась в “козырных” местах по всему миру. Но в конечном счете, как мне кажется, мы разошлись во мнениях о том, как группе стоит развиваться дальше, как добиваться для нее новых концертов, как выходить на новые площадки – а это как раз была часть работы AFM. У нас были разные мнения о том, как нужно доносить музыку до людей.

В этом месяце у вас выходит еще один новый релиз – сборник “Mesek, Almok, Regek”, который будет распространяться вместе с очередным номером венгерского издания журнала “Metal Hammer”. Но не совсем понятно, что означает цифра “X” на его обложке – вашему первому альбому уже 11 лет, а группа возникла задолго до него. Ты не подскажешь, что все-таки символизирует эта цифра” X”?

Она связана с юбилейным концертом, который мы давали в январе прошлого года. Мы отмечали не десятилетие группы, а десятилетие первого альбома – диску “Fergeteg” (2004) тогда как раз исполнилось 10 лет.

Тогда у нас вопрос о раннем этапе истории Dalriada. Как у вас родилась концепция совместить металл с венгерской фолк-музыкой? В то время были фолк-метал-группы из Финляндии и из Англии, но ведь у вас в стране никто так не играл, верно?

Да, почти. Мы действительно впервые скрестили аутентичный венгерский фольклор и хэви или даже дэт-метал. Изначально эта идея появилась у нашего вокалиста, композитора и гитариста Андраша. Я помню, что когда у нас был старый репетиционный зал, я однажды пришел на репетицию, а он сидел перед маленьким кассетным магнитофоном и слушал венгерскую народную песню, которая называется “Hidegen Fujnak A Szelek”. Он посмотрел на меня и сказал: «Мы должны сделать кавер на эту вещь». Думаю, именно тогда мы начали задумываться о том, чтобы двинуться в этом направлении.

Многие фолк-металлисты строят свое творчество вокруг таких тем, как войны и алкоголь, но Dalriada, насколько мы можем судить, поют преимущественно о венгерской истории, легендах и мифах. Как родилась текстовая концепция группы? Вы сразу к ней пришли, или она каким-то образом видоизменялась, эволюционировала?


Думаю, можно сказать, что такая концепция была у нас с самого начала. Мы не хотели играть в слишком веселой группе, в творчестве которой было бы слишком много иронии. Конечно, мы тоже поем о выпивке и пирушках, не поймите меня неправильно. У нас есть про это, наверное, одна две песни. Но куда важнее для нас напомнить венграм и всем остальным, кому хочется слушать нашу музыку, о великой истории Венгрии и Карпатского бассейна. Существуют сотни и даже тысячи легенд и саг о реально происходивших там битвах и войнах – Венгрия постоянно с кем-то воевала на протяжении многих веков, и эта тема слишком хороша, чтобы не посвящать ей наши тексты.

Исходя из тех тем, которые вы затрагиваете, правильно ли называть Dalriada пэган-металлической группой? Участники группы считают себя язычниками?

Ой, честно говоря, нет. Мы никогда не считали, что для нас это имеет особое значение. У каждого из нас есть свои верования… не готов употреблять здесь слово «религии», это скорее верования, и не все из них относятся к языческим.

На всех ранних альбомах Dalriada присутствовали песни на стихи венгерского поэта XIX века Яноша Араня. Что делает его таким особенным для вас? И почему вы перестали использовать его поэзию после “Arany-Album” (2009)?

Во-первых, его язык, то, как он использует венгерский язык в своих работах – это нечто уникальное. Среди венгерских поэтов и писателей нет никого, кто бы использовал венгерский язык лучше, он как венгерский Шекспир, если мне будет позволено настолько далеко идущее утверждение. Его знание венгерского языка было чем-то невероятным, и это, конечно же, нашло свое отражение в его балладах. Поэтому они настолько хороши, настолько музыкальны и настолько легко поются. Но мы прекратили использовать его стихи, потому что не хотели зайти в этом отношении слишком далеко. Мы впервые задействовали их на нашем первом демо «Барды Уэльса» (“A walesi bardok”), потом у нас появилась идея сделать по его стихам концептуальный альбом, и мы ее реализовали, но после этого мы подумали: «Окей, давайте на этом остановимся, потому что не стоит на этом зацикливаться, не должно создаваться впечатление, что мы не пишем свои тексты и поем только песни на стихи Яноша Араня». Так что мы стали использовать только собственные тексты.

К вопросу о пении – в песнях Dalriada столько разных типов вокала, да и столько самих вокалистов… Как вы решаете, какая часть кому из них достается, и какой тип вокала в каком месте использовать?

Поскольку большинство песен пишет Андраш, он и решает, какой тип вокала в какой из них использовать. Но, конечно, это всегда зависит от конкретной песни. У нас же не идентичные голоса, мой, например, не похож на голос Андраша, у него он гораздо выше, чем у меня, так что я больше присутствую на заднем плане, иногда рычу или пою басом или тенором в припеве. У нашего флейтиста и волынщика тоже приятный голос. Сейчас мы снова начали экспериментировать с голосами в студии и пригласили для участия в записи нового альбома нескольких наших друзей – это хорошо известные в Венгрии певцы и музыканты.

Трудно ли сочетать пение с игрой на ударных?

(Смеется.) Да, поначалу трудно было разобраться, как это делать. Но я начал сочетать то и другое много лет назад, так что сейчас мне уже не трудно, со временем к этому привыкаешь.

Недавно ваша вокалистка Лора поучаствовала в записи песни российской группы Catharsis (речь идет о проекте «Дитя штормов», в рамках которого часть упомянутой песни исполняют на своих языках вокалистки разных стран мира – прим. авт.). Как родилось это сотрудничество?

Дело было в феврале - мы получили от Catharsis электронное письмо, в котором они спрашивали о том, возможно ли поработать вместе с нами. Там все было достаточно прямолинейно – нас спрашивали, не хотели бы мы поучаствовать в этом проекте, где также задействованы и другие вокалистки европейских хэви-металлических и фолк-металлических групп. Мы поговорили с Лорой, она дала согласие, после чего я перевел часть текста – и вот, песня готова.

И что ты о ней скажешь? Доволен результатом?

Да, вышло очень мило! Это не совсем наш тип музыки, это, если так можно выразиться, скорее классический хэви-метал. Но сама песня очень сильная.

Наш сайт недавно брал интервью у еще одной венгерской метал-группы - Nevergreen, и они жаловались на то, что в центре внимания венгерских СМИ всегда находится фолк, а не металл и даже не рок. Уж чего-чего, а фолка у вас в музыке хватает – значит ли это, что венгерские СМИ вас активно поддерживают?


Нет, вовсе нет. Мы действительно смешиваем фолк и металл, но мы все равно являемся полноценной металлической группой. И с этим ничего не поделаешь, для СМИ и мы слишком тяжелые, да и фолк-музыканты не считают нас своими. Нам говорят: «Это металл, мы не можем поставить такое на ТВ или на радио». Честно говоря, я не думаю, что и фолк-музыка получает в Венгрии достаточно внимания. Да, есть посвященные ей порталы, но в центре внимания СМИ, как и в почти каждой стране, находится поп-музыка. Тем не менее, есть определенные инициативы, нацеленные на то, чтобы изменить ситуацию, так что посмотрим. Возможно, через два-три года что-то изменится.

Мы знаем, что в Венгрии весьма богатая метал-сцена, но если говорить именно о фолк-металлическом ее крыле, то Dalriada – единственная известная нам команда такого плана. Ты не мог бы порекомендовать нам и нашим читателям еще какие-нибудь венгерские группы, которые смешивают фолк и металл?

Да, у нас появились некоторые новые группы. Paddy And The Rats – это не совсем металл, а ирландская народная музыка в сочетании с хард-роком, скажем так. Kylfingar – они ближе к викинг-металу. Niburta играли что-то типа фолка, но после того, как от них ушел вокалист, они зазвучали ближе к дженту, наверное. The Moon & The Nightspirit – это совсем не металл, но однозначно фолк, и у них реально интересный материал, нечто вроде неофолка, очень медитативный и по-настоящему глубокий.

Сейчас Dalriada, похоже, привлекают к себе все больше внимания из-за рубежа – этим летом у вас запланированы «выездные» концерты в шести странах. Группа ставит себе цель добиваться международного прорыва, или же вас, как и многих других венгерских рокеров, вполне устраивает статус, который вы имеете в родной стране?

Честно говоря, нас не особо устраивает собственное положение в Венгрии. Конечно, нам удалось кое-чего добиться с выпущенными на сегодняшний день альбомами, но если из-за рубежа на нас начнут обращать больше внимания, чем в Венгрии, а дома наша музыка будет не особо нужна, мы переключимся на другие страны. Если у нас будет больше предложений из других стран, от иностранных фестивалей, мы с радостью приедем.

Официальный сайт Dalriada: http://www.dalriada.hu

Выражаем благодарность Алексею Кузовлеву (фестиваль “Folk Summer”) за организацию этого интервью

Интервью – Роман Патрашов, Наталья “Snakeheart” Патрашова
Перевод с английского – Роман Патрашов
6 июля 2015 г.
© HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker