Arida Vortex

Arida Vortex
Художник сам выбирает средства выражения

03.05.2015

Архив интервью

Пару месяцев назад московская группа Arida Vortex, один из флагманов отечественной пауэр-спид-металлической сцены, ведущая свое начало с 1998 года, выпустила шестой полноформатный альбом под названием “The Illustrated Man”. Он стал первой концептуальной пластинкой в истории коллектива, а в его основу легли произведения знаменитого писателя-фантаста Рэя Брэдбери. Интервью с участниками Arida Vortex уже публиковались на нашем сайте, и, тем не менее, мимо такого события, как релиз нового альбома, мы пройти не смогли, в очередной раз пригласив на разговор вокалиста Андрея “Andy Vortex” Лобашёва.

Первым делом хочу поздравить с выходом совершенно потрясающего альбома “The Illustrated Man”. Насколько знаю, музыка к нему была готова еще десять лет назад. Можно пару слов из «первых рук» о его создании?

Спасибо за поздравление. Действительно, музыка была написана Романом Гурьевым (основатель и лидер коллектива) уже около 8 или 9 лет тому назад, мы все (участники группы) слышали демо-запись, которую он подготовил, но на тот момент решили её отложить «в стол» на время. Примерно тогда же много общались с Натальей Просунцовой (автор текстов альбома), на тему другого концептуального проекта с фэнтези тематикой, который, к сожалению, в итоге так и не был закончен. Как-то в одном из разговоров затронули тему фантастики, и прозвучала впервые мысль: «а не сделать ли альбом по мотивам произведений любимого нашего Брэдбери?». Эту тему горячо обсудили, решили, что как-нибудь обязательно попробуем, и всё забылось года на три, потому что у нас был выход альбома “Flames of Sunset” (2006), какие-то внутренние события в группе, в общем, отвлеклись. Сама идея так и осталась ждать своего часа, потому что уже появился «скелет» следующего альбома “Invisible Tension”, мы начали бурно готовить песни для него. В общем и целом, к мысли о концептуальном альбоме по мотивам произведений Брэдбери вернулись, выпустив в 2011 году “Invisible Tension”. Параллельно уже зрел материал для «Аве, Рок!», но мы всё-таки вцепились в концепцию Брэдбери и начали осаждать Наталью на тему написания текстов. С самого начала и до записи песен я настаивал на том, что именно она должна быть автором всего материала, чтобы соблюсти единство литературного стиля, а кроме того, это было её детище не меньше, чем группы Arida Vortex. В итоге к моменту записи «Аве, Рок!» уже почти была готова песня “The Lake”, но ее решили отложить до более подходящего момента. Дальше уже дело начало набирать обороты, мы с Натальей много работали с текстами, менялись идеями и т.п., и в итоге всё было написано. В процессе записи как инструментов, так и голоса, снимали много видео, часть уже была опубликована в наших тизерах, что-то вошло в короткометражную документалку, которую придумал и спродюсировал Николай Захаров, наш давний друг – словом, по Сети разбросаны частички того-сего, есть, что поискать. То, что не опубликовано, войдёт, вероятнее всего, в DVD, которые в планах сделать полу-концертным, т. е. с видео с презентации, с концертов тура в поддержку альбома и т.п.

Очень интересная информация по поводу неоконченного фэнтези-проекта. Есть планы в будущем все же воплотить его в жизнь?


Нет, планов нет - есть только мысли об этом, Наталья недавно ими делилась. Лично мне хватает забот на данный момент, т.е. если мне скажут: «Андрюха, а давай доделаем тот проект, помнишь?..», то я скажу - давай, когда в студию идём? Но впрягаться в качестве локомотива этой затеи я сейчас вряд ли готов.

Насколько группа и лично ты доволен альбомом теперь, когда прошло уже некоторое время после его выхода?

Все сами от себя в экстазе. Если серьёзно, не пропадает внутреннее ощущение того, что мы сделали реально крутую пластинку. А я лично ещё ощущаю подспудную панику на тему «боже мой, а следующий-то не должен быть хуже, а ещё материала нет, а то, а сё...». Но это ничего. Почти всегда так было. Да и реакция на этот альбом у людей какая-то более сфокусированная и позитивная, как мне кажется.

Какая твоя любимая песня – “Junkman”, о которой ты говорил в интервью перед выпуском альбома, или что-то успело измениться?

Моя любимая - по-прежнему “Junkman”. Смешно было у нас на репетициях, ещё за пару месяцев до выхода альбома - я систематически на репетиции опаздывал, парни уже что-то начинали играть, а я ухитрялся попадать так, что входил как раз на вступительном риффе “Junkman”, радостно бежал подключать микрофон и начинал петь её сходу - настолько меня захватывает внутренняя мощь песни. И так было раз пять или шесть, все уже почти привыкли.

В интервью Роман, отвечая на вопрос, что он делает в группе, сказал, что, мол, ругается, что и как тебе петь. До какой степени это правда?


Степень в численном эквиваленте тут определить сложно, но вообще да - не считая того, что он придумывает почти весь материал, гоняет остальных участников в хвост и в гриву, чтобы играли как надо, он ещё и со мной ругается на тему того, как мне петь. Потому что я как вокалист, как только начинаю петь слова, а не просто ноты, сразу пытаюсь передать эмоцию, мысль какую-то, интонирование в речи и так далее. Это автоматически тащит за собой изменения в ритмике, фразировке, а часто и ноты хочется спеть другие, потому что у меня свои представления о музыкальной эстетике... В итоге мы с ним много препираемся, но оно и к лучшему, потому что сразу вскрываются слабости аргументации или материала – там, где они есть, происходят какие-то взаимные уступки. В спорах рождается, так сказать, истина.

Напрашивается сам собой вопрос - наверное, бывают ситуации, когда трудно петь текст с технической точки зрения? Как удается находить компромисс?

Тут как раз всё просто: либо согласуем фразировку и ритмику по-другому, либо меняем текст, согласовав с автором. Или не согласовав - я просто придумываю, как всё это спеть, начинаю петь, все слышат, и, если ни у кого возражений нет, то эта версия и живёт дальше. Технически сложно петь, когда слов много, когда в тексте скороговорки, но я по возможности стараюсь не отказываться от них. Это своего рода вызов, надо как-то ухитриться справиться.

На каком языке тебе больше нравится петь, и на каком все же удобней (если это слово здесь уместно)?

Нравится петь так, чтобы песня вкусно звучала, это и по-английски, и по-русски может быть. По-русски, как это ни смешно, лично мне довольно сложно петь иносказательно, язык заставляет больше конкретики давать, а она немного прибивает свободу восприятия. А с английским как-то по внутренним ощущениям иначе получается, даже вполне конкретные выражения читаются как более свободные что ли, по смыслу. Больше простор для воображения, наверное. Но это частные случаи, просто для примера.

Возвращаясь к «Человеку в картинках», не могу не отметить шикарное оформление. Как создавался дизайн - есть ли там идеи группы, или это целиком заслуга дизайнера?

Обложку рисовал нам Алекс из Mayhem Project, а вот что касается дизайна буклета в целом, начиная от идеи раскрашенных в цвет-тьму физиономий (отдельно хочется сказать спасибо за отличную реализацию идеи визажисту Дарье Радченковой и нашему бессменному фотографу Анастасии Бельской) на разворотах и заканчивая оригинальной вёрсткой текстов песен в «книжном формате», всё это - работа нашего давнего хорошего друга Вячеслава Куприянова. Он уже много лет делает для нас отличные оформления всего, что требует дизайнерского подхода, и мы ни секунды не сомневаемся, к кому обращаться, когда что-то ещё нужно привести к эстетичному полиграфичному виду. Какие-то мелочи по оформлению мы с ним прорабатывали вместе, конечно же, но окончательные версии - его работа.

Как прошел тур в поддержку альбома, и есть ли планы по его продолжению в ближайшее время?

В планах несколько выступлений, но уже не в рамках тура, а дальше время покажет.

Удается ли обычно что-то посмотреть в городах тура, и что больше всего нравится в гастрольной жизни, несмотря на все ее сложности?


Посмотреть город порой удаётся, если позволяют погода и время, а нравится больше всего именно сам процесс - приехать в другой город, посмотреть на людей, познакомиться, выступить для них, почувствовать их энергетику, порадоваться тому, что они нас слышат, знают и понимают... Ну и, само собой, банда у нас развесёлая, сам процесс общения крайне забавен бывает.

Была идея исполнить в каком-то из городов «Бездну» с девушкой оттуда. Все получилось?

Да! Сначала затеяли в Волгограде местный конкурс-караоке, это было по инициативе тамошних организаторов, а потом я предложил устроить кастинг, чтобы выбрать девушку, которая споёт со мной дуэтом - мне эту песню петь целиком всегда как-то неуютно, поскольку изначально там первая половина текста от лица девочки. Принцип Тома Сойера в действии.
В Ростове просто как-то так удачно получилось, что нашлась девушка, которая хотела с нами спеть, и я с радостью согласился, надо же отдыхать. Возможно, будем и в других городах устраивать такие шоу тоже, там видно будет.

Не могу не спросить о песне «Моя ведьма» с группой Ангел-Хранитель. Как родился этот дуэт, учитывая, что группа малоизвестная и, к тому же, не из Москвы?

Всё очень просто: познакомились мы в Интернете, в сентябре 2014 года у нас был концерт в Ростове, пообщались ещё... Потом ребята предложили мне спеть песню для их альбома. Интересная получилась задача - те, кто слышал, знают, что я там спел немного нехарактерно для себя, в более лиричной манере, чем это принято в металле. Мне самому понравилось, хотя, конечно, что-то можно было сделать и получше, как обычно постфактум приходит осознание.

А с кем ты сам хотел бы спеть?

Сложный вопрос. Мне нравится петь с классными вокалистами, это и, как бы сказать, внутренне тонизирует, придаёт каких-то творческих сил, и интересно общение в процессе. Например, в проекте Forces United, который продюсирует всем хорошо известный Кирилл Немоляев, участвует много вокалистов, в том числе и знаменитых западных, так что с формальной точки зрения я с ними как бы пою, но по большей части там отсутствует человеческое общение, т.е. они у себя где-то за бугром спели, прислали, а я свою партию записываю здесь... Сложно всё это, но интересно.

Мини-альбом Forces United вышел почти одновременно с «Человеком в картинках», что стало дополнительным подарком для ваших поклонников. Как тебе работалось с Максом Самосватом, а также сольно над просто невероятной песней “Immortality”?

С Максимом мы в процессе этой работы не пересекались, он всё делал у себя на студии, а что касается “Immortality”, там очень интересно было. Продюсировал всё Кирилл, он следил, чтобы я пел, как ему нужно, а я как раз в этой песне почувствовал что-то своё, и много было споров по этому поводу. В итоге есть моменты, которые получились не совсем удачно, но в целом я очень доволен.

Не могу не поблагодарить тебя за выступление в Нижнем Новгороде с Эпидемией, и отдельное спасибо за выход в народ, несмотря на то, что до поезда оставалось мало времени. Какие у тебя самого впечатления после этого концерта?

Очень понравилось, как принимали. Просто кайф. Не выйти на автограф-сессию при наличии возможности (уточню - не у всех музыкантов это получилось чисто технически) было бы, с моей точки зрения, крайне невежливым шагом. Собой немного недоволен, т.к. до сих пор не вполне восстановил голос после болезни, поэтому были сложные моменты в выступлении.

Наверное, сложно сразу после концерта снова выходить к людям? Тем более, что все хотят не только получить автограф, но и сфотографироваться, и поговорить... Или это, может быть, наоборот, придает сил?

Скажем так - мне сложно заставить себя выйти сразу, ещё не переодевшись, мокрым как мышь и в насквозь мокрой одежде, хотя, говорят, некоторым зрителям это нравится. А вообще да, это окрыляет. Наверное, я пока не успел устать от таких мероприятий.

Знаю, что ты не расписываешься на деньгах. А еще на чем?

О... не могу заранее сказать, это не религиозное или принципиальное отношение. В каждом случае решаю на ходу. На дешёвой купюре неприятно расписываться, когда такое подсовывают для автографа - это говорит о самом человеке и об его отношении к тому, о чём он просит, достаточно красноречиво и создаёт отталкивающее впечатление.

Возвращаясь к Эпидемии... Как тебе с ними работается?

Всякий раз с удовольствием. Они очень симпатичные в общении люди, классная команда, всегда всё организовано нормально, спасибо их менеджменту, в общем, праздник души.

Если ничего не путаю, то «Энди Вортекс» появился еще до того, как ты начал петь в «Ариде», потому что нужен был «ник», а то, что «Арида» тоже «Вортекс», получается, совпадение, правильно?

У группы изначально было название Vortex, в остальном правильно. Никнейм “Andy_Vortex” я себе взял в августе 1999 года при регистрации на форуме ixbt.ru, потому что искал там помощи в решении проблем со звуковой карточкой Aureal Vortex I, которой тогда пользовался. База пользователей там как раз осенью 1999 года рухнула, поэтому, к сожалению, пруф предоставить не смогу.

Как начиналась твоя вокальная карьера - наверное, до «Ариды» было еще что-то?

Да, если это можно назвать карьерой. Песни разные я пел под гитару лет с 12 или 13, поначалу, в основном, песни Аквариума и Воскресенья, на публике петь очень стеснялся, так уж получилось... Ни в каких группах до 1991 года не участвовал, а тогда приятель познакомил меня с ребятами, которые мои любимые песни пели в переходах Москвы, и я как-то прибился к этой компании. Два года я с ними там «выступал», заработал подпольную кличку «Андрей-Воскресенье» (в основном, чтобы меня отличать от других Андреев, которые там посменно пели, и за то, что репертуар одноимённой группы хорошо пел). После этого несколько лет ничего не было, кроме пения под гитару опять же в компаниях, пока где-то под конец 1999 года я не понял, что больше не могу, надо искать группу и попробовать себя там. В Интернете на форуме guitars.ru наткнулся на объявление: «В группу требуется вокалист с высоким чистым голосом» и позвонил. Оказалось, что это группа Vortex ищет вокалиста. Объявление нашёл 9 декабря, 12 декабря пришел на репетицию, спел “Wasting Love” и “Аces High”, ребятам понравилось. 10 января 2000 года состоялся концерт с моим участием в клубе «Свалка». Есть даже видеозаписи, но мы их пока не публиковали.

Не могу не спросить, как ты оказался в группе Ольви, тем более, что к тому времени ты уже пел в «Ариде». Как получалось совмещать два коллектива, особенно в 2006 году, когда у обоих вышло по альбому?

Совмещать удавалось легко, мы не были перегружены концертной деятельностью, а на студии времени хватало вечерами, когда ещё было достаточно ресурсов, чтобы спать по 4-5 часов в сутки и нормально функционировать. А с Ольви это забавная история. Если я правильно помню и сопоставляю данные, то дело было 26 апреля 2003 года, поехали мы компанией малознакомых людей на автомобиле на концерт группы Ария (да, не смейся) в Брянск. Концерт в цирке должен был проводиться, точно помню. В этой компании я знал только одного человека, всего было четверо вместе со мной, этот человек как раз был заводилой и организатором алкотрипа, сам он сидел за рулём, а остальные трое знакомились, общались и пили пиво, которого с собой запасли несколько ящиков. Одним из незнакомых мне людей и оказался Тимофей Щербаков, основатель группы Ольви, который вообще ехал не на концерт, а ему просто было по пути, он автостопом добирался куда-то в Крым, что ли... Познакомились, пообщались, Тим между делом спросил что-то вроде «а как насчёт спеть на альбоме?», я сказал, что буду рад, а потом у нас на скорости около 100 км/ч где-то на 80-м километре от Москвы отвалилось колесо. Как ты понимаешь, оставшуюся часть дня мы приводили в порядок нервы и искали, где бы хоть как-нибудь колесо приделать, чтобы доехать обратно. День был выходной, все окрестные мастера уже где-то валялись «в слюни». В общем, нашли под вечер кого-то вменяемого со сварочным аппаратом, кто нам колесо насмерть приделал на место. Про Арию, само собой, уже забыли, вернулись по домам злые, а потом, где-то через год, Тим появился, нашёл меня, напомнил насчёт альбома, и пошло дело.

Как ты сейчас работаешь над вокалом? От релиза к релизу очень хорошо слышен огромный прогресс - собственно, как и в альбомах в целом. В чем секрет?

Никаких секретов, я постоянно учусь - занимаюсь с преподавателем. Само собой, сейчас, когда мальчишеское хулиганство не так в крови кипит, больше получается уделять времени не истошным воплям на адских верхах, а эмоциональному насыщению при пении.

Читаешь ли то, что пишут в Сети о группе - например, отзывы на альбомы и концерты?

Конечно, я ещё не настолько постарел и растолстел, чтобы не волноваться о том, что обо мне думают (в том числе и особы противоположного пола!). Если серьёзно, то, конечно же, нам всем важно, какой отклик даёт то, что мы делаем, насколько заметны наши огрехи при живом выступлении, и, что ещё важнее, не становятся ли они главной темой для обсуждения вместо получения удовольствия от песен как таковых.

Как думаешь, можно ли исправить ситуацию с тяжелой музыкой в нашей стране?

Конечно, можно, только сначала нужно исправить ситуацию, которая всех, кто занимается любыми видами бизнеса, научила принципу «урвать и убежать» вместо того, чтобы мыслить стратегически и строить долгосрочные перспективы. Если бы бизнесмены не были, чаще всего совершенно обоснованно, уверены в том, что «завтра будет неизвестно что вообще, поэтому надо урвать сейчас, и гори всё огнём», и не было бы тотальной коррумпированности, которая до такой степени гипертрофирована, что сжирает всё, что только можно, и мешает ведению честного бизнеса, то музыкальная индустрия могла бы работать честно и давать пусть небольшие, но гарантированные прибыли, обеспечивать рабочими местами представителей всех музыкальных стилей и т.п. Понятно, что какие-то жанры всегда популярнее прочих, но тут хоть как-то могли бы жить все. Сейчас это нереально, потому что если группа не является УЖЕ популярной, то и заниматься ею и раскручивать никому не хочется. Как-то так, я думаю. Впрочем, это всё «кажимость», наверное. По сути, если бы жизнь была тёплой, размеренной и распланированной, рок во всех проявлениях никому бы нафиг не упёрся – «ну их, шумят, отдыхать мешают».

Есть точка зрения, что Arida Vortex были бы гораздо популярней, преобладай в вашем репертуаре песни на русском. Конечно, музыкантам лучше знать, как и что делать, но мог бы ты как-то прокомментировать эту теорию?

Да, наверное, смысл в этой теории есть. Публика воспринимает группу либо как «заезжих знаменитостей», либо как «своих родных». В первом случае надо, если в принципе музыка нравится, бежать на концерт, тащить друзей и слушать, открыв рот/тряся козой/мотая хаером, в общем, «ценить, пока дают» Во втором случае - «как это, они ж свои, русские, поют для русских, какого чёрта на английском? Ты ваще с какого раёна, что по иностранному заговорил?». И тут без толку объяснять, что художник выбирает то средство выражения, которое ему больше подходит. Публика ожидает, что её будут кормить чем-то простым и понятным, что легко жуётся, а ещё лучше - сразу проваливается в пищевод и канализацию, минуя мозг. Это я немного утрирую, конечно, но тенденции таковы, что сложность информационных форм, которые современная отечественная публика (про зарубежную не готов рассуждать) способна и хочет воспринимать, в среднем неуклонно падает. Понятно, что всегда остаются люди, для которых сложная музыка и неродной язык не являются препятствием для восприятия, но их, к сожалению, убывающее меньшинство. Опять-таки, по моему мнению, это убывание не до нуля, но остановка процесса и установление равновесия, наверное, произойдёт не сегодня и не завтра.

Как группе удавалось справляться с тем, что до недавнего времени участники, кроме тебя и Романа, постоянно менялись?

С трудом, хотя, должен отметить, что Вадим Сергеев пришёл в группу уже НЕ недавно и оказался не только отличным барабанщиком, но ещё и мощной опорой для коллектива в целом. Так сказать, табурет на трёх ногах уже не раскачивается. А до него очень серьёзную роль в поддержании боевого духа коллектива играл, например, Миша Немировский.

Есть ли какая-то деятельность, в которой ты бы хотел себя попробовать в будущем?

Да, я много в чём хочу себя попробовать. Например, в качестве пилота самолёта (вообще, конечно, с детства хотелось быть космонавтом, но тогда со здоровьем не всё было хорошо, а со временем пришло понимание, что «у генерала тоже есть дети» и т.п.).

Наверное, довольно известная фамилия накладывает какой-то отпечаток, груз ответственности?

Как сказать... Наша фамилия известна далеко не так широко, чтобы я прочувствовал этот груз. Всё-таки за пределами генетики и ядерной физики вряд ли кто-то вспомнит о ее носителях. Но, наверное, что-то есть, да.

Когда ты учился, планировал посвятить жизнь науке?

Когда учился - да, я очень хотел сделать в науке что-то важное. До сих пор иногда испытываю сожаление по поводу того, что не сложилось. В своё время для этого надо было, наверное, уезжать за границу работать и продолжать совершенствоваться... В принципе, возможности были, но я тогда от них сознательно отказался. Если бы не отказался, то не пел бы в Arida Vortex, Ольви и Эпидемии, много чего по-другому бы сложилось.

Ты довольно много путешествуешь. Что понравилось больше всего, и где еще хотелось бы побывать в первую очередь?

Всё познаётся в сравнении. С моей точки зрения я путешествую катастрофически меньше, чем хотелось бы. Больше всего пока что неизменно нравятся страны Средиземноморского бассейна - Греция, Испания, Италия, даже затюканная туристами Турция - там без разницы, само море и природа нравятся. Очень хочется добраться до островов Тихого океана, Галапагосов, например, но пока не складывается план-схема поездки, попутчиков бы опытных найти. Собственно, много куда ехать впервые нужно с опытным попутчиком, иначе поездка так и останется галочкой в календаре и бессистемным набором фотографий.

Наверное, сложно выделить, но мог бы ты назвать несколько самых любимых фильмов, книг и вокалистов?


Пожалуй, что да, сложно... Бывает иногда такое состояние духа, что можно назвать любимую книгу, фильм, вокалиста одну штуку и безо всяких сомнений, а сейчас такой непростой период в жизни, когда всё неоднозначно. Например, на данный момент у меня одна из любимых песен, может быть, даже самая - это “Hallelujah” Леонадра Коэна в исполнении Кей-Ди Лэнг. Любимая книга, которую я не устаю перечитывать - это “Glory Road” Хайнлайна. Вокалисты... С ними сложнее. Много знаю таких, на которых хочется равняться. В пауэр-метале для меня это, например, Даниель Хейман (Lost Horizon, Heed), просто невероятный голос.

Удается ли с твоей загруженностью выбираться на концерты и прочие мероприятия в качестве зрителя?

О да, я начал учиться разгружать бессмысленную загруженность и заставлять себя вылезать на концерты даже не особенно важных для меня исполнителей просто для того, чтобы прочувствовать атмосферу, проникнуться ею... Такая своеобразная энергетическая подпитка.

Какой видишь свою жизнь лет через 20-30, и каким - будущее человечества в целом?

Свою жизнь... Себя представляю добившимся успехов в чём-то, с возможностью свободно путешествовать по глобусу, примерно таким же, как сейчас (в смысле, не жирным и не немощным стариком), а вот что будет с человечеством - это как раз то, что мне интересно увидеть своими глазами. Не хотелось бы становиться придатком суперкомпьютеров.

На сколько лет себя ощущаешь сейчас?

На 30 где-то,  хотя из-за недосыпа порой похуже.

Диапазон не главное, но все же -  сколько у тебя октав?

Ненавижу этот вопрос. Люди его задают, не интересуясь тем, что есть разница между издаванием звуков нужной высоты и пением там же. Не знаю, сколько октав, но немного - по внутреннему ощущению.

В семье кто-то занимается музыкой или каким-то еще творчеством?

Моя мама - заслуженный преподаватель России, детишек учит на фортепиано играть вот уже лет 35. Сестра - оперная певица.

Скажи, пожалуйста, что-нибудь миру напоследок.

Уважаемый Мир! Пожалуйста, воздержись от форс-мажорных действий в отношении человека как вида, дай шанс построить светлое будущее! Дорогие люди! Пожалуйста, перестаньте каждый день и час думать о том, кого бы следующим сожрать, лучше обернитесь вокруг и посмотрите, как прекрасен Мир, когда его не портит рука и нога человека! Старайтесь понять друг друга... Ведь это всё как бабочка, которую непросто приманить, но легко спугнуть. И будьте добрее, что ли. Всем RRRRROCK!

Официальный сайт Arida Vortex: http://www.aridavortex.ru

Интервью: Digital Skin
Фото: Анастасия Бельская
28 апреля 2015 г.
©HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker