Fastway

Fastway
Снова на коне

04.07.2012

Архив интервью | English version

Фаст Эдди Кларк – это настоящая легенда рока безо всяких прикрас. Даже если бы он завязал с музыкой в далеком 1982 году, он все равно бы остался знаменитым. Иначе с человеком, чья гитара звучит на таких песнях Motorhead как “Overkill”, “Ace Of Spades” и “Bomber”, быть просто бы не могло. Однако Эдди не пожелал довольствоваться статусом отставной легенды и собрал свою команду Fastway. На ее долю выпало множество испытаний, и в итоге она развалилась в 1990 году. Сейчас Fastway возвращаются к нам с новым составом и новым альбомом “Eat Dog Eat”, а в запасе у Эдди есть немало интересных историй.

Fastway возобновили свою деятельность в 2007 году, однако новый альбом выходит только сейчас. Почему на это потребовалось столько времени?


В таких делах ничего не получается легко и просто. Мы с Тоби (Джепсон, вокалист) приступили к работе над новым альбомом в 2008 году после нашего выступления на фестивале “Sweden Rock”. Это должен был быть новый альбом Fastway, но у басиста Джона МакМануса возникли личные проблемы, которым он должен был уделить внимание, так что в то время он покинул коллектив. А Стив Стрэйндж, наш барабанщик, отвечавший за организацию наших концертов, также является агентом Coldplay, так что ему пришлось отправиться в Австралию и решать там какие-то вопросы. Группа начала разваливаться. Мы с Тоби работали над песнями до конца лета 2008 года, а затем ему предложили краткосрочную работу в США, и ему нужно было уехать, ведь у него есть семья. Так что он отправился в США, а когда вернулся оттуда, то начал работать с шотландской рок-группой Gun. Я был не слишком рад его отъезду в Штаты, ведь мне казалось, что у нас может получиться хороший альбом. Но с отъездом Стива и уходом Джона будущее группы не выглядело особенно многообещающим.

Как бы то ни было, прошел 2009 год, я занимался блюзовым проектом вместе с клавишником Биллом Шарпом из Shakatak. На самом деле, он джазовый музыкант, но мы с ним играли блюз. Все шло неплохо, мы сочинили около семи песен, и для меня это было хоть каким-то занятием, способом не сидеть без дела. В марте 2010 года мне позвонил Стив Стрэйндж и сказал: «Давай организуем еще несколько концертов Fastway». Я ответил: «Отлично, давай сделаем все возможное». Мы немного порепетировали, Джон играл на басу, Стив – на ударных, а Тоби был вокалистом, хотя далеко не все развивалось по плану. Я поинтересовался у Тоби, могу ли я использовать материал, написанный нами в 2008 году, в своем блюзовом проекте. В частности, речь шла о песне “Love I Need”, теперь это трек номер девять на альбоме Fastway. Он ответил: «Да, без проблем, и если хочешь, я спою эту песню». Я согласился, потому что вокалистов для блюзового проекта у меня на примете не было.

Тогда с Fastway так и не сложилось – у нас был назначен лишь один концерт, и тот не состоялся. Да и репетиции проходили не так уж хорошо, просто у всех было полно других дел. Я же впервые с 2008 года переслушал материал, сочиненный нами с Тоби, и понял, что в нем полно прекрасных вещей, вполне достаточно для целого альбома. Я снова поговорил с Тоби: «Послушай, Тоб, у нас есть фактически готовый альбом. Я хочу выпустить его под вывеской Fastway. Хочу записать альбом с тобой в качестве вокалиста и продюсера». У меня есть друг-барабанщик по имени Мак Элдридж, и я сказал: «Мак может записать ударные, мы можем задействовать твоего звукорежиссера, а я за все заплачу». Тоби эта идея понравилась, и вот мы уже бронировали студии и прикидывали, во сколько все это обойдется. В конце сентября мы уже репетировали с барабанщиком в Портсмуте. Это продолжалось около трех недель, мы пытались звучать как единая группа, добиться монолитного «живого» саунда, а не просто записать наши партии. Так что три недели мы репетировали, и все сработало должным образом, с каждой репетицией песни звучали все лучше и лучше. Потом мы отправились в студию Chapel в Линкольншире, где три недели записывали основные дорожки, что тоже получилось очень удачно. Мы разместили аппаратуру в старой часовне, так что звук у нас получился именно такой – звук группы, играющей в часовне, а все дополнительные дорожки были записаны «живьем» в студии. Думаю, мы добились классного естественного звучания группы. Потом пару недель мы отдыхали, и в октябре вернулись в студию и смикшировали материал.

К концу октября 2010 года у нас уже был готовый альбом. Но, конечно, нам нужно было найти кого-то, кто бы выпустил, и мы заключили сделку с SPV. Ну и как вы знаете, лейбл выпускает альбом 14 ноября.

А как ты познакомился с Тоби Джепсоном? Не пытался ли ты привлечь к работе Дэйва Кинга или кого-то еще из старого состава?

Когда мы занимались возрождением группы в 2007 году, с нами пел парень из Ирландии - Харв Харбинсон из Stormzone, он делал это в качестве услуги, дружеской помощи. Он – хороший приятель Стива Стрэйнджа, так что он согласился нам помочь. Но мы поняли, что группе придется много репетировать, и для Харва, живущего в Северной Ирландии играть с нами было не очень-то удобно. Так что Стив Стрэйндж, который знает всех и вся, сказал: «У меня есть друг Тоби Джепсон, который пел в Little Angels. Почему бы нам не позвать его?» Я ответил: «Да, отлично, если ты думаешь, что он подойдет». Тоби пришел на репетицию, и, буду откровенен с вами, мы тут же с ним поладили. Он настоящий профессионал, много работает, так что у нас сложились хорошие рабочие отношения, и в 2007 году все прошло лучше некуда.

Что касается Дэйва Кинга, то мы с ним не общаемся уже 20 лет. Мы и так-то не особенно любили друг друга, он один из тех вокалистов… Знаете, мне не нравятся очень многие певцы, и Тоби – редкое исключением из этого правила. А с Дэйвом мы никак не контактируем.

Как тебе удалось заключить контракт с SPV? Ты был знаком с боссом лейбла Олли Ханом и раньше, или ты просто выбрал лучшее предложение из тех, что поступили?

Все началось с телефонного звонка в январе 2011 года. В октябре у нас началась зима, а в Англии она была очень суровой, и вот все шло одно за другим – Рождество и все такое – так что я ничем особым не занимался. И вот в январе мне позвонил мой знакомый по имени Стив Хэммонд, который когда-то работал в компании Sanctuary. Этой фирме принадлежали права на записи Motorhead, которые сейчас перешли к Universal, и Стив занимался составлением сборников. Для лейблов он словно специалист по разрешению разных проблем. И вот он неожиданно позвонил мне и сказал: «Слышал, у тебя готов новый альбом. А у меня есть знакомый, заинтересованный в его выпуске. Не мог бы ты прислать мне пару треков?» Я сказал «Без проблем» и отправил ему несколько композиций: “Freedom Song”, “On And On” и “Deliver Me”. Позже он перезвонил мне и сказал: «Да, им все понравилось! Что скажешь на счет контракта с этим лейблом?» Дело было уже в феврале, и я ответил: «Ну, я не уверен. Может, хочешь послушать еще несколько песен?» Весь процесс переговоров шел достаточно медленно, мой знакомый был занят фестивалем “MIDEM” на юге Франции. Он снова вышел на связь в апреле и заявил: «Лейбл, проявивший интерес, - это SPV». Я ответил: «О, а я думал они обанкротились». Этому лейблу доводилось работать с Motorhead, Saxon и многими другими командами, а потом я узнал, что фирма столкнулась с финансовыми трудностями. Мой знакомый возразил: «Нет-нет, сейчас они стали маленькой компанией, но зато уладили все проблемы». И я подумал про себя: «Для нас это даже лучше!». В моей ситуации самым подходящим лейблом был тот, которому нужно упорно трудиться, чтобы продолжать существование, ведь такая работа идет на пользу самой группы. Я уточнил кое-что, чтобы убедиться, что лейбл все еще дееспособен, поговорил с моими друзьями из мира шоу-бизнеса, и все они заявили: «SPV – отличные люди, Олли – прекрасный человек». Но на все это ушло столько времени! На дворе же был апрель, в июне у нас с английскими представителями лейбла состоялся деловой ужин, и лишь шесть недель назад я подписал контракт. Можете себе представить, что я уже немного побаивался, что альбом вообще никогда не выйдет. (Смеется.) К счастью, это все-таки произойдет, и альбом выходит 14 ноября. Я очень доволен и думаю, что у Fastway с SPV должны сложиться отличные рабочие отношения.

Все знают, что означает выражение “dog eat dog”, а какой смысл заложен в названии “Eat Dog Eat”?


Это выражение “dog eat dog”, только наоборот. “Dog eat dog” – весьма противная фраза, означающая «Всем плевать на других». Ну а мы пытались сказать… На самом деле, это выражение придумал Тоби. Это название было написано на листке, висевшим на стене нашей студии, там было штук 10 разных вариантов, довольно забавных. “Eat Dog Eat” тоже было в этом списке, и оно все больше и больше привлекало наше внимание. Я спросил Тоби: «Что ты имел в виду?» А он в ответ: «Да я и сам толком не знаю». Это, как уже было сказано, выражение, противоположное “dog eat dog”, и оно звучит чуть более гуманно по сравнению с оригиналом, это словно бы обратная сторона монеты,  взгляд с другой стороны, когда ты в безвыходном положении… Тут есть над чем подумать, но вам лучше спросить у Тоби, потому что это его задумка – он вокалист и пишет тексты. (Смеется.) Все эти вещи приходят в его, а не в мою голову, ведь я просто играю на гитаре. Все эти слова, значения – все это крутится в его голове.

Сейчас, когда Тоби стал вокалистом Dio Disciples, каким тебе видится будущее Fastway?

Сейчас у нас жизнь, можно сказать, бурлит. Понятное дело, что от продаж альбома будет зависеть, поедем мы в турне по Европе или нет, но Стив Стрэйндж пытается зарезервировать за нами выступления на всех европейских фестивалях, где только возможно. Так что в следующем году мы определенно будем выступать на фестивалях, а если альбом будет хорошо продаваться, мы отправимся и на полноценные гастроли. Я знаю, что Тоби поет в Dio Disciples, но лишь в качестве временной помощи, ведь у них есть другой вокалист – Риппер Оуэнс. Мы говорили с Тоби на эту тему, и если у Fastway появится какая-то классная возможность, он будет в наших рядах. Мы также обсуждали с Тоби вариант, при котором он будет играть на басу, ведь, как вы, наверное, знаете, он записал партии баса для альбома, он вообще прекрасный басист. Но петь и играть на басу одновременно оказалось для него невозможным, Тоби считает, что ему лучше сосредоточиться на вокале, и я склонен согласиться с ним. Вам, наверное, не доводилось видеть его на сцене, но он прекрасно работает с публикой, умеет привлечь ее на свою сторону. Так что мне кажется, что будет лучше, если он сосредоточится именно на этом. А у меня был разговор с Джоном МакМанусом, басистом Mama’s Boys, который уже выступал с нами в 2007 году. Кажется, он уладил все свои проблемы, и есть шанс, что он будет играть с нами, так что наша струнная секция может снова собраться в старом составе.

Теперь давай поговорим об истории Fastway. Название группы произошло от твоего прозвища и фамилии Пита Уэя (UFO). Пит был одним из основателей группы, но ушел из нее еще до того, как группа подписалась на CBS. Почему это произошло? Не думал ли ты о смене названия в связи с уходом Пита?

Менять название было уже поздно. Я не знаю, что случилось с ним, как раз вчера я говорил другому журналисту, что изначально Fastway – это я и Пит, мы вместе собрали эту группу и очень много работали… У него возникли какие-то проблемы с лейблом Chrysalis, где, скажу я вам, работали мерзкие люди. Chrysalis – это ужасный лейбл. Я пригласил их на запись демо, ведь я знал, что у Пита был с ними контракт, и я хотел, чтобы у них было предпочтительное право выбора в отношении Fastway, но они даже не потрудились прийти в студию. Я пригласил их и на две показательные репетиции, но и там они не сочли нужным появиться. Я скал: «Послушай, Пит, мы не можем постоянно гоняться за ними, мы должны привлечь кого-то другого и посмотреть, что выйдет». Он не проявил особого энтузиазма, но я сказал: «Что нам делать? Мы можем лишь просить их прийти, но они этого не делают. Эти люди из Chrysalis отвратительны, они по-настоящему мерзкие». В итоге, на наши репетиции пришли представители CBS и сказали: «Мы хотим подписать контракт с группой, мы готовы это сделать здесь и сейчас». Им настолько понравилась группа, что они прислали нам чек на аванс на следующее утро!

Я сказал: «Что же, насколько я понимаю, мы подписываем контракт с CBS. Я больше не собираюсь иметь дело с людьми из Chrysalis, если они не считают нужным принимать наши приглашения». Но для Пита это стало проблемой, ведь, как я уже сказал, Chrysalis – это кучка мерзавцев. Я отправился в их офис вместе с Питом и попытался обсудить ситуацию с исполнительным директором – Крисом Райтом – никчемным человеком, а также с Дугом Д’Арси, их тогдашним лейбл-менеджером. Мы сели за стол и долго общались с ними. Эти люди не были заинтересованы в группе, но в то же время они не хотели отпускать Пита на сторону. Я никогда не понимал эту отвратительную фирму. Но, конечно же, Пит из-за этого напрягся. Так что когда он получил от Шэрон Осборн приглашение войти в состав группы Оззи, о чем я даже не догадывался, он просто испарился. Однажды я пришел на репетицию и спросил: «А что с Питом?» Кто-то сказал: «Я не знаю». После этого я больше его и не видел. Мы не встречались с ним в течение семи лет, пока я не столкнулся с ним на улице. Это было так удивительно, ведь мы были хорошими друзьями. Я не знаю, что произошло, и предполагаю, что всему виной – предложение от Оззи, ведь это была прекрасная возможность.

Что же до смены названия… На тот момент все уже было решено. Я думал: «Ну, можно сменить название, но вдруг Пит вернется в группу». Я всегда думал, что Пит захочет вернуться, но он этого не сделал, а мне казалось, что если я поменяю название, то он уж точно не вернется. Из затеи с Оззи ничего не вышло, но и тогда Пит не вышел на связь. Наверное, ему было стыдно. На том все и закончилось.  

Что же до работы с Питом сегодня, то несколько лет назад мы пытались играть вместе с ним. Сейчас мы снова с ним добрые друзья, но, естественно, что на наши отношения повлиял тот эпизод. Если ты не можешь кому-то сказать прямо в лицо, что происходит, то у такой дружбы нет будущего.

Должен сказать, что Fastway так и не восстановились после ухода Пита. Первый альбом (“Fastway”, 1983) был хорошим, но уже на втором (“All Fired Up”, 1984) все пошло наперекосяк, а на третьей пластинке (“Waiting For The Roar”, 1985) стало еще хуже. Альбом “Trick Or Treat” (1986) был неплохим, потому что я продюсировал его вместе с давним знакомым - звукоинженером Уиллом Рейдом Диком, с которым я работал над “Iron Fist” (альбом Motorhead 1982 года) и помогал ему в продюсировании альбома Tank “Filth Hounds Of Hades” (1982). Так что при работе над “Trick Or Treat” я снова уселся в кресло продюсера. После записи этого альбома Дэйв ушел, он завил: «Чувак, я устал от тяжелого рока!» А я ответил: «Ну и ладно, тогда вали!» Что он и сделал. 80-е были для меня плохим временем, если не считать первый альбом Fastway. В 1989 году я попал в больницу с серьезными проблемами, мой желудок лопнул, и  у меня отовсюду лилась кровь. Смерть буквально стояла на моем пороге, и мне повезло, что я выбрался из этой ситуации живым. Так что 80-е для меня были ужасным временем.

Ты упомянул о проблемах с Chrysalis, и насколько мы слышали, отношения Motorhead с лейблом Bronze тоже не всегда складывались легко. Сейчас, когда у лейблов уже нет такой власти, легче ли стало работать с ними?

Если честно, я уже много лет не занимался творчеством. Последней моей работой был сольный альбом в 1993 году. В 2007-м лейбл Sanctuary предложил мне выпустить антологии, но поскольку инициатива исходила от них, я просто сделал то, чего от меня хотели – составил подборку песен. У меня был ряд треков, записанных в домашней студии, а также несколько демо с Питом Уэем, и я отдал лейблу все это добро. Когда я занимался выпуском последнего альбома, я понял, насколько индустрия изменилась. Сейчас это просто кошмар. Я не знаю, что с ней будет дальше – говорят, что компакт-диски исчезнут в течение пяти ближайших лет! На мой взгляд, это полное безумие, ведь диск – это не только носитель информации, у него есть обложка, оформление и все в таком духе. Хотя я, конечно, старомоден, я приверженец старой школы…

Винил все рано остается вне конкуренции!

Винил всегда будет лучшим. Мне он до сих пор нравится, и я знаю, что еще есть те, кто пытается выпускать записи на виниле, но это очень специфичный способ распространения, с его помощью нельзя охватить всех слушателей. И все равно, нельзя знать наперед, может, через 10 лет винил снова вернется, хотя я не думаю, что прошлое можно воскресить. Так или иначе, эта цифровая хрень очень дурно сказалась на музыкальном бизнесе, она его капитально испортила.

Продюсированием первых двух альбомов Fastway занимался Эдди Крамер, ранее работавший с Led Zeppelin. Вы выбрали его именно по этой причине, ведь ранние альбомы Fastway звучат как раз в духе Led Zeppelin?

Мы решили работать с ним над первым альбомом, поскольку кто-то из наших друзей упомянул его имя, а наш барабанщик Джерри Ширли, ранее игравший с Humble Pie, уже работал с ним. Всем эта идея понравилась, потому что на тот момент Эдди уже несколько лет не проявлял особой активности, и ему была нужна работа. К сожалению, Эдди из тех людей, которые перестают прилагать усилия, почувствовав себя комфортно на своем месте. Он хорошо поработал над первым альбомом, и альбом звучит потрясающе. Но вот второй альбом – я не знаю, что случилось с Эдди! Он не хотел тратить время на запись пластинки, не хотел находиться в студии, и сказал мне: «Эдди, я могу сэкономить твои деньги. Мы можем записать альбом за три недели!» А я ответил: «Нас ничего не поджимает, давай по-настоящему поработаем над записью». Но если вы сравните два этих альбома, то сами поймете, что звук на втором далеко не так хорош, как на первом. И это целиком на совести Эдди Крамера. Конечно же, меня это разозлило, и я не могу сказать о нем ничего хорошего. Да, я знаю, что он много сделал для Джими Хендрикса, для Led Zeppelin, да и над нашим первым альбомом он хорошо потрудился, но он подвел меня при работе над второй пластинкой, и если честно, то я не знаю, почему он так себя повел.

Ты сейчас раскритиковал “All Fired Up”, но ведь пластинка, на которой есть такие песни, как “Hurting Me”, просто не может быть плохой.

Нет-нет, второй альбом вовсе не плох, на нем есть несколько великолепных песен, но вот в плане продюсирования он далек от идеала. Я не ругаю этот альбом, я просто отметил, что звук на нем не так крут, как на первом. В частности, барабаны звучат однозначно хуже. Если бы Эдди Крамер получше поработал над звуком, альбом получился бы гораздо лучше. Думаю, мы все могли бы получше поработать над вторым альбомом.

В 1983 году группа выпустила сингл “Easy Livin’”, но главным хитом Fastway стала песня с его второй стороны – “Say What You Will”. Как ты думаешь, что сделало ее особенной для стольких людей?

Единственное, что я могу сказать об этом - когда мы сочинили “Say What You Will”, у нас уже было готово девять песен для альбома, и нам нужно было написать еще одну, а это сравнимо с походом к стоматологу. В итоге мы выжали из себя “Say What You Will”, и это далось нам очень непросто. Сперва песня нам не понравилась, это была наша самая нелюбимая песня на альбоме, и именно поэтому мы поместили ее на обратную сторону сингла. Но композиция стала колоссальным хитом в Америке, она всем нравится, и это показывает, как музыканты разбираются в своей музыке. Не слишком-то хорошо!

В 1986 году ты записал саундтрек к фильму ужасов “Trick Or Treat” («Конфеты или смерть»). Как появилась на свет эта запись? Отличалась ли работа над саундтреком от записи обычного студийного альбома?

Когда мы работали над третьим альбомом - “Waiting For The Roar” – CBS и наш менеджмент захотели привлечь продюсера Терри Мэннинга, известного по работе с ZZ Top. К этому моменту я утратил контроль над происходящим. После второго альбома я был очень разочарован, Джерри ушел из группы, Чарли МакКрэкен (басист) тоже покинул команду, у нас случилось несколько перебранок. Мне пришлось отправиться в Ирландию и выступать с ирландской группой Дэйва, а это значило, что я был лишь рядовым участником чужой группы. Можно сказать, что на тот момент я даже не был участником Fastway. Терри Мэннинг не использовал настоящие барабаны, и при работе над “Waiting For The Roar” он пользовался драм-машиной “Fairlight”, так что я просто возненавидел эту запись! Извините, конечно, но мне наплевать, что другие говорят об этом альбоме, я его ненавижу. В нем есть пара хороших песен, но в целом это был типичный для 80-х подход, когда музыканты не играли на настоящих барабанах – ну, вы понимаете, о чем я. “Trick Or Treat” мы записывали в Ирландии, и у нашего тогдашнего барабанщика Алана Коннора не было возможности участвовать в репетициях, и он предложил снова воспользоваться драм-машиной. (Смеется.) Я ответил: «Ну, если ты так хочешь, я не стану возражать». Думаю, он был всерьез встревожен тем, что не сможет соответствовать стандартам предыдущего альбома. В целом, на “Trick Or Treat” гитарный звук и сами песни получились хорошими. Не сказать, чтобы это была фантастика, но это был вполне себе неплохой саундтрек. В то время мы располагали крошечным бюджетом, ведь мы уже не были популярными, и денег у нас не было. Это была одна из причин ухода Дэйва Кинга – у нас не было денег. И все же мы выпустили альбом, и я остался им доволен. Его хорошо приняли, он неплохо продавался. Я был доволен “Trick Or Treat”, он стал лебединой песней нашего партнерства с Дэйвом Кингом, что говорит само за себя.

После этого в группе появился новый вокалист – достаточно известный джентльмен по имени Ли Харт. Как бы ты охарактеризовал его? Что ты думаешь по поводу того, что он использовал твои песни в собственных проектах вроде True Brits?

Да, он был забавный человек. Но к моменту, когда я закончил работу над “Trick Or Treat”, я был словно лопнувший пузырь, я был болен, я пил каждый божий день, меня вышвырнули с рекорд-лейбла, от меня отказался менеджмент, и все, что у меня было – это долги. Мне надо было платить долги Fastway, но у меня осталось совсем немного денег. И вдруг я встретил Ли Харта. Кто-то нас познакомил, и мы обсудили возможность записи альбома. Но я не знал о том, что у Ли были свои собственные планы. Мы написали с ним несколько песен, однако когда мы вошли в студию, он потихоньку прибрал контроль надо всем происходящим. Мой вклад в альбом “On Target” (1988) оказался мизерным, а он привнес в саунд все эти клавишные и все прочее, так что в итоге я уже практически ни на что не влиял. Для меня это было плохое время, просто ужасное. Когда дело дошло до второго альбома с Ли - “Bad Bad Girls” (1990) – я угодил в больницу на пять недель, а они как раз в это время записывали пластинку. Можно сказать, что в то время я даже не являлся участником Fastway. Мне очень стыдно за то, что тогда произошло со мной. Но это жестокий бизнес и жестокая игра. После этого так и не пришел в норму, и именно по этой причине ничего не делал до сих пор. Я был сыт этим по горло.

Но ведь в 1997 году ты выпустил альбом “On Target Reworked”…

Ох, этот альбом вообще не был предназначен для публикации. Ли Харт продал старые пленки моему бухгалтеру, и бухгалтер сказал мне при встрече: «У меня есть старые пленки времен “On Target”, давай посмотрим, что можно с ними сделать». У него на складе есть небольшая студия, совсем крошечная, там сохранились 24-дорожечные пленочные консоли, и один из парней, работавших на складе, немного разбирался в звукорежиссуре. Я отправился в эту студию и немного поглумился над пленками. Хотя это было занятно, я отлично провел время. Мы попытались сделать из этого материала альбом, но он все равно звучал недостаточно хорошо. Однако альбом все равно увидел свет. Для меня это был шанс убрать из песен все клавишные и вернуть звук моей гитары. Это единственное, чего я хотел – моя гитара должна была звучать там с самого начала. Я действительно наслаждался работой над “On Target Reworked”, и очень жаль, что этот альбом звучит не лучшим образом. Продюсирование могло бы быть и получше, но мы работал при полном отсутствии денег. Когда у тебя нет денег при работе с пленками… Пленочная аппаратура стоит огромных денег. Мне был хотелось сейчас все переделать в нормальной студии, ведь с помощью цифрового звука и компьютеров ты можешь записать альбом где угодно, и он будет звучать хорошо.

Кое-какие партии на том альбоме получились потрясающими, и я бы хотел, чтобы альбом изначально вышел таким, и если бы так и случилось, думаю, Fastway продолжили бы свое существование. Но, к сожалению, у Ли были совершенно другие соображения, он повсюду насовал клавишных, а мне клавишные совсем не по душе. Для меня это был чертов кошмар, но иногда в жизни приходится иметь дело с такими кошмарами. Тот период – большое черное пятно на моей карьере.

В 1993 году ты также выпустил сольный альбом “It Ain’t Over Till It’s Over”, для которого самостоятельно записал партии вокала. Тебе понравился этот опыт?

Что же, мне нравится этот альбом, почему бы и нет? Я написал его самостоятельно. Дело было в мой пост-алкогольный период, я прошел через множество трудностей, выздоровел, мое тело снова было в порядке, я прекратил пить и подумал: «Надо записать альбомчик». И я сочинил несколько классных песен, я очень люблю их. Но когда дело дошло до поиска вокалиста, я, памятуя о неудачном опыте с Дэйвом Кингом и Ли Хартом, подумал: «Не хочу связываться еще с одним вокалистом!» Думаю, если бы у меня в группе был настоящий вокалист, альбом мог бы неплохо продаваться, но, как вы знаете, его вообще никто не покупал. Я был очень разочарован, и после “It Ain’t Over Till It’s Over” у меня не было вдохновения записывать альбомы. Я просто играл у себя дома и получал от этого удовольствие. Теперь у меня есть своя студия, я записываюсь дома и делаю, что хочу. Все равно 90-е были плохим временем для тяжелого рока, ведь популярностью пользовался брит-поп и прочий мусор. В течение 10 лет тяжелый рок находился вне игры. И ситуация изменилась лишь в 2000 году, когда я выступил в “Brixton Academy” с Motorhead. Со стороны Лемми было очень мило пригласить меня, я был вне себя от радости. Это выступление дало мне новый импульс, я подумал: «Может, стоит побольше заниматься музыкой». Когда я вышел на сцену, ребята в партере словно с ума посходили. Тогда я снова начал играть, и хотя несколько лет ничего не происходило, но зато сейчас все получилось. Когда ты переживаешь плохие времена, на улучшение ситуации требуется масса времени. Если честно, мне вообще повезло, что я вернулся на сцену.

Как ты себе представляешь нынешний сет-лист Fastway? Какие песни группа собирается исполнять на концертах?

Конечно, сейчас нам есть из чего выбирать. Мы возьмем несколько песен с первого альбома, ведь в нем есть очень хорошие вещи, которые прекрасно работают на концертах. Концерты в 2007 году прошли фантастически, они были просто бесподобны. Но сейчас, когда у нас есть и новые песни, составить сет-лист будет непросто. Думаю, в нем должно быть полдюжины новых треков, а в целом, в сет-лист продолжительностью 50 минут должно войти 12 композиций. Возможно, это будет сочетание старых и новых вещей пополам на пополам, и все они будут хороши как на подбор. Должен сказать вам, я с нетерпением жду концертов!

В 1982 году ты продюсировал дебютный альбом английской группы Tank (“Filth Hounds Of Hades”). Какие у тебя остались воспоминания об этом? Как ты вообще очутился в кресле продюсера этой пластинки?

Я всегда немного баловался с ручками, у меня был четырехдорожечный магнитофон, и я всегда любил позаниматься записью. На самом деле, когда мне было 11 лет, я продал свою игрушечную железную дорогу и купил магнитофон, так что стремление к записи музыки было у меня всегда. У нас с Tank был один и тот же менеджер, и им был нужен… На самом-то деле, у них был и звукорежиссер, и продюсер, но произошла накладка с графиками, и менеджер Дуг Смит спросил меня, не мог бы я помочь с записью сингла “Don’t Walk Away”. Я ответил: «Да, конечно». В Motorhead у нас тогда особых дел не было, как раз наступила пауза между альбомами и турами, да и работы там было на пару дней. Я согласился, ведь мне всегда нравилось работать в студии. Так что я пришел и выполнил свою работу, все получилось нормально, и группа осталась довольна. Естественно, что потом Дуг Смит сказал: «Постойте-ка!» Конечно же, эта запись привлекла определенное внимание, поскольку я занимался ее продюсированием, и все стали говорить: «Фаст Эдди из Motorhead продюсирует Tank». Дуг подумал, что если я спродюсирую альбом, это поможет в его раскрутке, ведь на нем можно будет написать «спродюсирован Фаст Эдди». Закончилось все тем, что меня попросили быть продюсером альбома, и я, конечно же, согласился, ведь, как я уже сказал, мне нравится студийная работа. Я работал над альбомом с звукорежиссером Уиллом Рейдом Диком, который работал над пластинкой  Saxon “Wheels Of Steel”, а я обожаю эту запись! Saxon гастролировали в поддержку этого альбома вместе с Motorhead. Работать с Уиллом Рейдом Диком было моей мечтой, потому что мне нравится звук, который он делает. Так что я стал продюсером альбома, и все получилось здорово. Мне нравится этот альбом, на нем очень хорошие песни. Я считаю, что Эджи (Уорд, басист и вокалист Tank в то время – прим. авт.) очень талантлив. А вот с братьями Брэббсами у меня было много проблем, особенно с гитаристом (Питер Брэббс), с которым мы однажды даже всерьез сцепились.

В итоге, все вышло нормально, альбом получился отличным, и Tank выступали на разогреве у Motorhead на гастролях. Потом подошло время работы над “Iron Fist”, и наш менеджер – вот так вот и бывает в бизнесе – подумал: «Если Эдди будет продюсировать его, нам не придется платить продюсеру!» (Дружный смех.) В итоге я стал продюсером “Iron Fist”, хотя я должен сказать, что мне совершенно этого не хотелось, потому что я не представлял, как буду продюсировать альбом, на котором играю сам. Но менеджеры всегда думают о том, как бы сэкономить денег. Это стало началом конца. Насколько я знаю, Лемми это не понравилось, хотя Фил (Тэйлор, барабанщик) пришел в восторг. Но Лемми был недоволен, и думаю, с этого момента наши отношения начали портиться. Лемми не понравилось и то, что я продюсировал альбом Tank. Наверное, он подумал, что я отдаляюсь от Motorhead. Но я вовсе не отдалялся от Motorhead, просто у нас выдалось свободное время, группа ничем не занималась, и я пытался это время чем-то заполнить. Но это стало началом конца того состава Motorhead, и все эти вещи внесли свою лепту. Плюс ко всему, если ты находишься на пике карьеры – как тогда было с Motorhead – все начинают воспринимать все слишком близко к сердцу.

Ты также записал гостевое соло на альбоме “Under The Blade” Twisted Sister. Не мог бы ты рассказать о своих отношениях с этой группой?

Продюсированием этого альбома занимался Пит Уэй. Конечно, я был знаком с Twisted Sister еще со времен Motorhead, и когда они спросили Пита: «А нельзя ли заполучить Эдди для записи соло?», я ответил согласием. Они спросили: «А что ты хочешь за это получить?» И я сказал: «Бутылку Jack Daniels» (Дружный смех.) Они записывались где-то в графстве Кент, и Росс Халфин (известный рок-фотограф – прим. авт.) отвез меня в студию на своей машине. Они дали мне бутылку Jack Daniels, которую я тут же и откупорил, и в итоге записал соло, которое, кажется, им понравилось. Как вы знаете, в работе над альбомом принял участие и Уилл Рейд Дик, он помогал им с окончательным микшированием. Конечно же, мы с Twisted Sister были хорошими приятелями, но мне особо нечего о них рассказать, ведь с тех пор я очень редко с ними виделся. Они живут в Америке, так что встречаемся мы нечасто. Думаю, наши пути пересеклись лишь однажды, когда мы были в Нью-Йорке, где они выступали, а у нас был свой концерт где-то поблизости. Последний раз я видел их, точнее, Джей Джей Френча (гитара), на фестивале “Heavy Metal Hell” в 2007 году, и это было здорово, как в старые добрые дни. Сейчас мы все постарели и стали мудрее. (Смеется.) Но они все равно хорошие ребята, я люблю их.

Ты упомянул шоу с Motorhead в “Brixton Academy”. Не мог бы ты чуть подробнее рассказать о нем? Как ты оказался в числе его участников, насколько тебе понравилось само шоу, и каким образом оно помогло тебе начать карьеру заново?

Лемми просто позвонил мне. Группа планировала отметить свой 25-летний юбилей и снять этот концерт на видео. Лемми пригласил меня прийти и исполнить несколько песен, и я ответил: «Фантастика! Конечно, я согласен!» Мы обсудили, какие песни будем играть, и в итоге выбрали “The Chase Is Better Than The Catch” и “Overkill”, и Лемми сказал: «Все остальное утрясем на саундчеке». Я пришел пораньше на саундчек и встретил там Брайана Мэя. Это было здорово, потому что я знаю Брайана еще с 80-х годов, когда я впервые собрал Fastway. Он тогда выходил в свет с дамой, которая была близкой знакомой моей группы, так что мы с Брайаном познакомились еще в те времена. Это было очень весело, правда.

Само шоу мне очень понравилось. Думаю, оно прошло просто отлично, а публика, как я уже говорил, была восхитительной. Для меня это был шанс снова надеть патронташ, выйти на сцену и пережить некоторые моменты из моего прошлого. По сути, именно Motorhead были моим прошлым. Fastway – это ведь не мое прошлое, эту группу я создал сам, а Motorhead были тем, для чего я был рожден. Могу лишь сказать, что этот концерт в Брикстоне заставил меня почувствовать… Когда я вышел на сцену, рев публики был неописуем, и я задумался: «Я снова должен заниматься этим». Мне потребовалось много времени, чтобы осуществить эту идею, но я чувствую, что сейчас я снова на коне.

Общаешься ли ты с Филом Тэйлором? Знаешь ли ты, чем он сейчас занимается?


Нет, мы не общались с Филом уже года два или три. Он постоянно в разъездах, занимается своими делами и ни с кем особо не видится. Но он выходит на связь со мной, если ему что-то нужно или у него появляются проблемы. Мы по-прежнему близкие друзья.

В последних интервью Лемми звучит не очень жизнерадостно, он время от времени говорит что-то вроде: «Я живу каждый день, словно он мой последний, в моем возрасте ни в чем нельзя быть уверенным». А как ты ощущаешь себя в своем возрасте?

Быть старым не слишком приятно, но что с этим поделать? Лемми прав – никогда нельзя знать, когда толстая дама споет свою песенку. Не знаю, сколько вам лет, но когда вы доживете до наших лет, когда вам будет порядком за 60, все начнет потихоньку ломаться, делать многие вещи становится труднее. Вы уже не сможете тусоваться столько, сколько могли раньше. Нельзя понять, что значит быть пожилым, пока вы сами не станете такими же. Но вообще, мне кажется, Лемми держится молодцом, он на добрых пять лет старше меня, и выглядит для своих лет он отлично. Удачи ему, пусть правит еще долго!

Официальный сайт Эдди Кларка: http://www.fasteddieclarke.com

Выражаем благодарность Максиму Былкину (Soyuz Music) за организацию этого интервью

Интервью – Константин “Hirax” Чиликин, Роман Патрашов
Перевод с английского - Константин “Hirax” Чиликин
Октябрь 2011 г.
© HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker