Epica

Epica
Крутящиеся частицы энергии

28.03.2015

Архив интервью | English version

Слишком много музыкантов любит говорить о том, что главная цель их творчества – заставить людей задуматься. К сожалению, лишь немногим это действительно удается, в то время как большинство таких попыток вязнет в научной или философской трясине или превращается в откровенное проповедование. Голландцы Epica принадлежат как раз к числу этих немногих. Хотя  их работы носят ярко выраженный развлекательный характер – много драйва, приятные мелодии, да еще и красавица-вокалистка, которая еще и действительно хорошо поет, в придачу, они в то же время способны предложить многое и думающему слушателю. Например, как насчет того, что для получения полного представления о текстах песен вам придется вооружиться словарем и самостоятельно перевести некоторые фрагменты с латыни? Кроме того, Epica регулярно обращаются в своем творчестве к сложным политическим вопросам, равно как и к фундаментальной философской и научной проблематике, и при этом стараются представить более одного взгляда на вопрос. Практически все вышеперечисленное можно найти на их последнем альбоме “The Quantum Enigma”, вышедшем на лейбле Nuclear Blast в 2014 году, а многое еще и совсем скоро услышать живьем – в конце апреля группа возвращается в российские столицы. В преддверии этих концертов гитарист и вокалист Марк Янсен вышел на связь, чтобы поделится с нами своими представлениями о мире и о музыке (да, именно в таком порядке)…

В первую очередь, хочу поздравить тебя с прошедшим днём рождения.


Спасибо!

Знаешь, есть люди, которые буквально ненавидят свой день рождения. Отключают телефон, не выходят из дома… А некоторые наоборот очень ждут праздника и стараются сделать этот день особенным. Какой подход тебе ближе?


Думаю, я как раз где-то посредине. Не могу назвать этот день своим любимым в году, но и не то чтобы я его ненавидел. Я стараюсь извлечь максимум из каждого дня, живу одним днём, так что для меня это такой же день, как и любой другой, и я стараюсь провести его с удовольствием. Я был дома, моя девушка организовала вечеринку, пришло много людей. Было весело. Но не сказал бы, что я особенно жду именно этого дня.

Что стало бы для тебя лучшим подарком?

Лучшим подарком? Хм… Я не материалист, так что материальные вещи не делают меня счастливым. У меня есть всё, что нужно, а чего у меня нет, то мне и не нужно. Так что я не слишком радуюсь, когда получаю ненужные мне подарки. Мне было бы приятно оказаться где-то, где я ещё никогда не бывал, например. Или просто погулять на природе. Вот такие вещи делают меня счастливым.

Вообще-то найти место, где ты ещё не был, будет сложновато…

Да ну, в мире так много мест, где я ещё не был! Думаю, я объездил только махонькую часть мира. И ещё так много всего не видел.

Скоро стартует вторая часть вашего тура, и в апреле мы ждём вас в Москве. Но учитывая текущую политическую ситуацию, некоторые фанаты переживают, приедете ли вы…

Мы точно приедем, если это будет зависеть от нас, но, конечно, я не могу гарантировать ничего, что от нас не зависит. Если, например, политическая ситуация ухудшится,  и нам не дадут визы, то, понятно, мы не сможем приехать. Есть вещи, которые от нас просто не зависят. Так что сейчас я могу пообещать только, что если это будет зависеть от нас, мы приедем. Нет ничего, что помешало бы нам приехать в Россию. Мы не из тех, кого можно напугать чем-то. Мы были во многих странах, где политическая обстановка была ещё хуже, и мы всё равно туда ехали. Так что, что бы ни случилось, мы приедем. Надеюсь только, не произойдёт ничего, что вынудит нас остаться дома.

По-твоему, политика не должна влиять на музыку?

Нет, абсолютно нет. Наоборот, я считаю, что, что бы ни происходило, поклонники тяжёлой музыки остаются одной большой семьей и не хотят иметь ничего общего с политическими дрязгами. Пропаганда есть везде. Здесь, на Западе, в пропаганде говорят о России, о том, что русским нельзя доверять. А в российской пропаганде говорят, что доверять нельзя Западу. Это вечная игра. Так всегда было, и так всегда будет. Мы же пишем музыку, мы хотим нести людям радость, мы не хотим иметь ничего общего со всей этой экономической ерундой, потому что в конечном итоге любая страна просто хочет добиться лучшего для себя. И это логично, потому что каждый хочет лучшего для своего народа. Вот почему продолжаются все эти политические игры, вот почему в мире происходят войны. Существуют только два вида причин: религиозные и политико-экономические. И ни одна из них не стоит того, чтобы избегать какую-то страну, потому что, как я уже сказал, мы пишем музыку, мы создаём искусство, мы хотим делать людей счастливыми. Когда мы играем концерт, мы хотим повеселиться, хотим помочь людям забыть о своих проблемах, а не напоминать им о них!

Спасибо, и будем надеяться, ничто не помешает вам отыграть эти концерты. А тем временем, прошло уже больше полугода с тех пор, как вышел ваш альбом (”The Quantum Enigma”, 2014). Очень часто музыканты говорят, что для того, чтобы составить мнение о своём альбоме, им нужно от него абстрагироваться. И что на это нужно время. Твоё мнение об альбоме изменилось за прошедшее с его выхода время?

Нет, совсем нет. На самом деле, оно остаётся точно таким же. Хотя я и понимаю, почему музыканты так говорят. Да, иногда мнение может поменяться через несколько лет, например. Но я всё ещё… Во-первых, прошло всего около года, даже меньше. Так что это было не так уж давно. Я очень гордился альбомом, когда он только вышел, и очень горжусь им и сейчас. Мне нравились все песни, которые мы поместили на альбом, и нравятся до сих пор. Нам было интересно, какие песни действительно будут звучать вживую так хорошо, как мы ожидали, и оказалось, что они все звучат очень круто. Так что всё, во что мы верили, действительно сбылось. И альбом мне нравится точно так же, как нравился год назад.  

Кстати о живом звучании. За время тура вы попробовали разные песни. Вы собираетесь внести какие-то изменения в сет-лист для второй части тура?

Да, во время европейского турне мы меняли некоторые песни. Мы вообще всегда экспериментируем, проверяем, какие песни будут звучать лучше всего. Так что основа сет-листа будет той же самой, но мы продолжим менять песни время от времени, чтобы сделать концерты более интересными для нас самих и для тех зрителей, кто собирается посетить сразу несколько концертов. Это две главные причины, почему мы меняем сет-лист.

Некоторые песни вы попробовали всего один раз и больше не играли. Почему? Они не пошли вживую?

Тут две разные причины. “Reverence” - это любимая песня некоторых членов группы. Так что я сказал, что мы сыграем её разок, чтобы порадовать группу. Но из-за фанатов мы не можем играть её часто, потому что им она как раз меньше всего нравится на альбоме. Так что вместо неё мы играем другие песни, которые люди хотят услышать. Вот почему мы сыграли “Reverence” только один раз. А что касается “Canvas of Life”… Мы думали играть её чаще, но потом спросили нашего инженера по свету, что он думает, и он сказал, что более тяжёлый вариант сет-листа звучит лучше. Когда ты играешь балладу, атмосфера всегда меняется, несколько теряется цельность шоу. У этого варианта есть свои достоинства и свои недостатки. Обычно мы всё же играем балладу, но в этот раз подумали: «А может, выкинем балладу?» Мы попробовали сыграть её один раз, но нам не показалось, что стоит так делать часто. Может быть, мы вернём её в сет-лист рано или поздно, мы пока не знаем. Так что дело не в песне, дело в цельности сет-листа. Мы предпочитаем играть более тяжёлые песни и не терять драйва из-за медленной композиции.

Такое впечатление, что тебе действительно интересна физика…

Да-да. Мне она очень интересна, и, я думаю, наука помогает нам отделять истину от лжи. Нам говорят о многих вещах, одна нелепее другой, но некоторые из этих несуразиц – на самом деле правда. И в этом вся прелесть! Каждая новая идея начинается с какой-то нелепой мысли. Сначала над ней смеются, потом она находит подтверждения, и в итоге люди с ней свыкаются.  Вот это мне и нравится. В квантовой физике тоже было много таких идей, и люди тоже поначалу смеялись, но сейчас многое из этого похоже на правду. Например, эти мельчайшие частицы, которые могут проходить сквозь стены, могут исчезать, могут находиться в двух местах одновременно. Мы просто не можем себе такого представить, потому что наш мозг не способен представить вещь, находящуюся одновременно в двух местах. Это совершенно потрясающий волшебный мир квантовой физики. С одной стороны, он очень сложный, но с другой – и очень понятный, очень завораживающий, - и поэтому мы постоянно возвращаемся к этой теме в наших песнях. Она очень интересна, и мы надеемся, что, послушав наши песни, люди тоже ею заинтересуются и начнут читать об этом.

Каких ещё тем ждать от вас? Может быть, гравитация или чёрные дыры?

Ну… (Смеётся.) Да, идея черных дыр ведь тоже началась с очень смелой мысли, которая потом подтвердилась. Я верю, что если что-то пришло тебе в голову, если ты можешь это представить, значит, где-то во вселенной это может существовать в реальности. Ты просто не можешь вообразить ничего настолько дикого, чтобы оно не могло существовать, и эта потрясающая особенность нашей вселенной заставляет задуматься, а из чего же эта вселенная состоит. Лично я пришёл к выводу, что вся вселенная существует только в нашем воображении. Мы как бы проецируем её вокруг нас, а потом воспринимаем её глазами, не понимая, что на самом деле происходит. Это новое течение в науке, и многие учёные считают, что так оно и есть. Это называется теорией «голографической вселенной», и лично я считаю, что в этом направлении и нужно двигаться. Потому что во вселенной, на самом деле, не существует никакой материи. Всё, что мы видим и воспринимаем как материю, на самом деле – вообще не материя. Это… ну да, энергия. Маленькие крутящиеся частицы энергии.

А ты веришь, что в мире есть хоть что-то реальное?

Да. Что точно реально, так это наше сознание. И наше взаимодействие с другими людьми тоже реально. Я думаю, мы живём в одном и том же мире, в одной и той же иллюзорной реальности, мы видим одно и то же, и наше общение происходит на самом деле. И ещё я думаю, что цель нашей жизни состоит в том, чтобы совершенствоваться благодаря тому опыту, который мы получаем в этом мире. Ещё ведь существуют околосмертные переживания. Это когда люди, в общем-то, уже мертвы, но их возвращают к жизни, и они всегда рассказывают о том, что, пока были мертвы, им открылась масса информации. Они ярко переживают обилие информации, ощущения ясности сознания и любви. Так что все эти вещи и в самом деле реальны. Для себя я сделал такой вывод: ничто вокруг нас не является тем, чем кажется. Всё, что ты видишь, всё это нужно подвергать сомнению, думать, что для тебя действительно важно в этой жизни. В конце концов, все материальные вещи – автомобили и всё прочее – совершенно не важны. Я пришел к этому выводу, и я надеюсь, многие другие придут к такому же решению, потому что, по-моему, именно так мы сможем сделать мир лучше. Всё равно ведь всё взаимосвязано, и ты не можешь думать только о себе, не заботясь о других, потому что если люди вокруг тебя несчастны, то и ты не будешь счастливым. Так что единственное, что действительно важно, - это попытаться добиться лучшего будущего для нас всех.

Раз уж мы заговорили на такие философские темы. Я наткнулась на строчку в вашей песне “Reverence (Living In The Heart)”, которая заставила меня задуматься: “Чтобы по-настоящему понять себя, не слушай свой разум» (“To really know yourself ignore your mind”). Что ты хотел этим сказать?

На самом деле, здесь речь идёт о наших мыслях. Они постоянно приходят тебе в голову. Ты рождаешься в этом мире, приобретаешь какой-то опыт, и у тебя в голове начинают автоматически появляться мысли. Их вызывают все наши переживания, наши отношения и разговоры с другими людьми, вещи, которые мы видим по телевизору, в кино или читаем в книгах… И эти мысли, они присутствуют постоянно. Непрерывный поток мыслей. Многие люди идентифицируют себя с этими мыслями, им кажется, что то, что они думают - это то, чем они являются на самом деле. Но это не так. Эти мысли – это не ты сам. Иногда в голову приходят очень жестокие мысли. Например, что ты хочешь убить собственную мать, что-то в таком духе. Такие мысли приходят в голову каждому. Но эти мысли – это не то, чего ты на самом деле хочешь, и не то, кто ты на самом деле есть. А с помощью медитации, например, можно заставить эти мысли прекратиться. По крайней мере, на какое-то время. И когда мысли исчезают, ты можешь понять, кто ты и что из себя представляешь. Вот это я и имел в виду.

Это очень глубокий смысл.

Ага, глубокий смысл в одной короткой фразе.

Да, действительно. В ваших песнях вообще много таких глубокомысленных вещей, и мне это очень нравится.

Спасибо, но я тоже черпаю вдохновение из книг, которые читаю, фильмов, которые смотрю, так что это всё не исходит целиком от меня. Это знание несут люди, изучающие подобные темы уже много лет. Получается, мы в буквальном смысле стоим на плечах гигантов. Все эти знания уже здесь, их нужно просто увидеть.

А потом появляетесь вы и облекаете эти знания в одно предложение…

(Смеётся.) Ага. Наверное, в этом и состоит наша миссия, как музыкантов. Чтобы заставить людей задуматься, мы используем музыку как основной инструмент и тексты – как дополнительный. В стихи мы вкладываем выжимку из того, что знаем сами, и надеемся, что это заставит людей задуматься, и они начнут сами искать источники всей этой мудрости. Я буквально вижу нашу задачу в том, чтобы информацию, которая попадает ко мне, передавать дальше, другим людям.

Кто пишет латинские тексты для ваших песен? Вы сами?

Какую-то часть мы делаем сами, но так как наши познания в латыни ограничены, нам помогает один человек, он преподаёт латынь. На самом деле, это брат Арьена Лукассена из Ayreon, это ещё одна известная голландская группа. Он с самого начала помогает нам с латынью. Ему это очень нравится, так что с ним просто приятно работать. А причина, почему мы вообще вставляем латинские тексты в свои песни, в том, что хор, поющий на латыни, звучит гораздо лучше. Очень эпично. И тексты становятся  более загадочными, ведь если кто-то действительно хочет понять текст полностью, он может перевести латынь и узнать о тексте что-то новое. Это своего рода головоломка, которую могут решить те, кто хотят знать всё. Это вызов для них.

Возможно, ты уже отвечал на этот вопрос, но я нигде не нашла ответа. Пожалуйста, скажи, кто такой Пятый Стражник? (“The Fifth Guardian” – это название интерлюдии на альбоме “The Quantum Enigma” – прим. ред.)

А я не знаю. (Дружный смех.) Это название придумали Симона (Симонс, вокал) и Исаак (Делахайе, гитара). Лично я понятия не имею, кто такой этот пятый стражник. Вообще-то я никогда у них не спрашивал. Надо будет спросить в следующий раз. (Смеётся.)

Ну ладно. Тогда расскажи мне об обложке. Она мне напоминает айсберг.

Да, там есть что-то похожее на айсберг. Но в данном случае, это каменная гора. Идея была такая: мы видим только верхушку горы, в то время как под поверхностью скрыто гораздо больше. Что-то, чего мы не можем увидеть, но можем познать другими способами. Видишь ещё, на обложке есть маленькая лодочка, огни которой шарят по воде, пытаясь там что-то найти, но этих огней недостаточно… И видишь этот буддийский символ в самом центре? Он олицетворяет разные пути достижения того знания, которое незримо присутствует вокруг нас.

Твоя любовь к культуре майя общеизвестна. Но для этого альбома вы выбрали буддийский символ. Поему так?


Ну, это не было осознанным решением. Просто так получилось. Мы отправили тексты художнику (альбом оформлял Штефан Хайлеманн – прим. ред.), он их прочитал и, получив немного дополнительной информации, нарисовал в итоге этот буклет. Когда я увидел обложку, то сразу же понял, что он имеет в виду. Но это и хорошо. Мы не говорили ему, что хотим получить в итоге, всё это он придумал сам. В текстах нет никаких отсылок к племенам майя, поэтому и на обложке их не оказалось, и это правильно, ведь в этот раз мы не писали о них ничего.

А твоё увлечение майя как-то изменилось после того, как конец света так и не случился?

Нет, это вообще никак не связано, потому что меня всегда восхищали знания, которыми владели древние майя. И это никак не поменялось. В древней культуре майя нет ничего ни о каком конце света в 2012 году, это просто конец одного цикла и начало нового. Так что я никогда не понимал, почему вдруг должен наступить конец света. Всё это – просто выдумки современных людей, падких до сенсаций. Они ещё говорили, что в 2000 году будет конец света, а потом что Нострадамус предсказал когда-то конец света… Просто так бывает, что ты читаешь книги на какую-то тему и пишешь про это, а потом переключаешься на книги на другу тему и пишешь уже о другом. Это естественный процесс развития, и то, что я сейчас читаю книги на другие темы, никак не связано с 2012 годом.

Недавно вы были в Мексике. Удалось побывать в каких-то древних городах?
 
Когда мы гастролируем, времени ни на что особенно не хватает. Очень редко получается куда-то съездить в выходной день. Обычно времени нет вообще. Если какой-то день кажется выходным, значит, в этот день у нас перелёт. Так что нужно выезжать из отеля очень рано, ехать в аэропорт, ждать там пару часов, потом – перелёт, и ты прилетаешь в другую страну. Не успеешь оглянуться, как уже вечер и пора спать, а на следующий день уже снова концерт. Но два года назад я целый месяц провёл в Мексике во время отпуска. Вот тогда у меня было достаточно времени посетить остатки городов майя и своими глазами увидеть все эти прекрасные места. Мне пришлось брать отпуск на целый месяц. Ничего другого я делать тогда не мог, я целиком сконцентрировался на воплощении своей мечты.
 
На ваших предыдущих альбомах всегда были песни, так или иначе связанные с политикой или какими-то социальными проблемами. Но не в этот раз. Это потому что ты всю политику отдал своей второй группе, Mayan?

Да, в каком-то смысле, так и есть. Стилю музыки Mayan хорошо подходит то, что я вижу вокруг и о чём пишу. А ещё я заметил, что некоторые люди очень близко к сердцу воспринимают вещи, о которых мы пишем, и лучше, если их недовольство будет связано с Mayan, чем с Epica. Может быть, это немного эгоистично, но благодаря Epica мы зарабатываем на жизнь. Так что мы хотим, чтобы фанаты шли на наши концерты с удовольствием, чтобы они забывали обо всех своих проблемах. А Mayan – это совсем другое дело. Если кто-то настолько разозлится, что не будет покупать диски Mayan, то это не страшно: мы всё равно создавали этот проект для собственного удовольствия. (Смеётся.)

Так ты хочешь, чтобы люди хорошо проводили время. А раньше ты говорил, что хочешь заставить людей задуматься. Нет ли здесь противоречия?


Нет, потому что мы хотим, чтобы люди веселились на концертах. Но когда они слушают нашу музыку дома, когда читают тексты, вот тогда мы хотим, чтобы они начинали думать. А на концерте ты же всё равно не вслушиваешься в тексты, не думаешь обо всех этих философских вещах. На концерте ты просто хочешь выпить пару бутылок пива и повеселиться.

Ну ладно. Но ты вот говорил, что хэви-метал должен держаться подальше от политики. И в то же время у тебя полно песен на политические темы…

Вообще-то я не говорил, что хэви-метал не должен связываться с политикой вообще. Я сказал, что очень важно, чтобы люди понимали, что всегда есть две стороны. Так что когда ты смотришь на ситуацию с западной точки зрения, ты видишь не те новости и слушаешь не ту пропаганду, которые получают люди по другую сторону баррикад. Всей правды там никогда не будет. Чего я всегда пытаюсь добиться - это показать все возможные точки зрения. Так что в текстах всегда есть определённые противоречия. Вот почему иногда люди в них путаются. Они не понимают, что к чему, и спрашивают меня, какой точки зрения я придерживаюсь. А я говорю: «Моё мнение не имеет значения. Я просто пишу о ситуации в целом. А свою собственную точку зрения вы должны выбрать сами». Как минимум, мы показываем оба мнения. Потому что когда, например, американцы начали эти войны в Ираке, в Афганистане, по телевидению показывали только хорошее. И никто и нигде не говорил, что единственной главной причиной, почему это всё случилось, была нефть. Никто бы не захотел идти на эту войну, если бы все знали истинную причину. В своей песне мы написали об этом, и ещё – о том, что не всё там шло так уж гладко. Всё это мы показали и в нашем клипе “War on Terror”. И многие на нас рассердились, потому что это – не то, что они хотели бы видеть. Но ведь это – то, что на самом деле происходит. (Смеётся.) Так что я научился больше не обжигаться, затрагивая такие темы с Epica. Некоторые люди просто смотрят на всё уже, чем другие, и ты с этим ничего не сделаешь. И такие люди могут рассердиться настолько, что рано или поздно возьмут пистолет и застрелят тебя. Потому что они не уважают другие мнения, отличные от их собственного.

Раз уж речь пошла о Mayan, тебе непривычно выходить на сцену без гитары?

В принципе, нет. Конечно, сначала мне пришлось к этому привыкать, но сейчас я чувствую себя совершенно нормально. Мне комфортно петь и играть на гитаре с Epica, но для разнообразия я совсем не против отдать гитару и освободить руки для работы со зрителями. И то, и другое мне нравится. Я бы не хотел постоянно делать только что-то одно из этого.

Что ты теперь думаешь о работе фронтмена? Считаешь, ему приходится сложнее, чем гитаристу?
 
Нет, эта работа не сложнее, она просто другая. Когда играешь на гитаре, то знаешь, что большинство взглядов направлены на вокалиста. Так что тебе очень легко и комфортно: мы можешь выйти в луч света, когда захочешь, а можешь и отступить назад и вроде как исчезнуть. А когда ты сам фронтмен, то знаешь, что все смотрят на тебя, а это – другая задача и другая ответственность. Должен сказать, я люблю находиться в тени, это ближе моему характеру. Но когда нужно быть фронтменом, я стараюсь это делать  как можно лучше.

Сейчас у тебя есть какие-то планы на Mayan?

Сейчас мы так заняты с Epica, что на Mayan вообще не остаётся времени. Жаль, потому что на прошлый альбом мы получили много отличных отзывов, и было понятно, что там всё серьёзно. Но мы не могли гастролировать, потому что всё время отнимала Epica. Я не жалею об этом, потому что я рад, что у Epica дела складываются так хорошо. Но иногда мне стыдно перед Джеком (Дриссен, клавишные) и Фрэнком (Шипхорст, гитара), ведь у них-то другой группы нет. Выпустить такой крутой альбом и не поехать на гастроли из-за нехватки времени - это, конечно, обидно. Лично я сейчас сконцентрировался на написании новых песен для Epica, хотя я совершенно уверен, что и Mayan рано или поздно выпустит новый альбом. Но главный приоритет сейчас – Epica, а Mayan придётся подождать, пока у нас появится время.

Вы недавно выпустили клип на песню “Victims of Contingency”. Хотя ты и не очень любишь снимать видео, расскажи, пожалуйста, о сюжете клипа и самой песни.


Во-первых, идея текста песни отличается от сюжета видео. В тексте говорится об ответственности, которую ты несёшь за то, что с тобой происходит. Ты сам являешься причиной этому. Может быть, не во всём так, но в очень многом. Если от тебя исходит негативная энергия, то ты и притягиваешь к себе всё плохое. Но в мире полно людей, которые сеют негатив вокруг себя, а когда с ними случается что-то плохое, обвиняют в этом окружающих. Вот о чём эта песня. Что посеешь, то и пожнёшь. Так что если от тебя исходит позитив, то и назад ты будешь получать позитивную энергию. А для видео его создатели придумали свой собственный сюжет. В каком-то смысле они использовали эту идею, но в другой интерпретации. Согласно их видению, тебе приходится иметь дело с последствиями собственных поступков. Вот это и происходит в клипе. В конце концов, охотник сам становится дичью. Так что это немного не то, что я имел в виду, когда писал текст, но мы всегда позволяем людям привносить свои идеи и свой творческий подход. Для нас это по-настоящему важно, и работающие с нами люди могут удивлять нас своими идеями.

Насколько я знаю, вы делаете много промоутерской работы. Например, страничка в Facebook, закулисные видео и всё прочее. Для тебя это важно?

Да, для меня всегда было важно поддерживать связь с фанатами. Ещё когда я основал свою первую группу After Forever, я всегда выходил пообщаться с фанатами после концертов, узнавал, что им понравилось, а что нет, и пытался использовать этот опыт, чтобы в будущем выступать лучше. Хотя многие фаны говорят только хорошее, стоит задавать им более глубокие вопросы, и тогда они скажут правду о том, понравился ли им концерт. Эти комментарии ты можешь использовать в дальнейшем. Конечно, стоит делать только то, что тебе самому по душе, но даже в пределах своей зоны комфорта можно многое придумать, чтобы воплотить предложения, которые слышишь раз за разом. А кроме того, замечательно, если с тобой могут связаться люди, у которых есть какие-то новые идеи или которые просто хотят рассказать, насколько твоя музыка для них важна. Не могу сказать, что я читаю все сообщения, которые получаю, - их просто слишком много, -  но я всегда отбираю несколько и читаю их. Так и получается, что я читаю много прекрасных и вдохновляющих историй о том, насколько наша музыка важна для людей, и это действительно даёт мне силы двигаться дальше.

Ты сам ведёшь свою страничку на Facebook?

Да. У меня две странички: официальная и моя личная, и обе я виду сам.

У тебя в Facebook я видела много отличных фотографий. Ты никогда не думал заняться этим профессионально?

Нет, я никогда о таком не думал, но иногда меня даже спрашивают, каким фотоаппаратам я пользуюсь, хотя я снимаю просто на телефон. (Смеётся.) Дело в том, что я просто ловлю красоту. Вижу что-то прекрасное в природе и фотографирую это с интересного ракурса. Вот и всё, что я делаю, ничего больше. Этими фотографиями я хочу вдохновить людей делать то же самое, потому что они часто говорят, что тоже хотят так уметь. Однажды мне сказали: «Я тебе так завидую, ты ездишь по таким красивым местам». Да, но красивые места есть везде! Нужно просто выйти из дома и посмотреть по сторонам. Ещё забавно, однажды я наделал кучу фотографий в своей собственной деревне в Нидерландах. И потом жители этой самой деревни оставляли комментарии: «Круто, мы никогда не замечали, что у нас в деревне так много красивых мест!» (Дружный смех.) Они просто никогда не пробовали смотреть. Сидя дома, ты ничего подобного и не увидишь.

Ну, может быть, это такой талант: видеть красоту в обыденном.

Да, может, это талант. Или просто кнопка внутри тебя, которую нужно нажать. Звучит очень просто, но это и есть просто. Просто тумблер в голове, который нужно переключить. И тогда начнёшь видеть всё это каждый день.

Я знаю, что фанаты дарят вам множество подарков. Что ты с ними делаешь?

Я всегда оставляю их себе, и от этого у меня вечно куча проблем, особенно если мы куда-то летим. Иногда мой чемодан оказывается слишком тяжёлым. (Смеётся.) И приходится доплачивать за перевес. Но я ничего не хочу выбрасывать, потому что люди дарили все это из лучших побуждений, и даже если я не могу закрыть чемодан, я всё равно стараюсь довести до дома все подарки. Я всегда очень благодарен за них и берегу их, как только могу.

А что с рисунками, которые вам присылают? Не было мысли издать их?

Теми рисунками, что можно увидеть на страничке группы в Facebook, тоже занимаюсь я. У каждого участника группы есть свои обязанности, и я с удовольствием собираю и вывешиваю на сайте рисунки, которые нам присылают. Было бы круто сделать из этих произведений искусства Earbook или что-то наподобие. Да, отличная идея. Не знаю, случится ли это когда-нибудь, и не знаю, подойдёт ли качество этих маленьких картинок для настоящей книжки, но идея отличная.

Тебя часто называют «мастермайндом» группы, но не все любят этот термин. Как ты к этому относишься?

Ну, мне нравится, когда люди выражают свои чувства по поводу группы или меня в частности, когда мне говорят комплименты. Но я хочу заметить, что я никакой не «мастермайнд», всё, что мы делаем, мы делаем вместе. Что у меня действительно хорошо получается, это расставлять правильных людей по правильным местам, создавать эффективную команду. Это я умею, да. Так что если бы я был один и писал музыку в одиночку, она была бы далеко не такой хорошей, как есть сейчас. Думаю, совместная работа – вот что является «мастермайндом» группы. Мы всё делаем вместе, и вклад каждого очень важен.

Ну что ж, у меня остался всего один вопрос. На вашем сайте я нашла принадлежащее Симоне высказывание, которое гласит: «Epica – это то место во вселенной, где каждый находит ответы на главные вопросы жизни». Ты нашёл уже свои ответы?
 
Наш бывший ударник первым сказал, что… Тогда я не знал, что и думать, но теперь я с ним согласен. Так вот, он сказал, что это место во вселенной находится внутри тебя. Я начал думать об этом, и со временем пришёл к выводу, что да, он был прав. Так что Epica на самом деле находится внутри тебя. На все вопросы ты можешь найти ответы в самом себе. Это очень интересная мысль, и изучив много всего, я пришёл к этому же выводу. Так что да, это место можно найти внутри самого себя.

Спасибо. Что-то скажешь фанатам в завершение?
 
Да. Хотя до нашего приезда в Россию остаётся ещё несколько месяцев, я жду этого события с нетерпением, и надеюсь, что никто не сомневается в том, что мы действительно хотим приехать, ведь, как я уже сказал в самом начале, если это будет зависеть от нас, мы приедем обязательно. Наши предыдущие концерты в России были прекрасны и, думаю, в этот раз всё пройдёт ещё лучше. До сих пор наши гастроли во Франции, Испании и Италии проходили с огромным успехом, и было бы круто, если бы в России всё прошло не хуже. А может, даже лучше. Вместе мы точно можем это сделать!

Официальный сайт Epica: http://www.epica.nl

Выражаем благодарность Максиму Былкину (Soyuz Music) за организацию этого интервью

Екатерина Акопова
17 декабря 2014 г.
© HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker