Jutta Weinhold

Jutta Weinhold
Хэви-метал – это мир мужчин

15.04.2011

Архив интервью | English version

На немецкой сцене всегда хватало прекрасных дам, играющих тяжелую музыку – достаточно вспомнить хотя бы такие имена, как Доро Пеш и Сабина Классен. Но еще до того, как эти певицы начали свою карьеру, немецкие концертные залы уже сотрясала другая дама, и она до сих пор не бросает это увлекательное занятие. Речь идет о Ютте Вайнхолд, которая лучше всего известна как фронт-леди групп Zed Yago и Velvet Viper, весьма популярных в конце 80-х – начале 90-х. Некоторые из вас, возможно, также слышали ее сольные работы, а также два альбома группы Weinhold, выпущенных уже в 2000-е. Однако мало кто знает, что к моменту релиза первого альбома Zed Yago за плечами у Ютты уже была почти 20-летняя музыкальная карьера. В этом интервью мы попытались охватить все периоды творчества певицы. Возможно, оно получилось не столь подробным, как нам того хотелось бы (Ютта согласилась отвечать лишь по электронной почте, а это накладывает определенные ограничения), но так или иначе, оно поможет вам чуть лучше узнать человека, посвятившего музыке всю свою жизнь…

Ютта, давай начнем нашу беседу с вопросов об истоках твоей карьеры. Где ты родилась? Что ты можешь рассказать о своем детстве? Что побудило тебя стать певицей?

Я родилась в 1947 году в предместье Майнца, мои родители были виноделами. В 1963 году я присоединилась к школьному ансамблю, но моя профессиональная карьера началась шесть лет спустя, в 1969 году, когда я вошла в состав трупы мюзикла “Hair”. Затем последовало мое участие в постановке “Jesus Christ Superstar”, где я проработала до 1973 года. В те дни я жила в Мюнхене. Я также гастролировала по Франции с группой Amon Düül II, с которой выступала и на некоторых фестивалях.

Как тебе понравилось участие в “Hair” и “Jesus Christ Superstar”? Помогло ли это тебе как певице?

Без сомнения, это был прекрасный опыт, равно как и мой первый шаг на пути к музыкальной карьере.

В одном из интервью ты говорила, что после участия в постановке “Hair” ты стала убежденной хиппи. Оглядываясь назад, что ты можешь сказать о культуре хиппи 1960-х годов в Германии?

Это было прекрасное время, скажу я вам, моя личная «культурная революция». Тогда я впервые услышала таких прекрасных музыкантов, как Джими Хендрикс, Дженис Джоплин, Led Zeppelin и многих других. Для меня это стало одним из главных источников вдохновения факторов в моей жизни.

Расскажи, пожалуйста, о своем сотрудничестве с Удо Линденбергом. В России он прославился благодаря дуэту с Аллой Пугачевой, но это произошло уже после того, как ты работала с ним. Записала ли ты что-то с Удо? Что за музыку ты исполняла в его группе?

В 1974 году я переехала в Гамбург и стала петь в Kaftan Blues Band. Чуть позже я основала собственный коллектив Jutta Weinhold Band – с этой командой мы каждый вечер до изнеможения выступали по клубам. В те времена Гамбург был настоящим центром рок-музыки. Однажды в клуб, где мы играли, пришел Удо и захотел выйти с нами на бис в качестве барабанщика. Он поинтересовался, не хочу ли я присоединиться к его команде на гастролях, которые состоялись в 1976 году. Этот тур стал одной отвязной и бесконечной вечеринкой.

А что ты можешь сказать о своем вкладе в Amon Duul II? Насколько он был весомым? Тебе действительно нравилась такая музыка, или это была просто работа ради обретения популярности?

Работа с Amon Düül стала для меня первым опытом выступления в настоящей группе. Это были отличные и ненормальные ребята. Фрэнк Заппа как-то охарактеризовал их: «Безумно энергичные, но очень несыгранные музыканты».

В 1974 году вышел твой первый сольный сингл. Какие у тебя остались воспоминания о нем? Как получилось, что ты начала сольную карьеру?

В тот момент, когда я записывала тот сингл, я точно знала, чего я НЕ хочу делать. По-настоящему я хотела играть в реальной группе и исполнять отвязный рок-н-ролл. После этого вышел мой первый полноформатный альбом, который был записан с группой Удо Линденберга - Panik-Orchester. Второй альбом записывался уже с музыкантами из группы Lucifer’s Friend. Он, а также три года непрерывных гастролей с Удо, принесли мне определенную популярность. Но можно ли говорить о настоящем успехе? Пожалуй, нет. Я так и не сумела покорить чарты.

Что ты можешь сказать о немецкой рок-сцене тех времен? Похоже, ты стала первой женщиной-вокалисткой в Германии.

Действительно, женщин на немецкой рок-сцене было очень мало, зато сама сцена была очень успешной, ведь все только и говорили, что о немецком краут-роке.

В начале 1980-х твое участие в деятельности панк-группы Breslau вызвало волну негативных отзывов в прессе, хотя ты так и не стала полноценным членом этого коллектива. Но если не касаться политического и текстового аспектов, то чем тебя привлекал панк-рок? Обычно хиппи и панки не очень хорошо относятся друг к другу, а твои корни, как-никак, лежат в движении хиппи…

Все очень просто: музыкальная сцена постоянно меняется, а панк в то время был очень популярен и заинтересовал меня.

Как ты познакомилась с Алексом Парше (гитарист Breslau, а также собственного коллектива)? Почему ты захотела петь в Breslau на немецком языке?

Предложение присоединиться к Breslau, которые и были проектом Алекса Парше, мне поступило от лейбла EMI. Breslau играли достаточно тяжелую музыку, а Алекс оказался великолепным гитаристом. EMI была нужна певица, чтобы закончить работу над этим проектом, потому что результат с предыдущим вокалистом их не устраивал. В то время я не могла отказаться от предложения подобного рода. Однако нас очень удивило, что пресса стала записывать нас в участников определенного политического движения, ведь никто из музыкантов группы не имел никакого отношения к фашизму. Для меня это стало одним из самых неприятных моментов во всей карьере.

Сейчас женщины в рок-группах не являются чем-то неестественным, но тогда, как мне кажется, было трудновато пробиться к славе, будучи женщиной. У тебя случались какие-то проблемы с публикой, лейблами или промоутерами из-за твоего пола?

Знаешь, рок-музыка сама по себе – очень тяжелое занятие, потому что в чартах все равно доминируют поп-исполнители. Вполне естественно, что хард-рок и хэви-метал – это мир мужчин. Но меня очень беспокоит тот факт, что сами мужики очень консервативно относятся к женщинам на рок-сцене. Девушке в этом бизнесе приходится быть более чем великолепной, чтобы добиться хоть какого-то уважения.

Занятно, что на немецкой метал-сцене всегда было полно женщин – Доро, Сабина Классен, Лаос, Джоал и многие другие. Ты согласна с тем, что именно ты проложила им дорогу? Чувствуешь ли ты какую-то особую ответственность?

Да нет, не сказала бы. Каждая из нас занимается своим делом. Между нами, на самом деле, не так много общего.

Твои ранние альбомы звучали больше в духе рока, но затем ты обратилась к хэви-металу. Как это произошло? Что привело тебя к исполнению более тяжелой музыки?

Мне просто хотелось играть более мощную музыку. Мне хотелось сочинять что-то большее, чем обычный рок-н-ролл. Я также хотела писать более поэтичные и фантастические тексты, основанные на литературных произведениях. Для таких текстов мне была нужна более тяжелая музыка.

Расскажи о том, как была создана группа Zed Yago. Как ты придумала одноименный персонаж?

Образ Зед Яго появился у меня в 1985 году. Она была дочерью Летучего Голландца (персонаж одноименной оперы Рихарда Вагнера – прим. авт.). Это было мое дитя, которое я потеряла.

История Зед Яго связывает воедино всех альбомы Zed Yago и Velvet Viper, и по ходу ее развития героиня проходит через множество миров – от Троянской войны до Камелота короля Артура. Не могла бы ты вкратце рассказать сюжет этих приключений?

Она явилась на землю, чтобы найти утраченную фантазию, ведь без нее душа умирает, а без души и человечество обречено на гибель. Приключения Зед Яго начинаются в сумеречной зоне, и в поисках фантазии она проходит через всевозможные саги, легенды и мифы.

Ты упоминала, что написала книгу “Die Tochter des Fliegenden Holländers auf der Suche nach der verlorenen Phantasie”. Она как-то связана с историей Зед Яго?

Конечно, ведь основой для этой истории послужили тексты, которые я написала для Zed Yago и Velvet Viper. Книга более детально раскрывает сюжетную линию текстов. Это настоящее фэнтези.

Поддерживаешь ли ты контакт с оригинальными участниками Zed Yago Буби Шмидом (барабаны) и Татчем (бас). Играют ли они сейчас в каких-то группах?

Буби живет неподалеку от Гамбурга, и, насколько я знаю, играет в какой-то рок-группе. Мы с ним общаемся на Facebook. Татч живет в Берлине, и, признаться, я не знаю, чем он занимается.

Как получилось, что ты не закрепила за собой права на название группы, которую сама же и собрала? Почему другие участники команды вступили в борьбу за права на это название, если в 90-е годы они все равно его не использовали?

Я попробую ответить покороче, хотя, на самом деле, это очень долгая история. Моей главной ошибкой стало то, что я не оформила свое право на название Zed Yago. Меня не слишком заботило право на эксклюзивное использование этого имени. После распада группы имя сохранилось за большинством – тремя музыкантами, которые продолжили работать вместе после моего ухода. Сейчас у них есть право на это имя, но у этой группы нет настоящей души. После того, как я потеряла право на использование прежнего названия, я собрала коллектив Velvet Viper. Все, его я хотела, так это продолжать двигаться вперед. И не только из-за контрактов с лейблами или концертов – у меня в запасе было множество разных историй, и я не хотела прекращать свои поиски фантазии.

В плане концепции и музыки Velvet Viper были продолжением Zed Yago, но новая группа так и не добилась успеха. Ты даже говорила, что Velvet Viper никогда не выступали живьем. Почему новый коллектив не сумел пробиться? С моей точки зрения, Velvet Viper выпустили прекрасные альбомы, а “The 4th Quest for Fantasy” (1992) является лучшей твоей работой в плане звука.

Хороший вопрос… На самом деле, я не знаю ответа. Просто что-то не срослось. Мне нравились Velvet Viper, но, может, звезды сложились как-то не так. Так всегда бывает: когда появляются проблемы, никто не стремиться протянуть тебе руку помощи, и твой путь вниз проходит в полном одиночестве.

В работах Zed Yago и Velvet Viper ты использовала цитаты из Гетте и Шиллера, а также фрагменты произведений Рихарда Вагнера. Этим ты пыталась возродить дух классической немецкой культуры?

Не столько немецкой, сколько европейской культуры. Моей задачей было сделать что-то отличное от американских рок-групп.

В Velvet Viper ты работала с гитаристом Роем Ластом, игравшим до этого в собственной группе. Что ты можешь сказать о нем?

Мне очень жаль Роя – несколько лет назад он умер от сердечного приступа.

Твоя сольная карьера включает в себя множество альбомов в разных стилях – от акустического материала с Akustik Randale и мелодик-рока на альбоме “To be Or Not…” (1994) до более тяжелых вещей на последнем диске “Read Between The Lines” (2010). Какой альбом является твоим любимым? Какую музыку ты считаешь подходящей для тебя сейчас?

Мне нравятся все альбомы, хотя я не могу быть объективной в этом вопросе. Akustik Randale – это акустический проект, в котором я играю песни моей молодости, обладающие определенным «духом эпохи». Песни тех времен, когда у всех парней были длинные волосы, а любовь, мир и страсть словно бы витали в воздухе. В 2004 году я создала группу под названием Weinhold, с которой записала два хэви-металлических диска - “From Heaven Through The World To Hell” (2004) и “Below The Line” (2006). Альбом “Read Between The Lines” – это словно бы поперечный срез всей моей музыкальной карьеры.

В конце 2000-х годов ты сотрудничала с краут-роковой группой Jane. Что ты можешь сказать о группе и ее музыке?

Музыканты Werner Nadolny's Jane (так группа стала называться после смерти ее лидера Петера Панки – прим. авт.) затеяли проект под названием “Rocklegendenband”, и мы с Джеффом Харриссоном (ex King Ping Me) присоединились к команде в качестве специальных гостей.

Ты также много записывалась в качестве бэк-вокалистки у разных групп (среди них - Helloween, Metalium, Not Fragile). Какие наиболее яркие воспоминания у тебя остались от этих сессий?

Мы все прекрасно знаем друг друга, и если кому-то нужна помощь, если кто-то нуждается в сильном и мощном вокале, то нередко эти люди обращаются ко мне. Подобные сессии всегда доставляют немало удовольствия. Ты встречаешься со своими друзьями и коллегами и можешь поболтать о старых добрых деньках.

История Weinhold прервалась после выпуска двух альбомов, равно как и история Zed Yago с Velvet Viper. Нет ли в этом чего-то мистического, что не позволяет твоим группам записать третий альбом?

Да уж, и правда, мистика какая-то, мне надо подумать над этим. Но на самом деле, группа Weinhold все еще существует. Ну а более реалистичной причиной такого расклада вещей являются финансовые трудности. Когда у тебя нет никакой поддержи от музыкальной индустрии, трудно удерживать команду на плаву.

Что ты думаешь о возрождении Zed Yago в середине 2000-х годов? Имеют ли эти музыканты право использовать это название без тебя по прошествии стольких лет?

Мне плевать на них. У них есть имя, но нет ни души, ни сущности настоящих Zed Yago. Для меня Zed Yago умерли много лет назад.

Твоя карьера полна взлетов и падений, которые обычно случались в самые неподходящие моменты. Что бы ты изменила в своей жизни, если бы у тебя была такая возможность? Можешь ли ты назвать свою карьеру приятной или успешной?

Я бы хотела лучше разбираться в людях. Моей самой большой ошибкой было сотрудничество с неправильными людьми в Zed Yago. Но я все еще имею возможность исполнять ту музыку, которая мне нравится, и, что более важно, вокруг меня все еще есть люди, которых я люблю. Мне кажется, это тоже можно назвать успехом.

Какую музыку сейчас ты предпочитаешь слушать? Ты следишь за новыми веяниями в музыке или предпочитаешь классику?

В данный момент моя любимая группа - это Them Crooked Vultures.

Ты говорила, что работаешь над новым материалом. Как ты можешь описать его? Когда выйдет твой новый альбом?

Недавно мы закончили работу над пятью песнями для книги ”Die Tochter vom Fliegenden Holländer auf der Suche nach der verlorenen PhantaSIE”. Это пять заново записанных песен с ранних альбомов Zed Yago, спетых оригинальным голосом группы. Мой старый приятель Михаэль Вагенер из Нэшвилла уже смикшировал эти треки.

Твои пожелания российским поклонникам!

Помните, что музыка всегда будет самой лучшей вещью на свете! Любви и мира вам.

Официальный сайт Ютты Вайнхолд: http://www.jutta-weinhold.com/

Константин “Hirax” Чиликин
7 апреля 2011 г.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker