Edguy

Edguy
В царстве Бабы Яги

19.04.2014

Архив интервью | English version

Куда только не забрасывала слушателя неуёмная фантазия Тобиаса Заммета. И на борту падающего самолёта мы побывали, и в Шервудском лесу от шерифа прятались, и даже теперь вот в космос отправляемся. Но вокалист и мастермайнд сразу двух успешных проектов – Edguy и Avantasia – приготовил для русскоязычных слушателей ещё один сюрприз! Он приглашает нас в царство Бабы Яги, той самой, которую каждый из нас помнит с детства благодаря таланту Георгия Милляра. Попасть в эту русскую сказку с немецким акцентом очень просто: достаточно купить свежевышедший альбом “Space Police: Defenders of the Crown”. Но мы не стали ждать официального релиза и связались с Тобиасом заранее, чтобы из первых рук узнать о том, какие пути привели его к избушке на курьих ножках, зачем пауэр-металлисты записывают кавер на песню рэппера и как космические полицейские разбираются с жуткими инопланетными монстрами. Обо всём этом – в новом интервью Тобиаса!

Как дела, Тобиас?


Всё отлично! Занимаюсь продвижением альбома, который большинство послушавших его людей и так считают великолепным! Так что всё идёт как по маслу, и я очень счастлив. А тут ещё и погода в Германии отличная.

Да, я слышала, что вы снова записали лучший в мире хэви-метал альбом, так ведь?

Ага, мы так делаем каждый год! Невероятный талант! (Дружный смех.)

Ну так расскажи мне про альбом. Он получился тяжелее предыдущих?

По-моему, это самый тяжёлый альбом из всех, что мы когда-либо делали. Там полно двойных бочек и…. В целом, мне кажется, альбом похож на “Tinnitus Sanctus” (2008): действительно тяжёлый, но несколько иначе. Здесь больше от традиционного металла, темп в среднем чуть повыше. В процессе интервью я услышал уже от нескольких людей, что с этим альбомом мы как будто возвращаемся к нашему классическому звучанию. Не знаю, я ничего подобного не планировал. Я могу сказать, что с точки зрения общего настроения мы сохранили все положительные стороны “Hellfire Club” (2004), но в то же время…. избавились от всего лишнего. (Смеётся.) Вообще мне не всё нравилось в звуке ”Hellfire Club”, он получился каким-то очень размытым и нечётким. А новый альбом очень-очень чёткий, он вобрал в себя весь 22-летний опыт группы. Его звучание не похоже ни на какой из наших предыдущих альбомов, и в то же время там есть что-то от настроения “Rocket Ride” (2006), “Hellfire Club” и даже “Mandrake” (2001), но вместе с тем есть и жёсткость “Tinnitus Sanctus”. Это очень сложно описать, так что всем придётся послушать. (Смеётся.)

А от пауэр-метала там что-то есть?

Это зависит от того… (перебивает сам себя) Да ну, конечно, я знаю, что ты называешь пауэр-металом. (Дружный смех.) Да, есть. По-моему, “Defenders of the Crown”, “Sabre & Torch”, “Shadow Eaters” или даже “Space Police” и “Love Tyger”, - все эти песни вполне могли бы быть на пауэр-металлическом альбоме. Но я никогда толком не понимал этого термина – «пауэр-метал». Потому что, на мой взгляд, этот термин абсолютно искусственный. Как будто только пауэр-метал может быть мощным (“Power” в переводе с английского – «сила, мощность» - прим. авт.)! Я не понимаю этого разделения – хэви-метал, пауэр-метал, спид-метал…. Когда я начинал играть и слушать музыку, этих терминов просто не существовало! Тогда было так: есть «крутая музыка» и есть «отстойная музыка». (Смеётся.) И я думаю, что наш альбом – это «крутая музыка». (Смеётся.)

Это само собой. А будут у вас песни с забавными текстами, по которым вас так хорошо знают?

И снова это зависит от того, что именно ты считаешь забавным. Например, текст песни “Love Tyger” можно счесть ироничным, но в то же время он очень прямолинейный. Да, он может вызвать улыбку, но там есть и серьёзный смысл! В целом, нигде на альбоме мы не валяем дурака, и откровенно глупых вещей там нет. Да, у нас есть всякие забавные штуки, которые заставят улыбнуться, может быть, вызовут усмешку, но если ты послушаешь песню дважды, трижды, четырежды, задумаешься над текстом, то сможешь найти глубокий смысл между строк. Так что, с моей точки зрения, в альбоме чётко соблюдается грань между серьёзностью и какими-то острыми, цинично-ироничными элементами. При этом в откровенную глупость мы не скатываемся. Никогда. И это мне по-настоящему нравится. Никогда не стоит слишком уж сильно увлекаться юмором. Я знаю, с нами такое бывало раньше, но мы никогда не стремились приобрести репутацию какой-то юмористической или комедийной группы. Моими кумирами в музыке всегда были группы вроде Twisted Sister, AC/DC, Iron Maiden, Queen, - группы, которые очень серьёзно относились к качеству своей музыки, но никогда – к собственной значимости или к музыкальной индустрии в целом. По-моему, это очень важно. Никогда нельзя, увлёкшись юмором, забывать о качестве того, за что ты берёшь с людей деньги. Качество материала – это очень, очень серьёзное дело, но при этом нельзя преувеличивать собственную значимость. Так что мы никогда не воспринимали себя самих слишком серьёзно.

Что это за существо у вас на обложке?

Я точно не знаю. Его нарисовал художник из Колорадо. Наверняка, это очень-очень злой космический монстр, и поэтому рядом с ним – космический коп, очень-очень храбрый космический коп с усами и значком космической полиции на шлеме. И он… ух, я не знаю, что именно он делает с этим монстром, но, по крайней мере, он даёт ему понять, что не стоит переходить некую грань, потому что иначе ему очень не поздоровится. Самое смешное – это то, что в песне “Space Police” космические копы на самом деле - плохие парни.  Хорошие парни – это астронавты, которые отправляются в космос познавать свободу и безграничность жизни и бесконечность просторов вселенной. И вот тут появляется космическая полиция со своими глупыми правилами. И это в космосе, где не должно быть никаких правил, границ и пределов! Вот почему в самой песне копы – это плохие ребята. Нам показалось, что это отличная обложка, которая будет привлекать внимание и… Вообще это забавно, потому что ребята c лейбла считали, что ни обложка, ни название альбома не подходят для продвижения группы на рынке. Они говорили: «Ну, мы даже не знаем, это всё выглядит как-то странно для альбома в стиле хэви-метал». Но ведь хэви-метал всегда был музыкой неформалов, людей, которые просто другие и которым наплевать на то, что думают их родители, или боссы музыкальной индустрии, или кто-то там ещё… Эту музыку всегда делали люди, которые могут показать средний палец обществу и заявить: «Мы те, кто мы есть. Мы делаем всё по-своему. Если вам не нравится, валите нафиг!» И вдруг бизнесмены тебе говорят: «Ну, это на самом деле не хэви-метал. Мы должны быть осторожнее!» Да нет же! Вот именно поэтому это – самый настоящий хэви-метал! Потому что мы сделали всё по-другому и потому что людям это не нравится. (Cмеётся.) Это привлекает внимание. Так что, я считаю нашу обложку отличной и очень забавной, как и полагается обложке настоящего хэви-металлического альбома.

Наверняка этот вопрос тебе задавали сегодня неоднократно, но я из России, так что не могу не спросить, как на вашем альбоме оказалась Баба Яга.

Знаешь, есть такой русский фильм для детей. Я не знаю, как он называется в оригинале, он был снят где-то в 60-х или 70-х, и Бабу Ягу, на самом деле, играл мужчина. Знаешь его?

Я знаю актёра. Он всегда играл таких персонажей.

Хорошо. Вообще он играл Бабу Ягу в двух фильмах, но один из них - очень известный. Там что-то про волшебный лес, и какой-то парень приходит к избушке Бабы Яги. Он ещё всё время вопросы задаёт… Я не знаю, как этого парня звали… Иван, наверное?

Ага, Иван.

Ну, неважно. Это прекрасный фильм, и в Германии его постоянно крутят под Рождество. А мне всегда нравились сказки про ведьм и вообще всякие страшилки. Кстати, именно из моей любви к страшным сказкам про ведьм и родилась в своё время первая Avantasia. Я люблю сказочные фильмы, и те детские фильмы мне тоже нравились, так что я хотел написать про них песню. Когда я был ребёнком, эти фильмы меня пугали до ужаса. Баба Яга – это прародительница всех ведьм, как мне кажется, именно этот образ стал основой для ведьм во всём европейском фольклоре. И я подумал, что было бы здорово написать песню и использовать этот образ как метафору опасности. В песне на самом деле рассказывается о такой черте человеческой натуры, которая заставляет нас стремиться к опасности, искать опасность, загонять себя в такие ситуации, где – и ты это точно знаешь! – ничего хорошего тебя не ждёт. И в то же время искушение сильнее страха и сильнее разума, который говорит тебе: «Нет, не делай этого!» Песня “The Realms of Baba Yaga” как раз об этом человеческом качестве: загонять себя глубже и глубже в неприятности, потому что соблазн слишком велик. Эта песня о ком-то, кто следует зову Бабы Яги, сулящей ему: «Иди ко мне, я одарю тебя мудростью… или чем-то там ещё». И он боится, но как загипнотизированный идёт дальше и дальше в её земли, и вернуться уже не сможет. Мне кажется, это очень свойственно человеческой натуре. Эту песню можно понимать совершенно по-разному. Речь может идти об использовании ядерной энергии, о том, что человечество делает… Мы же играем с огнём! Или, например, о зависимости от разных препаратов, или об увлечении чёрной магией, или просто о маленьких детях, которые хотят послушать страшную сказку, хотя знают, что потом всю ночь не уснут и будут бояться до чёртиков. (Cмеётся.) Вот это как раз про меня, я был тем самым ребёнком. Я всегда любил слушать страшилки, потом не мог заснуть, но на следующий день я снова хотел слушать страшилки! Так что в “The Realms Of Baba Yaga” я попытался всё это передать.

Вообще, во всех этих фильмах Баба Яга в итоге всё-таки помогает Ивану.

Ну, в песне вообще нет строгого сюжета и определённой концовки. Здесь речь идёт именно о соблазне. Ведь интерес вызывает именно то, что страшно, то, что опасно. Детям никогда не интересны безобидные вещи. Сладок всегда запретный плод. Игра с огнём всегда гораздо более захватывает, чем игра с чем-то мирным и безвредным. Вот об этом я и пою.

Ну а как ты дошёл до мысли сделать кавер на песню в стиле рэп?

В детстве я был большим поклонником Фалько. Ну, или я всегда был его поклонником, начиная с самого детства, можно и так сказать. В 8 лет я впервые увидел его по немецкому ТВ, и это был полный восторг! У него были такие гладкие чёрные волосы, и он казался ужасно наглым, но в то же время он улыбался, а мне даже в детстве нравилось вот это непонятное выражение: то ли он шутит, то ли он серьёзен. Этот персонаж меня сразу очаровал, и с тех пор его музыка мне всегда нравилась. Я давно мечтал сделать кавер на какую-нибудь из его песен. Я думал про разные песни и даже сначала остановился на “Der Kommissar”, но наш продюсер Саша Пэт сказал: «Да ну, “Rock Me Amadeus” намного более вызывающая, более забавная. Почему бы тебе не взять её?» Петь эту песню было сложнее, но мы подумали так: «Ладно, давайте попробуем. Если получится, отправим её на альбом. Если нет – в мусорную корзину, и забудем про неё». Но песня получилась просто отличной. Мы понимаем, что в Германии и Австрии людям она или безумно понравится, или её возненавидят, и, конечно, мы получим свою порцию критики, но что поделать? Мы же не хлюпики, мы хэви-метал группа, так что нас не должна пугать перспектива получить по мозгам. Поэтому мы не боимся поставить эту песню на альбом и заявить, что гордимся ею.

Меня всегда интересовало, как ты переключаешься с Avantasia на Edguy. У тебя в голове какой-то тумблер предусмотрен?

Да просто я шизофреник. (Смеётся.) Это сложно описать, потому что особых проблем с этим я никогда не испытывал. То есть, конечно, сначала сложно переключиться. Когда ты только что вернулся из мирового турне с Avantasia, приезжаешь домой и решаешь: «Так, ну сейчас мы займёмся альбомом Edguy». Вот почему над первой песней с альбома, “Sabre & Torch”, я работал так: всю песню написал сам, потом записал и аранжировал демо с помощью Саши, так что у меня появилась отправная точка, с которой можно было начать, и дальше мне уже было не так сложно переключиться. Я хотел сделать переход плавным, медленным и лёгким. Но в общем, это происходит на подсознательном уровне, и я не могу дать точного ответа на этот вопрос. Я никогда не думаю об этом слишком много, я просто делаю то, что нужно, и, наверное, подсознательно я думаю про Edguy, когда пишу для  Edguy, и про Аvantasia, когда пишу для Avantasia. Фокус в том, что главная цель остаётся неизменной: я хочу написать хорошую песню с отличной мелодией, клёвыми цепляющими рифами. Я хочу писать музыку, которая понравится людям и, что более важно, которая понравится мне самому. Это – моя цель. Ну а потом, когда начинаешь записываться, музыка как-то сама по себе становится похожа либо на Edguy, либо на Avantasia в зависимости от того, кто её играет. То есть, над песнями Edguy работаем только мы пятеро, и мы же записываем их. А для Avantasia можно выбрать того исполнителя, которому эта песня подойдёт лучше всего. Если для песни будет нужен вокал Клауса Майне , или Элиса Купера, или чей угодно ещё, то этот человек и будет петь её. И на гитаре будет играть именно тот гитарист, который тут нужен, и на ударных – именно тот барабанщик, которому эта песня подходит. С Edguy нам приходится справляться тем составом, какой есть, что, конечно, в некотором смысле накладывает определённые ограничения, но зато гарантирует, что получится тот самый фирменный звук Edguy. В общем, я не пытаюсь искусственно подстраивать музыку под стиль Edguy или Avantasia, это получается само собой.

(В этот момент качество связи стало просто ужасным, сквозь помехи Тобиас меня просто не слышал, так что ему пришлось перезвонить ещё раз. На этом мы потеряли драгоценное время, так что к тому моменту, когда связь наладилась, у нас оставалось всего несколько минут.)

У меня тут вообще целая куча вопросов, но, кажется, мне придётся выбрать из них всего несколько. Ладно, давай начнём с этого. Знаешь, многие не любят клоунов, а то и просто их боятся. А вам они вроде нравятся, так?

Что в клоунах хорошо, так это то, что на первый взгляд, они вроде как шутят, но на самом деле никогда не знаешь, какой там смысл кроется между строк. Это персонаж, который со стороны кажется смешным, но это палка о двух концах: между строк там можно разглядеть очень многое. Раньше, в Средние Века, клоун, придворный шут был единственным, кому позволялось говорить всё, что угодно, и всё ему сходило с рук. Только он мог говорить правду, говорить какие-то циничные вещи, подавая всё, как шутки. Мне кажется, в тяжёлой музыке мы играем именно эту роль. В наших текстах много правды, много сарказма и цинизма, но нам всё сходит с рук, потому что мы подаём это как шутку, говорим с улыбкой, и в этой роли мы чувствуем себя очень комфортно.

Есть у вас уже концертные планы на этот год?

Да, безусловно. Мы начнём тур по Европе в сентябре. Сначала это будет Западная Европа, но мы обязательно приедем и в Россию. Думаю, это случится весной 2015 года. Но я не уверен, может так получиться, что мы приедем уже этим летом. Мы обязательно приедем в Москву и, я надеюсь, в Санкт-Петербург тоже. Вопрос только – когда.

Я знаю, ты большой поклонник футбола. Почему ты до сих пор не написал ни одной песни об этом виде спорта?

Ух, ну я… Просто… Не знаю. Когда пытаешься сделать песню о футболе, очень легко что-то сказать не так. (Смеётся.) Так что уж лучше я буду комментировать футбол в Twitter, а не в песнях. (Смеётся.) Но я должен сказать, что на ограниченном тираже “Space Police” будет бонус-трек, который называется “England”. И футбол там тоже упоминается.  

Здорово, надо будет послушать. Спасибо за интервью. Насколько я понимаю, нам пора уже заканчивать.

Да, мне уже действительно пора. Спасибо.

Официальный сайт Edguy: http://www.edguy.net

Выражаем благодарность Максиму Былкину (Soyuz Music) за организацию этого интервью

Екатерина Акопова
4 марта 2014 г.
© HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker