Возвращение

Возвращение
Музыка не знает границ

31.03.2015

Архив интервью

Московская группа Возвращение хорошо известна среди поклонников фолк-рока, наполненного глубокими, серьёзными текстами. Коллектив, существующий с 1999 года, в прошлом году наконец-то выпустил долгожданный новый альбом «Родниковая родина», на котором впервые за много лет представлена в студийном варианте его электрическая ипостась. По этому поводу мы решили пообщаться с лидером Возвращения, автором практически всей музыки и текстов, гитаристом и вокалистом Сергеем Канунниковым, который рассказал нам о двух составах коллектива, новых песнях и роли слова в рок-музыке.

Сергей, у группы Возвращение совсем недавно вышел новый электрический альбом, который называется «Родниковая Родина», с чем я тебя и поздравляю!


Спасибо, я сам очень долго ждал выхода этого диска.

Я хорошо помню, как в 2003 году услышал ваш дебютный альбом «Вверх по течению» и по-хорошему обалдел. Однако следующей работы в электричестве пришлось ждать более десяти лет. С чем это связано?

Мы слишком многого ждали от первого альбома, ничего не смыслили ни в организации концертов, ни в рекламе, и, по большому счёту, не были участниками той активной музыкальной тусовки, которая задавала тон в клубах Москвы. Несмотря на довольно качественный по тем временам звук, нам не удалось пробиться в ротацию ни на одну радиостанцию. Было несколько авторских программ, в которых прозвучали песни с альбома «Вверх по течению», из самых ярких – «Серебро»  на «Эхе Москвы» и «Герой нашего времени» на «Нашем Радио».  На крупные фестивали нам тогда тоже попасть не удалось. Чтобы расплатиться со студией, я долгое время потом работал в командировках, в Тюмени у нефтяников, на Московской железной дороге, строил системы связи. В песнях никогда недостатка не было, и полноценный электрический альбом мы начали записывать ещё в 2005 году, но он так и не был завершён, «Родниковая Родина» его опередила. Нас знали в регионах, но этой известности не хватало для того, чтобы организовывать полноценные гастроли. Отсутствие навыков музыкального менеджмента не позволило реализовать личные амбиции участников группы, единым энтузиазмом сыт не будешь. Потому одни музыканты уходили, у других не было возможности вкладывать достаточно сил в деятельность группы.  На первый взгляд, музыка даже с первого альбома может показаться простой, но на практике её исполнение требует довольно серьёзного музыкального уровня, гармонии, структура песен, мелодические партии – всё не «квадратное», не стандартное, поэтому нам приходилось искать музыкантов-любителей, которые были бы мастерами своего дела, и при этом еще и единомышленниками.
Со временем пришло понимание того, что Возвращение не вписывается в мэйнстрим (я говорю о мэйнстриме в рок-музыке) по нескольким причинам, и главная – это содержание песен. Довольно резкие социальные тексты, многие из которых можно услышать в альбоме «Карусель» (2007), не укладывались в формат тогда ещё нередкого официоза (я про всевозможные «Дни города» и прочие культмассовые праздники), а наличие в репертуаре группы довольно большого пласта песен с исторической подоплёкой нередко отталкивало  широкую аудиторию, привыкшую к бунтарской, вечно протестующей против всего энергетике мэтров жанра. Даже от ведущих радиоэфиров в большинстве передач я часто получал вопрос – как вы умудряетесь держать аудиторию настолько сложным материалом? А я как-то привык с людьми общаться на равных и никогда не держал слушателя за дурака. Станет интересно – человек возьмёт книгу и прочитает, если что-то непонятно.

Спасибо за столь развёрнутый ответ, хочется надеяться, что  ожидание следующей пластинки не затянется на долгие годы. В течение многих лет отсутствия нового альбома в электричестве у слушателей могло сложиться ощущение того, что группа полностью ушла в акустику, и электрический состав недееспособен. Расскажи, а как вообще группа умудряется существовать в двух разных составах, и что каждый из них для тебя значит?

Уход в акустику был для нас единственным выходом. Акустический состав можно было варьировать, мы выступали и дуэтом, и трио, и квинтетом, количество концертов резко увеличилось. Мы просто стали более подвижными, научились быстро адаптировать аранжировки песен под резко меняющиеся условия выступлений. Организаторам концертов стало легче нас приглашать, к тому же, по мнению многих наших слушателей, в акустике тексты песен воспринимаются легче. Меня, если честно, огорчает тот момент, что широкая аудитория теряет способность воспринимать содержание в музыкальных произведениях, выбирая, в лучшем случае, близкую понятную эмоцию, а  в худшем – развлекательный фон. Мы записали два любительских диска, прежде чем научились подходить к акустическому звучанию профессионально. Акустика более требовательна к студии, к помещению, микрофонам, сохранить естественный «воздух» звучания акустических инструментов довольно сложная задача. Профессиональная работа появилась только в 2011 году, это был альбом «Непрошедшее время», записанный на студии Андрея Шепелёва. Существование электрического и акустического состава – не редкий случай в наше время, многие группы сталкиваются с теми же проблемами, что и Возвращение. Во многих городах, особенно в глубинке, просто нет таких залов и оборудования, которые нужны для электрического звучания, а концертная деятельность для музыкантов единственная возможность выжить, студийная деятельность приносит доход очень немногим людям.

И всё же электрический состав Возвращения жив и недавно усилился гитаристом Андреем Седлецким (экс-Arida Vortex). Расскажи, как вы нашли друг друга, и вообще представь действующий состав команды.

Андрея нашли с помощью портала musicforums.ru. Поиски были долгими, я отправил много писем разным людям, но кандидатов было немного.  Ему просто понравились наши песни, я рад, что мне довелось играть музыку с таким гитаристом.
В электрическом Возвращении сейчас постоянно задействованы помимо меня и Андрея четверо музыкантов: бас-гитарист Артём Десятун, являющийся также студийным звукорежиссёром группы, Илья Кудряшов (народные духовые, бэк-вокал), Артём Кононов (ударные) и клавишник Алексей Капитанов, который в последнее время редко выступает с нами. В акустике также задействованы бас-гитарист Никита Алешин, перкуссионист Олег Козлов и  балалаечник Денис Забавский.

Вернёмся к недавно вышедшей пластинке. Новый альбом получил массу тёплых отзывов в сети, в том числе и от коллег-музыкантов, а как ты сам оцениваешь эту работу, всем ли ты доволен?

Это правда, коллеги-друзья были единодушны, пару приятных отзывов написали даже американцы. Альбомом я доволен, тем более сведение и мастеринг мы делали сами, запись многих инструментов тоже была осуществлена своими силами. Это даёт надежду грядущие работы выпустить  «меньшей кровью». Даже партии приглашённых музыкантов, на мой взгляд, звучат гармонично, дают нужный окрас и при этом резко не выбиваются из концепции диска. Я уверен, что этот альбом проживёт свою долгую жизнь. Недоволен я тем, что работа слишком затянулась, но другого, к сожалению, было не дано. Если говорить о музыкальном языке «Родниковой Родины», то сочетанием народных духовых инструментов, довольно тяжёлой гитары, ритм-секции и в меру применённых виртуальных компьютерных эффектов мы старались дать слушателю своеобразный мостик между временами и эпохами, затронуть те пласты глубинной памяти, которые заложены, скорее на генном уровне, разбудить интерес к прошлому.  В то же время сказать: мы здесь и сейчас, и, несмотря на то, что всё внешнее меняется, рушатся города, меняется политика,  внутреннее, человеческое остаётся.  Добро и зло неизменны. Каждая песня с альбома – своеобразная веха, способ выхода из дремучего леса всевозможных проблем. Я не говорю о каких-то запредельных вещах, это простые формулы – радость, творчество, любовь. Обычно, когда я пишу новую песню, показываю её в первую очередь самым близким друзьям, они же и самые строгие критики. Судя по реакции «ближних» на альбом – нас поняли. Насколько «Родниковая Родина» окажется близка новой аудитории – покажет время.

Ты упомянул об американцах, что, в общем, довольно удивительно в контексте такой значимой составляющей вашей музыки как тексты. Как же они смогли понять, о чём идёт речь в твоих песнях, и как до тебя дошли эти отзывы?

Сложно сказать – речь идёт о незнакомых мне людях. Это были рецензии, опубликованные на тематических музыкальных форумах. Нам удалось самим представить альбом на многих крупных музыкальных Интернет-площадках, и он уже нашёл своего слушателя не только в России, но и за рубежом. Однажды мне довелось наблюдать за испанцем, не знающим русского языка, который слушал песню Высоцкого «Кони привередливые». Видно было, что песня его «зацепила».  Когда переводчица спросила его, чем вызвана его реакция, он ответил, что ему кажется, что в этой песне поётся о мчащихся по краю пропасти лошадях. Как это объяснить? Песня не является просто музыкальным произведением. Это такая выжимка из мыслей, эмоций, дыхания людей, которые её создавали. Потому музыка и не знает границ. Как русские люди, в массе своей не владеющие английским, в 60-е и 70-е годы восприняли рок-музыку, так сейчас за океаном воспринимают русских авторов. Конечно, масштабы несоизмеримы, но принцип тот же.

Поистине музыка не знает границ. И кстати, на диске с «Родниковой Родиной» названия всех песен переведены на английский язык, что при подчёркнуто русской душе вашей музыки несколько удивляет. Расскажи, для чего это было сделано?

Откровенно говоря, для публикации на iTunes (это уже реализовано) и ещё нескольких западных Интернет-ресурсах. Нам вообще хотелось бы побывать с концертами в Европе, людей посмотреть, себя показать. (Улыбается.)

Честно говоря, я не в курсе ситуации с востребованностью русскоязычного фолк-рока в Европе. У тебя есть какие-то данные об этом? Может быть, кто-то из зарубежных организаторов уже интересовался вами?

Про всех сказать не могу, вот коллектив Инны Желанной с разными программами –довольно частый гость в Европе. Но то, что они делают сегодня, сами определяют, как «прогрессив психоделик». В зарубежных гастролях Возвращения у организаторов заинтересованность пока вялотекущая, но она случается. Вот только до реализации дело не доходит. Директора на них не хватает зубастого. (Улыбается.)

Я желаю тебе, чтобы такой директор всё-таки нашёлся! А пока вернёмся на Родину. Несмотря на то, что все песни на пластинке очень отличаются, все они, тем не менее, связаны какой-то едва уловимой нитью, возможно, темой любви… А где ты черпаешь вдохновение при сочинении материала?

Очень много песен дарит земля. Просто песня рождается за несколько часов, бродишь себе где-нибудь в глуши, бродишь, глядишь и насобираешь строчек. Так была написана «Тайга» (на реке Юшут в Марий Эл), «Куликово Поле» (в Тульской области), «Заговор» (его авторская часть). Есть ещё один тип песен, – это песни-притчи, песни-истории, такие как «Скоморошья Доля», «Коловрат» или «Баллада о доблестном конквистадоре Родриго». Эти песни – плод долгих размышлений, реакция на прочитанные книги, иногда моментальная. Есть «песни-отклики», такие как «Гончар», «Монтёр» – они написаны либо при приобретении жизненного опыта (далеко не всегда положительного), либо под влиянием друзей.

В общем, как нередко говорят музыканты, вдохновляет сама жизнь. (Смеётся.) Однако мало просто написать песню. Всё-таки песен в мире огромное количество, и далеко не все они хороши. Если сравнивать такие жанры музыки как, например, «русский рок» и хэви-метал, то нередко в одном из них царят очень непростые тексты, наполненные сложными образами, при наличии примитивной музыки и слабого исполнительского уровня; в другом же зачастую Слово приносится в жертву ради Музыки. Всем известно твоё трепетное отношение к родному языку, но и музыку Возвращения не назвать трёхаккордной. Что для тебя важнее – текст или музыка, и как удаётся соблюдать необходимый баланс?

В песне важно всё – и слово, и музыка. Каждая нота – это событие, которое слышит человек, каждое слово – крупица смысла. Чтобы песня получилась гармоничной, важно поймать правильную эмоцию, даже удачно подобранная мелодия будет лишней, если не перекликается с содержанием на чувственном плане. Кстати, тот же Андрей Шепелёв нас критиковал за то, что песни «перегружены». Много сложных партий в сочетании с богатым «музыкословием» русского языка. Но мы остались «неисправимы». (Смеётся.) Англоязычным авторам в этом плане намного легче, поскольку английские слова просто короче. Меньше слогов – больше простора для ритмических вариаций, для вокализов ярких.

Кстати об английском языке – не было ли желания сделать несколько вещей именно на английском, чтобы в случае европейских гастролей слушателю было проще проникнуться вашим творчеством?

Нет, я один раз попробовал – какая-то блюзовая хулиганская история выходит, вроде Тома Уэйтса. А это совершенно другая вселенная, с ней надо долго учиться общению, чтобы можно было что-то своё выносить на публику.

А как вообще у тебя рождаются песни, обычно сначала приходит музыка или слова?

Самые лучшие (это субъективная оценка) – когда всё приходит одновременно. Хотя бывает по-разному.

Бывает ли так, что песня рождается в тот момент, когда невозможно её записать хотя бы в телефон, и ты её потом забываешь?


Нет, что-то стоящее не забываю никогда.

Давай поговорим о звучании нового альбома. На мой взгляд, альянс народных духовых и достаточно жёстких электрогитар на пластинке звучит очень красиво и гармонично. А как ты считаешь, не отпугнут ли тяжёлые гитары поклонников твоего акустического творчества?

Если бы я боялся, что что-то кого-то оттолкнёт – играл бы попсу. (Смеётся.)  Я от музыки получаю огромное удовольствие. Это и любимая работа, и дело жизни. Люди сами разберутся, что им ближе, придут на тот концерт, который посчитают для себя интересным. А мы постараемся сочинить побольше новых песен.

Ещё один вопрос о звуковой палитре. На новом альбоме звучат варган и горловое пение – как родилась такая аранжировка?


То, что в «Тайге» должен звучать якутский хомус, я задумывал изначально, это даже было предопределено текстом песни.  Но реализация была целиком на плечах музыканта из Казани Александра Батракова (Кхоол Жингел, Медвежий Угол). Мы ему просто отправили уже предварительно сведённую композицию, а Саша сам записал на неё несколько вариантов партий горлового пения, игила и варгана (хомуса). Нам осталось только выбрать, что мы и сделали. Саша записывал эти партии в Казани, присылал файлы по электронной почте, а дальше колдовал уже я как саунд-продюсер этого диска и Артем Десятун как звукорежиссёр.

Кстати, я слышал, что при записи альбома ты сам записывал часть партий электрогитары. Правда ли это и если да, то с чем это связано?

В Возвращении долгое время играл Григорий Завальный в качестве гитариста. К сожалению, между ним и остальными участниками коллектива возникли непреодолимые противоречия во взглядах на музыку и подход к работе, поэтому пришлось расстаться. Чтобы работа не останавливалась, пока мы искали нового соратника, я записывал гитарные партии сам. Надо сказать, что мы рады тому, что Григорий нашёл себя в другом коллективе. Ну а я со своей стороны получил бесценный студийный опыт.

Может, когда-нибудь на концерте Возвращение прозвучит в две электрогитары?


Лучше уж в две жалейки, они-то помощнее электрогитары будут. (Смеётся.)

Я знаю, что не успела отгреметь премьера «Родниковой Родины», как вы уже вплотную занимаетесь следующим электрическим альбомом. Расскажи немного про эту работу, как так получилось?

Как уже раньше говорилось, была еще одна электрическая  работа, которую мы начали записывать ещё в 2005 году. Многие из песен того времени так и не вошли ни в один из студийных альбомов Возвращения. Удивительным образом несколько абсолютно новых работ дополнили тот материал, над ними мы сейчас и работаем. Надеюсь, следующая работа Возвращения будет своеобразным продолжением «Родниковой Родины», но кое-что новое в звучание мы обязательно постараемся привнести.

Буду с нетерпением ждать этого альбома, а пока продолжим разговор об уже выпущенных песнях. Если вслушаться в их тексты, прочувствовать слог, проникнуться образом лирического героя, то на мгновение может сложиться впечатление, что автор этих текстов живёт, несколько дистанцируясь от современных реалий с их многочасовыми пробками, вездесущими гаджетами и бешеным ритмом жизни. А как на самом деле у тебя обстоят отношения с атрибутами современности? Пользуешься ли ты, например, планшетом, интернетом?

Если послушать их ещё более внимательно, то сложится впечатление, что ничего с годами не меняется. Особенно рекомендую песню «Полыхала степь», чтобы точно донести свою мысль. Хотя от современных реалий действительно хочется дистанцироваться, особенно от человеческой ненависти. Современные реалии – это такое же глухое средневековье, только с андроидами, макбуками, эффективным маркетингом и яркими обёртками, телерекламой, где гуманизм  и справедливость очень часто рекламируются людоедами с навыками карточных шулеров. При этом добро присутствует в каждом человеке, стоит лишь присмотреться к нему получше и дать ему шанс побыть человеком. А что касается техники, то я до сих пор тружусь инженером в сфере информационных технологий. Возвращение не самый востребованный коллектив в России.

Однако группа живёт и уже не первый десяток лет сочиняет песни, записывает альбомы и даёт концерты. Скажи, интересно ли тебе на данном этапе развития слушать музыку, или все силы уходят на сочинение и исполнение собственной?

Я внимательно слушаю весь отечественный андеграунд, таких людей как Алексей Вдовин, Александр Логунов, Юлия Теуникова и многих других. Очень нравится то, что сейчас делает Инна Желанная. За «буржуйскими» новинками удается следить только по дороге домой с репетиций, когда Артём Десятун за рулем, он частенько ставит что-то интересное.

Приятно слышать, что профессиональный музыкант не вытеснил в тебе слушателя. И, кстати, о новинках – сколько я себя помню, идут разговоры о том, что рок мёртв, но новые группы по-прежнему создаются, а новые песни всё так же сочиняются и записываются. А что ты думаешь о нынешнем состоянии современной рок-сцены и, главное, о её будущем?

Рок-сцена существует во многом благодаря энтузиазму организаторов и музыкантов. По моим наблюдениям, интерес публики к живым концертам падает – современная жизнь предлагает огромное разнообразие способов проведения досуга. Концерты организовывать стало сложнее. Отдельной жизнью живут группы, рождённые на пике популярности рока, их деятельность можно назвать шоу-бизнесом в хорошем понимании этого слова. Самое интересное, на мой взгляд, происходит на «стыке жанров», своеобразное смешение музыкальных стилей даёт нередко прекрасный результат. Мне бы хотелось, чтобы будущее было за такими группами, смелыми экспериментаторами, которые творят без оглядки на конъюнктуру. Хотелось бы, чтобы литературное слово не ушло из рок-музыки. Пожалуй, это единственная черта, которая позволяет отечественным группам как-то конкурировать  на российском же музыкальном рынке с американскими или европейскими группами. У тех гораздо больше возможностей, главная из которых заключается в том, что у музыкантов есть ресурсы профессионально развивать авторские проекты, отдавая им всё своё время благодаря развитой концертной сети и государственной поддержке в том числе. Но поэзия в текстах песен встречается довольно редко. Я несколько раз слышал от молодых, лет по двадцать людей такие реплики: «Разве отечественная музыка может быть хорошей? Никогда ничего приличного не слышал». Парадокс сегодняшнего дня заключается в том, что  современное музыкальное искусство, опирающееся на традицию, пропитанное настоящей глубокой любовью к родной земле (не путать с матрешечным патриотизмом), при декларируемых элитой абсолютно оправданных реальностью патриотических идеях остаётся таким же невостребованным в медиа-пространстве, как и раньше.  В почёте остаются лубочные песни-пляски, исполняемые искусно мимикрирующими мумиями, которые так же радостно плясали на развалинах погибающего СССР. Именно эта шизофрения, на мой взгляд, рождает пропасть между истинными носителями культуры и простыми людьми, вызывая тот же эффект, что наблюдался в 20-30-е годы. Я считаю, что нужно помнить о судьбах поэтов Серебряного века, чтобы понимать, к чему может привести дальнейший раскол. А современные рок-поэты выворачивают собственную душу наизнанку перед аудиторией с не меньшей честностью. Могу даже с уверенностью сказать, что самые яркие произведения, рожденные авторами русского рока, граничат с таким церковным определением, как «публичная исповедь».

Ну что ж, будем надеяться на лучшее будущее рок-музыки. А что ты думаешь про человечество в целом? Есть распространённое мнение, что люди сейчас стали более злыми, чёрствыми, что бесконечная гонка за золотым тельцом серьёзно развратила людей – согласен ли ты с этим?

Я не могу думать про человечество в целом, среди моего круга общения немного людей с другим цветом кожи или паспорта. Люди вокруг меня сильно реагируют на медийный посыл, агрессии стало больше и в социальных сетях, и на улице. Я считаю, что в такой ситуации надо поменьше обобщать, стараться не вешать ярлыки, больше обращать внимание на личность собеседника, а не на гражданство или социальный статус. Могу сказать, что у моих родных и друзей это получается. Кстати, в Третьяковке по выходным всё так же не протолкнуться, так что «не дождётесь!» (Смеётся.)

Официальный сайт группы Возвращение: http://www.vozvraschenie.ru

Интервью: Вячеслав “Slash” Куприянов
Фото: Валентин Монастырский
26 марта 2015 г.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker