Wizard
Волшебство с кулаками

25.11.2007

Архив интервью | English version

Наше первое знакомство с этой немецкой тру-металлической группой состоялось на фестивале в Вакене в 2001 году. Мы столкнулись с ними во время автограф-сессии, и хотя на тот момент даже не слышали их музыки, не могли не отметить, что это очень приятные в общении люди. На эту автограф-сессию пришло не так много народа, но, несмотря на это, группа явно получала удовольствие от всего происходящего, и это, наверное, является ключом ко всей концепции Wizard – им просто нравится то, чем они занимаются, и им нет дела до того, что говорят окружающие. Существуя уже более десятилетия, они, возможно, и не покорили вершин хит-парадов, но зато обзавелись немалым количеством преданных поклонников, и по-прежнему выпускают замечательные тру-металлические альбомы. После выхода “Goochan”, первого диска группы для лейбла Massacre, нам, наконец, представилась возможность восстановить контакт с басистом и лидером Wizard Фолкером Лесоном, и было очень приятно обнаружить, что за прошедшие несколько лет он ничуть не изменился...  

Во-первых, как правильно произносится название вашего нового альбома? И откуда вы его взяли?


«Гухан» (ударение на второй слог – прим. авт.). Концепция этого альбома такова: существует некая ведьма, последняя из людей, кто понимает, что произошло с Землей. В песне “Witch Of The Enchanted Forest” она понимает, что Землей управляют инопланетные космические захватчики, с которыми она вступает в борьбу. Возглавляет захватчиков Бледный Всадник (Pale Rider), поэтому следующая песня называется “Pale Rider”. В схватке с ним ведьма призывает на помощь последнего дракона, и поэтому следующая вещь называется “Call To The Dragon”. А победить ей в последней песне помогают четыре Воина-Громовержца (Thunder Warriors). В Германии вышла целая книжка, посвященная этой истории.

А какая идея пришла к вам первой – выпустить альбом или издать книгу?

Я давно хотел написать эту книжку, но у меня на это не было времени – я очень занят на постоянной работе, домашней студии, в группе и т.д. Но нам всем показалось, что это очень неплохая концепция для альбома, а потом мы познакомились с писателем, который считал так же, и который сказал, что может написать книгу, в основу которой она могла бы лечь. Он звонил мне и задавал множество вопросов о том, что я имел в виду в той или иной песне. А потом звонил и говорил: «Послушай, у меня тут возникла следующая идея...», так что это больше напоминало игру в пинг-понг. У меня были одни идеи, у него другие, так что мы просто их соединили, и альбом и книга увидели свет в одно и то же время.

Ты увлекаешься литературой в стиле фэнтези? Какие твои любимые авторы?


В моей коллекции более 500 книг по фэнтези; конечно же, там есть и «Властелин Колец», и очень многие другие. В Германии тоже есть очень неплохие фэнтези-авторы – я прочел их всех.

Скажи, это литература вдохновляет тебя на написание песен? Или же ты черпаешь вдохновение в каких-то других источниках?

Могу точно сказать, что источником моего вдохновения является не музыка, потому что я не так много ее слушаю. Когда ты слушаешь чужую музыку – Manowar, Iron Maiden или кого-нибудь еще, то эти группы начинают невольно оказывать влияние на твое творчество, потому что ты слышишь какой-то фрагмент и думаешь: «Как здорово!», и потом пишешь песню, в которой вольно или невольно используешь чужие идеи. Я же этого терпеть не могу! Именно поэтому я слушаю не так много музыки. Большая часть дисков, которые лежат у нас дома и в моей машине, принадлежит моей жене, которая увлекается H.I.M. и группами подобного рода. А H.I.M. меня совершенно не вдохновляют. (Смеется).

Хорошо, музыка тебя не вдохновляет. Тогда что же? Книги, фильмы, жизнь в целом?


Я не знаю. В моей голове всегда крутятся какие-то песни, и я не могу сказать, откуда они берутся. Когда я злюсь, я пишу очень агрессивные песни, когда я спокоен и расслаблен, получается что-нибудь типа “Children Of The Night”. Я был очень спокоен, и подумал: «Нужно написать драйвовую песню с запоминающимся риффом», и все пошло, как по маслу. Если говорить о литературе, то меня вдохновляют книгеи в жанре фэнтези, которые я читал. Они все очень брутальные, а хэви-метал, на мой взгляд, тоже довольно брутальная музыка. Если ты прочтешь любовный роман, он вряд ли сподвигнет тебя на написание металлической песни. (Смеется).

Со времени выхода альбома прошло уже несколько месяцев. Как ты оцениваешь его с точки зрения сегодняшнего дня? Вам удалось с его помощью достучаться до более широкой аудитории?


Я думаю, это лучший альбом из всех, какие мы когда-либо делали, хотя “Odin” (2003) мне тоже очень нравится. Мы получили очень хорошие отзывы в прессе, потом мы поехали в турне и увидели, что и публика от него в восторге, зрители пели с него песни вместе с нами. Это просто непередаваемо, когда весь зал поет с тобой хором. Они знали тексты лучше, чем наш вокалист! (Смеется)

“Goochan” – ваш первый альбом для Massacre Records. Почему вы выбрали именно этот лейбл, а не продолжили свое сотрудничество с Limb Music?

(Вздыхает). Ты живешь в России, поэтому тебе я могу сказать, что Лимб (Шнур, президент лейбла имени себя – прим. авт.) – просто сволочь. Он пытался «нагреть» нас. Он сказал нам: «Я подпишу с вами контракт на три или четыре альбома», и в контракте было сказано, что на запись каждого альбома мы будем получать больше денег, чем на предыдущий. Однако мы с каждым альбомом получали все меньше и меньше денег. И когда мы собирались записывать “Goochan”, он сказал: «Ваш предыдущий диск продавался неважно, поэтому вы получите только данную сумму денег». Мы сказали: «Эй, а как же контракт? В нем написано совершенно другое!». Но он ответил: «Контракт это контракт, а мое слово – это мое слово!». И мы сказали: «Иди к черту! Ты нарушил контракт, и мы уходим!». Думаю, сейчас он кусает собственную задницу! (Смеется).

Мне потребовалось не больше недели, чтобы позвонить на Massacre и сказать: «Мы свободны, насколько вам это интересно?». И уже через день мы получили письмо по электронной почте, которое гласило: «Теперь вы – члены нашей дружной семьи!». Потом мы сказали: «Нам нужны деньги», и они ответили: «Хорошо, вы получите нужную сумму». Мы сказали: «Нам нужен прмоушен», и они ответили: «Вы хорошая группа, нам кажется, вы можете продать много дисков, мы сделаем вам промоушен». “Goochan” – очень хороший альбом, и я думаю, что Лимб просто не заслужили того, чтобы его выпустить. Каждый раз, когда я его вижу, между нами словно искра проскакивает, мы просто ненавидим друг друга. Я не люблю его, а он – меня. Он говорит: «Привет, Фолкер!», и быстро идет к другим ребятам из группы, улыбается и ведет себя словно старый приятель, но я-то знаю, что это все фальшь. Мне даже ребята стали говорить: «Может, мы еще раз попробуем с Лимбом?”, но я ответил: «Нет! Если мы еще раз ему доверимся, он снова нас «прокинет». И это будет не самым лучшим вариантом для Wizard, потому что мы должны двигаться вперед, а не назад». И мы сделали этот шаг вперед.

Massacre – отличная компания, это настоящие металлисты, они любят эту музыку. Они ориентируются не только на деньги. Для них также важна сама группа и ее чаяния и стремления. Конечно, они принимают во внимание и материальную составляющую, но, мне кажется, с тем, чтобы заработать на нас немного денег, у них не будет проблем.

В этот раз вы впервые работали с продюсером Деннисом Вардом. Насколько вы довольны этим сотрудничеством? И насколько изменился сам процесс записи?


Запись проходила очень тяжело. Студия, в которой мы записывались, была очень дорогой, и нам нужно было записать альбом всего за шесть дней. Два с половиной дня ушло на запись ударных, день – на запись бас-гитары, еще полтора дня ушло на запись ритм-гитары, а соло-гитары мы уже записывали в моей собственной студии. На запись вокала ушло еще два дня, после чего все было закончено. (М-да, у Фолкера явно проблемы с математикой – прим. пер.). Мне кажется, что дня шести дней получилось вполне неплохо. (Смеется). Да, нам пришлось работать очень напряженно и очень быстро. Когда записывали бас, я играл на гитаре почти 12 часов без перерыва, после чего просто упал на кровать и заснул. (Смеется). Деннис – классный парень, он послушал, как мы играем, и сказал: «Вот это совершенное дерьмо, а вот это было хорошо, и мы это используем», атмосфера во время записи была очень непринужденной, все было отлично. Если бы он начал говорить: «Быстрей, быстрей, быстрей! Давайте, играйте, играйте!», мы бы стали нервничать, и ничего хорошего из этого не вышло бы. Но Деннис знает, что делает, и он прекрасно справился со своей работой. Как я уже сказал, на запись альбома ушло шесть дней, еще пять потребовалось на микширование и мастеринг, но несмотря на столь сжатые сроки, звук получился очень неплохим.

Как вам удалось заполучить Энтони Кларксона для оформления вашего альбома?

Мы попросили об этом Massacre. Мы увидели обложку последнего альбома Blind Guardian и сказали Massacre: «Мы хотим, чтобы нашу обложку рисовал именно этот парень!». Они согласились и связались с ним. Мы рассказали ему о героях, которые у нас фигурируют – ведьме, Бледном Всаднике и прочих, и он ответил: «Хорошо, я все сделаю». И неделю спустя мы уже получили обложку, которая нам моментально понравилась. Так что все было очень просто, но оформление вышло замечательным. Мне кажется, у нас получился просто отличный альбом, хороший во всех своих аспектах.

Да, я согласен! И очень удивлен, что вам удалось его записать так быстро...


(Хохочет). Время – деньги!

В группу снова вернулся гитарист Михаэль Маас, отсутствовавший в ней на протяжении последних трех лет. Почему он тогда был вынужден уйти и чем занимался все это время?


Он учился. Он устроился на новую работу, и ему нужно было пройти курс обучения, который длился три с половиной года. Он каждый день работал восемь часов, а потом ее четыре часа учился дома. И он сказал нам: «Я больше не могу играть на гитаре, но я не хочу вас тормозить, и поэтому сейчас я уйду из группы, а через три с половиной года вернусь». Мы согласились, и спросили Дано Боланда, моего приятеля, не хотел бы он играть с нами, пока не вернется Михаэль. Он сказал: «Конечно!». Мы отыграли вместе всего один месяц, и решили: «Если Масси вернется, Дано все равно останется!». Так что теперь у нас в группе целых два отличных гитариста, и мы в этом составе уже отыграли концерт на одном немецком фестивале вместе с Доро. Это была просто стена звука! У каждого из них – свой стиль, Дано пришел с трэшевой сцены, Масси играл более традиционный металл, так что, выступая с ними двоими, мы только выигрываем.

Со дня основания состав Wizard практически не менялся. Как вам удается быть вместе так долго? У вас когда-нибудь возникали ссоры или конфликты?


Мы никогда не конфликтовали между собой! Группы часто говорят: «Мы не группа, мы семья», что далеко не всегда является правдой, но в случае с Wizard это верно на все сто процентов! Нашего вокалиста Свена Д’Анна я знаю с тех пор, как ему было 12, а мне 15 лет, мы играем вместе уже больше 20 лет. Мы знаем друг о друге абсолютно все, наши семьи иногда встречаются, так что у нас с ним нет никаких проблем. У каждого в группе есть свои обязанности, и мы очень хорошо знаем возможности друг друга. Когда я пишу песню, я уже знаю, как Свен будет ее петь, так что все очень просто. И я не понимаю группы, которые распадаются из-за каких-то внутренних проблем. У нас никогда их не было, мы всегда получали удовольствие от совместного творчества. Каждый альбом, который мы записываем, каждый концерт, который играем – все это так здорово!

Должен сказать, тебе очень повезло. Я еще ни разу не слышал ничего подобного от других музыкантов, в этом смысле вы совершенно уникальная группа.

(Пауза). Я не могу это объяснить. Они для меня как братья, а я – для них. Даже Дано, хоть он и новичок в группе, прекрасно вписался в нашу «семью». Manowar говорят: «Мы – группа братьев!» - Чего-чего? (Смеется). Вы только посмотрите: Скотт Коламбус уходит – приходит Рино, Рино уходит – возвращается Скотт Коламбус. Это все ложь, никакая это не группа братьев, это коммерция.

Есть ли у кого-нибудь в группе сайд-проекты? Или же вы все полностью посвящаете себя только Wizard?

Нет, вовсе нет. У меня был соло-проект, в котором вместе со мной принимали участие ребята из других групп, например, гитарист из Symphorce и вокалист Тарек Магари из Majesty. У нашего вокалиста также был сольный проект. Так что нет никаких проблем, от этого наши музыкальные горизонты только расширяются. Но главной группой для нас всегда был и остается Wizard, и если концерт Wizard совпадает с концертом сайд-проекта, то проекту приходится «подвинуться». И если у нас нет времени на сайд-проект, потому что мы сочиняем песни для Wizard или сидим в студии, то он на некоторое время откладывается.

Стиль Wizard часто определяют как true heavy metal. А что означает быть «тру» лично для тебя и для группы в целом?

В первый раз я услышал этот термин девять или десять лет назад. Один из наших приятелей из команды фэнов Wizard как-то сказал нам: «Вы же настоящая true heavy metal группа!». Мы удивились: «True heavy metal? Мы же просто играем хэви-метал!». «Да, но это НАСТОЯЩИЙ хэви-метал!». Тогда мы даже не поняли, что он имеет в виду. И только позднее мы открыли для себя, что есть еще множество метал-стилей, появились такие группы, как Rammstein, которых люди также стали причислять к хэви-металу. Но ведь ни Rammstein, ни Nirvana, ни Metallica – новая Metallica – не являются хэви-металом. В этом смысле да, мы играем настоящий металл, тот металл, который играли в 80-х. Вот что термин “true heavy metal” означает лично для меня.

Еще один аспект заключается в том, что мы играем то, что мы хотим, и ни лейбл, ни критики не указывают нам, не говорят: «А вы бы могли играть так?». Лимб однажды попытался – у нас было девять песен, которые мы написали для альбома “Odin”, мы пришли к Лимбу, и он сказал: «А теперь вы должны написать две быстрые песни!». И я сказал себе: «Что он такое говорит? Он пытается учить меня, что я должен сочинять?». И мы написали “The March Of The Einheriers”, которая не быстрее “Children Of The Night”, и еще одну совсем не быструю песню. Лимб сказал: «Я же сказа вам, что вы должны написать более быстрые песни!», и я ему ответил: «Знаешь, я пишу музыку не для тебя, а для себя. Потом идут наши фэны и весь остальной мир, и если им она понравится, то хорошо. Но в первую очередь она должна нравиться мне самому, и меня совершенно не волнует, что ты там мне говорил». Он сказал: «Тогда я не буду выпускать этот альбом», и я ответил: «Иди к черту, не хочешь – не выпускай!». Но он его все равно выпустил, и нет такого человека, который мог бы мне указывать, то я должен делать. Вот это и называется true heavy metal.

Некоторые говорят, что начало песни “Pale Rider” звучит слишком современно, или что “Lonely in Neverland” похоже на Rammstein. Идите к черту, мы пишем песни так, как мы пишем, и пока нам это нравится, мы будем продолжать это делать. И если это звучит как Nirvana или Soundgarden, нас это совершенно не волнует, наша музыка должна в первую очередь нравиться нам, а не кому-то еще. Если вам это не нравится – не слушайте. Меня совершенно не волнует, что о нашей музыке думают другие.

Вы много лет выступали, прежде чем вам удалось добиться какого-то успеха. А какова была ваша реакция, когда буквально из ниоткуда появились Hammerfall, и стали звездами после выпуска первого же альбома?

Hammerfall… (Вздыхает). Они просто счастливчики. Они записали альбом в то время, когда было еще неясно, мертв ли хэви-метал, или он еще будет существовать. А у Hammerfall очень яркий имидж, их поддерживал хороший лейбл, в их распоряжении был хороший промоушен, и критики из журнала «Rock Hard» тут же запели: «Да, это он, это настоящий хэви-метал!». Люди прочли это и стали покупать их альбомы. Hammerfall - хорошая группа, но они ничуть не лучше, чем Wizard или Majesty, просто им очень повезло. Но не стану спорить, что они трудяги, они очень много ездят в турне, и т.д. У нас же в группе у всех есть семьи, и если нам предлагают шестинедельное турне, мы вынуждены говорить: «Нет, мы любим свои семьи, а не автобус, в котором нам придется проводить все свои ночи». Так что мы ездим в турне не более чем на две недели. Тем не менее, мы вполне довольны популярностью Wizard, мы не «убиваемся» в группе, мы получаем удовольствие. На наши концерты приходит 300-400 человек, которым нравится хэви-метал не меньше, чем нам самим, и нас это вполне устраивает.

Какие воспоминания у тебя остались о начале 90-х? Тебе нравился тот период времени, когда металл был в андеграунде, и вас окружали только самые преданные фэны и самые убежденные группы, или же ты считаешь, что сейчас все намного лучше?

В свое время Majesty написали песню, которая называлась “Metal To The Stadiums”, и я с ней совершенно согласен. Металл – замечательная музыка, и чем больше людей в зале, тем веселее получается праздник. И если есть большая сцена, наподобие той, какую в былые времена использовал Ронни Джеймс Дио, сцена, на которой был воинственный дракон, это просто здорово, мне это нравится. Сейчас металл снова набирает обороты, и это здорово, но 90-е тоже были отличным периодом. Тогда мы играли по пабам перед 50-100 человеками, и они веселились вместе с нами, это было просто классно.

В вашей дискографии есть два альбома, которые вы выпустили своими силами, это “Son Of Darkness” (1995) и “Battle Of Metal” (1997). Скажи, их сегодня еще реально достать? И не планируете ли вы их переиздание на каком-нибудь лейбле?

В то время у нас еще не было лейбла, и мы просто взяли и издали эти альбомы сами. Мы впустили около 3000 копий “Son Of Darkness” и столько же “Battle Of Metal”, и все. Сейчас они уже давно распроданы. Да, мы подумываем о том, чтобы ремастировать их и выпустить в качестве двойного диска.

Что ты сегодня думаешь об этих старых песнях? Вы на концертах что-нибудь исполняете из того периода?

Да. Мы играем “Son Of The Wizard” и “Enemy Dies” с первого альбома и “Dragonlords” с “Battle Of Metal” практически на каждом концерте в Германии, потому что люди знают эти песни, и хотят их слышать. “Thunder Warriors”, открывающий трек со второго альбома, тоже пользуется у фэнов большой популярностью. На этих альбомах есть несколько действительно очень классных песен. Хотя там есть и песни, которые нам сейчас совсем не нравятся. (Смеется). На первом альбоме есть одна баллада, это последний трек, и она... м-м... она просто ужасна. Мы ее больше не исполняем. Эту песню наш вокалист посвятил своей бывшей девушке, и она мне совсем не нравится. (Эта песня называется “Fuck Your Ass” – прим. авт.).

Несмотря на ваш многолетний стаж на сцене, Wizard по-прежнему довольно часто сравнивают с Manowar. Даже статья в Wikipedia, ссылка на которую стоит на вашем сайте, начинается с фразы: «Wizard – это немецкий ответ Manowar». Насколько ты считаешь подобные сравнения обоснованными, и что ты думаешь по поводу последних работ Manowar?

(Вздыхает). Мы уже тысячу раз слышали о том, что мы – немецкий ответ Manowar, и мы просто не можем больше это слушать! Если вы послушаете Manowar, и если вы послушаете Wizard, вы поймете, что это совершенно разная музыка. Да, у нас одинаковый имидж, и мы, и они позиционируем себя как воинов, но мне кажется, что это прекрасный имидж для металлической группы. Метал-группа должна выглядеть «метально», музыканты должны носить кожу и шипы, у них должны быть длинные волосы и накачанные мускулы, лично я именно так представляю себе хэви-метал. Но наша музыка – а это самое главное – она совершенно другая, и я никак не могу понять, почему нас все время называют немецким ответом Manowar. Я все время говорю таким людям: «Послушайте Manowar, и послушайте Wizard, и вы услышите, что это далеко не одно и то же». (Честно говоря, там все же прослеживаются определенные параллели, скажем так – прим. авт.).

Насколько мне известно, Wizard никогда не записывали каверов.  Почему?

Мы сами пишем вполне хорошие песни, и поэтому не нуждается в записи каверов. Да, есть множество песен других групп, которые нам нравятся, и которые мы могли бы сыграть, но на диске помещается только 11-12 песен, и все они написаны нами, а не кем-то другим. И я не понимаю, зачем другие группы записывают кавер-версии, возможно, потому, что у них нет своих идей. У нас же их великое множество, и мы никогда не запишем альбом каверов.

В песне “Call Of The Wild” с предыдущего альбома “Magic Circle” (2005) ты поешь: «Drinking, rocking, fucking chicks / Kick some bloody asses» («Пьем, играем рок, трахаем девчонок, поддаем всяким козлам под зад»). Насколько мне известно, такое поведение не совсем типично для немецких металлических групп, обычно они гастролируют в более спокойной обстановке. Или же Wizard является исключением из этого правила?

“Call Of The Wild” – это песня о байкерах, это своеобразный трибьют байкерам. Нам нравится байкерский стиль жизни, нравится эта свобода, и поэтому я написал эту песню и написал текст, но фраза “fucking chicks” принадлежит нашему вокалисту. (Дружный смех). А фраза “kick bloody asses” означает, что мы не скованы никакими рамками, и никто не может указывать нам, что нам следует делать. Такова позиция Wizard, но что касается “fucking chicks” – нет, у меня ведь есть жена!

А кстати, насколько музыканты Wizard отличаются на сцене и в обычной жизни?


Свет – настоящий тусовщик. Каждую пятницу и субботу он устраивает вечеринки, на которых всегда напивается. Как-то мы были на совместных гастролях с Grave Digger и Symphorce, и наш менеджер каждый день приходил к нам в автобус, говорил: «Это было отличное шоу!», и приносил с собой бутылку Jack Daniels. Свен радостно вскрикивал и тут же принимался пить! А потом как-то к нему зашли вокалисты Symphorce и Grave Digger и сказали: «Ты каждый вечер выпиваешь по бутылке виски, ты выкуриваешь 20 или 30 сигарет в день, и ты превосходно поешь! Как тебе это удается?». И он ответил: «А вот именно поэтому и удается!».

Наш ударник очень тихий человек, интроверт. Более-менее общаться он начинает после пары пива, а вот если он выпьет с десяток кружек, то будет всех веселить. Но когда он не пьет, он настолько тихий, что его можно не заметить, даже если он сидит прямо за тобой. (Смеется).

А что касается меня – то я просто клевый парень, ты же знаешь! Иногда я люблю повеселиться, но я также и много работаю в своей студии. Я очень веселый и незашоренный человек, так что со мной все окей. (Смеется).

Каким ты видишь будущее Wizard? Что, на твой взгляд, будет с группой через 10 или 20 лет?

Мы будем играть металл! (Смеется). Я буду на сцене до самой смерти!

Официальный сайт Wizard: http://www.legion-of-doom.de

Выражаем благодарность Алексею “KIDd” Кузовлеву (Irond Records) за организацию этого интервью.

Интервью – Роман “Maniac” Патрашов
Перевод с английского – Наталья “Snakeheart” Патрашова
3 августа 2007 г.
© HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker